Сэмюэл Фриц
Преподобный Сэмюэл Фриц СДЖ | |
---|---|
Рожденный | 9 апреля 1654 г. |
Умер | 20 марта 1725 или 1730 г. Район Джеберос , Перу |
Национальность | чешский |
Альма-матер | Карлов университет в Праге |
Работодатель | Общество Иисуса |
Известный | Создание ранней карты реки Амазонки |
Сэмюэл Фриц SJ (9 апреля 1654 г. - 20 марта 1725, 1728 или 1730 гг.) [1] [2] был чешским миссионером -иезуитом , известным своими исследованиями реки Амазонки и ее бассейна . Большую часть своей жизни он проповедовал общинам коренных народов западного региона Амазонки, включая омагуа , юримагуа, айсуаре, ибанома и тикунас . В 1707 году он составил первую точную карту реки Амазонки , указав ее истоком Мараньон .
Будучи знатоком технических искусств и ремесел, он также был врачом, художником, плотником, столяром и лингвистом , умеющим общаться с индейцами. [3] Он был эффективным и уважаемым человеком, а также помог вице-королевству Перу в его пограничном споре с государством Бразилия .
Между 1686 и 1715 годами он основал тридцать восемь миссий вдоль реки Амазонки, в стране между Рио-Напо и Риу-Негро , которые назывались миссиями Омагуа. [4] Наиболее важными из них были Нуэстра-Сеньора-де-лас-Ньевес-де-Юримагуас и Сан-Хоакин-де-Омагуас, основанные в первые годы миссионерской деятельности Фрица, а затем перенесенные в январе 1695 года в устье реки Ампияку, недалеко от современного города. Город Пебас в перуанском департаменте Лорето . Эти миссии постоянно подвергались нападениям со стороны бразильских бандейрантес, начиная с 1690-х годов. [5]
Фриц подробно описал свою раннюю миссионерскую деятельность среди народа Омагуа в серии личных дневников, написанных между 1689 и 1723 годами. Длинные отрывки из этих дневников были составлены и перемежены комментариями анонимного автора в период между смертью Фрица и 1738 годом, когда они появляются в Коллекция Пабло Марони . [6] [Примечание 1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фриц родился в Траутенау , Богемия . Проучившись год в Карловом университете в Праге в Общество Иисуса , в 1673 году он поступил послушником и изучал математику, геодезию и геодезию. В течение нескольких лет он преподавал в иезуитских семинариях в Угерске-Градиште и Бржезнице , в конечном итоге став заместителем ректора в Брно , где он также дирижировал студенческим оркестром. Он был рукоположен в священники 4 февраля 1683 года. [1] В сентябре 1684 года его отправили в Кито в качестве миссионера, он прибыл в Картахену, Колумбия , и путешествовал по суше. В 1686 году ему было поручено работать среди индейцев Верхнего Мараньона .
Работайте с людьми Омагуа
[ редактировать ]Фриц утвердился среди омагуа (омайя или камбебас) и в течение нескольких лет разработал свой собственный катехизис омагуа на языке омагуа . Жители Омагуа просили защиты от португальских работорговцев, которые начали совершать набеги на их общины к 1680-м годам. Когда Фриц прибыл на их территорию в 1686 году, омагуа населяли острова посреди реки Амазонки , в регионе, простирающемся примерно от места слияния Амазонки и реки Напо до реки Журуа . [8] К концу своего первого года среди омагуа он начал длительное путешествие вниз по реке, чтобы посетить все тридцать восемь существующих деревень, проведя в каждой по два месяца. Он переименовал их, используя имена святых покровителей , построил несколько элементарных часовен и крестил в основном детей, потому что он обнаружил, что большинство взрослых недостаточно воспитаны, а также «не хотят полностью отказываться от некоторых языческих злоупотреблений». По завершении этого путешествия, которое длилось около трех лет, он провел церемонию крещения всего племени, прежде чем вернуться в Сан-Хоакин-де-Омагуас. [9] Позже он сосредоточил коренные народы из разных общин в так называемых « иезуитских редукциях ». Он также периодически проповедовал Юримагуа, Айсуаре, Ибанома и Тикунас . [10]
Составление карты Амазонки
[ редактировать ]По просьбе Real Audiencia Кито в 1687 году он начал разграничивать спорную миссионерскую территорию в Верхнем Мараньоне между Перу и Кито. [11] В 1689 году он предпринял на примитивной пироге смелое путешествие длиной более 6000 километров вниз по Амазонке в Пара , где он отправился на лечение. [12] вероятно, от малярии. [11] «Я заболел сильнейшими приступами лихорадки и водянки , начавшимися с ног, а также другими жалобами», — писал он позже в отчете о своем путешествии. Фриц отправился вниз по течению «в надежде получить какое-нибудь лекарство от моих страданий» и через три недели достиг устья Риу-Негру. [13] [Примечание 2] Там он встретил группу воинов Тупинамбарана , которые сопровождали его в мерседарианскую миссию, где его лечили кровопусканием и терапевтическим окуриванием, «но вместо того, чтобы получить пользу, мне стало хуже, чем раньше». Несколько португальских миссионеров отвезли Фрица в иезуитский колледж в городе Пара , но когда он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы вернуться к своей миссии, он был задержан и заключен в тюрьму на восемнадцать месяцев Артуром де Са Менесешем , губернатором штата Мараньян. по обвинению в том, что он был испанским шпионом. [4] Фактически, португальцы были обеспокоены тем, что испанские миссии на реке Верхний Солимойнс побудят коренные общины поддержать Испанию против Португалии. Фриц использовал это время для подготовки карты реки. [9] была подана жалоба В 1691 году, после того как в Совет Индии , его освобождение было санкционировано королём Португалии , который также объявил выговор и уволил губернатора. На обратном пути Фрица сопровождал отряд португальских солдат, с которыми он посетил крепости в Гурупе и Тапажосе . Оставив Фрица в устье реки Коари в октябре 1691 года, солдаты «жестоко убили очень много людей, а остальных увезли в рабство», как позже узнал Фриц. [11]
Затем Фриц продолжил путь вверх по реке Уальлага до Уануко , а оттуда в Лиму , вернувшись через Хаэн к миссиям на реке Мараньон в феврале 1692 года. В Лиме он представил свой отчет вице -королю Конде де ла Монклова Мельчору Портокарреро Лассо де ла Вега. , включая подробную карту региона Амазонки. составленную им [11] Вице-король был настолько впечатлен работой Фрица, что дал ему тысячу серебряных песо из казны и еще тысячу из собственного кармана на покупку «колоколов, украшений и других дорогостоящих предметов, способствующих украшению и достойному оснащению его новых церквей». ." Тем не менее вице-король сказал Фрицу, что он серьезно сомневается в том, что производственный потенциал лесов Амазонки достаточен для того, чтобы оправдать борьбу с португальцами за получение контроля над ними или даже защиту какого-либо конкретного аванпоста. [9]
Карты Фрица
[ редактировать ]
Плохо оснащенный инструментами, Фриц составил сравнительно точную карту течения Амазонки от Белена до Кито . Карты Фрица были первыми приблизительно точными картами территории Мараньон и примечательны относительно точным изображением контуров и пропорций южноамериканского континента. Они были первыми, которые были почерпнуты на основе личного опыта человека, переплывшего реку Амазонку от одного конца до другого. Его намерением было получить военную и финансовую поддержку от колониальных и королевских властей для развития своей миссии среди приграничных племен. [7]
Всего Фриц составил как минимум шесть карт, а возможно, и больше, и из них сохранились только четыре. В 1689 году во время своего путешествия в Пара он создал проект карты реки и представил его тамошнему губернатору. Во время заключения он создал второй вариант этой карты на четырех смежных листах бумаги, в который вошли названия коренных общин, иезуитских сокращений , миссионерских поселений и этнических групп. [14] По прибытии в Лиму в 1692 году он создал увеличенную версию этой карты для печати. Трудности с воспроизведением этой карты не позволили ее напечатать, и слегка измененная версия была наконец опубликована в Кито в 1707 году. [13] под названием «Великая река Мараньон или Амазонас с миссией Общества Иисуса, географически описанная Сэмюэлем Фрицем, поселившим миссионера на указанной реке». [7] Эта версия имеет размеры 126 на 46 см и включает в легенду подробное описание фауны и флоры, а также коренного населения Амазонки. Крестами отмечены места гибели миссионеров. Оригинал находится в Национальной библиотеке Франции . [15]
Сам Фриц был твердо убежден, что его карта гораздо точнее, чем другие современные карты Амазонки, и писал:
"Эту карту я создал для лучшего понимания и общего урока о великой Амазонке, или Мараньоне, с огромными усилиями и большим трудом... Хотя сегодня появилось множество других карт, я хочу, никого не касаясь, сказать, что ни одна из этих карты точны, потому что либо измерение на этой великой реке было невнимательно, либо вообще не производилось, либо оно было записано по сочинениям разных авторов». [6]
Копия гравюры Кито была отправлена в Мадрид по приказу Королевской аудиенсии Кито на попечение прокуратора провинции иезуитов. Но корабль был перехвачен англичанами, которые опубликовали карту в 1712 году с изменениями и в уменьшенном масштабе. впервые [7] [16] [17] [18]
Слегка измененная французская версия была опубликована в 1717 году в Париже под названием « Течение реки Мараньон, иначе известной как Амазонки», отцом Сэмюэлем Фрицем, миссионером Общества Иисуса. [7] [19] В 1726 году карта была воспроизведена в немецкоязычном иезуитском издании Der Neue Welt-Bott . (Аугсбург, 1726, I), [4] Пересмотренная версия под редакцией Германа Молля была включена в «Географический атлас» в 1732 году. [20] В 1745 году Шарль Мари де ла Кондамин включил его в свой «Сокращенный отчет о путешествии во внутренние районы Южной Америки» (Париж, 1745 г.): [21] [22] вместе с пересмотренной диаграммой, основанной на карте Фрица, для сравнительного изучения. Среди других изменений Кондамин добавил соединение Амазонки с бассейном Ориноко , которое было обнаружено после смерти Фрица. [7]
Вторая французская версия была опубликована в 1781 году в Lettres Edabilités et Curieuses, Écrites des Missions Étrangères (Париж, 1781). [23]
Одной заметной ошибкой на карте является включение озера Парим , о котором Фриц знал только понаслышке и которое безуспешно искали с тех пор, как сэр Уолтер Рэли догадался о его существовании в 1595 году. [24] Позже исследователи пришли к выводу, что озеро было мифом. [25]
Верования коренных народов о Фрице
[ редактировать ]В 1692 году, вернувшись из плена у португальцев, Фриц обнаружил, что культ Омагуа вырос вокруг утверждений о том, что он обладает сверхъестественными способностями, связанными с лечением , обрядами перехода и движением рек, а также верой в то, что сам Фриц был бессмертен. Во время его отсутствия, в июне 1690 года, произошло сильное землетрясение. [26] индейцы объяснили это гневом своих божеств на заключение Фрица в тюрьму. [9] Распространились также слухи, что португальцы разрубили Фрица на куски, но он чудесным образом собрался заново. Однако некоторые из этих убеждений изображали Фрица злом. [12] После солнечного затмения в июне 1695 года вождь айсуари отправил Фрицу подарки с посланием, в котором умолял его не гасить солнце. [9] Говоря более практично, многие индейцы рассматривали присутствие испанских миссионеров как защиту от португальцев, которые подвергали коренные общины принудительному труду . [8] Фриц понимал, что индейцы считали его отличным от других европейцев — более добрым и терпеливым, менее корыстным и не эксплуататорским, а также, вполне возможно, бессмертным. Однажды, когда он говорил о загробной жизни, его прервал вождь айсуари, который сказал, что Фриц наверняка никогда не умрет, потому что тогда некому будет служить их «Отцом, Любовником и Защитником». [9]
Конфликт с португальцами
[ редактировать ]Начиная с 1693 года, Фриц начал работать над тем, чтобы убедить омагуа в Сан-Хоакин-де-Омагуас отказаться от своих островных сообществ и основать новые поселения на близлежащих берегах самой Амазонки. Фриц хотел, чтобы более крупные общины сосредоточивались вокруг часовни или церкви, и рекомендовал, чтобы эти общины были защищены от португальских работорговцев. [9] В 1695 году Сан-Хоакин-де-Омагуас был перенесен в устье реки Ампияку на традиционную территорию Каумарис. [12] Постепенно сообщество росло, поскольку люди искали убежище от Каумарис и Майорунас , традиционных врагов Омагуа. Дальше на восток Фриц основал еще два таких сокращения , Сан-Пабло и Нуэстра-Сеньора-де-Гуадалупе. [9]
Вскоре набеги рабов , периодически совершавшиеся из Пара (современный Белен ), стали настолько интенсивными и частыми, что омагуа из отдаленных общин, а также соседние юримагуа бежали в сравнительную безопасность миссионерских поселений иезуитов недалеко от устья реки Напо, включая Сан-Хоакин де Омагуас. Этот приток беженцев способствовал ухудшению отношений между иезуитами и постоянными жителями миссионерских поселений Омагуа. Многие омагуа также покидали миссии иезуитов, соблазненные материалами и товарами, распространяемыми кармелитскими миссиями, которые конкурировали с иезуитами за новообращенных миссий.
10 апреля 1697 года в Нуэстра-Сеньора-де-лас-Ньевес Фриц встретил монаха Маноэля да Эсперансу, вице- провинциала португальских кармелитов, и группу прибывших португальских солдат, сообщивших, что они намереваются завладеть Верхним Солимойнсом. Фриц сказал им:
«Более восьми лет я мирно владею этой миссией от имени Короны Кастилии . Я сформировал большую часть этих индейцев-язычников в миссионерские поселения, в то время как некоторые бродили по лесу в качестве беглецов, а другие жили в укрытии недалеко от лагуны из-за убийств и порабощений, которым они раньше подвергались со стороны жителей Пара. Я сам, когда был в этом городе [Белеме], видел много рабов из этих племен». [11]
Тем не менее португальцы потребовали, чтобы Фриц переместил свою миссию вверх по течению, предупредив его, что, если португальцы поймают его в этом регионе, его отправят в тюрьму в Португалии. [8]
Восстание в Омагуа
[ редактировать ]Процесс переселения был трудным. В 1701 году Омагуа в нескольких поселениях под руководством касика Омагуа Пайорева восстали против присутствия миссионеров-иезуитов, подожгли миссию и убили некоторых иезуитов. Фриц отправился в Кито, чтобы запросить небольшой военный отряд для подавления восстания, а затем организовал ежегодные визиты светских военных, чтобы запугать омагуа и предотвратить потенциальные восстания. [2] Пайорева был арестован, избит и заключен в тюрьму испанцами в Борхе , однако он сбежал и вернулся в Сан-Хоакин-де-лос-Омагуас в феврале 1702 года, чтобы убедить народ Омагуа выйти из-под влияния миссионеров, и большая часть населения ушла, чтобы основать новые поселения. вдоль реки Журуа . [12]
Фриц пытался убедить омагуа вернуться в миссию и даже пообещал помиловать вождя Пайореву. [27] Португальские кармелиты снова несколько раз встречались с Фрицем, ведя переговоры о правах неограниченного контроля над различными племенами. [8] Многие из тех, кто следовал за Пайоревой, в конечном итоге были порабощены португальцами, как и сам Пайорева в 1704 году. [12]
Влияние миссионеров-кармелитов усилилось после визита португальского монаха Викториано Пиментеля в 1702 году. Пиментель быстро обнаружил, что амазонцы интересуются металлическими инструментами и другими товарами и что их можно убедить отказаться от иезуитов, предлагая «топорики». , серпы, ножи, рыболовные крючки, булавки, иголки, ленты, зеркала, реликварии , кольца и куски проволоки для серег». [9]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1704 году Фриц сменил Гаспара Видаля на посту настоятеля иезуита, переехавшего в Сантьяго-де-ла-Лагуна на реке Уальяга . Он оставил ответственность за миссии в Омагуа сардинскому отцу Хуану Баптисте Санне, который начал работать среди народа Омагуа в 1701 году. В феврале 1709 года новый король Португалии Жуан V послал большой отряд португальских солдат для набега на Верхний Солимойнс. и потребовать вывода всех испанских миссионеров из региона. Фриц написал португальскому командующему, умоляя его воздержаться, но португальцы уничтожили несколько общин Юримагуа и Омагуа. Наконец, в июле испанские власти направили военные силы, чтобы изгнать португальцев, сожгли при этом несколько миссий кармелитов. Португальцы приняли ответные меры в декабре, убив сотни индейцев и взяв в плен множество пленников, включая Хуана Баптиста Санну. Некоторое время он был заключен в тюрьму в Португалии, а затем отправлен с миссией в Японию. [8]
Боевые действия рассеяли почти все общины Юримагуа и Омагуа, а выжившие были опустошены эпидемией оспы , которая началась в апреле 1710 года и оставила ранее густонаселенный регион Верхний Солимойнс необитаемым. В декабре 1712 года Фрица на посту настоятеля сменил Грегорио Бобадилья, а в январе 1714 года он начал миссионерскую работу в Лимпия-Консепсьон-де-Жеберос , где прожил до своей смерти. [28]
Последняя запись в его дневнике датирована ноябрем 1723 года. Он умер где-то между 1725 и 1730 годами (дата оспаривается). [29] в миссионерской деревне индейцев дживаро , которую посещал священник по имени Вильгельм де Трес. [30]
Наследие
[ редактировать ]В 1870 году Иоганн Эдуард Ваппеус (1813–1879) писал о Фрице:
- «Большое уважение, справедливо проявленное в то время европейскими учеными к географическим работам иезуитов, привело к принятию в их ряды отца Фрица путем одобрения». [31]
Его карта Амазонки была переиздана в Мадриде в 1892 году по случаю четвертого столетия со дня открытия Америки . Еще одно переиздание было в « Recueil de voyages et de document pour servir a l'histoire de la géographie» . [32] Три его письма включены в «Н. Вельт-Ботт» (Аугсбург, 1726 г.), III, №№. 24, 25; [4] и, по словам Кондамина, оригинальный отчет о его путешествиях можно найти в архивах иезуитского колледжа в Кито . [22]
Фриц предположил, что река Мараньон должна быть источником реки Амазонки , отметив на своей карте 1707 года, что Мараньон «берёт начало на южном берегу озера, которое называется Лаурикоча , недалеко от Уануко ». Фриц рассудил, что река Мараньон — самый крупный рукав реки, с которым можно столкнуться, путешествуя вверх по течению, и она лежит дальше на запад, чем любой другой приток Амазонки. На протяжении большей части XVIII–XIX веков и вплоть до XX века река Мараньон обычно считалась источником Амазонки. [7]
Источники
[ редактировать ]- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Сэмюэл Фриц ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. В записи цитируется:
- Карл Платцвег, Картины из жизни немецких иезуитов (Падерборн, 1882), 137
- Антон Хуондер, немецкие миссионеры-иезуиты 17-18 веков (Фрайбург, 1889 г.) [33]
- Хосе Хоакин Борда, История общества Иисуса в Новой Гранаде, Пуасси. Пресса S. Lejay & C* 1872, Vol. I, 72.
- Чантре и Эррера, Hist. миссий C.d. J. в Marañon Español (Мадрид, 1901), VI, ix, 296. [34]
- Теодоро Вольф, География и геология Эквадора (Лейпциг, 1892 г.), 566; [35]
- Антонио де Уллоа , Исторический отчет о поездке в Южную Америку, совершенной по приказу Его Величества с целью измерить несколько градусов земного меридиана и узнать с их помощью истинную форму и величину Земли, а также другие астрономические и физические наблюдения, Хорхе Хуан , изд. Антонио Марин, Мадрид, 1748 г., I, vi, ок. 5.
- Иоганн Кристоф Аделунг , Митридат или общее языкознание: с Молитвой Господней как языковым образцом почти на пятистах языках и диалектах. , (Берлин, 1806), III, ii , 611. «Лингвистические способности Сэмюэля Фрица».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Основным источником истории Сэмюэля Фрица являются подлинные новости со знаменитой реки Мараньон . [6] Этот текст, написанный между 1730 и 1738 годами, представляет собой сборник документов, в том числе дневник Фрица. Впервые его опубликовал Хименес де ла Эспада ( Boletín de la Sociedad Geográfica de Madrid, 26–32 (1889–1892), который приписал авторство Паоло (Пабло) Марони. В 1892 году полный текст Noticias был опубликован . опубликовано Real Academia de la Historia в Мадриде , в архиве которого оно сохранилось. Недавно Жан Пьер Шомей координировал новое издание, в котором используется тот же текст, опубликованный Хименесом де ла Эспадой. [7]
- ↑ Камила Лоурейро Диас отмечает, что историки поставили под сомнение заявленный мотив его путешествия Фрица, поскольку больной человек вряд ли мог бы отправиться в такое амбициозное путешествие на враждебную территорию и при этом составить подробную карту реки. Диас считает, что он хотел создать карту, чтобы привлечь внимание испанского правительства и получить поддержку своей миссионерской деятельности. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ян Филипский, «ФРИЦ Самуэль - чешско-немецкий миссионер в Южной Америке», в книге « Кто был кто» чешских и словацких востоковедов, Libri Prague, 1999. ISBN 8085983-591
- ^ Перейти обратно: а б Лев Майкл и Закари О'Хаган, «Лингвистический анализ старых церковных текстов Омагуа», Калифорнийский университет, Беркли.
- ^ Иоганн Кристоф Аделунг , Митридат или общее языкознание: с Молитвой Господней в качестве языкового образца почти на пятистах языках и диалектах. , (Берлин, 1806), III, ii , 611. «Лингвистические способности Сэмюэля Фрица».
- ^ Перейти обратно: а б с д Католическая энциклопедия (1913): Сэмюэл Фриц
- ^ Майкл, Лев. 2014. «О доколумбовом происхождении протоомагуа-кокама». Журнал языкового контакта 7(2):309{344.
- ^ Перейти обратно: а б с Марони, Пабло. (1738) 1988. Достоверные новости со знаменитой реки Мараньон. Жан Пьер Шомей, изд. (1738; Икитос: Научно-исследовательский институт перуанской Амазонии – Центр богословских исследований Амазонки, 1988).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Камила Лоурейро Диас, «Карты и политический дискурс: река Амазонка отца Сэмюэля Фрица», Америка, том 69, номер 1, июль 2012 г., стр. 95–116.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джон Хемминг, Красное золото: завоевание бразильских индейцев, 1500–1760, издательство Гарвардского университета, 1978. ISBN 0674751078
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дэвид Грэм Свит, «Сэмюэл Фриц, SJ и основание португальской кармелитской миссии в Солимойнсе», глава 6 книги « Богатое царство разрушенной природы: Средняя долина Амазонки, 1640–1750». Докторская диссертация, Университет Висконсина, 1974 г.
- ^ Работы, выпущенные Обществом Хаклуйт, выпуск 24, 1859 г.; Университет Миннесоты.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сэмюэл Фриц, Журнал путешествий и труда отца Сэмюэля Фрица на реке Амазонках между 1686 и 1723 годами под редакцией Джорджа Эдмундсона; Выпуск 51 «Произведений», выпущенных Обществом «Хаклуйт», ISSN 0072-9396; Общество Хаклюйт, 1922 год.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрэнк Саломон, Стюарт Б. Шварц, ред. Индейцы Южной Америки, Часть 1, Том 3 Кембриджской истории коренных народов Америки, Cambridge University Press, 1999. ISBN 0521333938
- ^ Перейти обратно: а б Андре Ферран де Алмейда, «Самуэль Фриц и картографирование Амазонки», Imago Mundi. Том. 55, (2003), стр. 113-119.
- ^ Сэмюэл Фриц, Географическая карта Рио-Мараньон-о-Амазонас, (1691), Национальная библиотека Франции, Париж, Карты и планы, Res. Ge C 5037, Рукопись (бумага, тушь), 55 х 130 см.
- ^ Зденек Хюбнер, «Самуэль Фриц» (на чешском языке)
- ^ Эдвард Кук. Путешествие к Южному морю и вокруг света (Лондон, 1712 г.).
- ^ Дионисио де Альседо-и-Эррера, Историческое, политическое и географическое сообщение с наиболее конкретными новостями из Перу, Тьерра-Фирме, Чили и Нуэво-Рейно-де-Гранада (Мадрид: Офисы Диего Мигеля де Перальта, 1740 г.).
- ^ Андре де Алмейда, «Возвращение к Сэмюэлю Фрицу: карты Амазонки и их циркуляция в Европе», в La Cartografia Europea, Флоренция: LS Olschki, 2003; стр. 133–153.
- ^ «Течение реки Мараньон, иначе известной как Амазонки», карта (257 x 380 мм) в Поучительных и любопытных письмах, написанных из иностранных миссий некоторыми миссионерами Общества Иисуса, 34 тома. (Париж: Ле Мерсье и Буде, Марк Борделе, 1707–1776) об. 12, с. 212.
- ^ «Великая река Мараньон или Амазонки, географически описанные миссионером Сэмюэлем Фрицем на реке Саид», Atlas Geographus (том 5), Лондон, 1732.
- ^ Шарль де ла Кондамин, «Карта Кур-дю-Мараньон или Гранд-Ривьер-де-Амазонка в ее судоходной части от Хаэн-де-Бракоморос до ее устья, которая включает провинцию Кито и побережье Гвианы от Северного мыса до Эссекебе. «Вдова Писсо», Париж: 1745 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шарль Мари де ла Кондамин, Сокращенный отчет о путешествии по внутренней части Южной Америки: от побережья Южного моря к побережьям Бразилии и Гайаны, вниз по реке Амазонке..., Жан-Эдм Дюфур и Филипп Ру . , 1778; Университет Лозанны
- ^ Поучительные и любопытные письма, написанные из иностранных миссий . [Собрано Шарлем ле Гобьеном, Ж.-Б. Дюальдом, Н. Марешалем, Луи Патуйе, Ивом Матюреном Мари Треанде де Кербёфом.] (Париж: Н. Леклерк 1707–1776; новое издание 1780 г.) Ссылки на оцифрованные версии в Библиотеке. Синица 2.0 (Вена). WorldCat Листинг Поучительные и любопытные письма .
- ^ Сэр Уолтер Рэли, Открытие большой, богатой и красивой Гвианской империи 1596 года; репродукция, Амстердам: Театр Орбис Террарум, 1968.
- ^ Александр фон Гумбольдт, Личное повествование о путешествиях в равноденственные регионы Америки в 1799–1804 годах (глава 25). Генри Дж. Бон, Лондон, 1853 г.
- ^ Альберто В. Велозу, «По следам сильного землетрясения в Амазонии в Бразилии», An. акад. Бюстгальтеры. Cienc., vol. 86 № 3 Рио-де-Жанейро, сентябрь 2014 г.
- ^ Эдмонд Герберт Гроув-Хиллз, Приложение к контрмеморандуму, Том. Я; Напечатано в министерстве иностранных дел издательством «Харрисон и сыновья», 1903 год.
- ^ Сьерра, Висенте Д. 1944. Немецкие иезуиты в духовном завоевании Испано-Америки. Буэнос-Айрес. [Испанский]
- ^ Астрейн, Антонио. 1925. История Общества Иисуса в помощь Испании, том. VII. Мадрид: Управление разума и веры.
- ^ Клементс Роберт Маркхэм, Экспедиции в долину Амазонок, 1539: Экспедиция Гонсало Писарро, автор Гарсилассо Инка де ла Вега, из 2-й части его королевских комментариев, книга III, и Путешествие Франсиско де Орельяна, автор А. де Эррера, из 6-го десятилетия его «Всеобщей истории Западной Индии», Работы, выпущенные Обществом Хаклюта, 1859 г., Оксфордский университет.
- ^ Штейн, Кристиан, Хёршельманн, Фердинанд и Ваппеус, Иоганн Эдуард. Справочник по географии и статистике, Лейпциг, 1863–70, I, ч. III, 595.
- ^ Сборник путешествий и документов для истории географии , под ред. Шефер и Кордье, Париж, 1893 г.
- ^ Антон Хуондер, Немецкие миссионеры-иезуиты 17 и 18 веков: вклад в историю миссии и немецкую биографию, Фрайбург-им-Брайсгау, 1899.
- ^ Хосе Чантре-и-Эррера, История миссий Кампании Иисуса в испанском Мараньоне, Аурелио Элиас Мера, изд. А. Авриаль, 1901 г.
- ^ Теодоро Вольф, Geogr. и геология Эквадора, Лейпциг, 1892 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биография Сэмюэля Фрица на сайте города Трутнов [на чешском языке]
- Подробная биография Самуэля Фрица на чешском языке
- «Самуэль Фриц», запись в Католической энциклопедии.
- Журнал, путешествия и труды отца Сэмюэля Фрица на реке Амазонка, 1686–1723 гг ., Перевод из рукописи Эворы, отредактированный Джорджем Эдмундсоном для Общества Хаклюта. Лондон: напечатано для Общества Хаклайт, 1922 г.
- Эдмонд Герберт Гроув-Хиллз, Приложение к контрмеморандуму, Vol. Я; Напечатано в министерстве иностранных дел издательством «Харрисон и сыновья», 1903 год.
- Иезуит Камила Лоурейро Диас, «Карты и политический дискурс: река Амазонка отца Сэмюэля Фрица», Америка, том 69, номер 1, июль 2012 г., стр. 95–116.
- Дэвид Грэм Свит, «Сэмюэл Фриц, SJ и основание португальской кармелитской миссии в Солимойнсе», глава 6 книги « Богатое царство разрушенной природы: Средняя долина Амазонки, 1640–1750». Докторская диссертация, Университет Висконсина, 1974 г.
- Дерек Северн, «Миссионер на Амазонке, 1686–1724: отец Сэмюэл Фриц», History Today, Volume 25, выпуск 4, апрель 1975 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1654 рождения
- Смерти 1720-х годов
- Картографы 17 века
- Иезуиты 17 века
- Картографы XVIII века
- Иезуиты 18 века
- Выпускники Карлова университета
- Колониальная Бразилия
- Чешские дневники
- Чешские иезуиты
- Чешские римско-католические миссионеры
- Римско-католические священники 17 века из Богемии
- Исследование Южной Америки
- Немецкие богемные люди
- Иезуитские миссионеры
- Лингвисты-миссионеры
- Люди из Трутнова
- Иезуитские миссионеры в Бразилии
- Миссионеры-иезуиты в Эквадоре
- Иезуитские миссионеры в Перу
- Римско-католические священники XVIII века из Богемии
- Перуанские римско-католические священники XVIII века