Ontos , официальное название — Винтовка Multiple 106 мм, Самоходная, M50 — американская лёгкая гусеничная противотанковая машина, разработанная в 1950-х годах.
В качестве основного вооружения он установил шесть 106-мм безоткатных орудий М40 с ручным заряжанием , которые можно было быстро вести огонь по одиночным целям, чтобы увеличить вероятность поражения. Хотя фактический калибр основного орудия составлял 105 мм, он был обозначен как 106 мм, чтобы не путать с боеприпасами к 105-мм безоткатному орудию М27, пришедшему на смену М40.
Он был произведен в ограниченном количестве для морской пехоты США после того, как армия США отменила проект. Морские пехотинцы постоянно сообщали об отличных результатах, когда они использовали Ontos для непосредственной огневой поддержки пехоты в многочисленных сражениях и операциях во время войны во Вьетнаме . Американский запас Ontos был в значительной степени израсходован к концу конфликта, и Ontos был снят с вооружения в 1969 году.
Онтос . (по-гречески «вещь») [ 1 ] ) создавался как авиатранспортабельный истребитель танков, способный подниматься грузовым самолетом 1950-х годов. Это ограничивало вес автомобиля от 10 до 20 метрических тонн . Ontos также должен был использовать шестицилиндровый двигатель, который тогда широко использовался в армейских грузовиках GMC. После ряда совещаний по проектированию и проектированию, проходивших с марта по октябрь 1951 года, производитель Allis-Chalmers получил первоначальный контракт на производство 14 опытных машин, включая 6 вариантов.
Первая машина Эллис-Чалмерс, построенная в 1952 году, была основана на ходовой части M56 «Скорпион» легкой противотанковой машины . На машине была установлена литая стальная башня с двумя стрелами, в каждой из которых было по три винтовки. Эта ранняя модель могла поворачивать башню всего на 15 градусов. Второй прототип использовал новую систему подвески, новые гусеницы и новую башню с углом поворота около 40 градусов. Из-за ограниченного пространства машина могла нести только восемнадцать снарядов для основного орудия внутри машины. Его самым известным вооружением были шесть безоткатных орудий М40 . К четырем безоткатным орудиям также были прикреплены корректирующие винтовки M8C калибра .50 BAT (12,7x77 мм). [ 2 ] , каждый из которых выпустил трассирующий снаряд с той же траекторией, что и 105-мм снаряд, и который при попадании давал вспышку и клуб белого дыма. Корректирующие винтовки использовались для наведения 105-мм безоткатных орудий на цель. Ontos также нес один пулемет M1919A4 калибра .30 (7,62 мм) для противопехотных целей. [ 2 ]
Машину доставили на Абердинский полигон , где ранее проходили испытания одиночных винтовок. Когда все шесть орудий были выпущены одновременно, задняя волна выстрела выбила кирпичи из соседнего здания и выбила задние стекла нескольких автомобилей. Стадия прототипа и испытаний была завершена к 1955 году, после чего армия отменила свой заказ.
Как противотанковая машина «Онтос» имела ряд проблем, в том числе небольшой боекомплект, очень высокий профиль для такой маленькой машины и необходимость выхода экипажа из машины для перезарядки орудий, что подвергало их огню противника. . [ 3 ] Хотя армия отменила свой заказ, Корпус морской пехоты отчаянно нуждался в противотанковых машинах и заказал 297 машин. [ 3 ] Производство продолжалось с 1955 по 1957 год. Корпус морской пехоты принял свою первую машину 31 октября 1956 года.
Также было изучено несколько вариантов. Utility Vehicle, Гусеничный, Пехотный Т55 представлял собой легкий бронетранспортер (БТР), но было построено только две версии прототипа. Это оказалось непрактичным из-за ограниченного пространства внутри, вмещало только пять пехотинцев и вынуждало водителя лежать ничком. Также была построена «растянутая» версия, известная как Utility Vehicle, Tracked, Infantry, T56 , и, хотя она вмещала полную команду из восьми человек, их оборудование приходилось носить снаружи. Ни то, ни другое не считалось очень полезным.
В 1960 году было проведено краткое исследование по замене 106-мм винтовок Ontos новой 105-мм конструкцией, включающей револьверного типа автомат заряжания . Этот проект не был принят.
Еще одним предложенным обновлением была замена двигателя GMC на более новый двигатель Chrysler V8 объемом 361 куб. Дюйм (5,92 л). Эта модернизация была реализована, и вариант получил название «Винтовка, 106 мм, самоходная, М50А1» . Однако из 297 машин, первоначально принятых морской пехотой, только 176 были переоборудованы в период с 1963 по 1965 год под этот стандарт.
Хотя M50 был спроектирован как истребитель танков, во время войны во Вьетнаме большинство M50 не поражали бронетехнику противника, поскольку армия Северного Вьетнама использовала мало танков. Таким образом, Ontos более широко использовался морской пехотой США для непосредственной огневой поддержки пехоты в бою, и эта роль никогда не уделялась особого внимания ни в обучении, ни в доктрине. [ 2 ] Его легкая броня была эффективна против стрелкового оружия, но уязвима для мин и гранатометов . Следовательно, многие Онто были развернуты на статических оборонительных позициях.
Относительно легкий вес М50 делал его исключительно мобильным для такой огневой мощи, которую он имел. В одной из операций «Онтос» был единственной гусеничной машиной, достаточно лёгкой, чтобы пересечь понтонный мост. В битве при Хуэ полковник Стэнли С. Хьюз считал, что «Онтос» был наиболее эффективным из всех вспомогательных средств морской пехоты. На дальностях от 300 до 500 ярдов (от 270 до 460 м) его безоткатные орудия могли пробивать дыры или полностью разрушать стены. Появление «Онтоса» иногда было достаточно, чтобы заставить врага броситься в бегство, и в отдельных сообщениях описывается, как враг убегал из занятых зданий, когда корректирующий снаряд «Онтоса» врезался в окно. В ходе операции «Десото» использование большого вертолета CH-53 Sea Stallion позволило переместить взвод на 25 миль (40 км) к югу от города Куангнгай, неся Онтос на стропах под самолетом. [ 4 ]
Ontos был выведен из эксплуатации в 1969 году, а к 1970 году полностью выведен из эксплуатации. [ 3 ] Часть техники была передана армейской легкой пехотной бригаде. Их использовали до тех пор, пока не кончились запчасти, а затем сняли башни и использовали в качестве стационарных укреплений. [ нужна ссылка ] И эти, и остальные машины вернулись из Вьетнама в 1970 году и были разобраны на металлолом, а часть шасси была продана для переоборудования в строительную технику. Некоторые из Ontos, проданные строительным компаниям, позже были приобретены коллекционерами для реставрации.
Кутта, Тимоти Дж., «ONTOS: самое известное противотанковое оружие морской пехоты США», журнал Modern War , вып. № 14, ноябрь/декабрь 2014 г., Бейкерсфилд, Калифорния: Strategy & Tactics Press (Decision Games), стр. 72–75.
Макнаб, Крис (2003). Военные автомобили . Ху, Кент, Великобритания: Grange Books. п. 56. ИСБН 1-84013-539-5 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 51da34056012ce11cd9eb2b62a5b0af3__1723471020 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/f3/51da34056012ce11cd9eb2b62a5b0af3.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: M50 Ontos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)