Марк Х. Таненбаум
Марк Х. Таненбаум | |
---|---|
![]() Таненбаум и Папа Иоанн Павел II в 1990 году. | |
Персональный | |
Рожденный | [1] Балтимор , Мэриленд | 13 октября 1925 г.
Умер | 3 июля 1992 г. | ( 66 лет
Религия | иудаизм |
Национальность | Американский |
Дети | 4 |
Номинал | Консервативный |
Альма-матер | Университет Ешива , Еврейская теологическая семинария |
Занятие | Активист по правам человека и социальной справедливости, занимавшийся христианско-еврейскими отношениями. |
Резиденция | Нью-Йорк |
Семиха | 1950 |
Марк Х. Таненбаум (1925–1992) был активистом за права человека и социальной справедливости и раввином. Он был известен тем, что наводил мосты с другими религиозными общинами для развития взаимопонимания и сотрудничества, а также для устранения укоренившихся стереотипов, особенно тех, которые уходят корнями в религиозные учения. [2]
Он был защитником во время Второго Ватиканского Собора (1962–1965) от имени того, что в конечном итоге стало называться Nostra aetate . Этот знаковый документ опроверг давнюю традицию враждебности по отношению к евреям и иудаизму, включая обвинение в том, что евреи несут ответственность за смерть Иисуса ; подтвердил еврейские корни христианства ; установил новую политику ведения диалога с евреями; и изложил новый курс католико-еврейских отношений . [3]
Таненбаума прозвали «раввином по правам человека» за его работу в интересах вьетнамских лодочников и камбоджийских беженцев. Он также помог организовать гуманитарную помощь жертвам гражданской войны в Нигерии . [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сын бедных ортодоксальных еврейских иммигрантов из Украины , Таненбаум вырос в Балтиморе . Он преуспел в школе и получил стипендию для поступления в университет Ешива в Нью-Йорке . [5] Он преследовал оба домедицинских раввинских исследования. По окончании университета Ешива его приняли в медицинскую школу, но всего после одного дня занятий он понял, что медицина – не его путь. [5]
Всегда интересовавшийся писательской деятельностью, как творческой, так и журналистской, он нашел работу в еженедельном информационном бюллетене. Случайная встреча с бывшим одноклассником Гарольдом М. Шульвейсом , который позже стал выдающимся раввином и писателем, побудила Таненбаума успешно подать заявление в Еврейскую теологическую семинарию . [6]
В семинарии он занимался как иудаизмом, так и журналистикой, писал статьи для радиопередачи «Вечный свет» , созданной семинарией. [6]
Карьера
[ редактировать ]После своего рукоположения Таненбаум знал, что хочет служить еврейской общине, но не знал, в каком качестве. Он работал на различных должностях в качестве писателя и редактора, а какое-то время был писателем о религии в журнале Time . В 1952 году он стал директором Совета синагог Америки , который был сформирован для представления объединенных голосов ортодоксального, консервативного и реформистского иудаизма в Соединенных Штатах в вопросах политики и межгрупповых отношений. [7] Там он наладил контакты с христианскими лидерами, в том числе с телеевангелистами и предстоятелями греческой православной церкви . В частности, подружившись с преподобным Мартином Лютером Кингом-младшим , он стал участвовать в национальных общественных делах.
Он был вице-президентом конференции Белого дома по вопросам детей и молодежи , на которую он пригласил раввина Авраама Джошуа Хешеля выступить с важным докладом. Пересечение религии и государственной политики особенно привлекало Таненбаума, который видел в нем благодатную почву для межрелигиозного сотрудничества. Он считал, что евреям необходимо играть активную роль в общественной жизни, чтобы предотвратить маргинализацию и противостоять антисемитизму . [7]
В 1983 году Таненбаум стал директором по международным делам Американского еврейского комитета (АЕК), где сосредоточился на вопросах прав человека и гуманитарной деятельности. [8]
За свою карьеру в качестве директора отдела сначала межрелигиозных, а затем международных отношений в АЕК Таненбаум завоевал общественное признание. Журнал Newsweek назвал его «главным апостолом язычников американской еврейской общины», а журнал New York Magazine назвал его «выдающимся еврейским экуменическим лидером в современном мире». По опросу редакторов газет, входящих в десятку самых уважаемых и влиятельных религиозных лидеров Америки, он занял четвертое место. [4]
Он входил в состав советов различных учреждений, в том числе Американской еврейской всемирной службы , Международного комитета спасения , Совета зарубежного развития, Ассоциации ООН , Национальной академии мира, Института А. Филипа Рэндольфа и Covenant House . Он был основателем и председателем Национальной межрелигиозной рабочей группы по советскому еврейству. Под руководством Энн Гиллен он энергично отстаивал интересы Советского Союза угнетенных евреев и христиан .
Он был удостоен 15 почетных степеней и был отмечен Международным советом христиан и евреев и Советом раввинов Нью-Йорка . [4]
Таненбаум был известен своими еженедельными радиопередачами, в которых с комментариями освещались текущие события. Он также писал редакционные статьи и статьи, адресованные еврейской общине, отстаивая ценность межрелигиозного диалога.
Первый брак Таненбаума в 1955 году с Хельгой Вайс закончился разводом в 1977 году. У них родились две дочери, Адина и Сьюзен, и сын Майкл. В 1982 году он женился на докторе Джорджет Беннетт, писательнице, журналистке, криминологе и бизнес-консультанте. [9]
Смерть
[ редактировать ]Он умер в 1992 году от сердечной недостаточности в возрасте 66 лет, за семь недель до рождения сына Джошуа-Марка Таненбаума. В 1993 году его вдова доктор Беннетт основала Фонд раввина Марка Х. Таненбаума, который сейчас действует как Центр Таненбаума по межрелигиозному взаимопониманию. [9]
Образование
[ редактировать ]- Городская средняя школа, Балтимор (выпуск 1940 г.)
- Талмудическая академия, Балтимор (выпуск 1944 г.)
- Университет Ешива (1948)
- Еврейская духовная семинария (рукоположена в 1950 г.)
Членство в совете директоров
[ редактировать ]- Американский еврейский комитет – директор департамента международных отношений
- Американская еврейская всемирная служба – Совет директоров
- Международный комитет спасения – Совет директоров
Ключевые сочинения
[ редактировать ]- Пути к Агапе (1962) [10]
- Что такое еврей? (1963) [11]
- Папа Иоанн XXIII : «Один из праведников среди народов Земли» (1963). [12]
- Межконфессиональный пересмотр христианско-еврейских отношений [13]
- Американский негр: мифы и реальность [14]
- Роль церкви и синагоги в социальных действиях [15]
- II Ватиканский собор: межконфессиональная оценка: еврейская точка зрения [16]
- Реакция евреев на позиции католиков во Втором Ватиканском соборе [17]
- Час нужды Израиля и иудейско-христианский диалог [18]
- Значение Израиля: еврейский взгляд [19]
- Иудейско-христианские отношения: проблемы и перспективы [20]
- Обзор и оценка христианско-еврейских отношений со времени Ватиканского Собора II [21]
- Заявление по поводу « Иерусалима » перед подкомитетом по Ближнему Востоку комитета Палаты представителей по иностранным делам
- Знаешь ли ты, что меня ранит? [22]
- Иудаизм , христианство и ислам : открытие взаимной гармонии (16 февраля 1972 г.)
- Некоторые проблемы, поднятые предстоящими кампаниями евангелизации: Справочный меморандум (июнь 1972 г.)
- Иудаизм , экуменизм и плюрализм [23]
- Святой 1975 год и его происхождение в еврейском юбилейном году [24]
- Маккавеи : и мученичество их значение для сегодняшнего дня [25]
- Основные проблемы иудейско-христианской ситуации сегодня [26]
- Моральное наследие Мартина Лютера Кинга-младшего (15 января 1980 г.)
- Моральное большинство: угроза или вызов? [27]
- Речь по случаю семьдесят пятой годовщины Американского еврейского комитета (15 мая 1981 г.)
- Лютер и евреи: из прошлого, вызов современности [28]
- Роль страстных игр в развитии антисемитизма на протяжении всей истории [29]
- Еврейско-христианские отношения: Хешель и II Ватиканский собор (21 февраля 1983 г.)
- Концепция человека в еврейской мысли: некоторые этические последствия [30]
- О черно-еврейских отношениях (11 марта 1987 г.)
- Отзыв о получении «Межконфессиональной премии» Международного совета евреев (11 мая 1988 г.)
- Еврейско-католические отношения: достижения и незавершенная повестка дня (27–30 ноября 1988 г.)
- Никто не имеет права превращать Освенцим в христианское святое место [31]
Телевизионный консалтинг
[ редактировать ]- «AD» – мини-сериал.
- «Civiltà Cattolica» возвращается к антисионистской ненависти
- «Дин Мишпат» – Спор с Господом
- Серия Холокост и душа Германии
- «Иисус из Назарета»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гольдман, Ари Л. (4 июля 1992 г.). «Раввин Марк Таненбаум, 66 лет, умер» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 июня 2009 г.
- ^ Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени. Ред. Джудит Х. Банки и Юджин Дж. Фишер. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета , 2002, xix.
- ^ Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени, xiv–xxv.
- ^ Jump up to: а б с Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени, XIX.
- ^ Jump up to: а б Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени, XX.
- ^ Jump up to: а б Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени, XXI.
- ^ Jump up to: а б Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени, XXII.
- ^ Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени, XXIV.
- ^ Jump up to: а б Банки, Джудит Х. «Биографический очерк». Пророк нашего времени, xxvii.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (ноябрь 1962 г.). «Пути к Агапе ( репортер AJC )». Национальный католический еженедельник «Аве Мария».
- ^ Таненбаум, Марк Х. (29 января 1963 г.). Встреча: католико-еврейское противостояние . Конференция в Рокхерст-колледже.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (15 июня 1963 г.). «Папа Иоанн XXII: «Один из праведных среди народов Земли» ». Национальный католический еженедельник «Аве Мария».
- ^ Таненбаум, Марк Х. (август 1963 г.). Межконфессиональный пересмотр христианско-еврейских отношений . Семинар по формированию сестер в Университете Маркетт.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (январь – февраль 1964 г.). Американский негр: мифы и реальность . Религиозное образование.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (январь 1966 г.). Роль церкви и синагоги в социальной деятельности . Тора и Евангелие: еврейская и католическая теология в диалоге. Нью-Йорк: Шид и Уорд.
- ^ Миллер, Джон Х. (март 1966 г.). II Ватиканский собор: межконфессиональная оценка . Международная конференция по богословским проблемам II Ватиканского собора. Университет Нотр-Дам .
- ^ Таненбаум, Марк Х. (23 июня 1966 г.). «Еврейская реакция на католическую позицию во II Ватиканском соборе». Двадцать пятый ежегодный съезд Католического богословского общества Америки, Провиденс, Род-Айленд.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Таненбаум, Марк Х. (зима 1968 г.). «Час нужды Израиля и иудейско-христианский диалог». Консервативный иудаизм . 22 (2).
- ^ Таненбаум, Марк Х.; Конференция южных баптистско-еврейских ученых. «Значение Израиля: еврейский взгляд».
- ^ Таненбаум, Марк Х. (осень 1970 г.). «Иудейско-христианские отношения: проблемы и перспективы». Журнал Перкинса . Технологическая школа Перкинса.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (октябрь 1970 г.). «Обзор и оценка христианско-еврейских отношений со времен II Ватиканского собора». Созыв «К богословию Израиля» . Университет Сетон Холл.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (12 февраля 1972 г.). «Знаешь ли ты, что меня ранит?». Событие . Мужчины Американской лютеранской церкви: 4–8.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (1974). Иудаизм, экуменизм и плюрализм (Говоря о Боге сегодня: евреи и лютеране в разговоре, под ред.). Филадельфия: Фортресс Пресс.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (1974). «Священный 1975 год и его происхождение в еврейском юбилейном году». Джубилем: Consilium Primarium Anno Sancto Celebrando . Ватикан: Библиотека Эдитрис.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (12 марта 1976 г.). «Маккавеи и мученичество: их значение на сегодняшний день». Католический страж .
- ^ Таненбаум, Марк Х. (январь – февраль 1979 г.). «Основные проблемы еврейско-христианской ситуации сегодня». Новый католический мир . 217 (1279).
- ^ Таненбаум, Марк Х. (3 марта 1981 г.). «Моральное большинство: угроза или вызов». Журнал Хадасса .
- ^ Таненбаум, Марк Х.; Эрик Грич (1983). «Лютер и евреи: из прошлого, настоящий вызов». Евангелическо-лютеранская церковь в Америке.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Таненбаум, Марк Х. (1983). «Роль страстной игры в развитии антисемитизма на протяжении всей истории». Богослужение в Страстную пятницу: еврейские проблемы . Христианский ответ (Экуменический институт иудейско-христианских исследований). Детройт.
- ^ Таненбаум, Марк Х.; Марвин Уилсон (1984). А. Джеймс Рудин (ред.). Концепция человека в еврейской мысли: некоторые этические последствия (евангелисты и евреи в эпоху плюрализма, под ред.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера.
- ^ Таненбаум, Марк Х. (18 августа 1989 г.). «Никто не имеет права превращать Освенцим в христианское святое место». Нью-Йорк Пост .