Jump to content

Леви Один

Леви Один

Леви Артур Олан (22 марта 1903 — 17 октября 1984) — американский еврейский раввин- реформатор , либеральный общественный деятель, писатель и профессор. Он родился в Украине в 1903 году, вырос в Рочестере, штат Нью-Йорк, и был рукоположен в колледже Еврейского союза он служил раввином храма Эмануэль в 1929 году. С 1929 по 1948 год в Вустере, штат Массачусетс, и храма Эману-Эль в Далласе, штат Техас, с С 1948 года до выхода на пенсию в 1970 году. Олан был одним из самых видных либеральных голосов в Далласе , который был преимущественно консервативным городом. Его взгляды на бедность, войну, гражданские права , гражданские свободы и другие темы распространялись в основном через его популярную программу на радио WFAA , за что он получил прозвище «совесть Далласа». Он также долгое время работал приглашенным профессором в Южном методистском университете и опубликовал множество работ по иудаизму, теологии процесса и современным социальным проблемам.

Олан родился Лемель Олановский в 1903 году в Мошнах , Украина, недалеко от Черкасс (тогда входившая в состав Российской империи ). Его семья бежала от погромов в Соединенные Штаты: Олан и его мать присоединились к его отцу в Рочестере, штат Нью-Йорк, когда ему было три года. Олан заявил в интервью, что его отец «сократил фамилию до Олан по предложению сотрудника иммиграционной службы на острове Эллис». Они поселились в еврейском квартале, где отец Олана начал работать разносчиком , а затем открыл бакалейный магазин и галантерейный магазин. Семья была наблюдательной и говорила на идиш; [ 1 ] Отец Олана был казначеем Любавичской синагоги. [ 2 ]

В детстве Олан часто посещал поселение на Баден-стрит в Рочестере. Он участвовал в команде дебатов и — вместе с друзьями и будущими раввинами Милтоном Стейнбергом и Сидни Регнером — в Литературном клубе мальчиков, в конечном итоге став лидером клуба. [ 3 ] Он также присоединился к Стейнбергу, чтобы учиться после школы в местной школе Талмуд-Тора . [ 4 ]

Послесреднее образование

[ редактировать ]

Поначалу Олан не интересовался карьерой раввина, предпочитая философию, историю или право. С 1921 по 1923 год он учился в Рочестерском университете вдохновил его , где историк Лоуренс Паккард стать учителем истории, и где знакомство с теорией эволюции отдалило его от ортодоксального воспитания. Однажды, когда он играл в баскетбол в Унитарной церкви, к нему подошел священник и убедил его поговорить с реформистским раввином. Раввин предложил колледж Еврейского союза в Цинциннати, штат Огайо, который понравился Олану, потому что там был его друг Регнер, а также потому, что бесплатное обучение, проживание и питание позволяли ему покинуть дом. [ 5 ]

В HUC Олана раздражала академическая атмосфера, в которой «нам вручали теоретические абсолюты». Он критиковал учителей, и ему угрожали исключением за его «отношение». [ 6 ] Его любимым уроком были пророки , где они связывали их с современными проблемами, такими как суд над Сакко и Ванцетти . [ 7 ]

Олан получил степень бакалавра в Университете Цинциннати в 1925 году и был рукоположен в сан раввина HUC в 1929 году. [ 8 ] [ 9 ]

После своего рукоположения Олан стал раввином Храма Эмануэля в Вустере, штат Массачусетс. [ 10 ] Основанная в 1920 году как современная ортодоксальная синагога , она постепенно переняла реформистскую практику и под руководством Олана присоединилась к реформистскому движению в 1937 году. [ 11 ]

Поначалу возникали конфликты между более традиционной общиной и более современным раввином, который ввел в богослужения английский язык и заявил, что можно быть как евреем, так и атеистом. Однако к тому времени, когда Олан покинул Вустер двадцать лет спустя, прихожане и раввин «стали чувствовать себя комфортно друг с другом». [ 12 ] Одной из его практик, которую поддерживала община, была торговля кафедрами со священниками -методистами , баптистами , конгрегационалистами и унитариями . [ 13 ]

Не удовлетворившись только своими официальными раввинскими обязанностями, Олан отправился в Гарвардский университет и познакомился с известным -иудаистом ученым Гарри Вольфсоном . Вольфсон рекомендовал курс самостоятельного обучения, и у Олана на всю жизнь появилась привычка посвящать утро учебе, а после обеда - своим официальным обязанностям. Среди авторов, оказавших на него наибольшее влияние, были Джон Дьюи , Фридрих Гегель , Уильям Джеймс , Франц Розенцвейг и Анри Бергсон . В то же время он изучал Вавилонский Талмуд , ища связи между древними и современными идеями. [ 14 ]

В 1948 году Дэвид Лефковиц ушел с поста раввина реформистского храма Эману-Эль в Далласе, крупнейшей синагоги в Далласе и второй по величине в Техасе. Поисковый комитет искал опытного раввина, который мог бы стать либеральным лидером в преимущественно консервативном городе. Бостонский раввин и автор бестселлеров Джошуа Либман предложил Олана. [ 12 ]

Когда Олану предложили эту работу, его либеральные друзья отговаривали его. Но его поддержали Нельсон Глюк , президент Еврейского союзного колледжа, и Джейкоб Рейдер Маркус , основатель Американского еврейского архива . Они считали, что Олан может сыграть важную роль в распространении некоторых практик реформистского иудаизма на Юго-Западе, в регионе с растущим еврейским населением. И Олан приветствовал задачу принесения либеральных идей в консервативный регион. Он взялся за работу. [ 10 ] [ 15 ]

Олан во многом отличался от своего предшественника. Лефковиц специализировался на служении нуждам отдельных прихожан. Олан был скорее проповедником и учёным, сосредоточенным на том, чтобы бросать вызов прихожанам как группе. Его внушительный голос и внешность противоречили его невысокому физическому росту. Он был известен своими интеллектуально и морально сложными проповедями, но также был заядлым шутником. [ 16 ]

Олан считал, что многие аспекты храмовой жизни — богослужение, образование, общественная деятельность — были слишком ассимиляционистскими и светскими , и старался снова уделять более серьёзное внимание еврейской традиции. Например, он ввел больше иврита в почти исключительно англоязычные службы. И он представил сионизм в общине, в которой было много антисионистских членов. [ 17 ] Когда несколько сотен недовольных прихожан созвали встречу с Оланом, чтобы высказать свои жалобы, он ответил, согласно его устному рассказу: «Меня привезли сюда, чтобы я был раввином. Если вы собираетесь рассказать раввину, что такое иудаизм, он вам не нужен. Это должно работать по-другому. Он должен рассказать вам, что такое иудаизм». И я пожелал спокойной ночи и пошел домой. Я больше никогда не слышал от них ни звука». [ 18 ]

Одним из самых популярных занятий Олана в храме Эману-Эль была серия лекций «Важная книга». Его первую лекцию посетило 900 человек, и серия продолжилась после его выхода на пенсию. [ 19 ]

Южного методистского университета В теологической школе Перкинса Олан продолжил научные занятия, начатые в Гарварде. Будучи приглашенным профессором современного иудаизма, [ 20 ] каждое утро он проводил в Перкинсе. Его любимым местом была библиотека; когда в 1951 году был построен новый, он был его первым и самым плодовитым покровителем. В своем кабинете по утрам, а затем в местном обеденном заведении он стал ценным источником советов и дискуссий в области науки, политики и культуры, подружившись с такими людьми, как Neiman Marcus президент Стэнли Маркус , богословы Альберт Аутлер и Шуберт. Огден, будущий федеральный судья Ирвинг Голдберг , будущий лидер за гражданские права Зан Уэсли Холмс-младший и его лучший друг, директор библиотеки Перкинса Дечерд Тернер . [ 21 ]

Олан работал в Техасского университета с 1963 по 1969 год. Попечительском совете [ 22 ] и занимал пост президента Центральной конференции американских раввинов с 1967 по 1969 год. [ 23 ] Святилище в храме Эману-Эль в Далласе было переименовано в Святилище Олана в 1990 году. [ 24 ]

Активизм

[ редактировать ]

Олан унаследовал от Лефковица воскресную утреннюю получасовую радиопрограмму на WFAA. [ 20 ] При Олане шоу стало платформой для его противоречивых и либеральных взглядов на текущие события, собрав 200 000 слушателей. [ 25 ] В рамках программы он затронул вопросы бедности, гражданских прав, антисемитизма , маккартизма , войны во Вьетнаме , гонки ядерных вооружений , эволюции и убийства президента Кеннеди в Далласе. . [ 26 ] Он стал широко известен как «совесть Далласа». [ 27 ]

Олан был одним из немногих белых, публично выступавших против расизма в Далласе в 1950-е годы. В некоторых из его первых радиопередач выражалось его потрясение сегрегацией , его поддержка федерального государственного жилья для Далласа и его убежденность в том, что расизм противоречит учению Библии. Олан читал гостевые проповеди в баптистской церкви на Гуд-Стрит и стал другом и союзником тамошних пасторов. Он присоединился к организации «Граждане Далласа за мирную интеграцию» и выступал за школьную интеграцию, когда Даллас в 1954 году бросил вызов решению Верховного суда о десегрегации государственных школ . В 1967 году он убедил афроамериканских лидеров объединиться вокруг единого афроамериканского кандидата в школьный совет, который победил и проработал в совете десять лет. Из-за этих действий он получил письма с ненавистью, его дом подвергся вандализму, а храм Эману-Эль получил угрозу взрыва. [ 28 ]

4 января 1963 года: Олан присоединился к преподобному доктору Мартину Лютеру Кингу-младшему на митинге подушного налога в зале Fair Park Auditorium в Далласе.

Олан также был одним из немногих белых членов Объединенного избирательного налогового комитета округа Даллас, который выступал против подушного налога в размере 1,75 доллара как пережитка расизма эпохи постреконструкции . 4 января 1963 года Олан присоединился к преподобному доктору Мартину Лютеру Кингу-младшему на митинге подушного налога в аудитории Fair Park Auditorium. [ 29 ]

Олан также выступил против « Красной паники» . Он был одним из немногих членов Южного методистского университета и сообществ Далласа, которые публично раскритиковали заведующего кафедрой английского языка SMU Джона О. Бити, когда он опубликовал антикоммунистическую и антисемитскую книгу «Железный занавес над Америкой» в 1951 году. Администрация президента университета Умфри Ли отказался упрекать Бити. Однако постепенно движение против Бити росло, пока в 1954 году преподаватели не осудили его, ему не противостоял новый президент университета, и его политическая активность пошла на убыль. [ 30 ]

Олан был одним из основателей Далласского отделения ACLU . Он боролся против кампании по запрету работ подозреваемых коммунистических художников в Художественном музее Далласа — кампании, которая увенчалась успехом в течение восьмимесячного периода в 1955 году. Будучи одним из основателей организации «Друзья публичной библиотеки Далласа» , он боролся за библиотеку. продолжить реализацию планов по размещению абстрактной скульптуры в вестибюле нового здания в 1955 году, несмотря на подозрения общественности в отношении художественного и политического значения скульптуры. Он даже боролся за название «Друзья публичной библиотеки Далласа» против члена организации, который обвинил его в том, что оно звучит слишком коммунистически. [ 31 ]

Когда в 1963 году в Далласе был убит президент Джон Ф. Кеннеди, Олан использовал свои проповеди и радиопередачи, чтобы обвинить город в соучастии из-за популярного потока язвительности, направленного против Кеннеди перед его визитом. Его назначили работать в комитете Гражданского мемориала Джона Кеннеди, который собрал средства на мемориал , который был наконец построен в 1970 году. [ 32 ]

Пенсия и стипендия

[ редактировать ]

Выйдя на пенсию в 1970 году, Олан посвятил больше времени научной работе. Он был приглашенным профессором в колледже Лео Бека в Лондоне и продолжал преподавать в SMU, а также в других университетах Далласа. Выйдя на пенсию, он выпустил три книги: «Иудаизм и бессмертие» ; «Зрелость в незрелом мире» , сборник его радиопроповедей; и Пророческая вера и светская эпоха . [ 33 ]

Интерес Олана к философии процесса привел его к тому, что он подружился с Чарльзом Хартшорном , и он был одним из первых авторов, применивших философию процесса к еврейскому богословию. [ 34 ]

Олан женился на Сарите Мессер, дочери Фрэнка Мессера, основателя строительной компании Frank Messer & Sons (ныне Messer Construction ) из Цинциннати, и сестре актера Роберта Миддлтона . [ 12 ] У них было трое детей, в том числе композитор Дэвид Олан .

Публикации

[ редактировать ]
  • О природе человека... Перепечатано из Ежегодника, том. LVIII , Центральная конференция американских раввинов, 1948 г.
  • От всей души . Цинциннати: Союз американских еврейских общин, 1949.
  • Вера неутомимого либерала . Буффало: Международная ассоциация факельных клубов, 1949.
  • Переосмысление либеральной веры . Цинциннати: Издательство Еврейского союза колледжа, [1949?].
  • Феликс Адлер: критик иудаизма и основатель движения . Нью-Йорк: Союз американских еврейских общин, 1951.
  • Иудаизм — религия реалистичной надежды для человека . Вступительная речь в Еврейском союзном колледже-Еврейском институте религии, Цинциннати, 7 июня 1953 года.
  • «Библиотеки и цензура». Журнал Техасской библиотеки , том. 30, вып. 2 (июнь 1954 г.).
  • «Принуждение не работает». В «Лучших еврейских проповедях 5715–5716 годов» Саул И. Теплиц. Нью-Йорк: Джонатан Дэвид Ко., 1956.
  • Иудаизм и современное богословие . Перепечатано из Ежегодного съезда Центральной конференции американских раввинов, том. 66, 1956.
  • «Рейнхольд Нибур и еврейский дух; Критическое расследование». Иудаизм , т. 5, нет. 2 (весна 1956 г.).
  • «Кто такой еврей? Симпозиум». Иудаизм , т. 8, нет. 1 (зима 1959 г.).
  • Камень, который отвергли современные строители . Цинциннати: Издательство Еврейского союза колледжа, 1960.
  • Новые ресурсы для либеральной веры . Филадельфия: Морис Джейкобс, 1962.
  • Юрист в свободном обществе . Остин, 1963 год. Выступление перед Консультативным советом адвокатов в Остине 25 мая 1963 года.
  • «Новые присутствия». Ежегодник CCAR , 1963. Также в книге Мартина «Современная реформистская еврейская мысль» .
  • «Природа человека». В великих еврейских идеях . Авраам Эзра Милгрэм. Вашингтон: Департамент образования евреев Бнай Брит, 1964.
  • «Университет и состояние человека». Юго-западное обозрение , вып. 49, нет. 1 (зима 1964 г.).
  • Свобода и ответственность . Перепечатано из Ежегодного съезда Центральной конференции американских раввинов, том. 75, 1965.
  • «Нераскаявшийся либеральный еврей». В разновидностях еврейской веры . Ира Эйзенштейн. Нью-Йорк: Реконструктивистская пресса, 1966.
  • «Новая оценка раввинских семинарий». Перепечатано из Ежегодного съезда Центральной конференции американских раввинов, том. 76, 1967.
  • «Обещание и исполнение». Ежеквартальный журнал Дартмутской медицинской школы , том. 4, нет. 2, 1967.
  • «Чаяния этнических меньшинств». На Национальной конференции по социальному обеспечению . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1971.
  • Иудаизм и бессмертие . Нью-Йорк: Союз американских еврейских общин, 1971.
  • «Христианско-еврейский диалог: особое мнение». Нэшвилл: Абингдон, 1972. Отпечаток из журнала «Религия в жизни» , 1972.
  • Рациональная вера: очерки в честь Леви А. Олана . Леви Артур Олан; Джек Бемпорад. Нью-Йорк: Издательство Ктав, 1977.
  • Пророческая вера и светская эпоха . Нью-Йорк: Издательство Ктав; Даллас: Институт иудаики, 1982.
  • «Проповеди раввина Леви Олана», Нью-Йоркская публичная библиотека.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джерри Кристол, Свет в прерии: Храм Эману-Эль в Далласе, 1872-1997 , (Форт-Уэрт: Техасский христианский университет, 1998) 154.
  2. ^ Холлас Ава Вайнер, Еврейские звезды в Техасе: раввины и их работа , (College Station: Texas A&M University Press, 1999) 214.
  3. ^ Вайнер 270.
  4. ^ Вайнер 214-215
  5. ^ Кристол 154-155.
  6. ^ Вайнер 215.
  7. ^ Вайнер 215-216.
  8. ^ Вайнер 215;
  9. ^ «Биографический очерк», «Американские еврейские архивы», <( http://americanjewisharchives.org/collections/ms0181/ >. Проверено 15 апреля 2013 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Раввин принимает вызов из Далласа» . Звездная телеграмма Форт-Уэрта . Форт-Уэрт, Техас. 4 августа 1948 г. с. 15 . Проверено 3 мая 2022 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  11. ^ Кэтлин А. Шоу, «WSC может купить храм», «Telegram & Gazette (Вустер)» B.3., 24 марта 1993 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Вайнер 219.
  13. ^ Вайнер 216-217.
  14. ^ Вайнер 217.
  15. ^ Вайнер 219-220.
  16. ^ Вайнер 218.
  17. ^ Вайнер 222-223.
  18. ^ «Устные мемуары раввина Леви Олана», 63, «Институт устной истории Университета Бэйлора», < http://digitalcollections.baylor.edu/cdm/ref/collection/buioh/id/1375 >. Проверено 15 апреля 2013 г.
  19. ^ Кристол 183.
  20. ^ Перейти обратно: а б Вайнер 221.
  21. ^ Вайнер 223-224.
  22. ^ «Раввин Леви Артур Олан», «Бывшие регенты системы Техасского университета», < http://www.utsystem.edu/bor/former_regents/regents/Olan/homepage.htm. Архивировано 17 октября 2012 г. на сайте Wayback Machine >. Проверено 15 апреля 2013 г.
  23. ^ «Совет бывших президентов CCAR», «Центральная конференция американских раввинов», < http://www.ccarnet.org/about-us/past-presidents-council/ >. Проверено 15 апреля 2013 г.
  24. ^ «Святилище подлежит повторному посвящению», Окно храма Эману-Эль 18.2, 1.
  25. ^ Вайнер 211, 213.
  26. В 2013 году записи 211 его радиопроповедей были доступны в Интернете библиотекой SMU Bridwell по адресу http://digitalcollections.smu.edu/all/bridwell/olan/index.asp . Архивировано 27 февраля 2015 г. в Wayback Machine. .
  27. ^ «Олан, Леви Артур», «Историческая ассоциация штата Техас», < http://www.tshaonline.org/handbook/online/articles/fol09 >. Проверено 15 апреля 2013 г.
  28. ^ Вайнер 228-229.
  29. ^ Вайнер 229-230.
  30. ^ Вайнер 225-228.
  31. ^ Вайнер 227-228.
  32. ^ Вайнер 210-212.
  33. ^ Вайнер 232.
  34. ^ Сандра Б. Любарски и Дэвид Рэй Гриффин, ред., «Еврейская теология и процессуальная мысль» (Олбани: State University of New York Press, 1996).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52044e997c8ec22d38c7efaaba6a43eb__1706542320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/eb/52044e997c8ec22d38c7efaaba6a43eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Levi Olan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)