Леви Один

Леви Артур Олан (22 марта 1903 — 17 октября 1984) — американский еврейский раввин- реформатор , либеральный общественный деятель, писатель и профессор. Он родился в Украине в 1903 году, вырос в Рочестере, штат Нью-Йорк, и был рукоположен в колледже Еврейского союза он служил раввином храма Эмануэль в 1929 году. С 1929 по 1948 год в Вустере, штат Массачусетс, и храма Эману-Эль в Далласе, штат Техас, с С 1948 года до выхода на пенсию в 1970 году. Олан был одним из самых видных либеральных голосов в Далласе , который был преимущественно консервативным городом. Его взгляды на бедность, войну, гражданские права , гражданские свободы и другие темы распространялись в основном через его популярную программу на радио WFAA , за что он получил прозвище «совесть Далласа». Он также долгое время работал приглашенным профессором в Южном методистском университете и опубликовал множество работ по иудаизму, теологии процесса и современным социальным проблемам.
Детство
[ редактировать ]Олан родился Лемель Олановский в 1903 году в Мошнах , Украина, недалеко от Черкасс (тогда входившая в состав Российской империи ). Его семья бежала от погромов в Соединенные Штаты: Олан и его мать присоединились к его отцу в Рочестере, штат Нью-Йорк, когда ему было три года. Олан заявил в интервью, что его отец «сократил фамилию до Олан по предложению сотрудника иммиграционной службы на острове Эллис». Они поселились в еврейском квартале, где отец Олана начал работать разносчиком , а затем открыл бакалейный магазин и галантерейный магазин. Семья была наблюдательной и говорила на идиш; [ 1 ] Отец Олана был казначеем Любавичской синагоги. [ 2 ]
В детстве Олан часто посещал поселение на Баден-стрит в Рочестере. Он участвовал в команде дебатов и — вместе с друзьями и будущими раввинами Милтоном Стейнбергом и Сидни Регнером — в Литературном клубе мальчиков, в конечном итоге став лидером клуба. [ 3 ] Он также присоединился к Стейнбергу, чтобы учиться после школы в местной школе Талмуд-Тора . [ 4 ]
Послесреднее образование
[ редактировать ]Поначалу Олан не интересовался карьерой раввина, предпочитая философию, историю или право. С 1921 по 1923 год он учился в Рочестерском университете вдохновил его , где историк Лоуренс Паккард стать учителем истории, и где знакомство с теорией эволюции отдалило его от ортодоксального воспитания. Однажды, когда он играл в баскетбол в Унитарной церкви, к нему подошел священник и убедил его поговорить с реформистским раввином. Раввин предложил колледж Еврейского союза в Цинциннати, штат Огайо, который понравился Олану, потому что там был его друг Регнер, а также потому, что бесплатное обучение, проживание и питание позволяли ему покинуть дом. [ 5 ]
В HUC Олана раздражала академическая атмосфера, в которой «нам вручали теоретические абсолюты». Он критиковал учителей, и ему угрожали исключением за его «отношение». [ 6 ] Его любимым уроком были пророки , где они связывали их с современными проблемами, такими как суд над Сакко и Ванцетти . [ 7 ]
Олан получил степень бакалавра в Университете Цинциннати в 1925 году и был рукоположен в сан раввина HUC в 1929 году. [ 8 ] [ 9 ]
Вустер
[ редактировать ]После своего рукоположения Олан стал раввином Храма Эмануэля в Вустере, штат Массачусетс. [ 10 ] Основанная в 1920 году как современная ортодоксальная синагога , она постепенно переняла реформистскую практику и под руководством Олана присоединилась к реформистскому движению в 1937 году. [ 11 ]
Поначалу возникали конфликты между более традиционной общиной и более современным раввином, который ввел в богослужения английский язык и заявил, что можно быть как евреем, так и атеистом. Однако к тому времени, когда Олан покинул Вустер двадцать лет спустя, прихожане и раввин «стали чувствовать себя комфортно друг с другом». [ 12 ] Одной из его практик, которую поддерживала община, была торговля кафедрами со священниками -методистами , баптистами , конгрегационалистами и унитариями . [ 13 ]
Не удовлетворившись только своими официальными раввинскими обязанностями, Олан отправился в Гарвардский университет и познакомился с известным -иудаистом ученым Гарри Вольфсоном . Вольфсон рекомендовал курс самостоятельного обучения, и у Олана на всю жизнь появилась привычка посвящать утро учебе, а после обеда - своим официальным обязанностям. Среди авторов, оказавших на него наибольшее влияние, были Джон Дьюи , Фридрих Гегель , Уильям Джеймс , Франц Розенцвейг и Анри Бергсон . В то же время он изучал Вавилонский Талмуд , ища связи между древними и современными идеями. [ 14 ]
Даллас
[ редактировать ]В 1948 году Дэвид Лефковиц ушел с поста раввина реформистского храма Эману-Эль в Далласе, крупнейшей синагоги в Далласе и второй по величине в Техасе. Поисковый комитет искал опытного раввина, который мог бы стать либеральным лидером в преимущественно консервативном городе. Бостонский раввин и автор бестселлеров Джошуа Либман предложил Олана. [ 12 ]
Когда Олану предложили эту работу, его либеральные друзья отговаривали его. Но его поддержали Нельсон Глюк , президент Еврейского союзного колледжа, и Джейкоб Рейдер Маркус , основатель Американского еврейского архива . Они считали, что Олан может сыграть важную роль в распространении некоторых практик реформистского иудаизма на Юго-Западе, в регионе с растущим еврейским населением. И Олан приветствовал задачу принесения либеральных идей в консервативный регион. Он взялся за работу. [ 10 ] [ 15 ]
Олан во многом отличался от своего предшественника. Лефковиц специализировался на служении нуждам отдельных прихожан. Олан был скорее проповедником и учёным, сосредоточенным на том, чтобы бросать вызов прихожанам как группе. Его внушительный голос и внешность противоречили его невысокому физическому росту. Он был известен своими интеллектуально и морально сложными проповедями, но также был заядлым шутником. [ 16 ]
Олан считал, что многие аспекты храмовой жизни — богослужение, образование, общественная деятельность — были слишком ассимиляционистскими и светскими , и старался снова уделять более серьёзное внимание еврейской традиции. Например, он ввел больше иврита в почти исключительно англоязычные службы. И он представил сионизм в общине, в которой было много антисионистских членов. [ 17 ] Когда несколько сотен недовольных прихожан созвали встречу с Оланом, чтобы высказать свои жалобы, он ответил, согласно его устному рассказу: «Меня привезли сюда, чтобы я был раввином. Если вы собираетесь рассказать раввину, что такое иудаизм, он вам не нужен. Это должно работать по-другому. Он должен рассказать вам, что такое иудаизм». И я пожелал спокойной ночи и пошел домой. Я больше никогда не слышал от них ни звука». [ 18 ]
Одним из самых популярных занятий Олана в храме Эману-Эль была серия лекций «Важная книга». Его первую лекцию посетило 900 человек, и серия продолжилась после его выхода на пенсию. [ 19 ]
Южного методистского университета В теологической школе Перкинса Олан продолжил научные занятия, начатые в Гарварде. Будучи приглашенным профессором современного иудаизма, [ 20 ] каждое утро он проводил в Перкинсе. Его любимым местом была библиотека; когда в 1951 году был построен новый, он был его первым и самым плодовитым покровителем. В своем кабинете по утрам, а затем в местном обеденном заведении он стал ценным источником советов и дискуссий в области науки, политики и культуры, подружившись с такими людьми, как Neiman Marcus президент Стэнли Маркус , богословы Альберт Аутлер и Шуберт. Огден, будущий федеральный судья Ирвинг Голдберг , будущий лидер за гражданские права Зан Уэсли Холмс-младший и его лучший друг, директор библиотеки Перкинса Дечерд Тернер . [ 21 ]
Олан работал в Техасского университета с 1963 по 1969 год. Попечительском совете [ 22 ] и занимал пост президента Центральной конференции американских раввинов с 1967 по 1969 год. [ 23 ] Святилище в храме Эману-Эль в Далласе было переименовано в Святилище Олана в 1990 году. [ 24 ]
Активизм
[ редактировать ]Олан унаследовал от Лефковица воскресную утреннюю получасовую радиопрограмму на WFAA. [ 20 ] При Олане шоу стало платформой для его противоречивых и либеральных взглядов на текущие события, собрав 200 000 слушателей. [ 25 ] В рамках программы он затронул вопросы бедности, гражданских прав, антисемитизма , маккартизма , войны во Вьетнаме , гонки ядерных вооружений , эволюции и убийства президента Кеннеди в Далласе. . [ 26 ] Он стал широко известен как «совесть Далласа». [ 27 ]
Олан был одним из немногих белых, публично выступавших против расизма в Далласе в 1950-е годы. В некоторых из его первых радиопередач выражалось его потрясение сегрегацией , его поддержка федерального государственного жилья для Далласа и его убежденность в том, что расизм противоречит учению Библии. Олан читал гостевые проповеди в баптистской церкви на Гуд-Стрит и стал другом и союзником тамошних пасторов. Он присоединился к организации «Граждане Далласа за мирную интеграцию» и выступал за школьную интеграцию, когда Даллас в 1954 году бросил вызов решению Верховного суда о десегрегации государственных школ . В 1967 году он убедил афроамериканских лидеров объединиться вокруг единого афроамериканского кандидата в школьный совет, который победил и проработал в совете десять лет. Из-за этих действий он получил письма с ненавистью, его дом подвергся вандализму, а храм Эману-Эль получил угрозу взрыва. [ 28 ]

Олан также был одним из немногих белых членов Объединенного избирательного налогового комитета округа Даллас, который выступал против подушного налога в размере 1,75 доллара как пережитка расизма эпохи постреконструкции . 4 января 1963 года Олан присоединился к преподобному доктору Мартину Лютеру Кингу-младшему на митинге подушного налога в аудитории Fair Park Auditorium. [ 29 ]
Олан также выступил против « Красной паники» . Он был одним из немногих членов Южного методистского университета и сообществ Далласа, которые публично раскритиковали заведующего кафедрой английского языка SMU Джона О. Бити, когда он опубликовал антикоммунистическую и антисемитскую книгу «Железный занавес над Америкой» в 1951 году. Администрация президента университета Умфри Ли отказался упрекать Бити. Однако постепенно движение против Бити росло, пока в 1954 году преподаватели не осудили его, ему не противостоял новый президент университета, и его политическая активность пошла на убыль. [ 30 ]
Олан был одним из основателей Далласского отделения ACLU . Он боролся против кампании по запрету работ подозреваемых коммунистических художников в Художественном музее Далласа — кампании, которая увенчалась успехом в течение восьмимесячного периода в 1955 году. Будучи одним из основателей организации «Друзья публичной библиотеки Далласа» , он боролся за библиотеку. продолжить реализацию планов по размещению абстрактной скульптуры в вестибюле нового здания в 1955 году, несмотря на подозрения общественности в отношении художественного и политического значения скульптуры. Он даже боролся за название «Друзья публичной библиотеки Далласа» против члена организации, который обвинил его в том, что оно звучит слишком коммунистически. [ 31 ]
Когда в 1963 году в Далласе был убит президент Джон Ф. Кеннеди, Олан использовал свои проповеди и радиопередачи, чтобы обвинить город в соучастии из-за популярного потока язвительности, направленного против Кеннеди перед его визитом. Его назначили работать в комитете Гражданского мемориала Джона Кеннеди, который собрал средства на мемориал , который был наконец построен в 1970 году. [ 32 ]
Пенсия и стипендия
[ редактировать ]Выйдя на пенсию в 1970 году, Олан посвятил больше времени научной работе. Он был приглашенным профессором в колледже Лео Бека в Лондоне и продолжал преподавать в SMU, а также в других университетах Далласа. Выйдя на пенсию, он выпустил три книги: «Иудаизм и бессмертие» ; «Зрелость в незрелом мире» , сборник его радиопроповедей; и Пророческая вера и светская эпоха . [ 33 ]
Интерес Олана к философии процесса привел его к тому, что он подружился с Чарльзом Хартшорном , и он был одним из первых авторов, применивших философию процесса к еврейскому богословию. [ 34 ]
Олан женился на Сарите Мессер, дочери Фрэнка Мессера, основателя строительной компании Frank Messer & Sons (ныне Messer Construction ) из Цинциннати, и сестре актера Роберта Миддлтона . [ 12 ] У них было трое детей, в том числе композитор Дэвид Олан .
Публикации
[ редактировать ]- О природе человека... Перепечатано из Ежегодника, том. LVIII , Центральная конференция американских раввинов, 1948 г.
- От всей души . Цинциннати: Союз американских еврейских общин, 1949.
- Вера неутомимого либерала . Буффало: Международная ассоциация факельных клубов, 1949.
- Переосмысление либеральной веры . Цинциннати: Издательство Еврейского союза колледжа, [1949?].
- Феликс Адлер: критик иудаизма и основатель движения . Нью-Йорк: Союз американских еврейских общин, 1951.
- Иудаизм — религия реалистичной надежды для человека . Вступительная речь в Еврейском союзном колледже-Еврейском институте религии, Цинциннати, 7 июня 1953 года.
- «Библиотеки и цензура». Журнал Техасской библиотеки , том. 30, вып. 2 (июнь 1954 г.).
- «Принуждение не работает». В «Лучших еврейских проповедях 5715–5716 годов» Саул И. Теплиц. Нью-Йорк: Джонатан Дэвид Ко., 1956.
- Иудаизм и современное богословие . Перепечатано из Ежегодного съезда Центральной конференции американских раввинов, том. 66, 1956.
- «Рейнхольд Нибур и еврейский дух; Критическое расследование». Иудаизм , т. 5, нет. 2 (весна 1956 г.).
- «Кто такой еврей? Симпозиум». Иудаизм , т. 8, нет. 1 (зима 1959 г.).
- Камень, который отвергли современные строители . Цинциннати: Издательство Еврейского союза колледжа, 1960.
- Новые ресурсы для либеральной веры . Филадельфия: Морис Джейкобс, 1962.
- Юрист в свободном обществе . Остин, 1963 год. Выступление перед Консультативным советом адвокатов в Остине 25 мая 1963 года.
- «Новые присутствия». Ежегодник CCAR , 1963. Также в книге Мартина «Современная реформистская еврейская мысль» .
- «Природа человека». В великих еврейских идеях . Авраам Эзра Милгрэм. Вашингтон: Департамент образования евреев Бнай Брит, 1964.
- «Университет и состояние человека». Юго-западное обозрение , вып. 49, нет. 1 (зима 1964 г.).
- Свобода и ответственность . Перепечатано из Ежегодного съезда Центральной конференции американских раввинов, том. 75, 1965.
- «Нераскаявшийся либеральный еврей». В разновидностях еврейской веры . Ира Эйзенштейн. Нью-Йорк: Реконструктивистская пресса, 1966.
- «Новая оценка раввинских семинарий». Перепечатано из Ежегодного съезда Центральной конференции американских раввинов, том. 76, 1967.
- «Обещание и исполнение». Ежеквартальный журнал Дартмутской медицинской школы , том. 4, нет. 2, 1967.
- «Чаяния этнических меньшинств». На Национальной конференции по социальному обеспечению . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1971.
- Иудаизм и бессмертие . Нью-Йорк: Союз американских еврейских общин, 1971.
- «Христианско-еврейский диалог: особое мнение». Нэшвилл: Абингдон, 1972. Отпечаток из журнала «Религия в жизни» , 1972.
- Рациональная вера: очерки в честь Леви А. Олана . Леви Артур Олан; Джек Бемпорад. Нью-Йорк: Издательство Ктав, 1977.
- Пророческая вера и светская эпоха . Нью-Йорк: Издательство Ктав; Даллас: Институт иудаики, 1982.
- «Проповеди раввина Леви Олана», Нью-Йоркская публичная библиотека.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джерри Кристол, Свет в прерии: Храм Эману-Эль в Далласе, 1872-1997 , (Форт-Уэрт: Техасский христианский университет, 1998) 154.
- ^ Холлас Ава Вайнер, Еврейские звезды в Техасе: раввины и их работа , (College Station: Texas A&M University Press, 1999) 214.
- ^ Вайнер 270.
- ^ Вайнер 214-215
- ^ Кристол 154-155.
- ^ Вайнер 215.
- ^ Вайнер 215-216.
- ^ Вайнер 215;
- ^ «Биографический очерк», «Американские еврейские архивы», <( http://americanjewisharchives.org/collections/ms0181/ >. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Раввин принимает вызов из Далласа» . Звездная телеграмма Форт-Уэрта . Форт-Уэрт, Техас. 4 августа 1948 г. с. 15 . Проверено 3 мая 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Кэтлин А. Шоу, «WSC может купить храм», «Telegram & Gazette (Вустер)» B.3., 24 марта 1993 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вайнер 219.
- ^ Вайнер 216-217.
- ^ Вайнер 217.
- ^ Вайнер 219-220.
- ^ Вайнер 218.
- ^ Вайнер 222-223.
- ^ «Устные мемуары раввина Леви Олана», 63, «Институт устной истории Университета Бэйлора», < http://digitalcollections.baylor.edu/cdm/ref/collection/buioh/id/1375 >. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ Кристол 183.
- ^ Перейти обратно: а б Вайнер 221.
- ^ Вайнер 223-224.
- ^ «Раввин Леви Артур Олан», «Бывшие регенты системы Техасского университета», < http://www.utsystem.edu/bor/former_regents/regents/Olan/homepage.htm. Архивировано 17 октября 2012 г. на сайте Wayback Machine >. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «Совет бывших президентов CCAR», «Центральная конференция американских раввинов», < http://www.ccarnet.org/about-us/past-presidents-council/ >. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «Святилище подлежит повторному посвящению», Окно храма Эману-Эль 18.2, 1.
- ^ Вайнер 211, 213.
- ↑ В 2013 году записи 211 его радиопроповедей были доступны в Интернете библиотекой SMU Bridwell по адресу http://digitalcollections.smu.edu/all/bridwell/olan/index.asp . Архивировано 27 февраля 2015 г. в Wayback Machine. .
- ^ «Олан, Леви Артур», «Историческая ассоциация штата Техас», < http://www.tshaonline.org/handbook/online/articles/fol09 >. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ Вайнер 228-229.
- ^ Вайнер 229-230.
- ^ Вайнер 225-228.
- ^ Вайнер 227-228.
- ^ Вайнер 210-212.
- ^ Вайнер 232.
- ^ Сандра Б. Любарски и Дэвид Рэй Гриффин, ред., «Еврейская теология и процессуальная мысль» (Олбани: State University of New York Press, 1996).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://collections.americanjewisharchives.org/ms/ms0181/ms0181.html , Помощь в поисках документов Леви А. Олана
- http://www.lib.utexas.edu/taro/smu/00172/smu-00172.html , Путеводитель по коллекции Олана в библиотеке Бридвелла SMU
- https://conscienceofthecity.com/ , блог о радиопроповедях Олана.