Ядерная доктрина Пакистана
Ядерная доктрина Пакистана представляет собой теоретическую концепцию военной стратегии , которая способствует сдерживанию , гарантируя немедленное « массированное возмездие » в случае агрессивного нападения на государство . [1] [2]
Министр иностранных дел Пакистана Шамшад Ахмад предупредил, что если Пакистан когда-либо подвергнется вторжению или нападению, он будет использовать «любое оружие из своего арсенала» для защиты. [3]
Убеждение ради эффекта
[ редактировать ]Доктрина разделена на четыре различных порога, прежде чем оружие будет задействовано в боевой готовности во время обычной или ядерной войны с государством-агрессором. [4] В случае войны, например войны между Индией и Пакистаном, численное превосходство индийских вооруженных сил и большой запас обычных вооружений, скорее всего, сокрушат Пакистан. Таким образом, в ухудшающейся ситуации, когда индийская военная агрессия с большей вероятностью прорвет оборону Пакистана (или уже прорвала главную линию обороны, что приведет к серьезному откату в общей обороне), которую невозможно повернуть вспять обычными средствами, правительству придется остаться в стороне. не имея другого выбора, кроме как использовать ядерное оружие для стабилизации ситуации, нанеся первый удар .
Смысл доктрины заключается в том, чтобы предотвратить любое военное вмешательство Индии (как обычное, так и хирургическое), которое могло бы привести к распаду страны, как это произошло в 1971 году (см. Индо-Пакистанскую войну 1971 года ). Эксперт по делам Южной Азии профессор Стивен П. Коэн называет стратегию Пакистана «политикой расширения возможностей». [1] Согласно источникам, доктрина предполагает поэтапное развитие, при котором ядерная угроза увеличивается на каждом этапе, чтобы удержать Индию (или любое государство-агрессор) от нападения:
- Публичное или частное предупреждение. [1]
- Демонстрационное атомное испытание небольшого атомного устройства на собственной земле. [1]
- Использование (а) ядерного оружия на территории Пакистана против иностранных атакующих сил. [1]
- Применение (а) ядерного оружия против критических, но чисто военных целей на чужой территории, вероятно, в малонаселенных районах пустыни или полупустыни, причиняет наименьший побочный ущерб. Возможно, это сделано для предотвращения возмездия против пакистанских городов. [1]
Эта доктрина не является частью принципа минимального надежного сдерживания Пакистана, однако доктрина интегрирует ядерный аспект в принцип ее обороны. [5] По данным Международного института стратегических исследований (IISS), определение четырех потенциальных порогов было уточнено по сравнению с первыми порогами, которые были упомянуты должностными лицами Национального командования Пакистана (NCA) в конце 2001 года. [5]
- Пространственный порог. Широкомасштабное военное проникновение индийских вооруженных сил в Пакистан может вызвать массированный ядерный ответ, если и только если пакистанская армия не сможет остановить такое вмешательство. Например, многие аналитики, в том числе некоторые индийцы, полагают, что долина Инда — «линия жизни » Пакистана — является одной из многих других «красных линий», которые индийские войска не должны пересекать. Захват ключевых объектов на этой важнейшей оси северо-восток-юго-запад вполне может спровоцировать ядерный ответный удар со стороны Пакистана. [5]
- Военный порог. Полный нокаут или всестороннее уничтожение значительной части вооруженных сил Пакистана , особенно и что наиболее важно, ВВС Пакистана (PAF) , может привести к быстрому ядерному ответу, если Исламабад сочтет, что он теряет сплоченность своей обороны. и опасался неминуемого поражения. Высокопоставленный офицер СУП утверждал, что «приказы, отдаваемые СУП (и их ракетному командованию ), идентичны указаниям, данным командующим НАТО во время кризисов холодной войны ». Этот критерий еще более важен для Вооруженных сил Пакистана, поскольку они играют решающую роль в поддержании стабильности страны. Как отмечалось выше, нападение на ядерную установку также рассматривалось как пороговое значение. По мнению СУП, этот порог также будет нарушен в результате применения химического или биологического оружия против Пакистана и спровоцирует массированное возмездие. [5]
- Экономический порог. Этот уровень явно и неявно относится к операциям противодействия ВМС Пакистана . Экономическое удушение и экономическая блокада также являются потенциальной угрозой для Пакистана, если ВМФ не сможет эффективно ей противостоять (см., например, операции «Трайдент» и «Питон» в 1971 г.). В первую очередь это относится к потенциальной ВМС Индии блокаде провинции Синд и прибрежных городов провинции Белуджистан , а также к остановке или значительному сокращению пакистанской доли воды из рек Инд , Джелум и Ченаб 1960 года в соответствии с Договором о водах Инда . Это также может относиться к захвату жизненно важных артерий, таких как Инд. [5]
- Политический порог. Наконец, пакистанские геостратеги, теоретики игр, политические стратеги и специалисты по планированию предполагают, что дестабилизация страны со стороны Индии также может стать ядерным порогом, если у Исламабада есть веские основания полагать, что целостность страны находится под угрозой. Заявленные сценарии представляют собой политическую дестабилизацию или крупномасштабную внутреннюю дестабилизацию, которую пакистанские морские пехотинцы (вместе с Гражданскими вооруженными силами ) не могут эффективно стабилизировать. Одним из примеров может быть поощрение отделения одной или нескольких провинций Пакистана (как во время Освободительной войны в Бангладеш ). [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Лоди, генерал-лейтенант (в отставке) FS (апрель 1999 г.). «Ядерная доктрина Пакистана» . Генерал-лейтенант Сардар Ф.С. Лоди, бывший командующий оперативными операциями Объединенного командования спецназа Пакистана . Исламабад, Пакистан: Оборонный журнал Пакистана. п. 1 . Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ Диксит, JN (2 сентября 2003 г.). Индия-Пакистан в войне и мире . Рутледж. ISBN 9781134407583 – через Google Книги.
- ^ Диксит, JN (2 сентября 2003 г.). Индия-Пакистан в войне и мире . Рутледж. ISBN 9781134407583 .
- ^ Военный баланс 2010, с. 367, Международный институт стратегических исследований (Лондон, 2010 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж МКС; Международный институт стратегических исследований (IISS). «МИСИ: Ядерная политика» . Международный институт стратегических исследований . Проверено 19 июля 2012 г.