Сэмюэл Фоссо
Сэмюэл Фоссо (родился 17 июля 1962 года) — нигерийский фотограф камерунского происхождения, большую часть своей карьеры проработавший в Центральноафриканской Республике . Его работа включает в себя использование автопортретов, изображающих ряд персонажей, часто комментируя историю Африки . Одно из его самых известных произведений искусства, и то, чем он наиболее известен, - это его «автопортреты», где он изображает себя или других более узнаваемых людей и рисует их в стиле популярной культуры или политики. [ 1 ] Он признан одним из ведущих современных художников Центральной Африки. [ 2 ]
Он выиграл премию принца Клауса из Нидерландов в 2001 году и премию Deutsche Börse Photography Foundation в 2023 году. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фоссо родился в Кумбе , Камерун, в семье нигерийцев. Он вырос в Афикпо , доме своих предков , пока ему не пришлось бежать в Банги в Центральноафриканской Республике в возрасте тринадцати лет в 1972 году после гражданской войны в Нигерии . [ 4 ] [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]В Банги он начал работать помощником фотографа, когда ему было двенадцать, а год спустя — фотографом- портретистом в собственной студии в Банги «Studio Photo Nationale». [ 6 ] Первоначально он делал автопортреты , чтобы заполнить неиспользованные части своих фотопленок . Эти фотографии предназначались его матери, которая осталась в Нигерии. Создание автопортретов стало для него отдельной целью. [ 7 ] [ 8 ]
Будучи подростком, работая в студии, Фоссо часто делал красочные автопортреты в перерывах между фотосессиями для клиентов. Его работы были обнаружены группой африканских интеллектуалов и писателей, включая Оквуи Энвезора и Ике Уде, что позволило Фоссо играть более активную роль в художественном сообществе на протяжении его взрослой карьеры. [ 9 ] [ 10 ]
В 1994 году Фоссо стал известен за рубежом, когда он выиграл первый конкурс африканской фотографии в Бамако , Мали .
Фоссо исследует идею самопрезентации и гендерной репрезентации, экспериментируя с реквизитом, костюмами и позами в яркой моде 1970-х годов. [ 11 ] Для своих автопортретов он использовал задержку спуска затвора, позволяя Фоссо позировать для каждой фотографии до десяти секунд. [ 12 ] Он часто использовал тканевые фоны, перед которыми наряжался в костюмы, которые сильно различались: аутентичные европейские костюмы, африканские народные костюмы , военно-морская форма, карате- кейкоги , боксёрские шорты и так далее. [ 5 ] [ 7 ] [ 10 ] [ 13 ]
Он сыграл Анджелу Дэвис , Малкольма Икса , Мухаммеда Али , Нельсона Манделу . [ 14 ] Мартин Лютер Кинг-младший и другие знаковые фигуры чернокожих. В своей серии «Африканские духи » Фоссо передает силу и искусство рассказывания историй через автопортреты знаменитых чернокожих деятелей.
5 февраля 2014 года, во время грабежей после межрелигиозного насилия , домашняя студия Фоссо в Банги, где хранился его полный архив, была разграблена. Это было случайно обнаружено фотожурналистом Джеромом Дилэем , который вместе с коллегой-фотожурналистом Маркусом Блисдейлом и Питером Букертом (директором по чрезвычайным ситуациям в Human Rights Watch ) спас большую часть его содержимого, оцениваемого в 20 000 негативов и от 150 до 200 отпечатков, хотя Фоссо камеры были украдены. Фоссо в это время находился в Париже. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Серия Тати
[ редактировать ]Серия «Тати» (1997) — одно из первых перформативных произведений Фассо, в которых он работает с цветом. [ 18 ] Первоначально серия Tati должна была быть черно-белой, как это было традиционно в студийной фотографии Западной Африки, для бренда, который пригласил Фассо и двух других фотографов. Он отказался от первоначального проекта, сделав цветные портреты серии «Тати», а не черно-белые. [ 19 ] В этой серии 1997 года Фассо использует смелые цвета и яркие ткани, переодеваясь в различных клише-персонажей. [ 20 ] К клише-персонажам относятся освобожденная американская домохозяйка, пират, знаменитый африканский вождь или буржуазная женщина с чрезмерно прической. [ 20 ] Серия «Тати» напоминает о столкновении костюмов и культур в колониальном мире. [ 20 ] Его послание было о сегрегации, рабстве и требовании независимости и свободы. [ 21 ]
Вождь: Тот, кто продал Африку колонистам
[ редактировать ]В 1997 году Фоссо выпустил свою работу «Вождь: Тот, кто продал Африку колонистам», архивированную 19 октября 2021 года, в Wayback Machine , которая быстро стала одной из его самых знаковых работ. На нем он изображает себя украшенным вождем, покрытым леопардовыми шкурами, с множеством золотых ожерелий и коралловых бус на шее, с плотными золотыми браслетами и тяжелыми золотыми кольцами на руках и пальцах. В правой руке он держит толстый букет гигантских подсолнухов. Его босые ноги лежат на коврике с рисунком, а рядом с ними пара красных кожаных ботинок. [ 22 ] В автопортрете Фоссо концептуализирует идею продажи Африки, используя исторические карикатуры на этих авторитетных фигур, совершивших насилие, продав свой народ и ресурсы ради личной выгоды. [ 23 ] Это подтверждает и сам Фоссо в интервью корреспонденту газеты Guardian Джону Хенли. Он рассказывает, что на фотографии изображает себя в образе всех африканских вождей, продавших свою Африку белым людям. Его послание заключалось в том, что до прихода Белого человека в Африке были свои системы и правители, а портрет одновременно рассказывает об истории белых и черных людей в Африке. И хотя они могут попытаться это скрыть, на самом деле все равно. [ 24 ]
Африканские спиртные напитки
[ редактировать ]В 2008 году он представил одну из своих самых знаменитых работ « Африканские духи ». [ 2 ] Театральные автопортреты Фоссо отдают дань уважения четырнадцати политическим, интеллектуальным и культурным деятелям панафриканских исторических движений и Движения за гражданские права США . Фотографии выполнены из серебряно-желатинового отпечатка, наклеенного на дибонд, размером 162,8 на 122 сантиметра. [ 25 ] Фоссо представил африканские духи во время выборов первого чернокожего президента Барака Обамы . Это стало важной вехой в истории США, еще больше расширившей послание Фоссо о расширении прав и возможностей чернокожих и прославлении черной истории.
Под влиянием своего наследия игбо и традиций исполнения маскарада и боди-арта игбо, Фоссо использует концепцию «живых мертвецов» в «Африканских духах» , идею о том, что дух тех, кто был до нас, остается близким к живым. [ 2 ]
В статье современного африканского издательства Revue Noire редактор Саймон Нджами размышляет об «Африканских духах» : «Фоссо полностью исчез… Тела, которые мы видим, больше не принадлежат ему, а принадлежат людям, которых он изображает». [ 26 ] Например, в его портрете Анджелы Дэвис : [ 27 ] Фоссо одет в культовую афро-прическу и моду Дэвиса, превращаясь в политического активиста 1970-х годов. Эта концепция театральной мимикрии дает силу людям, которых он воплощает, и идеалам, которые они отстаивают.
Фоссо вдохновлялся фотографиями Эвена Арнольда и Малкольма Икса , детально имитируя их портреты и превращаясь в иконы черной истории. В его фотографиях постоянно повторяется тема повествования , перформативного олицетворения другого человека или идеи. Посредством рассказывания историй Фоссо расширяет возможности и восстанавливает идентичность себя, своего предмета и своей аудитории.
Стив Нельсон комментирует гламурную и ностальгическую тему, которую Фоссо взял на вооружение после независимости Африки , Движения за гражданские права и подъема черного национализма в 1960-х и 1970-х годах. « Африканские духи» указывают на исследование панафриканистской идентичности, основанной на политических идеалах 1960-х годов, которые подчеркивали общую политику борьбы за чернокожих людей во всем мире». [ 28 ] Знаменитые автопортреты Фоссо прославляют и бросают вызов концепциям панафриканской идентичности.
Император Африки
[ редактировать ]В 2013 году Фоссо представил свой новый сериал «Император Африки» . [ 29 ] В этой серии Фоссо «исследует отношения между Африкой и Китаем, реконтекстуализируя иконы Мао Цзэдуна». [ 30 ] Как и многие другие автопортреты в «Императоре Африки» , автопортрет Фоссо в образе Мао Цзэдуна рассматривается как отражение образа Мао Цзэдуна, а также как символ экономических интересов Африки с Китаем. [ 31 ] В романе Габриэля Гарсиа Маркеса « Осень патриарха » она описывает портрет Мао Цзэдуна работы Фоссо как «фигуру предка и отсутствующего диктатора». Фоссо изображает Мао Цзэдуна не только как освободителя, которым восхищаются в Африке, но и как основателя «современного имперского гиганта» растущей экономики и культурного присутствия Китая, которое распространяется по всей Африке. [ 32 ]
Фотографический стиль
[ редактировать ]Стиль Фоссо в некоторой степени сравним со стилем Дайаны Арбус , поскольку его автопортреты показывают проблеск нашей человечности. Говорят, что фотографии Арбус показывают, что у каждого есть своя индивидуальность , то есть то, что остается, когда мы убираем все остальное. Напротив, различные костюмы Фоссо, как говорят, показывают, что идентичность частично определяется и вещами, над которыми люди не имеют контроля. Поэтому его работу также можно охарактеризовать как раскрытие того, как люди на самом деле могут создавать свою собственную идентичность. [ 7 ]
Награды
[ редактировать ]- 1994: 1-я премия, «Встречи африканской фотографии» (Rencontres de la Photographie), Бамако, Мали
- 1995: Премия Африки в области творчества
- 2000: Первая премия в категории фотографии, Dak'Art – Биеннале современного африканского искусства , Дакар, Сенегал.
- 2001: Премия принца Клауса , Нидерланды [ 5 ] [ 33 ]
- 2010: 1-я премия в области изобразительного искусства Prins Bernhard Cultuurfonds
- 2023: Премия Deutsche Börse Photography Foundation за выставку Самуэля Фоссо в Европейском доме фотографии. [ 3 ]
Публикации
[ редактировать ]- Сэмюэл Фоссо. Сейду Кейта. Малик Сидибе. Портреты гордости. Портретная фотография Западной Африки . Растр Форлаг, 2003. ISBN 978-9171006776 .
- Мария Франческа и Гвидо Шлинкерт. Сэмюэл Фоссо . 5 Континентов, 2008. ISBN 978-8874391011 .
- Саймон Нджами и Сэмюэл Фоссо. Сэмюэл Фоссо – PhotoBolsillo International , Revue Noire , 2011. ISBN 978-8492841622 .
Коллекции
[ редактировать ]Работы Фоссо хранятся в следующих публичных коллекциях:
- Музей современного искусства , Нью-Йорк: 14 гравюр (по состоянию на сентябрь 2018 г.) [ 34 ]
- Галерея Purdy Hicks, Лондон: 15 гравюр [ 35 ]
- Музей изящных искусств, Хьюстон : 7 гравюр (по состоянию на июнь 2020 г.) [ 36 ]
- Тейт , Лондон: 25 гравюр. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Раз-Руссо, Михал. «Сэмюэл Фоссо » энциклопедия Британская Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоури, Ребекка (2008). «Сэмюэль Фоссо» . Музей современного искусства .
- ^ Перейти обратно: а б « Человек с 1000 лиц получил премию фотографии Deutsche Börse» . Хранитель . 11 мая 2023 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Jeune Afrique - 50, которые составляют биографию Камеруна (28 апреля 2009 г.) (на французском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Бриджит Олье, « Сэмюэль Фоссо, Черный Нарцисс », Libération , 3 августа 2010 г. (на французском языке)
- ^ Хенли, Джон (19 июня 2011 г.). «Лучший снимок фотографа Сэмюэля Фоссо» . Хранитель . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Художественный музей Ульриха, биография. Архивировано 16 января 2014 года в Wayback Machine.
- ^ Тейлор, Джессика (27 июня 2002 г.). «Вот смотрит на меня» . Хранитель . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Пеффер-Энгельс, Джон (зима 1997 г.). «In/sight: африканские фотографы, с 1940 года по настоящее время». Африканское искусство . 30 (1). Лос-Анджелес: 73–75. ПроКвест 220992177 .
- ^ Перейти обратно: а б Хёльцль, Ингрид (1 мая 2009 г.). «Автопортрет/Самовидение: Работа Сэмюэля Фоссо». Нка: Журнал современного африканского искусства . 2009 (24): 40–47. дои : 10.1215/10757163-24-1-40 . ISSN 1075-7163 . S2CID 194017808 .
- ^ «Сэмюэль Фоссо — Автопортрет» . Международный центр фотографии . 31 января 2018 г.
- ^ Огибе, Олу (2015). «Сэмюэл Фоссо». Диафрагма (221): 88–93. ISSN 0003-6420 . JSTOR 43825306 .
- ^ Кляйн, Мелани. «Мелани Кляйн (2012): «Между историей, политикой и собой. Фотопортрет в современном искусстве Африки», в: Яна Гориш и Эллен Грюнкемайер (ред.), Слушая Африку. Англоязычные африканские литературы и культуры, Гейдельберг, стр. 69-91» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Сэмюэль Фоссо — Нельсон Мандела» . Artsy — Галерея Парди-Хикса .
- ^ Бомонт, Питер (6 февраля 2014 г.). «Спасение из раздираемого войной Банги: дело жизни фотографа Сэмюэля Фоссо» . Хранитель . Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Задержка, Джером (6 февраля 2014 г.). «Разграблено, но не потеряно: дело всей жизни африканского художника» . Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Питер, Букерт (5 февраля 2014 г.). «Отправка: открытие красоты среди кровавой бойни» . Хьюман Райтс Вотч . Архивировано из оригинала 9 мая 2021 года . Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ «Сэмюэл Фоссо: Разрушитель стеклянного потолка» . Сотбис . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Сэмюэль Фоссо: ТАТИ» . Современный И (на немецком языке) . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фальконер, Морган (2005). «Африка Ремикс. Лондон, Париж и Токио» . Журнал Берлингтон . 147 (1227): 422–423. ISSN 0007-6287 . JSTOR 20074024 .
- ^ «Жизнь Сэмюэля Фоссо» . Диафрагма . 1 июня 2017 года . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Симс, Тереза (2019). «Продажа Африки: книга Сэмюэля Фоссо «Вождь: тот, кто продал Африку колонистам» . Журнал современного африканского искусства . 44 (1): 52–63. дои : 10.1215/10757163-7547442 . S2CID 201499149 — через Project MUSE.
- ^ «Автопортрет и самоидентичность в творчестве Сэмюэля Фоссо» . ХАСТА . 9 декабря 2020 г. . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Хенли, Джон (19 июня 2011 г.). «Лучший снимок фотографа Сэмюэля Фоссо» . Газета «Гардиан» .
- ^ «Сэмюэль Фоссо» . Галерея Парди-Хикса . 2019.
- ^ Нджами, Саймон (2010). «Монография центральноафриканского фотографа Сэмюэля Фоссо» . Ревю Нуар .
- ^ «Сэмюэл Фоссо — Анджела Дэвис» . Artsy — Галерея Парди-Хикса . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Нельсон, Стив (весна 2019 г.). «Два тела Нельсона Манделы». Переход (116): 130–142. дои : 10.2979/переход.116.130 . JSTOR 10.2979/переход.116.130 . S2CID 154241514 .
- ^ Бонакер, Шивон (12 сентября 2014 г.). «Духи Сэмюэля Фоссо» . Житель Нью-Йорка . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Император Африки | Проекты» . Арт-база Африка . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Сэмюэл Фоссо | Коллекция Вальтера | Вычурность» . www.artsy.net . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Сэмюэль Фоссо: Император Африки» . Фонд Aperture Foundation, Нью-Йорк . 28 января 2016 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Фонд Принца Клауса, Награды
- ^ «Сэмюэль Фоссо. Без названия из серии Африканские духи. 2008» . Музей современного искусства . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Сэмюэл Фоссо (1962)» . Галерея Парди-Хикса .
- ^ «Музей изящных искусств, Хьюстонские коллекции» . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Тейт. «Сэмюэл Фоссо, 1962 г.р.» . Тейт . Проверено 25 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Noorderlicht, фотоотпечаток. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- 1962 года рождения
- Живые люди
- Камерунские фотографы
- Нигерийские фотографы
- Фотографы Центральноафриканской Республики
- Люди из Юго-Западного региона (Камерун)
- Люди из Банги
- Камерунские эмигранты в Центральноафриканской Республике
- Камерунские эмигранты в Нигерии
- Фотографы 20-го века
- Художники-мужчины 20-го века
- Фотографы 21 века
- Художники-мужчины 21 века
- Лауреаты премии Deutsche Börse Photography Foundation