Jump to content

Джарретт Уокер

Джарретт Уокер
Рожденный 1962 (61–62 года)
Альма-матер Колледж Помона ( BA )
Стэнфордский университет ( доктор философии )
Род занятий Консультант по транзиту и автор
Годы активности 1991 – настоящее время
Организация Джарретт Уокер + партнеры
Заметная работа Человеческий транзит

Джарретт Уокер (1962 г.р.) — американский консультант по транзиту и писатель. У него есть консалтинговая фирма, базирующаяся в Портленде, штат Орегон , которая работала над проектами в Северной Америке, Европе и Океании. [1] Уокер — автор блога Human Transit и одноименной книги. [2] [3]

В 1970-х годах Уокер заинтересовался проблемами общественного транспорта, используя TriMet в Портленде. автобусную систему [4] Позже он работал стажером по планированию в TriMet. [5]

Уокер является президентом Jarrett Walker + Associates, консалтинговой компании, которая заключает контракты с агентствами общественного транспорта. [6] Он и его фирма завершили проекты по модернизации общественного транспорта в десятках городов по всему миру, включая Хьюстон , Москву , Окленд и Дублин . [7]

В 2011 году Уокер опубликовал «Человеческий транспорт: как более ясное мышление об общественном транспорте может обогатить наши сообщества и нашу жизнь» в журнале Island Press . В 2024 году он опубликовал переработанное издание, в котором расширил свои идеи о доступе, то есть о свободе делать вещи, требующие выхода из дома. [2] [8]

Уокер написал несколько рецензируемых статей, в том числе «Предсказывать с уверенностью», опубликованную в Журнале общественного транспорта в 2018 году. [9] и «Целевой общественный транспорт», опубликованный в Журнале транспортной географии в 2008 году. [10] Он также был опубликован в рецензируемом журнале Shakespeare Quarterly . [11] [12] Он также писал для Bloomberg CityLab. [13] [14] и Атлантика . [15]

В декабре 2017 года Уокер привлек внимание СМИ после публичной вражды с миллиардером и генеральным директором Tesla Илоном Маском . Маск выразил свое презрение к общественному транспорту и подтвердил свое предпочтение индивидуальному транспорту в ответ на вопрос аудитории конференции. [16] Уокер раскритиковал его в Твиттере , заявив, что «ненависть Маска делить пространство с незнакомцами — это роскошь (или патология), которую могут себе позволить только богатые». [17] [16] [18] Маск ответил: «Ты идиот», а затем сказал: «Извините… я хотел сказать «ханжеский идиот». [19] [20] [21] [22] Спор привел к более широкой дискуссии о взглядах Маска на транзит. [22]

Философия планирования Уокера

[ редактировать ]

Уокер формулирует дискуссии об общественном транспорте с точки зрения геометрии территории и того, как она влияет на пассажиропоток и зону покрытия транспортной сети (также известный как «компромисс пассажиропотока и охвата»). [23] [24] [25] Он утверждал, что физические особенности территории (например, залив в районе залива ) существенно влияют на идеальный дизайн транспортной сети и потенциальную посещаемость. [26]

Уокер утверждает, что внимание транзитных агентств к прогнозам и новым технологиям отвлекает от необходимых улучшений существующих транспортных систем. [27] [28] Он также заявил, что, работая консультантом по планированию, он рассматривает свою роль как «только констатацию геометрических фактов» или представление потенциальных проектов для рассмотрения агентству, нанявшему его. Обычно он представляет множество проектов, некоторые из которых в большей степени ориентированы на увеличение количества пассажиров, а другие - на увеличение охвата. [29] [30] В Хьюстоне Уокер предложил создать сеть автобусных маршрутов с частым движением вместо того, чтобы сосредоточиться на расширении физического покрытия, и транзитное агентство в конечном итоге выполнило его рекомендации, сообщив год спустя о росте пассажиропотока на 11% в будние дни и на 30% в выходные дни. . [31] [32]

Уокер часто утверждал, что «частота — это свобода»: частое транспортное сообщение помогает людям лучше получать доступ к своим сообществам, [33] и что автобусы зачастую являются наиболее доступным способом расширения транзитных услуг. [34] [35] [36] Он заметил, что люди, которые регулярно путешествуют на машине, часто не осознают важность частоты и, таким образом, недооценивают ее: «Очень трудно заставить автомобилистов понять эту важность. Я говорю им представить ворота в конце подъездной дороги. он открывается только раз в полчаса». [37] [38] [39] [40]

В своей книге «Человеческий транспорт» он перечисляет семь требований к хорошей сети общественного транспорта: [3]

  1. Он доставит меня туда, куда я хочу – покрытие
  2. Он забирает меня, когда я хочу пойти – пролет
  3. Это хорошее использование моего времени – частота
  4. Это хорошее использование моих денег – цена
  5. Оно меня уважает – чистота и безопасность
  6. Я могу этому доверять – надежность
  7. Это дает мне свободу менять свои планы – снова частота

В исправленном издании своей книги «Человеческий транзит» 2024 года Уокер делает новый акцент на концепции доступа (иногда называемой доступностью ), под которой он подразумевает вашу свободу делать все, что требует выхода из дома. [41] Его фирма анализирует предложения по изменению услуг, а не прогнозирует количество пассажиров, что, по мнению Уокера, непредсказуемо. [42] - а вместо этого измеряя, как план расширяет или уменьшает то, чего человек может достичь за то количество времени, которое у него, вероятно, будет в его день. Он утверждает, что, хотя количество пассажиров непредсказуемо, анализ доступа отражает то, как конструкция сети влияет на количество пассажиров. Он также утверждает, что доступ является мерой многих других вещей, которые ценят люди, включая экономическую жизнеспособность города и опыт личной свободы.

Уокер раскритиковал утверждения о том, что современные службы совместного использования поездок, такие как Lyft и Uber , эквивалентны или потенциально могут заменить общественный транспорт, утверждая, что услуги совместного использования поездок гораздо менее эффективны, чем даже автобусное сообщение с относительно низкой плотностью движения. [35] [43] Поскольку ограничения, вызванные пандемией COVID-19, привели к резкому сокращению пассажиропотока на транзите, Уокер в статье New York Times заявил, что транзит «не является бизнесом. И нигде это не было так очевидно, как сейчас. Разумный фидуциарный подход». Чтобы сделать это, нужно как можно быстрее закрыть все, отправить в отпуск весь персонал и ждать. Они делают это не потому, что от них ожидают предоставления основных услуг». [44]

Предложенные Уокером изменения дизайна иногда подвергались критике со стороны жителей города, правозащитных групп или информационных агентств. В Дублине Уокер предложил объединить сложную автобусную сеть в центральные «хребты» с более частым автобусным сообщением. [45] Управление общественного транспорта получило более 72 000 комментариев от общественности, большая часть которых критиковала это предложение как сокращение услуг, несмотря на общее увеличение как частоты движения, так и географического охвата. [46] [47] [48] Кроме того, либертарианец Рэндал О'Тул , известный скептик в отношении транзита, активно критиковал последствия работы Джарретта Уокера. [49] [50]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Уокер вырос в Портленде, штат Орегон, в 1970-х годах. [51] со степенью бакалавра Он окончил колледж Помона в 1980 году и получил докторскую степень в области театрального искусства и гуманитарных наук в Стэнфордском университете в 1996 году. [52]

Библиография

[ редактировать ]
  • Уокер, Джарретт (2011). Человеческий транспорт: как более ясное представление об общественном транспорте может обогатить наши сообщества и нашу жизнь . Айленд Пресс . ISBN  9781597269728 . OCLC   1023266302 .
  • Уокер, Джарретт (2024). Человеческий транспорт: как более ясное представление об общественном транспорте может обогатить наши сообщества и нашу жизнь (пересмотренная ред.). Айленд Пресс . ISBN  9781642833058 .
  1. ^ Дэниел, Вок (29 августа 2017 г.). «Автобусы, да, автобусы — это самая горячая тенденция в сфере общественного транспорта » . Управление . Проверено 20 февраля 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уокер, Джарретт (2021). «Человеческий транзит» . Человеческий транзит . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уокер, Джарретт (2012). Человеческий транспорт: как более ясное представление об общественном транспорте может обогатить наши сообщества и нашу жизнь . Вашингтон: Island Press. п. 24. ISBN  978-1-61091-174-0 . OCLC   843011312 .
  4. ^ Грин, Эмили (6 декабря 2011 г.). «Горячее место: Джаррет Уокер» . Неделя Уилламетта . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  5. ^ Уокер, Джарретт (11 мая 2012 г.). «Портленд: летняя стажировка в транзитном агентстве» . Человеческий транзит . Проверено 10 марта 2021 г.
  6. ^ "Добро пожаловать" . Джарретт Уокер + партнеры . Архивировано из оригинала 20 января 2021 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  7. ^ Джарретт Уокер + партнеры (2021). «Места» . Джарретт Уокер + Партнеры . Архивировано из оригинала 31 января 2021 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  8. ^ «Транзит человека, исправленное издание» . Айленд Пресс . Проверено 26 февраля 2024 г.
  9. ^ Уокер, Джарретт (1 января 2018 г.). «Предсказывать с уверенностью, планировать свободу» . Журнал общественного транспорта . 21 (1): 119–127. дои : 10.5038/2375-0901.21.1.12 . ISSN   1077-291X . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  10. ^ Уокер, Джарретт (1 ноября 2008 г.). «Целевой общественный транспорт: создание четкого разговора о целях общественного транспорта» . Журнал транспортной географии . Рост покровительства общественному транспорту. 16 (6): 436–442. дои : 10.1016/j.jtrangeo.2008.06.005 . hdl : 2123/6057 . ISSN   0966-6923 . Архивировано из оригинала 29 января 2017 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  11. ^ «Гостевая лекция: Джарретт Уокер представляет «Транзит: свобода через геометрию» - Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе Лускин» . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе Лускин . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 5 июня 2020 г. Он родился в 1962 году и вырос в Портленде, штат Орегон, в революционные 1970-е годы, в эпоху, когда Портленд впервые взял на себя решительное обязательство стать городом для людей, а не для автомобилей. Он получил степень бакалавра в колледже Помона (Клермонт, Калифорния) и докторскую степень. по театральному искусству и гуманитарным наукам в Стэнфордском университете. Страстно интересуясь непрактичным количеством областей, он, вероятно, единственный человек, имеющий рецензируемые публикации как в Journal of Transport Geography, так и в Shakespeare Quarterly.
  12. ^ «Джаррет Уокер о том, почему защитникам транзита следует изучать литературу» . 7 января 2019 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  13. ^ «Во время пандемии мы все зависимы от транзита » . Bloomberg.com . 7 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  14. ^ «У общественного транспорта и почтовой службы одна и та же проблема» . Bloomberg.com . 31 августа 2020 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 г. Проверено 11 марта 2021 г.
  15. ^ Уокер, Джарретт (31 октября 2018 г.). «Автобус все равно лучше» . Атлантика . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Маршалл, Аариан (14 декабря 2017 г.). «Илону Маску действительно не нравятся системы общественного транспорта, которые он пытается построить» . Проводной . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 10 июня 2018 г.
  17. ^ Джарретт Уокер [@humantransit] (14 декабря 2017 г.). «В городах ненависть @elonmusk к совместному использованию пространства с незнакомцами — это роскошь (или патология), которую могут себе позволить только богатые. Позволить ему проектировать города — это суть элитного проектирования» ( Твит ) – через Twitter .
  18. ^ Уокер, Джарретт (31 июля 2017 г.). «Опасности проекции элиты — транзит людей» . Человеческий транзит . Архивировано из оригинала 2 марта 2018 года . Проверено 23 декабря 2017 г.
  19. ^ Илон Маск [@elonmusk] (14 декабря 2017 г.). «Ты идиот» ( Твит ) – через Твиттер .
  20. ^ Илон Маск [@elonmusk] (14 декабря 2017 г.). «Извините» ( Твит ) – через Твиттер .
  21. ^ Илон Маск [@elonmusk] (14 декабря 2017 г.). «Хотел сказать «ханжеский идиот» » ( Твит ) – через Твиттер .
  22. ^ Перейти обратно: а б Хант, Элль (21 декабря 2017 г.). « Я встретил свою жену на платформе поезда»: Твиттер ответил Илону Маску позитивными историями об общественном транспорте» . Хранитель . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 10 июня 2018 г.
  23. ^ «Вот что произойдет, когда Джаррет Уокер завладеет вашим аккаунтом в Твиттере» . 25 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  24. ^ Хигашиде, Стивен (2019). Лучше автобусы, лучше города . Вашингтон, округ Колумбия: Island Press. п. 24. ISBN  978-1-64283-014-9 .
  25. ^ «Основы: пассажиропоток – компромисс между покрытием» . Человеческий транзит . Проверено 25 марта 2024 г.
  26. ^ Патрисия Ли Браун (2 августа 2015 г.). «Разрозненная сеть общественного транспорта в районе залива вдохновляет на призыв к гармонии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. Частично проблема в географии. В сердце района залива «находится препятствие — залив», — сказал Джаррет Уокер, консультант по транспортному планированию и политике, редактирующий блог HumanTransit.org и написавший книгу с таким же названием (Island Press, 2011). «Есть три города, которые с некоторым основанием считают себя важными центрами», — сказал он, имея в виду сам Сан-Франциско, Окленд и Сан-Хосе. «Люди живут «за холмом» или «за водой». Чувство региона ослабевает».
  27. ^ «Джаррет Уокер: Планирование транзита: можем ли мы жить без прогнозов?» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 июля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  28. ^ «Философия общественного транспорта Джаррета Уокера как средства к свободе» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  29. ^ «Факты и ценности» . Ютуб . Архивировано из оригинала 15 апреля 2019 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  30. ^ «Основы: пассажиропоток – компромисс между покрытием» . Человеческий транзит . Проверено 25 марта 2024 г.
  31. ^ «Вот как Хьюстон увеличил количество пассажиров общественного транспорта, улучшив качество обслуживания, не потратив при этом ни копейки» . 28 января 2016 г.
  32. ^ Джереми Хобсон (23 февраля 2015 г.). «Модернизация системы METRO Хьюстона без больших затрат» . wbur.org . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. Джереми Хобсон из Here & Now беседует с одним из ведущих дизайнеров Джарреттом Уокером о том, что нужно для перепроектирования городской транспортной системы.
  33. ^ «Свобода и свобода через общественный транспорт» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  34. ^ «Присоединяйтесь: пора перестать ненавидеть автобус» . wbur.org . 29 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. Есть консультант по транспорту по имени Джаррет Уокер, который любит рассказывать водителям о важности частоты поездок, говоря: «Представьте, если бы в конце вашей дороги были ворота, которые открываются только каждые 15 минут».
  35. ^ Перейти обратно: а б Уокер, Джарретт (31 октября 2018 г.). «Автобус все равно лучше» . Атлантика . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. Представьте себе пригород с низкой плотностью населения и запросами, разбросанными по большой территории. К скольким дверям людей водитель может добраться за час, включая минуту или две, которые клиент тратит на то, чтобы забрать свои вещи и сесть на борт? Интуитивно очевидный ответ правильный: не очень много. В отчете Фонда Ино, продвигающем микротранзит, не упоминается пример, показывающий эффективность более четырех посадок в час. Джон Урго, специалист по планированию услуг AC Transit в Окленде, Калифорния, с учетом спроса, сказал, что семь посадок в час — это «лучшее, чего мы надеемся достичь». Лишь немногие маршрутные автобусы работают так плохо. Например, в 2015 году по обширной Силиконовой долине маршрутные автобусы перевозили от 12 до 45 человек в час. В густонаселенном городе, таком как Филадельфия, это число может превышать 80. Я нашел аналогичные цифры во всех 50 или около того транспортных маршрутах. агентства, которые я изучал на протяжении многих лет.
  36. ^ Уилл Дойг (3 марта 2012 г.). «Пришло время полюбить автобус» . Салон . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. И все же мы редко это делаем. Трамваи заменяют автобусные маршруты в городах по всей стране, миллиарды долларов выбрасываются на легкорельсовый транспорт, а пропущенный мимо автобус остается кричать «Марша, Марша, Марша!» «Если вы решите, что автобусы не заслуживают инвестиций, вы упустите множество возможностей помочь людям добраться туда, куда они едут, и расширить их ощущение свободы передвижения только потому, что вам не нравится транспортном средстве, на котором они едут», — говорит консультант по транспорту Джаррет Уокер.
  37. ^ Семуэлс, Алана (28 октября 2015 г.). «Почему люди не ездят на общественном транспорте в маленьких городах» . Атлантика . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. По словам Уокера, в 1970-х годах Портленд был очень похож на Нэшвилл: повсюду были парковки и машины. Но после того, как в регионе были приняты новые законы, сохраняющие существующие земли и ограничивающие строительство дорог, Портленду пришлось пересмотреть свои взгляды. В 1980-х годах город модернизировал свою автобусную систему, проложив линии по сетке, что сделало движение более частым и более распространенным. После того, как количество пассажиров автобусов увеличилось, регион смог собрать политическую волю для внедрения легкорельсового транспорта.
  38. ^ Йона Фримарк (20 августа 2014 г.). «Призыв к минимальным стандартам обслуживания» . Транспортная политика . Архивировано из оригинала 14 апреля 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. Как неоднократно отмечал Джаррет Уокер, частота обслуживания может быть так же важна, как и скорость, поскольку частота прибытия транспортного средства на линию определяет, как долго большинству людей придется ждать, особенно когда они пересаживаются между службами, что является важным элементом. любой транспортной сети большого города, которую невозможно существенно улучшить с помощью данных в реальном времени.
  39. ^ Йона Фримарк (11 июля 2011 г.). «Реорганизация шинной системы в сетевой иерархии» . Транспортная политика . Проверено 4 июня 2020 г. Как отметил Джарретт Уокер, плохая частота автобусного сообщения на отмененном маршруте означала, что быстрее было бы только в том случае, если автобус был там именно тогда, когда он вам нужен; более частые услуги, основанные на пересадках, обеспечат лучший транзит для большего числа людей в любое время суток. И они означают лучший доступ к частям города, не расположенным непосредственно по маршруту местного автобуса.
  40. ^ «Все дело в частоте: эксперт по транзиту Джаррет Уокер поделился своим мнением в трех беседах» . Национальный институт транспорта и сообществ . 16 мая 2012 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
  41. ^ «Основы: доступ, или стена вокруг вашей жизни» . Человеческий транзит . Проверено 25 марта 2024 г.
  42. ^ Уокер, Джарретт (1 января 2018 г.). «Предсказывать с уверенностью, планировать свободу» . Журнал общественного транспорта . 21 (1): 119–127. дои : 10.5038/2375-0901.21.1.12 . ISSN   1077-291X . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  43. ^ Э. Тэмми Ким (30 мая 2019 г.). «Мнение | Как Uber надеется получить прибыль от общественного транспорта» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. Джарретт Уокер, консультант по дизайну общественного транспорта, недавно отметил в подкасте «Rideshare Guy», что, когда Uber и Lyft отвлекают относительно богатых пассажиров от общественного транспорта, это оказывает пагубное влияние на «мнение элиты». Он добавил: «Среди элиты существует мнение: «Ну, Uber — это вещь, потому что это так удобно для меня. Поэтому общественный транспорт должен каким-то образом стать более похожим на Uber».
  44. ^ Эмили Бэджер (9 апреля 2020 г.). «Транзит пострадал от коронавируса. То, что впереди, может быть еще хуже» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г. Это не бизнес», — сказал Джаррет Уокер, консультант по транзиту. «И нигде это не было так очевидно, как сейчас. Разумным фидуциарным поступком было бы закрыть все как можно быстрее, отправить в отпуск весь персонал и подождать. Они делают это не потому, что от них ожидают предоставления жизненно важных услуг.
  45. ^ Бернс, Сара. «План Дублинского автобуса: дизайнер удивлен «очень агрессивной» критикой» . Ирландские Таймс . Проверено 27 марта 2021 г.
  46. ^ Бернс, Сара; Келли, Оливия. «Окончательная модернизация автобусной сети Дублина, в результате которой объемы перевозок вырастут на 23%» . Ирландские Таймс . Проверено 27 марта 2021 г.
  47. ^ «NTA отказывается от сокращения маршрутов городских автобусов в Дублине» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 24 октября 2019 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  48. ^ Бегли, Даг (18 декабря 2016 г.). «Количество пассажиров в метро изменилось после того, как чиновники общественного транспорта похвастались, что реконструкция автобусной системы приведет к увеличению количества пассажиров» . Хьюстонские хроники . Проверено 27 марта 2021 г.
  49. ^ «Измененные автобусные маршруты не спасут транзит» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2019 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  50. ^ «Обречен ли транзит в США? Обсудить» . Блумберг . 12 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  51. ^ «Дизайн Портленда помогает сделать его дружественным к протестам городом» . опб . Проверено 12 января 2023 г.
  52. ^ Уокер, Джарретт. "О" . Человеческий транзит . Проверено 10 марта 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55745e53d6381ec54036a68c4c123489__1711447800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/89/55745e53d6381ec54036a68c4c123489.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jarrett Walker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)