Jump to content

Балтийская морская торговля (ок. 1400–1800 гг.)

Балтийская морская торговля началась в позднем средневековье и продолжала развиваться до раннего Нового времени . За это время корабли, перевозившие товары из Балтийского и Северного морей, проходили по Эресунну , или Зунду, соединяя такие районы, как Финский залив, со Скагерраком . На протяжении 400 лет морские державы на востоке и западе боролись за контроль над этими рынками и торговыми путями между ними. Балтийскую торговую систему той эпохи можно объяснить как начало Ганзейского союза и окончание Великой северной войны .

Эпоха немецкой Ганзы

[ редактировать ]

Во второй половине 14 века Ганзейский союз доминировал в торговой организации на Балтике. Ганза возникла на территории нынешней северной Германии и Вестфалии и имела множество связей с купцами из этих областей. В период своего расцвета Ганзейский союз состоял примерно из 200 городов и поселков и простирался от Ревеля на востоке до Кампена на западе. [ 1 ] Длительный успех Ганзейской торговой системы можно объяснить наличием в Северной Европе множества рек и дорог, которые соединяли немецкие рынки и города с портами Балтийского моря.

Город Любек служил отправной точкой Ганзейской торговой системы. Торговые семьи из этой области начали селиться вдоль Вендского и Померанского побережья. [ 2 ] Купцы из Любека и прибрежных городов Венда специализировались на торговле высококачественными западными товарами, такими как ткани, специи и алкоголь, на минералы и продукты с севера и востока. В их число вошли:

Любек сохранил свою позицию центрального торгового порта Ганзейского союза благодаря своему расположению в Конторсе. Четырьмя основными Конторами были Новгород , Лондон , Берген и Брюгге . Между этими портами богатые купеческие семьи поддерживали тесные контакты с иностранными державами и продвигали интересы Лиги. Отношения между Конторами и основными торговыми поселениями Ганзы позволили установить товарную монополию. В их число входили воск и меха из Новгорода , треска из Бергена, а также высококачественная шерсть и ткани из Лондона и Брюгге. [ 3 ]

Падение Ганзейского союза

[ редактировать ]

К началу пятнадцатого века спрос Запада на прусские и ливонские товары рос. Экспорт люнебургской соли был заменен более дешевой солью из Франции . Постепенно восточно-балтийские купцы изнашивали ганзейскую торговую систему и начали напрямую снабжать порты Лондона, Амстердама и Антверпена . Когда Лига начала распадаться, Любек и прибрежные города Венда оказались в изоляции, и торговые пути между берегами Балтийского моря, Северным морем и западной Атлантикой были установлены . Успех Любека продолжался и в начале 1600-х годов, во многом благодаря судостроению. Однако ганзейские города стали все больше и больше ограничиваться Балтийским морем, поскольку торговые пути открылись в систему Западной Атлантики. Во второй половине семнадцатого века Любек был заменен гаванью Эльбы в качестве главного морского центра Лиги на Балтике. Эта передача власти положила бы начало падению Ганзейского союза. В 1648 году Швеция оккупировала берега Померании и северной Германии, что привело к последней ганзейской встрече в Любеке в 1669 году, подтвердившей упадок Лиги. [ 4 ]

Новые силы в Прибалтике

[ редактировать ]

Нидерланды

[ редактировать ]

В начале пятнадцатого века большое количество кораблей из Голландии шло в Балтийское море за зерном и в западную Францию ​​за солью. Вместо того, чтобы полагаться на ганзейские рынки основных продуктов питания, голландцы начали закупать пшеницу и рожь на месте, чтобы резко снизить цены. По оценкам, с начала до конца шестнадцатого века грузоподъемность торгового флота увеличилась примерно на 60 000 судов . В то же время импорт зерна из стран Балтии увеличился на 50 тыс. ластиков. [ 5 ] Без посредников, существовавших в ганзейскую эпоху, транзакционные издержки были на рекордно низком уровне, что позволяло сократить расходы на голландское судостроение и внедрить инновации в дизайне. Эти новые корабли были быстрее, меньше по размеру и были оборудованы для перевозки массовых грузов. Голландские торговцы также разработали новую бизнес-модель в пятнадцатом веке. Для более крупных сделок торговцы подписывали краткосрочные контракты. Это было очень полезно в балтийской торговле, поскольку для купцов было меньше индивидуального риска.

Царство России

[ редактировать ]

В это время поднималась и другая сила на севере. Русский князь великий князь Иван III закрыл Контор в Новгороде в 1494 году. К 1558 году русские купцы достигли берегов Балтийского моря и заняли Ливонию , Дерпт и Нарву . В это время Россия и Швеция боролись за контроль над путями, соединявшими побережье Балтийского моря и русские земли. К концу шестнадцатого века Россия была изолирована от балтийской торговли после того, как Швеция взяла под свой контроль Ревель и Ригу . [ 6 ]

Голландцы в Прибалтике

[ редактировать ]

В 1590-х годах голландская торговля начала распространяться дальше в Средиземноморье и превосходить торговлю Любека и Гамбурга . Во многом это было связано с присутствием Голландии в атлантической торговой системе, куда входили Испания , Португалия и Франция. Эта широко распространенная торговля привела к тому, что Амстердам стал центром торговой системы Европы в семнадцатом веке. В это время значительно увеличился экспорт в страны Балтии сахара, чая, кофе и табака.

корабль, известный как флюит был создан Около 1595 года в Нидерландах . Этот корабль увеличил грузоподъемность и резко сократил затраты на постройку. Он имел плоское дно и длинный корпус, что позволяло перевозить большие грузы по мелководью. [ 7 ] Экипаж этого нового корабля мог состоять из небольшого числа людей, а стоимость его постройки составляла около 50% от обычной цены.

Изменение меркантилистской политики

[ редактировать ]

Поскольку голландская и английская торговля стала более заметной в Западной Балтике, многие правительства решили провести определенную меркантилистскую политику, которая защитила бы интересы их торговли и национальной экономики.

Кристиан IV датский король в 1596–1648 годах. Во время своего правления он проводил политику, которая угрожала развитию голландской торговли в странах Балтии. Когда Дания выиграла Кальмарскую войну (1611–1613 гг.), король ввел запрет на все голландское движение, направляющееся в Швецию, и увеличил пошлины за проезд по Звуку . Чтобы бороться с этим, голландцы решили заключить союзы с Ганзейским союзом и Швецией, чтобы сохранить доступ к Зунду. Затем Кристиан IV был вынужден смягчить эту политику после того, как голландцам был гарантирован безопасный проход в Балтийский регион. В 1632 году Испания и Дания заключили договор, который ограничил доступ Голландии к балтийской торговле. В то же время плата за проезд в Саунде снова увеличилась, что создало еще больше проблем для голландцев из-за товаров, которыми они торговали. Чтобы противостоять этим проблемам, голландцы в 1645 году направили свой флот в пролив Саунд как угрозу Копенгагену . Кристиан IV был вынужден отменить новые сборы в Зунде и в Глюкштадте . В 1649 году было достигнуто соглашение, которое вернуло голландскую торговую мощь на Балтику.

Тридцатилетняя война сильно помешала попыткам Дании установить контроль над Балтией. В это время Швеция начала успешную кампанию в Ютландии и вынудила датчан уступить многие территории вдоль Зунда и в Балтийское море. Конец XVII века стал известен как Эпоха величия Швеции и продлился до 1721 года. [ 8 ] За это время контроль Швеции над Балтикой простирался от Зунда до Риги. Во время владычества Швеции на Балтике голландский флот вмешался, чтобы защитить свои коммерческие интересы. Это привело к заключению мирного договора в 1660 году между Швецией и Данией, а также к переговорам между англичанами и голландцами. К 1640-м годам Швеция стала основным торговым партнером голландцев в Балтийском регионе. «Около 50 процентов шведского импорта приходилось на основной рынок Амстердама, в то время как весь экспорт меди и 40 процентов всего экспорта железа шел в Нидерланды, как и 75 процентов производства финской смолы». [ 9 ] В 1667 году Швеция снова изменила свою меркантилистскую политику, введя пошлины на соль и вино, поставляемые с иностранных рынков, что значительно подорвало торговлю, идущую из Амстердама. Затем голландцы отправили свой флот в Прибалтику и вместе с датчанами разгромили шведов в 1679 году. Это поражение привело к заключению договора, который привел к восстановлению голландской торговли в Зунде.

Датско-норвежский

[ редактировать ]

Дания и Норвегия работали над сохранением своей меркантилистской политики, которая уменьшила бы их зависимость от Амстердама и Голландской Республики в целом. Договор был подписан в 1688 году после того, как датчане попытались ввести пошлины на голландскую торговлю, но после этого голландцы имели гораздо меньше власти в Дании. Голландцы и норвежцы начали торговать напрямую с англичанами и французами и избегали Амстердама как главного торгового порта.

Восточная Балтика

[ редактировать ]

В начале семнадцатого века голландская торговля доминировала в восточно-балтийском регионе такими товарами, как специи и высококачественные ткани. Однако в последние десятилетия этого столетия этот голландский контроль начал ослабевать. Этому есть несколько объяснений. Одно из них заключается в том, что прибалтийское зерно потеряло конкурентоспособность на западных рынках из-за снижения эффективности польско-литовских ферм. Другое объяснение – войны против казаков и шведов, произошедшие в 1640-1660-х годах. Английские законы о мореплавании также повлияли на торговлю Нидерландов в восточной части Балтии. Швеция установила новую политику, которая существенно повлияла на торговую систему восточной части Балтии. Шведская смоляная компания была создана в 1648 году, что сильно подорвало экспорт смолы из Финляндии. Это привело к незаконной перевозке финских товаров в порты Ливонии, а голландские торговцы, оккупировавшие южную Швецию, перевозили древесину из Норвегии в другие порты Балтики. [ 10 ]

Российская торговля

[ редактировать ]

Политика, проводимая в это время Швецией, также была направлена ​​на контроль российской торговли в Балтийском регионе. Стремясь убрать голландцев с рынка, Швеция попыталась скупить излишки зерна и целые запасы кожи у России. был Кардисский договор заключен в 1661 году для обеспечения свободной торговли в России, но вскоре закончился в 1667 году. Голландия оказалась единственным экономически развитым государством, которое могло успешно справиться с торговыми условиями России.

Великая Северная война

[ редактировать ]

В 1700-1721 годах Польша-Литва , Россия и Дания-Норвегия воевали против Швеции, резко изменив в это время балтийскую торговую систему. В начале войны голландская торговля через Зунд значительно превосходила скандинавское судоходство. В 1710 году, когда началась вражда между Данией и Швецией, торговля через Зунд стала бездействующей. В 1721 году эпоха величия Швеции подошла к концу, и торговля была восстановлена ​​от Балтийского моря через Зунд. После окончания войны правительственный интервенционизм стал на переднем крае всей коммерческой политики держав Балтии. Эти протекционистские меры были призваны уменьшить иностранное влияние на промышленность и торговлю внутри государств. Некоторые примеры такой политики:

  • Прусский запрет на экспорт сырой шерсти
  • Датский запрет на импорт иностранной шерсти, шелка, сахара и т. д.
  • Шведский продуктплакат (1724 г.) - уменьшено количество иностранных поставок в Швецию.

Возвышение России

[ редактировать ]

После того, как Швеция пала в Великих северных войнах, Россия получила свои порты от Новгорода до Риги, Ревеля и Нарвы. Эти города и порты обеспечивали России прямые пути к Балтике. В 1721 году был подписан Ништадтский договор , который привел к развитию русской балтийской торговли и основанию Петербурга . К 1780 году Россия вышла за пределы Поморского побережья, находившегося под контролем Швеции. [ 11 ] Возвышение России как морской торговой державы привело к изменению направления торговли с юга-севера на восток-запад. Стокгольм теперь стал крупным портом в Балтийском регионе, чему способствовал спрос Дании на товары со шведского рынка. Конец восемнадцатого века ознаменовался возвышением России и Гамбурга в Прибалтике, а также победой Англии над голландцами.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ (Доллинджер, 2000, стр. 28)
  2. ^ (Брэнд, 2006)
  3. ^ (Брэнд, 2006)
  4. ^ (Доллинджер, 2000, стр. 41)
  5. ^ (Израиль, 1995, стр.17)
  6. ^ (Брэнд, 2006)
  7. ^ (Израиль, 1995, стр. 17)
  8. ^ (Магнуссон, 2000, стр. 67)
  9. ^ (Брэнд, 2006)
  10. ^ (Магнуссон, 2000, стр. 54)
  11. ^ (Брэнд, 2006)

Библиография

[ редактировать ]
  • Бранд, Ханно. «Балтийская морская торговля». Балтийские связи. Исследовательский центр Hanse, 1 января 2006 г. Интернет. 12 апреля 2015 г. < https://web.archive.org/web/20071213194949/http://www.balticconnections.net/index.cfm?article=Baltic+Sea+Trade >.
  • Доллингер, Филипп. Кассон, Марк. Немецкая Ганза: возникновение международного бизнеса, 1200-1800 гг. Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Рутледж, 2000.
  • Израиль, И. Джонатан. Голландская республика: ее взлет, величие и падение. 1477-1806. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета, 1995. ISBN   9780198207344
  • Магнуссон, Ларс. Экономическая история Швеции. Лондон, Великобритания: Рутледж, 2000.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58ea385c3ce0b7d9926146afe9fbca1c__1715555400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/1c/58ea385c3ce0b7d9926146afe9fbca1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baltic maritime trade (c. 1400–1800) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)