Изменение климата во Вьетнаме
Вьетнам входит в число стран, наиболее пострадавших от глобального изменения климата . [1] Большое количество исследований показывает, что Вьетнам переживает изменение климата и пострадает от него в ближайшие десятилетия. Эти негативные последствия включают повышение уровня моря , проникновение солености и другие гидрологические проблемы, такие как наводнения, эволюция устьев рек и отложения осадков. Частота стихийных бедствий, таких как волны холода и штормовые нагоны, будет увеличиваться, что будет иметь негативные последствия для развития, инфраструктуры и экономики страны.
Некоторые проблемы, такие как оседание земель (вызванное чрезмерным забором грунтовых вод ), еще больше усугубляют некоторые последствия изменения климата (повышение уровня моря), особенно в таких районах, как дельта Меконга . [2] Правительство, НПО и граждане приняли различные меры для смягчения последствий и адаптации к ним. [3]
Фон
[ редактировать ]Увеличение концентрации парниковых газов, таких как углекислый газ, метан и закись азота , в атмосфере вызвало антропогенное глобальное изменение климата, которое привлекло широкое внимание международного сообщества. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) — межправительственная организация, связанная с Организацией Объединенных Наций , созданная в 1998 году Всемирной метеорологической организацией и Программой ООН по окружающей среде для изучения изменения климата, вызванного деятельностью человека. [4] В докладе МГЭИК (2014 г.) предполагается, что глобальное изменение климата окажет серьезное воздействие на большое количество стран, что неблагоприятно для территорий с плохой адаптацией и необычайно хрупкими природными условиями. К сожалению, Вьетнам определен МГЭИК как одна из стран, которые, вероятно, больше всего пострадают от изменения климата из-за его обширной береговой линии, обширных дельт и пойм, расположения на пути тайфунов, а также большого количества населения, живущего в нищете. [5] [6]
Выбросы парниковых газов
[ редактировать ]Основным источником выбросов в стране является сжигание ископаемого топлива, на долю которого в 2014 году пришлось около 60% выбросов парниковых газов . [3] По состоянию на 2018 год на долю электроэнергетического сектора приходилось 48% во Вьетнаме выбросов CO 2 от сжигания ископаемого топлива, на промышленность — 28%, на транспорт — 16%, на жилищный сектор — 4%, на коммерческий сектор — 3% и на сельское хозяйство — 1%. [3] В 2019 году Вьетнам занял 22-е место в мире по объему выбросов CO 2 в результате сжигания топлива и 3-е место в АСЕАН. [3]
Вьетнам входит в десятку стран с самым серьезным загрязнением воздуха в мире. Уровень небезопасных частиц аналогичен уровню крупных городов и промышленных зон Китая. Международный валютный фонд сообщает, что выбросы парниковых газов во Вьетнаме утроятся к 2030 году, в основном из-за зависимости от ископаемого топлива для производства электроэнергии. [7]
Уголь
[ редактировать ]В 2021 году на уголь приходилось 65% поставок первичной энергии в стране. Уголь является ключевым источником производства электроэнергии, на его долю приходится около 47% выработки электроэнергии и 30% установленной мощности. [8] Вьетнам является нетто-импортером угля с 2015 года, импортировав около 55 миллионов тонн в 2021 году. Выбросы от всего сжигания угля составили 203 миллиона CO 2 в стране в 2019 году, что составляет около 72% от общего объема выбросов CO 2 от сжигания топлива.
Воздействие на природную среду
[ редактировать ]С помощью различных наблюдений и методов исследования ученые в целом полагают, что в прошлый исторический период и в модели прогнозирования будущего на всей территории Вьетнама сигналы изменения климата были идентифицированы через изменения различных наблюдаемых элементов климата. В целом, температура и количество осадков в целом имеют тенденцию к увеличению; частота экстремальных значений возрастает. Более того, распределение осадков во времени и пространстве более неравномерно.
Изменения температуры и погоды
[ редактировать ]По ежедневным данным, собранным с 23 береговых метеостанций Вьетнама за период с 1960 по 2011 г., за 52 года (с 1960 по 2011 г.) среднегодовые температуры в прибрежных зонах Вьетнама значительно возросли. Высокие темпы повышения температуры на 0,24 °C и 0,28 °C за десятилетие наблюдаются на станциях Вунгтау и Камау, соответственно, расположенных на южном побережье. Большинство станций Севера - Центральное побережье показывает увеличение от 0,15 °C до 0,19 °C за десятилетие. [12]
При этом изменения максимальной температуры во Вьетнаме колебались в диапазоне от −3°C до 3°C. Изменения минимальных температур преимущественно варьировали в диапазоне от −5 °С до 5 °С. Как максимальные, так и минимальные температуры имеют тенденцию к повышению, причем минимальные температуры растут быстрее, чем максимальные, что отражает тенденцию глобального потепления климата. [12]
Осадки
[ редактировать ]В отличие от температуры, изменения в тенденциях количества осадков существенно различаются в зависимости от региона. Статистика осадков над Вьетнамом за период с 1961 по 2008 год показывает значительную тенденцию к увеличению на южно-центральном побережье, в то время как на северном побережье они имеют тенденцию к уменьшению (примерно от 17 северной широты). Другим показателем является годовой максимум 1-дневных осадков (RX1day). В период с 1961 по 2008 год наблюдалась тенденция увеличения количества осадков RX1day до 14% за десятилетие, что означает, что экстремальное количество осадков росло. [12]
Экстремальные погодные явления
[ редактировать ]Другими последствиями являются увеличение частоты экстремальных погодных явлений. За последние 40 лет количество тайфунов во Вьетнаме уменьшилось, но возросла интенсивность и расширился масштаб ущерба. Согласно этому сценарию, интенсивность и непредсказуемость тайфуна возрастут, а масштаб ущерба продолжит расширяться на юг. В 2007–2008 годах наводнения в центральных провинциях превысили показатели последних 48 лет; Северная часть Вьетнама столкнулась с беспрецедентной волной холода, продолжавшейся 38 дней, что привело к потерям урожая и скота на сумму 30 миллионов долларов США. [13]
Повышение уровня моря
[ редактировать ]Одним из существенных результатов является повышение уровня моря и вторжение морской воды, с которыми связаны отступание береговой линии, береговая эрозия, вторжение солености. Кроме того, ученые предупреждают, что возникнут и другие гидрологические проблемы, такие как наводнения, эволюция устьев рек, отложения осадков. В той или иной степени увеличится и частота тропических циклонов, штормовых нагонов, цунами и других стихийных бедствий. [14]
Контроль уровня воды на береговых постах Вьетнама показал, что характер изменения среднегодового уровня моря по годам (начиная с 1960 г.) различен. Почти все станции продемонстрировали тенденцию к увеличению. По данным станций мониторинга, среднее повышение уровня моря вдоль прибрежной зоны Вьетнама составляет около 2,8 мм/год в период 1993–2008 гг. [12] Согласно этим расчетам, 37% общей площади дельты Меконга может быть затоплено на глубину более 1 м при сценарии повышения уровня моря на 0,5 м. [14]
Южный институт исследования водных ресурсов (SIWRR) сообщил об усиливающейся тенденции вторжения солености. Большая территория дельты Меконга сезонно подвергается вторжению солености в засушливый сезон, особенно в марте и апреле, когда сток реки минимален. Значительные изменения наблюдаются в режиме стока реки Меконг: в начале засушливого сезона расход воды снижается, что приводит к тому, что проникновение солености начинается раньше, чем обычно. [14]
Воздействие на людей
[ редактировать ]Экономические последствия
[ редактировать ]Вьетнама, География состоящая из протяженных прибрежных территорий и муссонных дождей, делает его землю и население очень чувствительными к вышеупомянутым последствиям, таким как повышение уровня моря и усиление экстремальных погодных явлений, которые принесет изменение климата. Хотя масштабы и скорость таких тенденций остаются неясными, существует достаточная определенность в отношении диапазона вероятных последствий. Наиболее очевидное и обширное влияние окажет экономический рост, который можно наблюдать в ряде секторов.
По оценкам Международного валютного фонда , экономический рост Вьетнама может упасть на 10% в 2021 году из-за изменения климата. Береговая линия Вьетнама имеет длину 3200 километров, и 70 процентов его населения проживает в прибрежных районах и низменных дельтах. [15] Учитывая концентрацию населения и экономических активов страны в уязвимых районах, негативное воздействие на промышленное производство и экономический рост может быть невообразимым. Повышение уровня моря на 1 метр приведет к частичному затоплению 11 процентов населения и 7 процентов сельскохозяйственных земель. [13] Сельскохозяйственная отрасль Вьетнама может пострадать от снижения ВВП на 0,7–2,4% к 2050 году в результате изменения климата и стихийных бедствий. [16]
Кроме того, экстремальные стихийные бедствия стали причиной огромных жертв среди вьетнамцев и материального ущерба. В первой половине 2016 года в результате проникновения воды, сильных дождей и чрезвычайно холодной погоды 37 человек погибли и 108 получили ранения, ущерб от стихийных бедствий оценивается в 757 миллионов долларов США. [7]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Сельское хозяйство по-прежнему составляет около четверти ВВП Вьетнама и является основным источником существования 60% населения. [14] Однако сельское хозяйство является одной из отраслей, на которую напрямую и негативно влияет изменение климата. Влияние изменения климата на сельское хозяйство отражается в проблемах сельскохозяйственных земель, растений, домашнего скота, их выживании и развитии, трудностях с водоснабжением и стихийных бедствиях, влияющих на сельскохозяйственное производство.
Изменения урожайности сильно различаются в зависимости от культуры, агроэкологических зон и климатических сценариев. Что касается риса, прогнозируемый засушливый сценарий приведет к снижению урожайности от 12 процентов в дельте реки Меконг до 24 процентов в дельте Красной реки. [13] Ежедневные метеорологические данные в 19 репрезентативных местах за последние 50 лет (с 1959 по 2009 год) были собраны для анализа климатических изменений в Северном Вьетнаме и их влияния на производство риса. С одной стороны, повышение температуры из-за увеличения концентрации CO 2 увеличит площади посевов риса во Вьетнаме и продлит вегетационный период. Весьма вероятно, что лимит посевов риса в северном Вьетнаме сдвинется на запад и север, площадь расширится и увеличится кратность посевов. С другой стороны, период роста риса зимой и весной чувствителен к температуре. Процесс развития ускоряется, период вегетативного роста укорачивается, наступает даже раннее цветение, что не способствует получению урожая. [17]
В результате сочетания повышения уровня моря и более сильного разлива рек произойдет более обширное затопление пахотных земель в сезон дождей и увеличится проникновение соленой воды в засушливый сезон. По оценкам, в дельте реки Меконг около 590 000 га площадей риса могут быть потеряны из-за наводнений и засоления, что составляет около 13 процентов сегодняшнего производства риса в регионе. [17] Исследования показали потенциальное влияние изменения климата без адаптации при альтернативных климатических сценариях на производство шести основных сельскохозяйственных культур или категорий сельскохозяйственных культур по сравнению с базовым уровнем 2050 года. [18] [13]
Аквакультура
[ редактировать ]Аквакультура, особенно в дельте реки Меконг, является важным источником занятости и доходов в сельской местности. По оценкам, в этом секторе занято около 2,8 миллиона человек, а доходы от экспорта, как ожидается, составят около 2,8 миллиарда долларов в 2010 году. Более высокие температуры, учащение штормов, повышение уровня моря и другие последствия изменения климата, вероятно, повлияют на физиология и экология рыб, а также работа аквакультуры. Некоторые виды рыб, такие как сом, могут расти быстрее при более высоких температурах, но более уязвимы к болезням. Между тем, основные последствия изменения климата для аквакультуры, скорее всего, являются следствием увеличения наводнений и засоления. [18]
Инфраструктура
[ редактировать ]Это оказывает влияние на текущую и будущую внутреннюю инфраструктуру. Например, физический актив дорожной инфраструктуры будет уязвим к последствиям изменения климата . Учитывая существующую инвентаризацию дорог и распределение провинций, один метр SLR затопил бы и, следовательно, разрушил бы 19 000 километров дорог во Вьетнаме, что эквивалентно 12 процентам существующего парка дорог. Восстановление этих поврежденных дорог обойдется примерно в 2,1 миллиарда долларов США. [19]
Влияние на здоровье
[ редактировать ]Потепление климата прямо или косвенно повлияет на распространение многих инфекционных заболеваний , особенно на возникновение и распространение болезней, передающихся насекомыми, таких как малярия, вирусный энцефалит и денге. По мере повышения температуры поверхности моря будет увеличиваться и заболеваемость болезнями, передающимися через водоемы. Чан Тхи Гианг Хыонг, директор Департамента международного сотрудничества Министерства здравоохранения Вьетнама, заявил в 2017 году, что «с 2030 по 2050 год изменение климата будет вызывать ежегодную смерть 250 000 человек от недоедания, малярии, диареи и теплового шока». "Во всем мире, по данным Всемирной организации здравоохранения. [20]
Воздействие на обездоленные группы населения
[ редактировать ]Гендерное неравенство существует под воздействием изменения климата. Социально-экономическая уязвимость сельских бедных женщин часто связана с уязвимостью перед изменением климата; изменение климата часто еще больше усугубляет их гендерное неравенство. [21] Экстремальные погодные условия, вызванные изменением климата, такие как высокие температуры, волны холода и наводнения, увеличивают трудовое бремя женщин; инфекционные заболевания из-за более высоких температур ухудшают здоровье женщин. Поскольку женщины по своей сути находятся в невыгодном положении из-за доступа к семейным и социальным ресурсам, необходимо повышать осведомленность женщин об изменении климата и способствовать развитию человеческих ресурсов. организовать обучение экологическим знаниям и конкурсы знаний, а также реализовать проекты по улучшению возможностей женщин по реагированию на стихийные бедствия. [21]
Смягчение и адаптация
[ редактировать ]Согласно классификации МГЭИК, меры реагирования на изменение климата можно в целом разделить на два жанра: смягчение последствий и адаптация. Смягчение последствий изменения климата обычно предполагает сокращение антропогенных (антропогенных) выбросов парниковых газов. Адаптация, в широком смысле, относится ко всем мерам по реагированию на существующие и потенциальные воздействия, такие как строительство дамб для адаптации к повышению уровня моря, модернизация водохранилищ для адаптации к наводнениям и другим проблемам с водными ресурсами и т. д.
Политика и законодательство
[ редактировать ]В соответствии с обязательствами по отчетности согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Вьетнам в декабре 2003 года опубликовал предварительную национальную инициативу, содержащую базовые списки выбросов парниковых газов, варианты смягчения последствий в секторах энергетики, лесного хозяйства и сельского хозяйства, а также оценку окончательных мер по адаптации. . [13] MONRE ( Министерство природных ресурсов и окружающей среды Вьетнама) разработало Национальный целевой план по изменению климата (NTP-RCC), который был одобрен в декабре 2008 года указом премьер-министра. В 2015 году Министерство природных ресурсов и окружающей среды выпустило Специальный отчет об управлении рисками экстремальных климатических явлений и стихийных бедствий для содействия адаптации к изменению климата (Вьетнам SREX), в котором предлагается ряд мер по предотвращению экстремальных погодных катастроф. [22]
В зависимости от различных воздействий меры различаются. Чтобы справиться с прямыми последствиями повышения уровня моря, власти предлагают меры, включая полную защиту: укрепление и поднятие насыпей по всей стране; поднятие домов над уровнем наводнения, а также уход: «предотвращает» последствия повышения уровня моря, покидая прибрежные районы и отступая вглубь страны.
Что касается сельского хозяйства, программы правительства, а также местных фермеров можно условно разделить на три аспекта:
- Краткосрочные меры: предотвратить эрозию почвы, обеспечить защиту почвы, обеспечить упреждающее орошение сельскохозяйственных культур, выбрать культуры, подходящие для изменения климата и т. д.
- Долгосрочные меры: принять модели земледелия, адаптированные к изменению климата, создать новые виды, модернизировать методы выращивания и животноводства и т. д.
- Практика управления и сбора урожая: перераспределить региональное производство сельскохозяйственных культур и животноводства, чтобы оно лучше соответствовало изменяющимся климатическим условиям, обеспечить дополнительные стимулы для сельского, лесного хозяйства, аквафермерства и т. д. [13]
Из-за особых географических условий местные органы власти предпочитают осуществлять программы по своему усмотрению в рамках НТП-РКЦ. Например, местные органы власти в провинциях Тханьхоа и Бариа-Вунгтау опубликовали большое количество предложений и проектов по модернизации водохранилищ, пересмотру плана землепользования, а также лекциям и выставкам для повышения осведомленности всей общественности об изменении климата. служащие, организации, граждане. Эти меры также разделены на приоритетные проекты на период 2013–2015, 2016–2020 годов в соответствии с графиком, а также проекты по ресурсам подземных вод, защите от засоления, борьбе с ущербом от стихийных бедствий и т. д. по различным секторам. [12]
В 2020 году Вьетнам узаконил ценообразование на выбросы углерода в форме схемы торговли выбросами или углеродного рынка. [3] Налог на выбросы углерода также является вариантом принятия. Ожидается, что детали будут определены в постановлении правительства к концу 2021 года.
Возобновляемая энергия
[ редактировать ]На COP 26 Вьетнам объявил о своих чистых нулевых выбросах к 2050 году и пообещал поэтапно отказаться от угольной энергетики к 2040-м годам или как можно скорее после этого. Для реализации этого обязательства потребуются огромные усилия, учитывая, что страна полагается на ископаемое топливо для обеспечения своей быстрорастущей экономики. [8]
Вьетнам добился первоначальных успехов в развитии солнечной и ветровой энергетики. С 2019 года она лидирует в Юго-Восточной Азии по потреблению солнечной и ветровой энергии. [23] Благодаря относительно более благоприятному инвестиционному климату Вьетнам, вероятно, проведет энергетический переход быстрее, чем другие страны АСЕАН. [24]
Международное сотрудничество
[ редактировать ]Вьетнам активно участвовал в международных договорах, включая Парижское соглашение. [25] Страна ратифицировала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата в 1994 году и ратифицировала «Киотский протокол» в 2002 году. Вьетнам присоединился к Партнерству по справедливому энергетическому переходу в 2022 году.
Помимо NTP-RCC, правительство Вьетнама сотрудничает с другими странами и международными организациями. Министерство природных ресурсов и окружающей среды Вьетнама реализует 58 иностранных программ и проектов по оказанию помощи Вьетнаму в борьбе с изменением климата, выделяя почти 430 миллионов долларов США, включая финансирование от Всемирного банка , правительства Голландии и правительства Дании. [26] В последние годы появляются механизмы международного сотрудничества по вопросам климата. Механизм сотрудничества Ланцанг-Меконг — это один из механизмов между странами бассейна Меконга (включая Китай, Мьянму, Лаос, Таиланд, Камбоджу и Вьетнам) для совместного ускорения экономического роста, сокращения бедности и решения проблем изменения климата и водных ресурсов. распределение ресурсов, связанных с ним. [27]
Общество и культура
[ редактировать ]Активизм
[ редактировать ]Разработка и реализация мер реагирования на изменение климата очень требовательны и сложны, поскольку в них участвуют несколько научных дисциплин, заинтересованные стороны и лица, принимающие решения. Что касается мер реагирования на изменение климата во Вьетнаме, раздаются разные голоса, такие как критика мер властей, призывы уделять больше внимания фермерам, женщинам и т. д. Это связано не только с разными методами, принятыми исследователями, разными источниками, для разных целей, а также из-за различий, существующих в разных регионах, разных географических условиях, разных политических и экономических статусах и отношениях, разного пола и т. д.
Проект 88, который выступает за права человека во Вьетнаме, заявляет, что осуждение активиста Хоанг Тхи Мин Хонга в 2023 году за уклонение от уплаты налогов стало «еще одним примером использования закона в качестве оружия для преследования климатических активистов, которые борются за спасение планеты». [28]
Критика ответа правительства
[ редактировать ]Есть и другие критики правительственной стратегии адаптации к изменению климата. Некоторые люди полагают, что до сих пор политика правительства была сосредоточена на общесекторальных оценках для всей страны и на «жестких» мерах по адаптации , таких как морские дамбы, усиленная инфраструктура и прочные здания. Мало внимания уделялось «мягким» мерам адаптации, таким как повышение институционального потенциала или роли коллективных действий и социального капитала в повышении устойчивости . Проекты правительства частичны и проблематичны по нескольким причинам. [29] Первая проблема заключается в организации процесса. В основном он основан на узком анализе официальной информации, которая «по большей части остается слепой к соотношениям сил», которые обязательно будут определять политику в области изменения климата. Во-вторых, меры правительства действительно увеличивают уязвимость бедных граждан к изменению климата. Например, приватизация мангровых зарослей рассматривается как основная причина роста долгосрочного неравенства в Суан Туи . [29] Затем это неравенство связано с уязвимостью, поскольку человеческие ресурсы напрямую концентрируются в руках меньшего числа людей, тем самым ограничивая право на использование и распоряжение активами в условиях стрессовых стратегий; а также косвенным усилением бедности и маргинализации в местных районах. Контекст узких политических реформ и усиливающегося капитализма в накоплении ограничивает возможности и ограничения «новых ставок», целей и процессов стратегии вьетнамского правительства по изменению климата.
Нынешняя стратегия адаптации правительства Вьетнама отражает и укрепляет существующие соотношения сил как в политике, так и в производстве. Национальная стратегия по изменению климата создает «иллюзию вмешательства и безопасности», но на самом деле в значительной степени не в состоянии выявить и смягчить основные причины изменения климата или заложить основу для среднесрочной и долгосрочной стратегии адаптации, которая действительно может справиться с проблемой изменения климата. «пока неизвестные уровни климатических и других структурных изменений». [29]
Неравенство
[ редактировать ]Из-за неравенства в идентичности, экономическом и социальном статусе воздействие изменения климата на разных людей различно. Кроме того, из-за природных условий воздействие на регионы различается по степени. Такие регионы, как дельта Меконга, более уязвимы к изменению климата. Таким образом, в ответ на последствия люди в разных регионах склонны принимать разные меры, в результате чего уязвимые группы, особенно наиболее обездоленные, часто не могут в равной степени пользоваться благами политики правительства или даже могут быть серьезно маргинализированы или ослаблены. Исследование, в котором приняли участие 598 фермеров, выращивающих рис в дельте Меконга, Вьетнам, показало, что адаптация к изменению климата в сельском хозяйстве фундаментально зависит от восприятия фермерами изменения климата, их адаптивных институтов и эффективности адаптивных мер. [30] Фермеры в дельте Меконга по-разному воспринимают изменение климата из-за своих знаний, информационных ресурсов и т. д. Важно отметить, что неправильные адаптивные решения могут быть результатом вводящего в заблуждение восприятия.
Когда фермеры получали информацию об адаптивных мерах от своих друзей, родственников, соседей или из других источников (например, Интернет, компании по производству пестицидов и священники), это влияло на их оценки адаптации. Напротив, существенного влияния информации со стороны средств массовой информации и местных органов власти не было. Источники и качество информации особенно важны, и ожидается улучшение как доступности, так и полезности местных услуг. Улучшение знаний фермеров по этим вопросам должно быть первоочередной задачей властей дельты Меконга, намеревающихся способствовать адаптивному поведению. [30]
Некоторые люди считают, что нынешняя политика и программы имеют определенные недостатки, игнорируя обездоленные группы. Поэтому некоторые голоса утверждают, что следует уделять особое внимание вариантам адаптации, которые сокращают бедность и повышают устойчивость домохозяйств или которые интегрируют изменение климата в планирование развития. [30] [21]
См. также
[ редактировать ]- Климат Вьетнама
- География Вьетнама
- Экологические проблемы во Вьетнаме
- Изменение климата в Камбодже
- Подключаемые электромобили во Вьетнаме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Департамент устойчивого развития, страновой офис во Вьетнаме, «Всемирный банк: климатически устойчивое развитие во Вьетнаме: стратегические направления для Всемирного банка», январь 2011 г.
- ^ Извлечение подземных вод, оседание земель и повышение уровня моря в дельте Меконга, Вьетнам.
- ^ Jump up to: а б с д и До, Тханг Нам; Берк, Пол Дж. (26 сентября 2021 г.). «Ценообразование на выбросы углерода во Вьетнаме: варианты принятия» . Энергетика и изменение климата . 2 : 100058. doi : 10.1016/j.egycc.2021.100058 . hdl : 1885/250449 . ISSN 2666-2787 .
- ^ Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). http://www.ipcc.ch/
- ^ МГЭИК: Обзор последствий, адаптации и уязвимости изменения климата в 2014 году, часто задаваемые вопросы и перекрестные вставки, вклад Рабочей группы II в пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата, https://www.ipcc. ch/pdf/assessment-report/ar5/wg2/WGIIAR5-IntegrationBrochure_FINAL.pdf Архивировано 12 июня 2018 г. в Wayback Machine , 2014 г.
- ^ Тао, Нгуен Дань (2014). Прибрежные катастрофы и изменение климата во Вьетнаме: перспективы проектирования и планирования . Хироши Такаги, Мигель Эстебан. Берлингтон: Elsevier Science. ISBN 978-0-12-800479-1 . OCLC 881417238 .
- ^ Jump up to: а б Алан Бойд. «Беженцы из-за изменения климата ставят под угрозу рост Вьетнама» 11 января 2018 г. Asia Times. https://asiatimes.com/article/climate-change-refugees-imperil-vietnams-growth/ .
- ^ Jump up to: а б До, Тханг Нам; Берк, Пол. «Поэтапный отказ от угольной энергетики в контексте развивающейся страны: опыт Вьетнама». Энергетическая политика . 176 (май 2023 г., 113512). дои : 10.1016/j.enpol.2023.113512 . hdl : 1885/286612 .
- ^ Хаусфатер, Зик; Питерс, Глен (29 января 2020 г.). «Выбросы: история о «обычном бизнесе» вводит в заблуждение» . Природа . 577 (7792): 618–20. Бибкод : 2020Natur.577..618H . дои : 10.1038/d41586-020-00177-3 . ПМИД 31996825 .
- ^ Шур, Эдвард А.Г.; Эбботт, Бенджамин В.; Комман, Ройзен; Эрнакович, Джессика; Ойскирхен, Евгения; Хугелиус, Густав; Гроссе, Гвидо; Джонс, Мириам; Ковен, Чарли; Лешик, Виктор; Лоуренс, Дэвид; Лоранти, Майкл М.; Мауриц, Маргарита; Олефельдт, Дэвид; Натали, Сьюзен; Роденхайзер, Хайди; Лосось, Верити; Шедель, Кристина; Штраус, Йенс; Угости, Клэр; Турецкий, Мерритт (2022). «Вечная мерзлота и изменение климата: влияние углеродного цикла на потепление Арктики» . Ежегодный обзор окружающей среды и ресурсов . 47 : 343–371. doi : 10.1146/annurev-environ-012220-011847 .
Среднесрочные оценки выбросов углерода в Арктике могут быть получены в результате умеренной политики смягчения последствий изменения климата, которая удерживает глобальное потепление ниже 3°C (например, RCP4.5). Этот уровень глобального потепления наиболее точно соответствует обязательствам стран по сокращению выбросов, взятым в рамках Парижского соглашения по климату...
- ^ Фиддиан, Эллен (5 апреля 2022 г.). «Объяснитель: сценарии МГЭИК» . Космос . Архивировано из оригинала 20 сентября 2023 года . Проверено 30 сентября 2023 г.
не делает прогнозов относительно того, какой из этих сценариев более вероятен, но это могут сделать другие исследователи и разработчики моделей « МГЭИК . В мире потеплеет на °C, что примерно соответствует среднему сценарию. Climate Action Tracker прогнозирует потепление на 2,5–2,9°C, исходя из текущей политики и действий, а обещания и правительственные соглашения доведут это значение до 2,1°C.
- ^ Jump up to: а б с д и Шмидт-Томе, Филипп; Нгуен, Ти Ха; Фам, Тхань Лонг. Меры по адаптации к изменению климата во Вьетнаме: разработка и реализация . Международное издательство Спрингер, 2015.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Экономика адаптации к изменению климата: 70272 Вьетнам. Вашингтон, округ Колумбия. Группа Всемирного банка. 2010.
- ^ Jump up to: а б с д Нгуен Дан Тао, Хироши Такаги, Мигель Эстебан. Прибрежные катастрофы и изменение климата во Вьетнаме. Берлингтон: Elsevier Science, 2014.
- ^ Глобальный фонд по уменьшению опасности стихийных бедствий и восстановлению (GFDRR). .2015.
- ^ Ле, Ань Чанг Дао; Нгуен, Туан Ань; Чандио, Аббас Али. «Изменение климата и его влияние на сельское хозяйство Вьетнама: макроэкономическая перспектива» . Наука Директ . Эльзевир . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б ЯН Вэнь-кан и Ли Сян-ге, «Изменение климата и его влияние на урожайность риса в Северном Вьетнаме», Журнал Нанкинского института метеорологии, Vol. 27, №1, февраль 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство природных ресурсов и окружающей среды (МОНРЕ). http://www.dmhcc.gov.vn/. Архивировано 26 июня 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Пол С. Чиновски, Эми Э. Швейкерт, Нико Стрзепек и Кеннет Стрзепек. «Дорожная инфраструктура и изменение климата во Вьетнаме», Устойчивое развитие, июль 2015 г. ISSN 2071-1050.
- ^ «Изменение климата и здоровье» . www.who.int . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ашок К. Мишра и Валериан О. Педе, «Восприятие изменения климата и стратегии адаптации во Вьетнаме: существуют ли гендерные различия внутри домохозяйства?». Международный журнал стратегий и управления изменением климата. Том. 9 № 4, 2017. С. 501-516.
- ^ Ту Тхи Нгуен, Джейми Питток и Бич Хуонг Нгуен, «Интеграция экосистемной адаптации к политике изменения климата во Вьетнаме». Изменение климата. Февраль 2017.
- ^ До, Тханг Нам; и др. «Успех солнечной и ветровой энергетики Вьетнама: последствия для политики для других стран АСЕАН». Энергия для устойчивого развития . 65 (декабрь 2021 г.): 1–11. дои : 10.1016/j.esd.2021.09.002 . hdl : 1885/248804 .
- ^ До, Тханг Нам; Берк, Пол Дж. (01 июня 2024 г.). «Постепенный отказ от угольной энергетики в двух крупнейших экономиках Юго-Восточной Азии, работающих на энергетическом угле: Индонезии и Вьетнаме» . Энергия для устойчивого развития . 80 : 101451. doi : 10.1016/j.esd.2024.101451 . ISSN 0973-0826 .
- ^ До, Тханг Нам; Та, Динь Тхи (2023). Экологическая политика Вьетнама: 30-летний критический обзор . Сингапур: Мировое научное издательство.
- ^ VOV5.вн. «Вьетнам укрепляет международное сотрудничество в борьбе с изменением климата», http://vovworld.vn/zh-CN/%E6%97%B6%E4%BA%8B%E8%AF%84%E8%AE%BA/%E8 %B6%8A%E5%8D%97%E5%8A%A0%E5%BC%BA%E5%9B%BD%E9%99%85%E5%90%88%E4%BD%9C%E5%BA %94%E5%AF%B9%E6%B0%94%E5%80%99%E5%8F%98%E5%8C%96-247776.vov
- ^ Механизм сотрудничества Ланьканг-Меконг. http://www.lmcchina.org/eng/ .
- ^ «Вьетнам заключает в тюрьму ведущего активиста по борьбе с изменением климата Хоанг Тхи Мин Хонга за уклонение от уплаты налогов» . Хранитель . 28 сентября 2023 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Фортье, Франсуа (декабрь 2010 г.). «Используя климатический шанс: процедурная критика стратегии Вьетнама по изменению климата: используя климатический шанс» . Точка зрения Азиатско-Тихоокеанского региона . 51 (3): 229–247. дои : 10.1111/j.1467-8373.2010.01428.x . ПМИД 21132943 .
- ^ Jump up to: а б с Ле Данг Х., Ли Э., Нуберг И. и др. «Оценки фермерами частных мер по адаптации к изменению климата и влиятельным факторам: исследование в дельте Меконга, Вьетнам», Nat Hazards, том 71, выпуск 1, стр. 385–401, 2014 г.