Юрий Рождественский
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2024 г. ) |
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Май 2024 г. ) |
Юрий Рождественский (21 декабря 1926 — 24 октября 1999) — российский ритор , педагог, лингвист и философ. Рождественский начал свою научную карьеру с работ по китайской грамматике; его вторая докторская степень. включил изучение и сравнение 2000 грамматик и установил несколько языковых универсалий; затем он перешел к сравнительному изучению китайской, индийской, арабской и европейской риторических традиций, а затем к изучению общих законов культуры. Влияние Рождественского продолжает оставаться сильным. За свою жизнь он защитил 112 диссертаций. Его ученики сейчас преподают курсы по культуре, медиаэкологии , лингвистике и теории коммуникации в ведущих вузах России.
Накопительный подход к медиа
[ редактировать ]Подобно области медиаэкологии , получившей развитие на Западе, Рождественский изучал роль средств коммуникации в обществе. Рождественский разработал теорию языка в век информации. В ней говорится, что язык в обществе проходит следующие стадии:
- эволюция языка, этап фольклора и синкретического исполнительства. Платона «Кратил» обращается к философии языка того периода;
- формирование канонических текстов, когда язык религиозного канона изучается в школах и часто создает диглоссию. Это стадия письменности, и ее философия содержится в теориях божественного происхождения языка;
- национальные языки, возникшие после книгопечатания. На этом этапе страны получают документы и классические тексты на родном языке, а народный язык мутирует в национальный язык. Языковая философия этого этапа содержится в теории общественного договора ;
- информационный век, этап выхода языков за пределы национальных границ и использования электронных средств для записи речевых действий.
Следующая классификация текстов отражает этапы развития языка, показывая накопление жанров с появлением каждого нового средства. Устные жанры: долитературный (ежедневный диалог, молва, фольклор) и литературный (ораторское искусство (криминалистическое, консультативное, церемониальное), проповедь (проповедь, лекция, пропаганда), театр). Жанры письменности: сфрагистика, нумизматика, эпиграфика, палеография (личные письма, документы, литература). Печатные жанры: художественная литература, научная литература, публицистика. Массовые коммуникации: массовая информация (радио, телевидение, газеты), реклама, компьютерные языки. Эта классификация является открытой и призвана стать живым инструментом: новые жанры, которые появляются с изобретением нового средства массовой информации, будут удобно включены в таблицу как ее следующий уровень. Одним из ключевых аспектов теории языка в век информации является то, что старые жанры не исчезают и не теряют своего значения. Наоборот, они бодрятся и растут с помощью новых технологий. . [ 1 ]
В каждом обществе существуют три долитературных жанра: устное общение, фольклор и новости. На протяжении тысячелетий человеческие общества комфортно жили в этих жанрах, совершенствовали их и выкристаллизовали правила их использования. В фольклоре мы находим все необходимое для регулирования человеческого общения: правила, предписывающие слушать, прежде чем говорить (бог дал тебе один рот и два уха!); правила, запрещающие прямой физический и эмоциональный вред слушателю (не говорить о веревке в доме повешенного) и правила, предписывающие думать перед действием (думать, прежде чем прыгать). Фольклор становится хранилищем культуры, поскольку представляет собой форму речи, которую каждый член общества обязан принимать и прислушиваться к ней столько раз, сколько фольклорный текст обращен к слушателю. Главное правило общения, зафиксированное в фольклоре – не причинять вреда слушателю – ставит важные и разнообразные проверки на содержание каждого из вышеперечисленных жанров. [ 2 ] Фольклор никогда не содержит прямого очернения членов общества, а если и звучит критика, то персонажи фольклора метафоричны – вместо людей выступают животные. Новости не могут содержать клевету – если это так, то это становится слухом, презираемой формой разглагольствования. Устный диалог не может содержать сообщений, вредных для непосредственных участников разговора, но может иметь содержание, порочащее третье лицо – при условии, что содержание разговора остается конфиденциальным.
Лишь медленно и относительно недавно письмо просачивается в схему общения сначала как печати и надписи на вещах ( сфрагистика и эпиграфика ), затем как письменные жанры, причем одним из них является литература - довольно поздний, следующий за документами и письмами. С появлением письменности старые жанры получают приток новой энергии: фольклор может быть записан и сохранен, устный диалог может включать обмен записками, новости могут записываться и распространяться конфиденциально. Публичные речи теперь можно записывать до того, как они будут произнесены, и ожидается большее единообразие грамматики даже в традиционных устных жанрах.
С изобретением книгопечатания число жанров возрастает. Опять же, старые жанры не исчезают, а оживляются новыми технологиями – теперь можно публиковать больше всего. Например, научное сообщество может начать более плотный обмен идеями. Другой пример: написание и публикация художественной литературы становится крупной отраслью промышленности.
Электронные технологии приносят с собой массовую коммуникацию. Использование компьютера повлияло почти на каждый жанр в таблице (например, документы и устные диалоги, измененные и дополненные электронной почтой) и добавило новые, такие как блоги и веб-сайты, которых не было в таблице Рождественского, но они вполне вписывались, например новые элементы в таблицу Менделеева.
В век информации важно изучать новые жанры и влияние новых медиа на старые жанры. Также важно понимать, что взрыв новых технологий случался и раньше: с изобретением письменности, книгопечатания, телеграфа и радио. Человечество справилось с предыдущими технологическими взрывами и расширением жанров и сейчас делает еще один шаг на том же пути. В западной традиции подобные идеи высказывали Маршалл Маклюэн и Нил Постман .
Изучение культуры [ 3 ]
[ редактировать ]Рождественский основал яркую школу культурологии в Московском университете имени Ломоносова, оказав глубокое влияние на русских интеллектуалов своими произведениями и преподаванием. Чтобы сделать культуру доступной для организованного изучения, Рождественский выделяет, классифицирует и описывает области культуры, общие для всех человеческих обществ. Он строит свою схему на Джона Локка трех частях знания (1690), изложенных в его «Очерке о человеческом понимании» . Для Локка «все, что может попасть в сферу человеческого понимания», бывает трех видов: физика (натурфилософия), практика («умение правильно применять наши собственные силы и действия для достижения хороших и полезных вещей») и семиотике («природа знаков, которые разум использует для понимания вещей или передачи своих знаний другим»). Рождественский (1996) объясняет, как три обычно отмечаемые области культуры — физическая, материальная и духовная — могут быть интерпретированы как отношения между векторами трех областей знания Локка (физика, практика и семиотика).
Чтобы сделать поле доступным для изучения во всей его целостности, Рождественский вводит и ее разделение на культуру человека, организации и всего общества. Культура человека существует внутри этого человека и доступна другим лицам, находящимся с ним в контакте. Это навыки и знания человека. Культура всего общества обезличена, сохраняется в архивах, музеях, библиотеках и доступна (или, по крайней мере, должна быть) доступна для всех членов общества. Их отношения образуют матрицу:
Человек | Организация | Общество | |
---|---|---|---|
Физический | + | + | -- |
Духовный | + | -- | + |
Материал | -- | + | + |
Компоненты культуры
[ редактировать ]По Рождественскому, физическая культура содержит в себе гигиену, деторождение и регулирование рождаемости, игры, обряды, диету, безопасность и т. д.; материальная культура включает породы животных, растения, обрабатываемые почвы, здания, орудия труда, дороги и транспорт, коммуникационные технологии; Духовная культура содержит нравственность (родовой, религиозный, профессиональный, национальный и мировой уровни), красоту (прикладное и неприкладное искусство) и знание (информацию, мудрость, в том числе религиозную, науку). Категории духовной культуры соотносятся с категориями философии:
Правда | Красота | Справедливость | |
---|---|---|---|
Мораль | -- | -- | + |
Красота | -- | + | -- |
Знание | + | -- | -- |
По образованию лингвист, Рождественский разработал семиотический подход к изучению культуры. Во «Введении в изучение культуры» он утверждает (гл. 2), что знаки являются носителями культуры; например, природа становится частью культуры, когда ее изучают люди, что может быть сделано путем словесного описания, путем кодификации почв или пород домашних животных и т. д. Иногда процесс не является формальным, например, личная физическая культура человека формально описывается или фиксируется. только в исключительных случаях. Рождественский показывает, что невозможно зафиксировать культуру вне семиотики. Рождественский на основании археологических, фольклорных и этнографических данных утверждает, что все человеческие общества обладают шестнадцатью семиотическими системами. Из этих систем четыре (язык, обряды, игры и счет) имеют объединяющее применение в масштабах всего общества, а остальные представляют собой специализированные системы, в которых могут участвовать неспециалисты, но лишь избранные люди достигают мастерского уровня мастерства. Это системы прогнозирования (знаки, приметы, гадания), прикладного искусства (танец, музыка, картины), прикладного искусства (ремесла, архитектура, костюм), управления (приказы, меры, ориентиры). По мере усложнения общества и развития технологий новые семиотические системы не добавляются, а существующие растут; например, синоптики и финансовые инженеры используют современные компьютеры и математические модели для прогнозирования поведения погодных фронтов или фондовых рынков, расширяя семиотику прогноза.
Уникальная ценность подхода Рождественского заключается в том, что он систематизирует изучение культуры, чтобы общество могло применять его для дальнейшего духовного и экономического благополучия. Он утверждает, что овладение культурой является условием правильного применения капитала к земле, демонстрирует, как экономическое богатство взаимодействует с другими идеалами человечества, такими как истина, честь, честность, красота, творчество, досуг и элементарное здоровье человека, и исследует «искусство мировое сообщество». Таким образом, предлагаемый перевод будет полезен не только ученым-гуманитариям и широкой общественности, но и политикам, поскольку он может информировать их экономические и социальные решения о понимании культурных процессов.
В качестве одного из примеров применения теории Рождественского к практическим дилеммам современного мира рассмотрим его исследование уровней морали. Эти уровни являются племенными (оправдание убийства ради защиты родственников или племенной территории), религиозными (когда убийство неродственника осуждается так же, как и убийство родственника), профессиональным (часто включающим исключения из религиозной морали, например художники, которые обязаны предпочитать красоту истине) и экологический (уровень, предполагающий преодоление племенных, религиозных или профессиональных пристрастий ради глобального благополучия). Рождественский демонстрирует, как все эти уровни сосуществуют и дополняют друг друга внутри людей в мире, «борющихся с глобалистскими силами, с одной стороны, и локальными инстинктами, с другой» (Leach, Bridging Cultures, 2009).
Закон неразрушения и накопления культуры
[ редактировать ]В своем «Введении в изучение культуры» Рождественский определяет культуру как события, факты и артефакты, которые важны для будущих поколений, поскольку они предоставляют правила, прецеденты и передовой опыт. В этом смысле культура включает модели повседневной деятельности, которые составляют правила, и примеры человеческих достижений, которые представляют собой прецеденты и лучшие практики. Появляются новые артефакты или события; они принимаются или игнорируются пользователями, а также критикуются и оцениваются экспертами; затем они включаются в музейные или другие соответствующие коллекции; они систематизируются и кодифицируются. Тогда они становятся частью культуры. Процесс отбора, описания, кодификации есть процесс формирования культуры. В этом смысле внутри культуры нет «высокой» или «низкой»: если что-то низкого качества, оно не отбирается пользователями и экспертами и не становится культурой. Оно остается на уровне ежедневных подвигов, суеты и горстей ветра и в конце концов канет в Лету. Если событие или произведение искусства стали частью культуры, они остаются навсегда. Это Закон Накопления И Неуничтожения Культуры.
Согласно этому закону, новые факты и артефакты не отменяют других фактов, уже включенных в культуру; факты и артефакты, относящиеся к одному периоду времени, образуют пласт; новые слои усиливают и активизируют старые . Например, долитературные общества использовали животных в качестве источника силы (лошадей, быков, ослов, мулов и т. д.); древние цивилизации добавляли механизмы (ветряные и водяные мельницы), сохраняли и улучшали посредством селекции и разведения породы животных, используемых в качестве источника энергии; современная цивилизация добавляет электричество и ядерную энергию и сохраняет животных в качестве источника энергии, усиливая этот старый слой, придавая ему развлекательную ценность (например, катание на сене и санях по цене 3 доллара на взрослого на исторической ферме). Другой пример: каждое долитературное общество имеет устную речь, новости и фольклор; Когда изобретено письмо, старые жанры оживляются и развиваются с помощью новых технологий: фольклор можно записывать и хранить, устные диалоги могут включать обмен заметками, новости можно записывать и распространять конфиденциально, публичные выступления теперь можно заранее записывать они произносятся, и ожидается большее единообразие грамматики даже в традиционных устных жанрах. С изобретением печатного станка рукописи получают стандартную орфографию, сноски, оглавления, т. е. книгопечатание прибавляет достижения письменной стадии; и, конечно, с появлением электронных средств устные жанры не отменяются, а усиливаются (теперь мы можем разговаривать по телефону или даже видеотелефону), усиливаются письменные жанры (документы, письма и записки получают дополнительное форматирование и ими можно быстрее обмениваться). и печатные жанры расширяются (например, ко многим текстам становится легче получать доступ, искать конкретные выражения и обильно комментировать).
Важная задача общества – воспитание молодежи. Степень культурных знаний различает поколения. Это подтверждается в обрядах инициации, которые проходят молодые. У всех народов существуют обряды инициации, отмечающие переход человека в разряд взрослых; все эти обряды включают в себя курс обучения и некоторые испытания, которые необходимо пройти перед проведением обрядов. Новое поколение должно быть «ассимилировано» в культуру своих родителей, чтобы иметь возможность функционировать. Очевидно, что каждое поколение имеет характерное поведение; каждое поколение переоценивает «старую» культуру.
Новые поколения почти никогда не критикуют и не отвергают физическую культуру своего общества: они некритически принимают то, что им преподносят тренеры и преподаватели; инновации в физической культуре исходят от старшего поколения – учителей и тренеров.
Материальной культуре повезло меньше: новые поколения будут переоценивать существующие методы ведения сельского хозяйства, технологии, здания, материалы и т. д. и пытаться подойти к ним по-другому или внести новые дополнения. Однако молодые люди обычно с уважением относятся к материальной культуре старшего поколения, потому что им нужно использовать ее до тех пор, пока они не смогут изобрести что-то лучшее.
Худшая доля выпадает духовной культуре: ее изучение – процесс долгий и скучный, поэтому легче начать создавать свое, заново, отвергая «устаревшее». Каждое новое поколение проходит этот цикл: создает свои новые произведения искусства и прецеденты поведения. Например, модернизм отрицал предыдущую культуру и заявлял о начале «новой эры». Они создают новый стиль. В этом смысле каждый новый стиль — это в какой-то степени демонстрация невежества. Часто новые стили основаны на изобретениях новой технологии или нововведениях в разделении труда.
Существует диалогическая связь между «культурой» – вещами, которые уже выбраны в качестве правил и прецедентов – и текущим развитием творческой деятельности. Они подпитывают друг друга: в воображении и интуиции художника рождаются новые предметы; эти новинки успешны, если они находят свое место по отношению к традиции; традиция обогащается новинками. Роль пользователей и экспертов состоит в том, чтобы определить, какие продукты новой эстетики станут частью традиции, то есть общей человеческой культуры (чтобы будущие поколения попытались ее свергнуть). Роль преподавателей заключается в том, чтобы включить эти предметы в учебную программу и соответствующим образом скорректировать учебную программу. Роль педагогов, безусловно, состоит в том, чтобы сохранить в учебной программе все важное, что было частью культуры.
Образовательный, связанный с использованием и физический вандализм
[ редактировать ]Уничтожение культуры называется вандализмом . Вандализм может быть физическим, когда факты культуры физически утрачены. Более интересны две другие формы. Вандализм, связанный с использованием, означает, что доступ к фактам культуры становится ограниченным или затрудненным. Образовательный вандализм означает, что знания не передаются, или образование теряет престиж, или школы застаиваются в своих учебных программах и методах. Все три формы вандализма разрушат культуру страны. Образовательного вандализма можно избежать, если в учебную программу включены старые достижения, своевременно включать новые достижения и преподавать старые предметы через призму новых стилистических интересов.
Влияние средств массовой информации на культуру и стиль
[ редактировать ]В главе 4 «Философии языка». Исследование культуры и дидактики Рождественский описывает культурно-стилистические процессы, вызываемые средствами массовой информации . В ХХ веке массовая культура стала третьей областью человеческой истории (после военной и спортивной), усеянной в карман собственными ритуалами, языком, управлением, прогнозами и т. д. Однако, в отличие от военной и спортивной, массовая культура неразрывно связан с массовой информацией (зависит от телевидения, газет, радио), которая по определению является не культурным, а преходящим текстом. Это делает массовую культуру также преходящим явлением, ориентированным на стиль одного конкретного поколения (хотя не исключает возможности создания вневременного произведения в этой области).
Массовая реклама, очевидно, также зависит от массовой информации и находится под влиянием ее коллажной и образной структуры. Его цель – вызвать желание у получателей. Чтобы вызвать желание, необходимо использовать семиотические знаки, апеллируя к рациональному, эмоциональному и подсознательному. Вот почему массовая реклама обращается к исследованиям в области психологии животных. Он затрагивает все уровни зоологического поведения человека: тропизм и таксис, которые представляют собой модели поведения, общие для всех форм жизни, например, вирусы и бактерии перемещаются в те части чашки Петри, которые содержат больше бульона; коленные рефлексы, которые присущи всем животным с нервной системой; инстинкты, т.е. врожденные сложные программы поведения, подобные тем, которые определяют репродуктивное или социальное поведение насекомых; условные рефлексы, типа слюноотделения у собак Павлова; рациональное поведение, демонстрируемое в процессе обучения человека, например, мышь, методом проб и ошибок запоминающая кратчайший путь к пище в лабиринте; и, наконец, сознательное поведение, т.е. решение новых проблем в новых ситуациях, например, кошка закатывает игрушку под закрытую дверь и проходит через вторую дверь, чтобы достать игрушку. Общим для всей рекламы является привлечение внимания посредством парадоксальных образов. Общим для всех форм рекламы также является изменение понятия «ценность»: из философско-идеологического понятия она превратилась в объект желания. Реклама создает ценности в том смысле, что она заставляет получателей желать дополнительных объектов.
Массовые игры — это лотереи, телевизионные игры-отгадки слов, викторины, конкурсы на эрудицию и другие. Хотя игры имеют народное происхождение, массовые игры зависят от массовой информации. В играх предусмотрены призы, то есть финансовые интересы, не исключая даже детских спортивных соревнований. Это создает атмосферу азарта и шанса, когда риск или публичное опозорение могут внезапно привести к неожиданной удаче. Многие такие игры довольно плебейские, например соревнования по поеданию или публичное раздевание и одевание; все они основаны на желании случайной награды. Усиленные средствами массовой информации, они создают атмосферу примитивности и возможного везения.
Массовая культура, массовая реклама и массовые игры вместе создают ощущение раскрепощения и состояние ума, при котором успех необходим, достигается посредством игры без усилий и может быть достигнут посредством новой игры, если эта не сработала. . Эта комбинация контрастирует со страшными мрачными новостями массовой информации. По ту сторону экрана — чужие катастрофы вроде авиакатастроф, голода, гонки вооружений и т. д.; эти мрачные события подчеркивают радость развлечений, игры, свободы и интуитивных догадок. Жизнь в идеале представляет собой последовательность этапов: беззаботное детство; учеба ради будущего заработка; заработок; и, благодаря заработкам, беззаботное безделье после выхода на пенсию. Людьми, погруженными в средства массовой информации, овладевает желание приобрести ценности и страх потерять эти ценности так же случайно, как они были приобретены.
За пределами такого состояния ума есть реальная жизнь с семьей, творчеством, профессиональными достижениями. Эта серьезная жизнь требует последовательной работы и настоящих чувств; оно имеет свою основу в реальной культуре, т. е. в правилах и прецедентах, выбранных в истории. Продуктивная деятельность невозможна для индивидов, ограниченных массовой медиакультурой, ориентированных на быстрые изменения моды и не знакомых с реальной культурой. Из всех новых технологий компьютерные программы отражают реальную производственную деятельность. Компьютерные программы могут участвовать практически во всех семиотических системах, обслуживающих человеческую культуру, например, в компьютерном дизайне (прикладное искусство), компьютерной графике и музыке (неприкладное искусство), компьютерных играх, компьютерном моделировании (прогнозировании). Две семиотические системы не используют компьютерное программирование: обряды и танцы. Эти двое не имеют права на помощь компьютера, поскольку их материальным носителем является человеческое тело, которое пока невозможно смешать с компьютерным оборудованием. Таким образом, возникает противостояние преходящих, мимолетных продуктов средств массовой информации и реальной культуры, составляющей основу реальной жизни.
Можно сказать, что на эстетику нового поколения и современное развитие культуры повлияли трагический настрой массовой информации и эйфорический настрой массовых развлечений. Вместе они производят несколько эффектов. В скобках не следует причислять стяжательные импульсы и другие физиологические эффекты к серьезным культурным сдвигам: их лучше классифицировать как излечимые болезни потребителей средств массовой информации; Лекарство заключается в выключении телевизора на несколько дней. К числу действительных современных событий относятся: повышенный интерес к религии как к носителю более прочных моральных ценностей (в конце концов, людям нужен якорь); повышенный интерес к здоровью и активности в зрелом и пожилом возрасте (валеология); повышенный интерес к играм и победам (игрология?); повышенный интерес к мировой культуре, ее логике и типологии (культурологии). Первые три Рождественский называет «стилистическими интересами». Последнее появляется потому, что оно может быть полезно для прогнозирования будущих изменений стиля. Рождественский предлагает следующую цепочку рассуждений: экологические и валеологические интересы часто противоречат охотничьим интересам; противоречие может быть разрешено путем изучения стиля; даже самые сложные математические модели не могут предсказать будущие изменения стиля; однако систематизация культуры, ее типологическое и сравнительное изучение могут дать нам инструменты, позволяющие увидеть законы смены стиля.
Связанные школы мысли
[ редактировать ]Подход Рождественского к изучению культуры — культурологический ( [1] ). В восточноевропейской традиции это широко развитая область исследования. В западной традиции аналогичный подход был предложен Лесли Уайтом , однако Уайт развил его в другом направлении и не предложил всеобъемлющую структуру человеческой культуры, охватывающую физическое, материальное и духовное как равные компоненты. Культурология , подход, основанный на работах Стюарта Холла , Мишеля Фуко , Раймонда Уильямса и других, призывает к чуткости к точкам зрения и к маргинализации «другого», особенно учитывая, что педагоги в значительной степени способны контролировать взгляды студентов. Этот подход сильно отличается от системного подхода к основным моделям культуры, который отстаивал и развивал Рождественский.
Книги
[ редактировать ]- Разжественский Юри. Typology of the Word. Москва: Vyshaya Shkola, 1969.
- Амирова, Ольховиков, Рождественский. Очерки истории языкознания. Москва: Наука, 1975.
- Rozhdestvensky Yuri. Introduction to General Language Study. Moscow: Vyshaya Shkola, 1979
- Рождественский Ю., Сычев О. Общенаучная лексика в автоматическом переводе. Международный форум по информации и документации, том 9 №2 с. 23-27, 1984.
- Волков, Марчук, Рождественский. Введение в прикладную лингвистику. Москва: МГУ. Пресс, 1988 г.
- Rozhdestvensky Yuri. Lectures in General Linguistics. Moscow: Vyshaya Shkola, 1990
- Рождественский Юрий. Введение в изучение культуры. Москва, ЧеРо: 1996 http://www.eastwest.edu/wp-content/uploads/2015/01/Rzhdestvensky-Introduction-to-the-study-of-Culture-Intro-and-ch-1.pdf
- Рождественский Юрий. Общее изучение языка. Москва, Фонд «Новое тысячелетие»: 1996 г. http://www.eastwest.edu/wp-content/uploads/2015/01/Rzhdestvensky-Language-Theory-and-the-Problem-of-Language-Development.pdf
- Rozhdestvensky, Yuri. Theory of Rhetoric, Moscow: Dobrosvet, 1997.
- Рождественский Юрий. Принципы современной риторики. Москва: Фонд «Новое Тысячелетие», 1999.
- Рождественский Юрий. Философия языка. Изучение культуры и дидактики. Москва: Грант, 2003.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Польски, М. и Горман, Л. (2012) Юрий Рождественский против Маршалла Маклюэна: триумф против вихря. Исследования в области медиаэкологии http://www.intellectbooks.co.uk/journals/view-Article,id=13566/ [ мертвая ссылка ]
- ^ Польски, М. (2008). Пословицы как высшая теория коммуникации. Кто мы? Старые, новые и вечные ответы из основных текстов. ACTC [Конференция]. Плимут, Массачусетс, 3–6 апреля http://www.eastwest.edu/wp-content/uploads/2015/01/ACTC-proverbs-short.pdf [ мертвая ссылка ]
- ^ Рождественский Юрий. Введение в изучение культуры. Москва, ЧеРо: 1996 http://www.eastwest.edu/wp-content/uploads/2015/01/Rzhdestvensky-Introduction-to-the-study-of-Culture-Intro-and-ch-1.pdf [ мертвая ссылка ]