Штурмовое орудие
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2016 г. ) |
Sturmgeschütz (сокращенно StuG ), что означает « штурмовое орудие », представляла собой серию боевых бронированных машин, использовавшихся как немецким Вермахтом , так и формированиями Ваффен-СС во время Второй мировой войны (1939–1945). Основными StuG были StuG III и StuG IV на базе шасси средних танков Panzer III и Panzer IV соответственно.
Более распространенный из них, StuG III, был разработан в конце 1930-х годов на шасси Panzer III. Первоначально он имел обозначение «StuG», но с разработкой в 1943 году StuG IV, чтобы компенсировать потерю производства StuG III, он был переименован в «StuG III», чтобы различать эти два самолета. Первоначально вермахт намеревался использовать «ШтуГи» в качестве бронированных самоходных орудий поддержки пехоты , оказывая непосредственную огневую поддержку пехоте путем разрушения бункеров, дотов и других окопов. Второстепенный потенциал в качестве противотанкового оружия стал более важным по мере развития войны.
После вторжения стран Оси в Советский Союз в 1941 году возникла серьезная проблема: основное вооружение легких танков и 37-мм пушка противотанковых орудий и Panzer III были недостаточны против новых советских средних Т-34 и КВ. -1 тяжёлый танк. Более мощное орудие, 7,5 cm Pak 40 , находившееся в то время в разработке, не помещалось в башню Panzer III, основного среднего танка Германии того времени. Однако вермахт . обнаружил, что у безбашенных StuG достаточно места в боевом отделении для установки 75-мм Pak 40, и вскоре появились модифицированные StuG Новая модель показала себя как эффективный истребитель танков . Мало того, что его основное орудие было достаточно мощным, чтобы поражать новые советские танки, шасси Panzer III, на котором он базировался, делало его очень мобильным и надежным, а увеличенное бронирование в сочетании с низким силуэтом делало его трудной для уничтожения машиной. . StuG III стал самой производимой боевой бронированной машиной нацистской Германии во время Второй мировой войны: было выпущено около 10 000 экземпляров.
Машины StuG действовали в основном в составе Sturmartillerie («самоходная артиллерия»), подразделения артиллерийского рода войск немецких вооруженных сил .
История развития
[ редактировать ]После поражения Германской империи в Первой мировой войне военное командование рейхсвера начало задумываться над тем, как мобильные бронетанковые артиллерийские подразделения могли бы оказывать поддержку наступающим пехотным частям. Полковник Эрих фон Манштейн рекомендовал концепцию пехотных Begleitbatterien (батарей сопровождения) генералу Беку , начальнику генерального штаба, в 1935 году. [ 1 ] Манштейн предположил, что эта машина будет использоваться не как танк, а скорее как машина поддержки пехоты для уничтожения укрепленных объектов прямым огнем. [ 2 ] Его задача заключалась в уничтожении подготовленных оборонительных сооружений, дотов, пулеметных точек и танков. Он не предназначался для использования в целях развития прорывов и захода в тыл противника, как танковые предназначались для этого части.
СтюГ III
[ редактировать ]Компания Daimler-Benz AG получила заказ на разработку и производство такого оружия 15 июня 1936 года. Они создали пять прототипов на базе шасси Panzer III, которые не были полезны для боевых действий, но оказались ценными для обучения. [ 3 ]
Первые серийные машины, Sturmgeschütz III Ausf A, поступили в 1940 году с короткоствольной 75-мм пушкой StuK 37L/24 и увеличенной лобовой броней корпуса (с 30 мм до 50 мм). [ 3 ] Основное вооружение, имевшее ограниченное боковое траверс, устанавливалось непосредственно в корпусе казематного типа. Это позволило создать минимально возможный профиль, чтобы уменьшить высоту машины, что сделало StuG более трудным для поражения и более легким для защиты при прохождении корпуса .
Боевое применение
[ редактировать ]В 1942 и 1943 годах StuG был одной из самых эффективных гусеничных боевых машин, стоявших на вооружении воюющих сторон, по количеству уничтоженных машин противника. В конечном итоге было произведено более 10 000 StuG. [ 4 ]
Отсутствие обычной танковой башни сделало производство более простым и экономически эффективным, что позволило построить большее количество танков. Однако отсутствие поворотного механизма орудия означало, что для обнаружения целей приходилось поворачивать всю машину влево или вправо, что временами оказывалось существенным недостатком. StuG был более успешен в оборонительных целях, например, в засадах, а не в качестве наступательной машины.
Отсутствие внутреннего ручного пулемета в ранних моделях делало StuG уязвимым для атак пехоты с близкого расстояния. В более поздних версиях были добавлены пулемет и щит.
ШтюГ IV
[ редактировать ]В ноябре 1943 года компания Alkett, GmbH , крупный производитель StuG III, подверглась бомбардировке в рамках кампании Королевских ВВС против Берлина , и производство Alkett StuG сократилось с 255 StuG III в октябре 1943 года до всего 24 машин в декабре. На конференции в декабре 1943 года Гитлер приветствовал предложение взять надстройку StuG III и установить ее на шасси Panzer IV, чтобы компенсировать потерю производства StuG III. Это возобновило проект Sturmgeschütz IV, который ранее рассматривался и был отклонен. Надстройка StuG III Ausf. G монтировался на шасси Panzer IV 7. Завод Krupp, не производивший Panzer III, использовал шасси Panzer IV с модифицированной надстройкой StuG III, с добавленным коробчатым отделением для механика-водителя. Боевая масса составляла 23 тонны, что меньше 23,9 тонны у StuG III Ausf. Г. 16–17 декабря 1943 года Гитлеру показали StuG IV , и он одобрил его. Чтобы восполнить большой дефицит производства StuG III , производство StuG IV получило полную поддержку.
Расширенное использование
[ редактировать ]Из-за снижения стоимости и простоты производства немцы начали использовать StuG для замены стандартных потерь танков. [ 5 ] Их использовали таким образом, поскольку немецкие потери всех типов бронетехники теперь превышали производство. StuG доказали свою эффективность в обороне, но были плохой заменой обычным танкам в нападении. Таким образом, танковые полки продолжали оснащаться средними танками Panzer IV и Panther для наступательных операций. Тем временем были разработаны более тяжелые по вооружению истребители танков, такие как Jagdpanzer IV и Jagdpanther , которые сочетали в себе низкий силуэт StuG с более тяжелым вооружением танков Panther и Tiger II соответственно. Тем не менее, StuG III оставался эффективной боевой бронированной машиной еще долгое время после того, как Panzer III был снят с вооружения в качестве основного боевого танка.
Послевоенное использование
[ редактировать ]Некоторое количество трофейных StuG было отремонтировано в Советском Союзе и передано Сирии вместе с некоторыми Panzer IV, где они некоторое время использовались против Израиля. Захваченные сирийские Panzer IV и StuG III выставлены в Музее бронетехники в Израиле. StuG также использовался в послевоенной Финляндии, где одно подразделение даже смешивало StuG и британские башенные Charioteer истребители танков . Финский StuG (выдающий себя за немецкий) появляется в фильме «Орел приземлился» , а бывшие финские StuG с тех пор появились в британских военных музеях. В Бовингтонском танковом музее в Дорсете есть один танк, окрашенный в финскую маркировку. На территории Имперского военного музея в Даксфорде также есть бывший финский StuG, но его маркировка более двусмысленна.
Еще один StuG III, находящийся в коллекции Уиткрофта , ожидает реставрации.
См. также
[ редактировать ]- Самоходная установка — общее русское название штурмовых орудий и истребителей танков аналогичной конструкции.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- Цитаты
- ^ Лидделл Харт стр.63
- ^ «Sturmgeschütz: StuG III, StuH и StuG IV». Архивировано 18 мая 2009 г. в Wayback Machine Wargamer . Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Sturmgeschütz III/IV» , берегитесь танков! , заархивировано из оригинала 18 мая 2013 г. , получено 19 сентября 2010 г.
- ^ Скааруп 2011 , с. 151.
- ↑ Sturmgeschutz III/IV на веб-сайте Sorge Panzer. Архивировано 18 мая 2013 г. на Wayback Machine.
- Библиография
- Лидделл Харт, Б.Х., «Разговор немецких генералов» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Морроу, 1948.
- Скааруп, Гарольд А. Айронсайдс: Канадские музеи и памятники боевых бронированных машин. Блумингтон, Индиана: iUniverse Inc (2011).