Птолемей, сын Абуба
Птолемей, сын Абуба [ примечание 1 ] был чиновником в раннем Хасмонейском царстве , которое тогда контролировало Иудею . Согласно книге 1 Маккавейской , в 135 году до нашей эры он занимал должность губернатора Иерихона . Во время визита первосвященника Симона Фасси Птолемей организовал убийство Симона и двух его сыновей, а также некоторых слуг Симона. Этот акт предательства права гостя принес Птолемею место в «Божественной комедии» Данте ; один из участков девятого слоя ада, описанный в «Аде», называется Птоломея, где страдают те, кто предает гостей в своем доме.
Первоисточники
[ редактировать ]Единственные сохранившиеся от древности источники, описывающие Птолемея, - это 1-я книга Маккавеев и » Иосифа Флавия , Книга 13 «Иудейские древности главы 7–8. Согласно этим сообщениям, Птолемей стал причиной смерти первосвященника Симона Фасси, несмотря на то, что он женился на одной из дочерей Симона:
Правителем Иерихонской равнины был назначен Птолемей, сын Абуба; у него был большой запас серебра и золота, потому что он был зятем первосвященника. Сердце его возгордилось; он решил получить контроль над страной и составил коварные планы против Симона и его сыновей, чтобы покончить с ними. Симон же посещал города страны и заботился о их нуждах, и сошел он в Иерихон с сыновьями своими Маттафией и Иудой, в сто семьдесят седьмом году (135 г. до Р. Х.), в одиннадцатом месяце, то есть в месяц Шебат . Сын Абубуса предательски принял их в маленькой крепости под названием Док, которую он построил; он устроил им большой пир и спрятал там людей. Когда Симон и его сыновья были пьяны, Птолемей и его люди поднялись, взяли свое оружие, бросились на Симона в банкетном зале и убили его и двух его сыновей, а также некоторых из его слуг. Поэтому он совершил великий коварный поступок и отплатил злом за добро.
Тогда Птолемей написал обо всем этом отчет и отправил его царю, прося его прислать на помощь ему войска и передать ему города и страны. Он послал в Газару другие войска, чтобы покончить с Иоанном; он послал письма капитанам с просьбой прийти к нему, чтобы он дал им серебро и золото и подарки; и он послал другие войска, чтобы овладеть Иерусалимом и храмовой горой. Но кто-то забежал вперед и доложил Иоанну в Газаре, что его отец и братья погибли и что «он послал людей убить и тебя». Когда он услышал это, он был сильно потрясен; он схватил людей, пришедших уничтожить его, и убил их, потому что узнал, что они хотят уничтожить его.
- 1 Маккавеев 16:11-22 (NRSV) [ 1 ]
177 год эры Селевкидов в месяце Шват соответствует примерно февралю 135 г. до н.э., хотя другие предполагают, что он соответствует февралю 134 г. до н.э. [ 2 ] В тексте неясно, кто первоначально назначил Птолемея, хотя к моменту составления отчета он явно был членом администрации Симона и разбогател благодаря своей связи с Симоном. Птолемей стремился совершить переворот и захватить власть. Убив первосвященника и убив или взяв в плен двух его сыновей, Птолемей обратился к царю империи Селевкидов Антиоху VII Сидету (годы правления с 138 по 129 г. до н.э.) с просьбой принять его сторону. признать его новым правителем ( этнархом Кризис престолонаследия позволил бы Селевкидам, которые все еще поддерживали отношения типа сюзерена с зарождающимся Иудейским государством, ) Иудеи. Его брак с хасмонеянкой дал бы ему хотя бы частичное право на власть. Если это был его план, то его убийцы, не сумев убить оставшегося сына Симона, Иоанна Гиркана, и сами были казнены, сорвали его. По словам Иосифа Флавия, Птолемей попытался войти в Иерусалим, чтобы принять командование, но был изгнан враждебно настроенным населением, которое уже провозгласило Иоанна новым Первосвященником. Он отступил в свою крепость, названную Иосифом Дагоном, которая, возможно, была той же самой, что и Док, упомянутый в Первой Маккавейской книге. Там он был осажден Иоанном и его войском. Каким-то образом Птолемей взял в плен мать Иоанна Гиркана (предположительно, также жену Симона), возможно, потому, что она была со свитой во время засады. Осада Иоанна не увенчалась успехом, но Птолемей все равно решил бежать, злобно казнил мать Гиркана и был вынужден отправиться в изгнание. Он бежал в Раббат-Аммон , также известный как Филадельфия. После этого его судьба неизвестна. [ 3 ] [ 4 ]
Одним из заметных различий между этими двумя рассказами является время смерти других сыновей Симона, Иуды и Маттафии, двух потенциальных преемников престола. Согласно Первой Маккавейской, они тоже были убиты Птолемеем во время засады. По словам Иосифа Флавия, вместо этого они были взяты в плен и погибли только после войны между Иоанном Гирканом и Птолемеем. Дэниел Р. Шварц предпочитает версию Иосифа Флавия как более вероятно исторически точную; его аргумент состоит в том, что версия в Первой Маккавейской книге политически удобна для Иоанна, что делает его невиновным в том, что он не смог успешно выкупить своих братьев, поскольку в Первой Маккавейской книге написано, что они все равно уже были мертвы. [ 2 ]
В культуре
[ редактировать ]Птолемей, пожалуй, наиболее известен благодаря упоминанию о нем в Данте Алигьери » «Божественной комедии . В «Инферно» девятый и самый глубокий слой ада предназначен для греха предательства, который Данте считал тягчайшим из всех преступлений. Среди обитателей - сатана , Иуда Искариот и Каин . [ 5 ] Девятый слой далее подразделяется на четыре раздела по типу предательства: Каина, Антенора, Птоломея и Иудекка. В Песне 33 Фра Альбериго подвергается пыткам в третьем разделе, Птоломея (итал. Tolomea ), месте ада, предназначенном для предателей против гостей в их доме. Хотя Птолемей прямо не упоминается, он, предположительно, наказан в разделе, названном в его честь (аналогично тому, как Каин проживает в Каине, а Иуда в Иудекке) за предательство Симона и его окружения, когда они были его гостями. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Древнегреческий : Ptolemaios ho toû Aboubou , латинизированный : Ptolemaîos ho toû Aboubou
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1 Маккавеев 16: 11–22.
- ^ Jump up to: а б Шварц, Дэниел Р. (2022). 1 Маккавеи: новый перевод с введением и комментариями . Библия Анкора Йельского университета . Том. 41Б. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. Убийство Симона и двух его сыновей; Иоанн становится его преемником (16:11-24). дои : 10.2307/j.ctv2t5xh30 . ISBN 978-0-300-15993-6 .
- ^ Грейнджер, Джон Д. (2012). Войны Маккавеев . Издательство «Каземат». стр. 137–140. ISBN 9781781599464 .
- ^ Шюрер, Эмиль (1896) [1890]. История еврейского народа во времена Иисуса Христа . Перевод Макферсона, Джона. Издательство Хендриксон. стр. 271–274. ISBN 1565630491 . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Дайан Бергант (1992). Библейский комментарий Колледжвилля: Ветхий Завет . Литургическая пресса. п. 394. ИСБН 978-0-8146-2210-0 .
- ^ Алигьери, Данте (1949) [14 век]. Комедия Данте Алигьери Флорентийца: Ад . Перевод Сэйерс, Дороти . Примечания переводчика Canto XXXIII, с. 282.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст « Иудейских древностей» / Книга XIII в Wikisource, глава 7.
- Полный текст 33-й песни «Ад» в Wikisource, перевод «Божественной комедии» Генри Уодсворта Лонгфелло 1867 года на английский язык.