Предполетный контрольный список
В авиации предполетный контрольный список — это список задач, которые должны быть выполнены пилотами и экипажем перед взлетом. Его цель — повысить безопасность полетов , гарантируя, что ни одна важная задача не будет забыта. Неправильное проведение предполетной проверки с использованием контрольного списка является основным фактором, способствующим авиационным происшествиям. [1]
История
[ редактировать ]По словам исследователя и писателя Атула Гаванде , концепция предполетного контрольного списка была впервые представлена руководством и инженерами компании Boeing после крушения прототипа Boeing B-17 (тогда известного как Модель 299) в 1935 году на авиабазе Райт-Филд в США. Дейтон, штат Огайо, погибли оба пилота. [2] Расследование показало, что пилоты забыли отключить важные блокировки порывов ветра (устройства, которые предотвращают движение рулей на ветру во время стоянки) перед взлетом. Журнал Life опубликовал длинный и подробный контрольный список B-17 в своем номере от 24 августа 1942 года. [3]
Сбои, связанные с ошибками в контрольном списке
[ редактировать ]- 26 декабря 1968 года 799 компании Pan Am грузовой рейс (регистрационный номер N799PA) на Боинге 707-321C разбился на Аляске сразу после вылета, в результате чего погибли все трое находившихся на борту. Закрылки не находились в правильном взлетном положении, отчасти из-за того, что самолет отвлекался при выполнении контрольного списка руления. Несмотря на то, что положение закрылков является важным параметром для взлета, оно не фигурировало в контрольном списке Pan American перед взлетом. [4]
- 26 мая 1987 года рейс Continental Express , выполнявшийся авиакомпанией Air New Orleans под номером 2962 (регистрационный номер N331CY), совершил аварийную посадку сразу после взлета из международного аэропорта Нового Орлеана. Самолет врезался в восемь полос движения и впоследствии ранил двух человек на земле. Из 11 пассажиров на борту погибших не было. [5] NTSB сослался на «нарушение координации экипажа, которое привело к несоблюдению контрольного списка перед взлетом», отметив отсутствие у членов экипажа опыта работы с BAe-3101 и то, что они пытались использовать процедуры, которые были бы правильными в другие самолеты, на которых они летали. [6]
- 16 августа 1987 года рейс 255 авиакомпании Northwest Airlines , самолет MD-82 , разбился вскоре после взлета, в результате чего погибли 154 из 155 находившихся на борту и двое на земле. В NTSB заявили, что «вероятной причиной катастрофы стало неиспользование летным экипажем контрольного списка такси». [7]
- Проверка контрольного списка показала бы, что блокировка порывов ветра была задействована во время крушения самолета Gulfstream IV 31 мая 2014 года . Национальный совет по безопасности на транспорте загрузил данные из самописца самолета и обнаружил, что это вошло в привычку: 98% из предыдущих 175 взлетов были совершены с неполными контрольными проверками. Национальная ассоциация деловой авиации проанализировала 143 756 рейсов в 2013-2015 годах на 379 самолетах бизнес-класса , при этом лишь частичные контрольно-диспетчерские проверки проводились перед 15,6% взлетов и не проводились вообще на 2,03% рейсов. [8]
ФАР 121
[ редактировать ]ФАУ Федеральные авиационные правила прямо требуют наличия контрольного списка для операторов Федеральных авиационных правил, Часть 121 (регулярные авиаперевозчики): [9]
(a) Каждый обладатель сертификата должен предоставить утвержденную процедуру проверки кабины для каждого типа воздушного судна.
(b) Утвержденные процедуры должны включать все элементы, необходимые членам летного экипажа для проверки безопасности перед запуском двигателей, взлетом или посадкой, а также в аварийных ситуациях с двигателем и системами. Процедуры должны быть разработаны таким образом, чтобы члену летного экипажа не приходилось полагаться на свою память при проверке элементов.
(c) Утвержденные процедуры должны быть легко применимы в кабине каждого воздушного судна, и летный экипаж должен следовать им при управлении воздушным судном.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дегани, Асаф; Винер, Эрл Л. (1 июня 1993 г.). «Контрольные списки кабины: концепции, дизайн и использование». Человеческий фактор: Журнал Общества человеческого фактора и эргономики . 35 (2): 345–359. дои : 10.1177/001872089303500209 . ISSN 0018-7208 . S2CID 111091998 .
- ^ Гаванде, Атул (3 декабря 2007 г.). «Чек-лист для спасения жизни» . Житель Нью-Йорка . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «Разговор в кабине» . Жизнь . 24 августа 1942 г. с. 65 . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ «Отчет об авиакатастрофе Pan American World Airways, Inc. – Боинг 707-321C, N799PA – База ВВС Эльмендорф, Анкоридж, Аляска – 26 декабря 1968 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 19 ноября 1969 года . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Кент, Дженнифер К. (27 мая 1987 г.). «Самолет вылетел в пробку в Кеннере; 13 человек пострадали». Адвокат Батон-Ружа . стр. 1А.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии - Air New Orleans, рейс 962 DBA Continental Express, British Aerospace 3101 (Jetstream 31) N331CY, международный аэропорт Нового Орлеана, Кеннер, Луизиана, 26 мая 1987 года» . NTRL.ntis.gov . 1988 год . Проверено 4 мая 2022 г.
В отчете описывается авария, в ходе которой была произведена вынужденная посадка из-за сильного рыскания и колебаний крутящего момента двигателя во время набора высоты. Он рассматривает доказательства, указывающие на то, что вероятной причиной авиационного происшествия было нарушение координации действий летного экипажа, в результате чего они не выполнили требования Контрольного списка перед взлетом и не повысили уровни оборотов до положения высоких оборотов, а также неспособность летного экипажа диагностировать и устранить неисправности двигателя. колебания при начальном наборе высоты. Обсуждается обучение экипажа и составление контрольного списка, а также даются рекомендации по безопасности Федеральному управлению гражданской авиации относительно критериев размера контрольного списка.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии, Northwest Airlines, Inc. McDonnell Douglas DC-9-82, N312RC, аэропорт Детройт Метрополитан-Каунти Уэйн, Ромулус, Мичиган, 16 августа 1987 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 10 мая 1988 г. NTSB/AAR-88/05 . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Гарви, Уильям (25 ноября 2016 г.). «Крушение Gulfstream вызвало обнаружение тревожных данных» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «eCFR :: 14 CFR 121.315 — Процедура проверки кабины» . ecfr.gov . Проверено 4 мая 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бон, Роджер Э. (июль 2013 г.). «Не летайте по правилам: медленное внедрение контрольных списков и процедур в авиации времен Второй мировой войны» (PDF) . Калифорнийский университет, Сан-Диего . Проверено 7 сентября 2020 г.
- Асаф Дегани; Эрл Л. Винер (май 1990 г.). «NASA CR-177549: Человеческий фактор в контрольных списках кабины экипажа: обычный контрольный список» (PDF) . ti.arc.nasa.gov . Проверено 4 мая 2022 г.