Генри Веллман
Генри М. Веллман — американский психолог , изучающий развитие детей . Гарольда Стивенсона профессором психологии Он является университетским в Мичиганском университете . Веллман особенно известен своими работами по теории сознания . Он проработал на факультете Университета штата Аризона в течение двух лет, прежде чем перешел на факультет Мичигана в 1977 году. В 2012 году он был назначен членом Американской академии искусств и наук . [1]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Веллман родился в Хикори, Северная Каролина, в 1948 году. Его отец был кадровым офицером морской пехоты , который часто переезжал, поэтому к тому времени, когда Веллман учился в 12-м классе, он посещал 11 различных школ в Северной Каролине , Вирджинии , Мэриленде , Калифорнии и США. Гавайи . Морские пехотинцы являются американскими экспертами в области десантной войны , поэтому большая часть его детства прошла недалеко от того или иного пляжа. Он сказал, что поход на пляж остается одним из его любимых занятий в путешествиях. Он окончил среднюю школу в маленьком городке в пустыне Мохаве в Калифорнии , 29 Палмс , прилегающем к природному парку Джошуа-Три ; посещение пустынь — его второе любимое занятие в путешествиях.
Веллман получил степень бакалавра в колледже Помона (1970), затем работал учителем в детском саду и дошкольных учреждениях до и во время учебы в аспирантуре. Он получил докторскую степень. из Института развития детей при Университете Миннесоты (1975), где его консультантом был Джон Флавелл . Именно с Флавеллом он начал свои исследования когнитивного развития детей и особенно их понимания окружающего мира, сосредоточившись в конечном итоге на их социальном познании , их понимании людей, действий и их внутренней, умственной работы.
Теория разума
[ редактировать ]Теория разума относится к нашему повседневному человеческому пониманию людей с точки зрения внутренних психических состояний (убеждения, желания, эмоции, намерения), которые производят и объясняют их действия, взаимодействие и социальное обучение. [2] Поскольку люди являются социальным видом, социальное познание является неотъемлемой частью нашего мышления и жизни. И теперь известно, что наша повседневная теория разума пропитывает наше социальное познание; Понимание теории разума начинается в младенчестве и динамично развивается на протяжении всего детства. Веллман и еще несколько человек стали пионерами ранних исследований теории разума в 1980-х годах и с тех пор постоянно вносят в них свой вклад. Его первая книга по этой теме, «Детская теория разума» (1990), помогла начать эту область и была процитирована более 4000 раз. [3] То, что началось как относительно небольшая и самостоятельная область исследований, с тех пор значительно расширилось, поскольку исследователи документировали связи между теорией разума и другими важными вопросами, такими как повседневные разговоры детей, их социальные действия, моральное развитие, религиозные идеи, социальные навыки и приспособление, а также видовые различия и природа человеческих когнитивных универсалий. Работа Веллмана известна во всем мире и вдохновила исследователей по всему миру на исследование вопросов, связанных с теорией разума и тем, как она может действовать в разных культурах.
Среди других его книг - «Дети говорят о разуме» (1995; с Карен Барч) и «Создание ума» (2014), получившие книжную премию Общества когнитивного развития. [4] и от APA . Элеоноры Маккоби Книжная премия [5] Его книга 2020 года «Читая мысли» (совместно с Карен Линд) предназначена для широкой неакадемической аудитории и переводится на 7 других языков (включая китайский , корейский , испанский и португальский ). В этих книгах прослеживается расширение наших знаний о теории разума за 30 лет, а также обрисовываются расширяющиеся масштабы и влияние исследований и научных знаний в области теории разума, которые распространились из психологии в философию, антропологию, нейробиологию, приматологию и дискуссии об эволюции человека.
Веллман также опубликовал более 100 журнальных статей в этой области.
Его статья 2001 года « Метаанализ развития теории разума: правда о ложных убеждениях » (совместно с Дэвидом Кроссом и Джулианной Уотсон) была процитирована почти 5000 раз. [6] и вошла в десятку самых цитируемых статей журнала «Развитие детей » за всю историю журнала, который начал публиковаться в 1930 году.
Работа Веллмана над теорией разума началась в сотрудничестве с Карлом Джонсоном, когда они учились в аспирантуре. С тех пор его исследования проводились совместно, в первую очередь со Сьюзан Гельман ( Мичиганский университет ), Полом Харрисом ( Гарвард ), Элисон Гопник ( Калифорнийский университет в Беркли ) и Кандидой Петерсон ( Университет Квинсленда ).
Почести
[ редактировать ]Веллман — бывший президент Общества когнитивного развития . [7] лауреат престижной премии NIH MERIT Award , [8] наряду с наградами Cattell [9] и Фонды Рокфеллера . Он является лауреатом премии Дж. Стэнли Холла в 2012 году за пожизненный вклад в науку о развитии от Американской психологической ассоциации (APA). [10] Он также является членом Американской академии искусств и наук и лауреатом Премии Мичиганского университета за выдающиеся достижения в области преподавания. [11] Эта награда гласит (частично): «Новаторский и выдающийся ученый, Генри Веллман воплощает интеллектуальные идеалы приверженности, интеллектуального обмена и тщательных исследований».
Веллман также получил Премию наставничества APA , которая, по его словам, является его любимой наградой, а наставничество - его самым большим вкладом в эту область. Его бывшие студенты впоследствии стали исследователями и преподавателями в крупных университетах ( Техасский университет , Калифорнийский университет , Нью-Йоркский университет , Северо-Западный университет ) и небольших гуманитарных колледжах ( Бард-колледж , Льюис и Кларк-колледж , Питцер-колледж ). Но они также перешли на неакадемическую работу ( Детская телевизионная мастерская , Disney , Facebook ).
Личная жизнь
[ редактировать ]Веллман живет в Анн-Арборе, штат Мичиган, со своей женой Карен Линд. него двое сыновей: Нед, профессор бизнес-школы Университета штата Аризона , и Дэниел, преподаватель химии У в колледже Помона . У него также есть четверо внуков.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Психологи избраны в Национальную академию наук и Американскую академию искусств и наук» . www.apa.org . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Веллман, Генри (1990). Теория психики ребенка . МТИ Пресс.
- ^ «Генри М. Веллман» . ученый.google.com . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Награды» . CDS . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Книжная премия Элеоноры Маккоби в области психологии развития» . APA Психология развития - Раздел 7 . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Генри М. Веллман» . ученый.google.com . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «О СДС» . CDS . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Веллман, Генри. «Детская теория разума» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Кеттел» . www.cattell.duke.edu . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Премия Дж. Стэнли Холла за выдающийся вклад в психологию развития» . APA Психология развития - Раздел 7 . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Награда за выдающиеся достижения факультета» . Высшая школа Рэкхема: Мичиганский университет . Проверено 14 марта 2021 г.