Джакомо Маццокки
Джакомо Маццокки , на латыни его титульные листы Якоб Мазохий (активен в 1505 г.) [ 1 ] — 1527) — образованный книготорговец , печатник и известный антиквар в папском Риме в эпоху Высокого Возрождения . [ 2 ] Уроженец Бергамо, Маццокки впервые упоминается в 1505 году как источник финансирования издания Vibius Sequester De fluminibus, напечатанного Дж. Безиккеном из Рима. К 1509 году [ 3 ] Маццокки сам занимался типографией. Для гуманистов он мог бы опубликовать такие научные труды, как первый печатный набор римских надписей, Epigrammata Antiquae Urbis (апрель 1521 г.), сборник из около 3000 надписей, в основном эпитафий, в котором его соавтором был флорентийский священник Франческо Альбертини. [ 4 ] Эта работа включает в себя надписи, начиная с времен Римской республиканской партии и заканчивая эпохой Юстиниана I , и иллюстрирована несколько стилизованными гравюрами на дереве, изображающими некоторые здания и памятники Рима, такие как Пантеон , Арка Константина и Пирамида Цестия .
Другие книги Маццокки включают латинские переводы греческих текстов, в том числе малоизвестных в то время византийских авторов, таких как историки Прокопий и Агафий . Для еще более ограниченного тиража он опубликовал эфемеры, ставшие библиографической редкостью, но показывающие его как доверенного печатника для узкого круга римских гуманистов: трактат о римских календарях (1509 г.), [ 5 ] письмо о скульптурах в Кортиле дель Бельведер племянника знаменитого Пико делла Мирандола (1513 г.), [ 6 ] или двенадцать панегириков, составленных св. Франциском Юстулом Сполето в честь папского племянника Чезаре Борджиа (1510 г.). [ 7 ]
В то же время под названием Carmina Apposita Pasquino Маццокки публиковал ежегодные сборники сатирических паскинад , циркулировавших в Риме, которые украдкой ночью применялись к Паскино или другим говорящим статуям Рима . По-видимому, Маццокки опустил все, что было слишком критично по отношению к Папе или курии . [ 8 ] Маццокки, пользуясь папской привилегией, также опубликовал множество папских булл, в том числе буллы Третьего Латеранского собора 1512 года. [ 9 ]
Научное положение Маццокки было достаточно высоким, чтобы в 1515 году он был назначен одним из папских комиссаров по древностям наряду с художником Рафаэлем и учеными Марко Фабио Кальво и Андреа Фульвио . [ 10 ]
С типографической точки зрения работы Маццокки представляют интерес тем, что он очень рано использовал крупноформатный прописной римский шрифт для титульных страниц, заголовков и других заметных строк. Это присутствует в «Эпиграммах», но существовало, по крайней мере, еще в 1513 году. [ 11 ] Ранние типографы, написавшие латинский шрифт, обычно использовали заголовки и заголовки того же размера и стиля, что и текст, и именно немецкоязычные типографы, такие как Иоганн Фробен, примерно с 1516 года начали использовать шрифты отображаемого размера, так что шрифт Маццокки вполне возможно, был первым в своем роде.
Он исчез во время разграбления Рима (1527 г.) , и после этого о нем ничего не известно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.treccani.it/enciclopedia/giacomo-mazzocchi_%28Dizionario-Biografico%29/ (онлайн-биография Массимилиано Альбанезе из Dizionario Biographicalo degli Italiani , том 72 (2008))
- ^ DS Rhodes, «Дальнейшие заметки об издателе Джакомо Маццокки», Papers of the British School at Rome 40 (1972:239-42).
- ^ ViaLibri: Книги 1509 года: Прокопий, Де Белло Персико : первый латинский перевод и первое упоминание о Маццокки как печатнике; библиография книг, изданных Маццокки, - Ф. Аскарелли, Аннали ди Джакомо Маццокки (Флоренция), 1961.
- ^ «Надписи Древнего города [Рима]». Маццокки подписывает посвящение, но антиквар и библиограф «Горио» обвинил его в нечестности и приписал собрание римских надписей «Франческо дельи Альбертини» [так в оригинале] ( Биографический словарь Общества распространения полезных знаний, т. I, п. ii (Лондон, 1842 г.) св. «Альбертини, Франческо дельи»), но Кембриджская современная история. (1902: т. I:549) приписывает эту работу Маццокки и его «соавтору» Франческо Альбертини . Иллюстрация открытой книги. Архивировано 7 марта 2008 г. в Wayback Machine ); научный контекст этой публикации см. в статье W. Stenhouse, Reading Inscriptions and Making Ancient History. Историческая стипендия в эпоху позднего Возрождения (Бюллетень Института классических исследований, приложение 86), Лондонский университет, 2005 г.
- ^ Безымянный трактат 1509 года в Британской библиотеке , дело 125 от 22, отмечено в книге Рут Олицки Рубинштейн, «Tempus edax rerum: недавно обнаруженная картина Германна Постумуса», The Burlington Magazine 127 , № 988 (июль 1985: 425- 36) с. 426, примечание.
- ^ Э. Х. Гомбрич "Hypnerotomachiana" , Журнал Институтов Варбурга и Курто 14.1 /2 (1951:119-125), отмечено стр. 123, примечание 1.
- ^ Р. Гарнетт, «Лауреат Цезаря Борджиа» The English Historical Review 17 № 65 (январь 1902: 15-19) с. 15.
- ^ Как мимоходом замечает Роберт В. Шеллер, «L'union des Princes: Людовик XII, его союзники и венецианская кампания 1509 года» Simiolus: Ежеквартальный журнал Нидерландов по истории искусства 27.4 (1999:195-242) с. 207.
- ^ «ViaLibri: Книги 1512 года: «Concilium Lateranense V» » . Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
- ^ Альбанезе (см. примечание 1)
- ^ http://www.christies.com/lotfinder/books-manuscripts/pasquillus-carmina-5624364-details.aspx?pos=10&intObjectID=5624364&sid=&page=9 (запись в каталоге аукциона Christies о Carmina apposita Pasquillo , 1513 г., с иллюстрация)