Аурел Кольнаи
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( август 2017 г. ) |
Аурел Кольнаи | |
---|---|
Рожденный | 5 декабря 1900 г. |
Умер | 28 июня 1973 г. | ( 72 года
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Аурел Томас Кольнаи (5 декабря 1900 г. - 28 июня 1973 г.) [1] ) был философом и политическим теоретиком 20-го века.
Жизнь
[ редактировать ]Кольнаи родился Аурел Штайн в Будапеште, Венгрия, в еврейской семье, но переехал в Вену до своего двадцатилетия, чтобы поступить в Венский университет , где он учился у Генриха Гомперца , Морица Шлика , Феликса Кауфмана , Карла Бюлера и Людвига фон Мизеса . Также в это время его привлекли мысли Франца Брентано и феноменологическая мысль ученика Брентано Эдмунда Гуссерля . Кольнаи некоторое время учился у Гуссерля в 1928 году во Фрайбурге. [2] В начале 1920-х годов Колнаи писал как независимый ученый, но без особого успеха. Он окончил университет с отличием в 1926 году, опубликовав диссертацию на тему « Der Ethische Wert und die Wirklichkeit» , которая была положительно принята в Германии. В 1926 году он также обратился в католицизм , во многом под влиянием Г. К. Честертона , которого Колнаи считал «блестящим, хотя и бессистемным феноменологом обыденного опыта». [3] Затем он начал карьеру политической журналистики, писаясь для Der Österreichische Volkswirt и Die Schöne Zukunft . Остро осознавая реальную угрозу, исходящую от нацистской партии в Австрии, он начал писать для Der christliche Ständestaat , периодического издания, основанного для борьбы с нацизмом и редактируемого Дитрихом фон Хильдебрандом . За это время он также опубликовал некоторые из своих собственных философских сочинений, в том числе «Сексуальную этику» , «Der Ekel» , «Der Inhalt der Politik » и «Der Versuch über den Haß» . Философские сочинения Колнаи, хотя и не принесли автору небольшой прибыли, были хорошо приняты и получили отличные отзывы. Сальвадор Дали был впечатлен « Дер Экелем »; в эссе 1932 года для журнала This Quarter художник настоятельно рекомендовал текст Колнаи другим сюрреалистам, высоко оценив его аналитическую силу. [4]
В 1930-е годы серьезной проблемой оставалось вторжение нацистской партии в Австрию. В 1938 году Колнаи опубликовал свою критику национал-социализма под названием « Война против Запада» . Нацистская угроза вынудила Кольнаи покинуть Австрию в 1937 году, гражданином которой он тогда был, и уехать во Францию, где в 1940 году он женился на Элизабет Гемес, также обращенной католичке. Угроза Виши помешала молодожену Кольнаи остаться во Франции, и после недолгого пребывания в Англии Кольнаи и его жена переехали в Квебек , где он принял должность преподавателя в Университете Лаваля. Разочарованный тем, что он считал репрессивным приходским католицизмом и жестким неотомизмом, Колнаи покинул Квебек в 1955 году и вернулся в Англию по гранту на поездку Фонда Наффилда. Хотя у него был довольно обширный список публикаций на пяти разных языках, Колнаи не удалось найти постоянную профессорскую должность в Великобритании, и, из-за финансовых проблем, его здоровье начало быстро ухудшаться. Во многом благодаря влиянию Гарри Эктона, Бернарда Уильямса и Дэвида Виггинса, Колнаи смог получить должность «выездного лектора» на неполный рабочий день в Бедфорд-колледже Лондонского университета. В то время в Англии Колнаи находился под сильным влиянием английской философии здравого смысла Дж. Э. Мура и других британских интуиционистов, таких как Х. А. Причард, Э. Ф. Кэрритт и У. Д. Росс. [5] В 1961 году он получил годичную исследовательскую стипендию в Бирмингеме. В 1968 году он принял должность приглашенного профессора в Университете Маркетта в Висконсине, которую занимал до 1973 года, когда умер от сердечного приступа. Жена Колнаи Элизабет работала над составлением, переводом и публикацией его работ до своей смерти в 1982 году.
Философские сочинения и основные темы
[ редактировать ]Колнаи — эклектичный, начитанный мыслитель в области философии, экономики и политики. Его основные философские влияния оказали феноменологическую школу Гуссерля и британскую аналитическую философию. Основной темой его работ является попытка восстановить данность реальности и суверенитет объекта, чтобы разработать подход к философии, основанный на здравом смысле. Колнаи опирался на философский реализм Фомы Аквинского и считал, что Фома Аквинский может внести ценный вклад в восстановление широкого диалектического объективизма, но он выступал против жесткости неотомистской ортодоксальности 20-го века и догматических требований томистской идеологии. [6] Объективизм Колнаи основан на четырех утверждениях:
- Важность обычного опыта для обеспечения доступа к реальному
- Важность светского опыта и здравого смысла в стандартах «традиции».
- Важность учителей-философов и авторитетов в том, чтобы «направлять, инструктировать и информировать»
- Важность восприимчивости к «множественности объектов и способов познания» для преодоления субъективности. [7]
Колнаи критиковал экзистенциализм Мартина Хайдеггера и Сартра, утверждая, что «им нечего предложить, кроме сознания обреченности, приправленного громкими идеалистическими требованиями — или, что еще хуже, новой версией капитуляции эстета перед активным варварством, поддержкой тоталитарной тирании». как следующая лучшая замена невозможному стремлению к полной свободе». [8] Поскольку мир пал и находился в напряжении, Колнаи считал, что христианство должно обратить внимание на светский мир, чтобы привить ему практический разум и мораль, как это выражено в показательном отрывке из «Войны против Запада»:
Лично я склонен думать, что, несмотря на свой христианский лоск, пессимизм Лютера более языческий, чем языческий оптимизм Гегеля, причем последний не совсем чужд прогрессивным и конституционалистским взглядам XIX века. Ибо черное отчаяние – это сама суть чрезмерного высокомерия. Правда, у Лютера это облачено в потертый облик безрассудной веры в Божью благодать, независимую от поведения человека. Гегель, напротив, сохраняет некоторые элементы актуальной морали. [9]
Еще одна важная тема в произведениях Колнаи — его антиутопизм. Дэниел Махони контекстуализирует антиутопизм Кольнаи среди таких мыслителей, как Ален Безансон и Вацлав Гавел, а также Солженицын, который рассматривал утопическое мышление как идеологическую основу тоталитаризма. Колнаи феноменологически исследует то, что он называет «утопическим разумом», который он связывает с тем, что он называет «перфекционистской иллюзией», которая характеризуется представлением о том, что человеческие блага, существующие в состоянии напряжения, можно каким-то образом примирить. Примирение ценности и реальности, по мнению Колнаи, «наводит на мысль о разрыве между данной реальностью мира и «отдельной» контрреальностью». [10] Колнаи считал, что отождествление утопизма с поиском справедливости ошибочно, ведет к «вынужденному отрицанию неустранимой напряженности». [11] Поиски утопии были, по своей сути, поисками мира, который больше не был бы чреват напряжением или человеческим отчуждением — поиском, который Колнаи считал обреченным на неизбежный провал.
Политическая мысль Колнаи возникает как из его феноменологического метода, так и из его веры в важность философии для человеческой жизни. Его упор на здравый смысл и практическую точку зрения определяют его политические дискуссии, в которых он выражает себя как настоящий консерватор, восхваляя такие концепции, как социальные привилегии и иерархия. Однако, хотя Колнаи симпатизировал тому, что он называл «консервативным идеалом», он был не партийным мыслителем, а скорее самопровозглашенным центристом, выступавшим против всех форм тоталитаризма. Колнаи постоянно беспокоился о том, что безудержный либерализм неизбежно закончится тоталитаризмом, и его критика либерализма в том виде, в котором он видел его проявление в Соединенных Штатах и Европе, сосредоточена на предотвращении таких последствий. Поддерживая дело либерального Запада и утверждая плюрализм, Колнаи также метко заявил, что «чтобы хорошо любить демократию, необходимо любить ее умеренно». [12]
Этическая мысль Колнаи характеризуется сильной любовью и ненавистью и выражается в терминах ценностей и универсальных значений. В широком смысле его этическую мысль можно охарактеризовать как христианский несовершенство, противостоящий возвышению морали за пределы повседневной жизни. Отрицательный характер моральных обязанностей был ключевым для Колнаи, как это выражено в его трактате «Мораль и практика II»:
Когда мы говорим об «уважении» чужой собственности (а также жизни или прав), мы используем это слово в его слабом значении «оставлять в покое», «не трогать», «не вмешиваться», во многом так же, как оно используется во французском медицинском языке. (сыпь при сыпном тифе «уважает» лицо, т.е. в более трезвом стиле английских учебников лицо «ускользает»), а не в сильном чувстве положительной оценки чего-то исключительно благородного и респектабельного. . . [13]
На Колнаи сильно повлияла ценностная этика Макса Шелера, и он считал, что если все вещи рассматривать аксиологически, оценивать в первую очередь по ценности, а не на языке «должен» или «должен», то человеку предоставляется «царство одобрительных утверждений». или неодобрительные идеи, не подчеркивая непреодолимую пропасть между «Есть» и «Должно ». Таким образом,
«Этика ценностей исключает классические ошибки в этике: гедонизм или эвдемонизм; утилитаризм и консеквенциализм любого рода, т.е. интерпретацию морали в терминах якобы более очевидного первичного, естественного познавательного опыта; и различные виды императивизма: «долг», отрезанный от Добро и Зло, а его интерпретация в терминах либо конкретного (социального, монархического, модного...) авторитета, либо «рационального эго», либо «аксиологической этики» обращает наше внимание не только на множественность. моральных ценностей и недооценок, а к ложности всякого монизма по отношению к предмету моральной оценки: будь то действие, намерение, максима или мотив, добродетель и порок, характер и тем более, конечно, мудрость или опять-таки онтологическое совершенство. " [14]
Кольнаи в настоящее время остается относительно неизвестным, но особенно в свете диалектического возврата к классической политической теории в трудах Лео Штрауса и Эрика Фогелина, а также недавних дебатов относительно неоконсервативной философии, вполне вероятно, что Кольнаи будет получать все больше и больше внимание в ближайшее время. Кольнаи хвалили такие влиятельные фигуры, как Дитрих фон Хильдебранд , Х.Б. Актон , Бернар Уильямс и Пьер Манент .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский национальный биографический словарь
- ^ Кэролин Корсмейер и Барри Смит. «Интуитивные ценности: Аурел Колнаи о отвращении». Издательская компания On Disgust Open Court, подразделение издательской компании Carus: Перу, Иллинойс. 2004. Страница 4.
- ^ Махони, Дэниел Дж. «Восстановление общего мира: введение в моральные и политические размышления Аурела Колнаи». Привилегия и свобода и другие очерки политической философии. Lexington Books: Лэнхэм, Мэриленд. 1999. Страница 2.
- ^ Андреас Доршель, «Точное воображение», в: Süddeutsche Zeitung No. 106 (7 мая 2008 г.), с. 14
- ^ Дэвид Виггинс и Бернард Уильямс. «Аурел Томас Кольнаи». Этика, ценность и реальность: избранные статьи Аурела Колнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977.
- ^ Махони, Дэниел Дж. «Восстановление общего мира: введение в моральные и политические размышления Аурела Колнаи». Привилегия и свобода и другие очерки политической философии. Lexington Books: Лэнхэм, Мэриленд. 1999. Страница 5.
- ^ Кольнаи. Этика, ценности и реальность: избранные статьи Аурела Кольнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977. Страницы 27–29.
- ^ Кольнаи. Этика, ценность и реальность: избранные статьи Аурела Колнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977. Страница 136. Цитируется у Махони, «Восстановление общего мира». Страница 6.
- ^ Колнаи, Война против Запада. Страница 127.
- ^ Колнаи, Утопический разум. Страница 157. Цитируется у Махони «Восстановление общего мира». Страница 9.
- ^ Колнаи, Утопический разум. Стр. 158, 185–95. Цитируется по Mahoney, Ibid, стр. 9.
- ^ Манент, Пьер. Токвиль и природа демократии. Роуман и Литтлфилд: Лэнхэм, Мэриленд. 1996. Страница 32. Цитируется у Махони «Восстановление общего мира». Страница 15.
- ^ Колнаи, «Мораль и практика II.»», стр. 105-106.
- ^ Колнаи, Этика, ценность и реальность: Избранные статьи Аурела Колнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977. Страницы xx-xxi.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Война против Запада Глава V: Вера и мысль , Война против Запада, Аурел Кольнаи
- Привилегии и свобода (PDF)
- Война против Запада (PDF)
- Работы Аурела Кольнаи или о нем в Internet Archive
- 1900 рождений
- 1973 смерти
- Венгерские философы ХХ века
- Выпускники Венского университета
- Католические философы
- Венгерские католики
- Венгерские евреи
- Еврейские философы
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Феноменологи
- Академический состав Университета Лаваля
- Венгерские эмигранты в Соединенном Королевстве