Jump to content

Аурел Кольнаи

Аурел Кольнаи
Рожденный 5 декабря 1900 г.
Умер 28 июня 1973 г. ) ( 1973-06-28 ) ( 72 года
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия

Аурел Томас Кольнаи (5 декабря 1900 г. - 28 июня 1973 г.) [1] ) был философом и политическим теоретиком 20-го века.

Кольнаи родился Аурел Штайн в Будапеште, Венгрия, в еврейской семье, но переехал в Вену до своего двадцатилетия, чтобы поступить в Венский университет , где он учился у Генриха Гомперца , Морица Шлика , Феликса Кауфмана , Карла Бюлера и Людвига фон Мизеса . Также в это время его привлекли мысли Франца Брентано и феноменологическая мысль ученика Брентано Эдмунда Гуссерля . Кольнаи некоторое время учился у Гуссерля в 1928 году во Фрайбурге. [2] В начале 1920-х годов Колнаи писал как независимый ученый, но без особого успеха. Он окончил университет с отличием в 1926 году, опубликовав диссертацию на тему « Der Ethische Wert und die Wirklichkeit» , которая была положительно принята в Германии. В 1926 году он также обратился в католицизм , во многом под влиянием Г. К. Честертона , которого Колнаи считал «блестящим, хотя и бессистемным феноменологом обыденного опыта». [3] Затем он начал карьеру политической журналистики, писаясь для Der Österreichische Volkswirt и Die Schöne Zukunft . Остро осознавая реальную угрозу, исходящую от нацистской партии в Австрии, он начал писать для Der christliche Ständestaat , периодического издания, основанного для борьбы с нацизмом и редактируемого Дитрихом фон Хильдебрандом . За это время он также опубликовал некоторые из своих собственных философских сочинений, в том числе «Сексуальную этику» , «Der Ekel» , «Der Inhalt der Politik » и «Der Versuch über den Haß» . Философские сочинения Колнаи, хотя и не принесли автору небольшой прибыли, были хорошо приняты и получили отличные отзывы. Сальвадор Дали был впечатлен « Дер Экелем »; в эссе 1932 года для журнала This Quarter художник настоятельно рекомендовал текст Колнаи другим сюрреалистам, высоко оценив его аналитическую силу. [4]

В 1930-е годы серьезной проблемой оставалось вторжение нацистской партии в Австрию. В 1938 году Колнаи опубликовал свою критику национал-социализма под названием « Война против Запада» . Нацистская угроза вынудила Кольнаи покинуть Австрию в 1937 году, гражданином которой он тогда был, и уехать во Францию, где в 1940 году он женился на Элизабет Гемес, также обращенной католичке. Угроза Виши помешала молодожену Кольнаи остаться во Франции, и после недолгого пребывания в Англии Кольнаи и его жена переехали в Квебек , где он принял должность преподавателя в Университете Лаваля. Разочарованный тем, что он считал репрессивным приходским католицизмом и жестким неотомизмом, Колнаи покинул Квебек в 1955 году и вернулся в Англию по гранту на поездку Фонда Наффилда. Хотя у него был довольно обширный список публикаций на пяти разных языках, Колнаи не удалось найти постоянную профессорскую должность в Великобритании, и, из-за финансовых проблем, его здоровье начало быстро ухудшаться. Во многом благодаря влиянию Гарри Эктона, Бернарда Уильямса и Дэвида Виггинса, Колнаи смог получить должность «выездного лектора» на неполный рабочий день в Бедфорд-колледже Лондонского университета. В то время в Англии Колнаи находился под сильным влиянием английской философии здравого смысла Дж. Э. Мура и других британских интуиционистов, таких как Х. А. Причард, Э. Ф. Кэрритт и У. Д. Росс. [5] В 1961 году он получил годичную исследовательскую стипендию в Бирмингеме. В 1968 году он принял должность приглашенного профессора в Университете Маркетта в Висконсине, которую занимал до 1973 года, когда умер от сердечного приступа. Жена Колнаи Элизабет работала над составлением, переводом и публикацией его работ до своей смерти в 1982 году.

Философские сочинения и основные темы

[ редактировать ]

Колнаи — эклектичный, начитанный мыслитель в области философии, экономики и политики. Его основные философские влияния оказали феноменологическую школу Гуссерля и британскую аналитическую философию. Основной темой его работ является попытка восстановить данность реальности и суверенитет объекта, чтобы разработать подход к философии, основанный на здравом смысле. Колнаи опирался на философский реализм Фомы Аквинского и считал, что Фома Аквинский может внести ценный вклад в восстановление широкого диалектического объективизма, но он выступал против жесткости неотомистской ортодоксальности 20-го века и догматических требований томистской идеологии. [6] Объективизм Колнаи основан на четырех утверждениях:

  1. Важность обычного опыта для обеспечения доступа к реальному
  2. Важность светского опыта и здравого смысла в стандартах «традиции».
  3. Важность учителей-философов и авторитетов в том, чтобы «направлять, инструктировать и информировать»
  4. Важность восприимчивости к «множественности объектов и способов познания» для преодоления субъективности. [7]

Колнаи критиковал экзистенциализм Мартина Хайдеггера и Сартра, утверждая, что «им нечего предложить, кроме сознания обреченности, приправленного громкими идеалистическими требованиями — или, что еще хуже, новой версией капитуляции эстета перед активным варварством, поддержкой тоталитарной тирании». как следующая лучшая замена невозможному стремлению к полной свободе». [8] Поскольку мир пал и находился в напряжении, Колнаи считал, что христианство должно обратить внимание на светский мир, чтобы привить ему практический разум и мораль, как это выражено в показательном отрывке из «Войны против Запада»:

Лично я склонен думать, что, несмотря на свой христианский лоск, пессимизм Лютера более языческий, чем языческий оптимизм Гегеля, причем последний не совсем чужд прогрессивным и конституционалистским взглядам XIX века. Ибо черное отчаяние – это сама суть чрезмерного высокомерия. Правда, у Лютера это облачено в потертый облик безрассудной веры в Божью благодать, независимую от поведения человека. Гегель, напротив, сохраняет некоторые элементы актуальной морали. [9]

Еще одна важная тема в произведениях Колнаи — его антиутопизм. Дэниел Махони контекстуализирует антиутопизм Кольнаи среди таких мыслителей, как Ален Безансон и Вацлав Гавел, а также Солженицын, который рассматривал утопическое мышление как идеологическую основу тоталитаризма. Колнаи феноменологически исследует то, что он называет «утопическим разумом», который он связывает с тем, что он называет «перфекционистской иллюзией», которая характеризуется представлением о том, что человеческие блага, существующие в состоянии напряжения, можно каким-то образом примирить. Примирение ценности и реальности, по мнению Колнаи, «наводит на мысль о разрыве между данной реальностью мира и «отдельной» контрреальностью». [10] Колнаи считал, что отождествление утопизма с поиском справедливости ошибочно, ведет к «вынужденному отрицанию неустранимой напряженности». [11] Поиски утопии были, по своей сути, поисками мира, который больше не был бы чреват напряжением или человеческим отчуждением — поиском, который Колнаи считал обреченным на неизбежный провал.

Политическая мысль Колнаи возникает как из его феноменологического метода, так и из его веры в важность философии для человеческой жизни. Его упор на здравый смысл и практическую точку зрения определяют его политические дискуссии, в которых он выражает себя как настоящий консерватор, восхваляя такие концепции, как социальные привилегии и иерархия. Однако, хотя Колнаи симпатизировал тому, что он называл «консервативным идеалом», он был не партийным мыслителем, а скорее самопровозглашенным центристом, выступавшим против всех форм тоталитаризма. Колнаи постоянно беспокоился о том, что безудержный либерализм неизбежно закончится тоталитаризмом, и его критика либерализма в том виде, в котором он видел его проявление в Соединенных Штатах и ​​Европе, сосредоточена на предотвращении таких последствий. Поддерживая дело либерального Запада и утверждая плюрализм, Колнаи также метко заявил, что «чтобы хорошо любить демократию, необходимо любить ее умеренно». [12]

Этическая мысль Колнаи характеризуется сильной любовью и ненавистью и выражается в терминах ценностей и универсальных значений. В широком смысле его этическую мысль можно охарактеризовать как христианский несовершенство, противостоящий возвышению морали за пределы повседневной жизни. Отрицательный характер моральных обязанностей был ключевым для Колнаи, как это выражено в его трактате «Мораль и практика II»:

Когда мы говорим об «уважении» чужой собственности (а также жизни или прав), мы используем это слово в его слабом значении «оставлять в покое», «не трогать», «не вмешиваться», во многом так же, как оно используется во французском медицинском языке. (сыпь при сыпном тифе «уважает» лицо, т.е. в более трезвом стиле английских учебников лицо «ускользает»), а не в сильном чувстве положительной оценки чего-то исключительно благородного и респектабельного. . . [13]

На Колнаи сильно повлияла ценностная этика Макса Шелера, и он считал, что если все вещи рассматривать аксиологически, оценивать в первую очередь по ценности, а не на языке «должен» или «должен», то человеку предоставляется «царство одобрительных утверждений». или неодобрительные идеи, не подчеркивая непреодолимую пропасть между «Есть» и «Должно ». Таким образом,

«Этика ценностей исключает классические ошибки в этике: гедонизм или эвдемонизм; утилитаризм и консеквенциализм любого рода, т.е. интерпретацию морали в терминах якобы более очевидного первичного, естественного познавательного опыта; и различные виды императивизма: «долг», отрезанный от Добро и Зло, а его интерпретация в терминах либо конкретного (социального, монархического, модного...) авторитета, либо «рационального эго», либо «аксиологической этики» обращает наше внимание не только на множественность. моральных ценностей и недооценок, а к ложности всякого монизма по отношению к предмету моральной оценки: будь то действие, намерение, максима или мотив, добродетель и порок, характер и тем более, конечно, мудрость или опять-таки онтологическое совершенство. " [14]

Кольнаи в настоящее время остается относительно неизвестным, но особенно в свете диалектического возврата к классической политической теории в трудах Лео Штрауса и Эрика Фогелина, а также недавних дебатов относительно неоконсервативной философии, вполне вероятно, что Кольнаи будет получать все больше и больше внимание в ближайшее время. Кольнаи хвалили такие влиятельные фигуры, как Дитрих фон Хильдебранд , Х.Б. Актон , Бернар Уильямс и Пьер Манент .

  1. ^ Оксфордский национальный биографический словарь
  2. ^ Кэролин Корсмейер и Барри Смит. «Интуитивные ценности: Аурел Колнаи о отвращении». Издательская компания On Disgust Open Court, подразделение издательской компании Carus: Перу, Иллинойс. 2004. Страница 4.
  3. ^ Махони, Дэниел Дж. «Восстановление общего мира: введение в моральные и политические размышления Аурела Колнаи». Привилегия и свобода и другие очерки политической философии. Lexington Books: Лэнхэм, Мэриленд. 1999. Страница 2.
  4. ^ Андреас Доршель, «Точное воображение», в: Süddeutsche Zeitung No. 106 (7 мая 2008 г.), с. 14
  5. ^ Дэвид Виггинс и Бернард Уильямс. «Аурел Томас Кольнаи». Этика, ценность и реальность: избранные статьи Аурела Колнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977.
  6. ^ Махони, Дэниел Дж. «Восстановление общего мира: введение в моральные и политические размышления Аурела Колнаи». Привилегия и свобода и другие очерки политической философии. Lexington Books: Лэнхэм, Мэриленд. 1999. Страница 5.
  7. ^ Кольнаи. Этика, ценности и реальность: избранные статьи Аурела Кольнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977. Страницы 27–29.
  8. ^ Кольнаи. Этика, ценность и реальность: избранные статьи Аурела Колнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977. Страница 136. Цитируется у Махони, «Восстановление общего мира». Страница 6.
  9. ^ Колнаи, Война против Запада. Страница 127.
  10. ^ Колнаи, Утопический разум. Страница 157. Цитируется у Махони «Восстановление общего мира». Страница 9.
  11. ^ Колнаи, Утопический разум. Стр. 158, 185–95. Цитируется по Mahoney, Ibid, стр. 9.
  12. ^ Манент, Пьер. Токвиль и природа демократии. Роуман и Литтлфилд: Лэнхэм, Мэриленд. 1996. Страница 32. Цитируется у Махони «Восстановление общего мира». Страница 15.
  13. ^ Колнаи, «Мораль и практика II.»», стр. 105-106.
  14. ^ Колнаи, Этика, ценность и реальность: Избранные статьи Аурела Колнаи. Лондонский университет Athlone Press: 1977. Страницы xx-xxi.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d13bb389ec7c5c8b35a98b2b9060e1e__1706550900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/1e/5d13bb389ec7c5c8b35a98b2b9060e1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aurel Kolnai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)