Ла Больдук
Мэри Роуз-Энн Болдук , урожденная Трэверс (4 июня 1894 — 20 февраля 1941) — музыкант и певица франко-канадской музыки . Она была известна как мадам Больдук или Ла Болдук . На пике своей популярности в 1930-е годы она была известна как королева канадских народных певцов . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Болдук часто считается первым певцом и автором песен Квебека. Ее стиль сочетал в себе традиционную народную музыку Ирландии и Квебека, обычно в веселых комедийных песнях.
Биография
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Мэри Роуз-Энн Трэверс «Ла Болдук» родилась в Ньюпорте, Квебек , в регионе Гаспе . Ее отец, Лоуренс Трэверс, был англоязычным ирландцем по происхождению , а мать, Аделина Сир, имела смешанное франко-канадское и микмакское происхождение. В ее семье было пять родных братьев и сестер, а также еще шесть сводных братьев и сестер от первого брака ее отца. Болдук и ее одиннадцать братьев и сестер говорили дома по-английски, но также свободно говорили по-французски. Семья была крайне бедной, но Болдук какое-то время посещал школу и научился говорить по-французски. [ 1 ]
Ее единственным учителем музыки был ее отец, который научил ее играть на инструментах, которые были традиционными для культуры Квебека той эпохи: скрипке , аккордеоне , губной гармошке, ложках и варгане . Она изучала традиционную музыку двух наследий: ирландские мелодии и франко-канадские народные мелодии. В семье не было проигрывателя, фортепиано или нот, поэтому Болдук учил джиги и народные песни по памяти или на слух. Весной 1908 года она давала случайные публичные выступления, когда играла на аккордеоне в лесозаготовительном лагере, где она работала поваром, а ее отец - лесорубом . [ 1 ]
Ранняя трудовая жизнь
[ редактировать ]В 1908 году, в возрасте тринадцати лет, Болдук отправили жить к своей сводной сестре Мэри-Энн в Монреаль , Квебек. Мэри-Энн работала горничной и нашла Болдуку работу горничной в доме доктора Лесажа. Ей платили 15 долларов в месяц, помимо проживания и питания . Несколько лет спустя она устроилась на работу на текстильную фабрику , где ей платили 15 долларов в неделю за 60 часов работы в неделю. [ 1 ] [ важность? ]
17 августа 1914 года она вышла замуж за водопроводчика Эдуарда Болдука . [ 1 ] Первый ребенок пары родился мертвым . Дениз Болдук родилась в июле 1916 года, Жаннет Болдук - в июле 1917 года, а Роджер Болдук - в августе 1918 года. Роджер умер в возрасте десяти месяцев, а Жанетт - в два года. У пары были еще большие неудачи с беременностью и детьми; из двенадцати или тринадцати беременностей только четверо детей достигли совершеннолетия. Семья была довольно бедной, и в 1921 году, когда у Эдуарда возникли трудности с поиском работы, они решили переехать в Спрингфилд, штат Массачусетс . В то время там жила сестра Эдуарда Болдука. Они вернулись в Монреаль год спустя, поскольку Эдуарду не удалось найти работу в Спрингфилде. В это время Мэри Болдук развлекала друзей и семью своим музыкальным талантом. Среди ее друзей были музыканты-любители, которые иногда выступали с Veillées du bon vieux temps в Национальном памятнике под руководством Конрада Готье . [ 1 ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]
Когда труппе Конрада Готье не хватало народного скрипача для выступления, один из друзей Болдука организовал, чтобы она заменила отсутствующего исполнителя. Готье был впечатлен ее игрой и попросил ее вернуться для участия в последующих постановках. Семья всегда нуждалась в деньгах, и небольшой доход, полученный ею таким образом, пригодился. К 1928 году Болдук стал постоянным игроком труппы Готье, играя на скрипке или варгане . Ее работа с ними расширилась и включила в себя другую инструментальную работу и даже некоторую комическую игру. [ 1 ]
порекомендовала Болдук Народная певица Овила Легаре музыкальному продюсеру Ромео Бодри из компании Compo . [ 1 ] Бодри подписал контракт с музыкантами для записи записей на французском языке на лейбле Starr Records . Бодри подписал с ней контракт на запись четырех пластинок на 78 оборотов в минуту , заплатив ей 25 долларов за сторону. Свою первую запись она сделала в апреле 1929 года: французскую народную песню Y'a longtemps que jeuche par terre на стороне A и инструментальную часть на стороне B. Пластинка потерпела коммерческий провал. Ее следующие две записи также имели скудные продажи. [ 4 ]
Вторая запись Болдука была выпущена к Рождеству 1929 года. На первой стороне была оригинальная песня Болдука La Cuisinière . Сторона B была адаптацией английской народной песни « Джонни Монфарло» . [ 1 ] Пластинка была продана тиражом более двенадцати тысяч копий, что было беспрецедентным показателем для Квебека . [ 5 ] Болдук заработал на продажах 450 долларов и стал нарицательным в Квебеке. Благодаря этому успеху Бодри заставил Болдука каждый месяц выпускать двустороннюю пластинку. В январе 1930 года Болдук записал еще четыре песни. [ 4 ] В апреле того же года было записано еще девять песен. К концу 1930 года она записала более 30 песен. За это время она участвовала не менее чем в пятидесяти шести записях других артистов. В большинстве этих записей она не упоминалась. [ 4 ] Болдук аккомпанировал или играл на инструментах для записей Жюльет Беливо , Эжена Дейно , Овилы Легаре, Альфреда Монмаркетта , Аделард Сен-Жан и, возможно, других. [ 4 ]
Первое выступление Болдука в качестве хедлайнера состоялось в ноябре 1930 года в Лашюте на костюмированном балу . [ 1 ] Публика была чрезвычайно восприимчива к ее музыке, и она вдохновилась начать шоу, посвященное ее собственным песням. В марте 1931 года она приняла предложение от бурлеск- компании Театра Арлекин де Квебек выступить в качестве их главного артиста. После этого она отправилась в трехмесячное турне по Квебеку с Жюльет д'Аржер. [ 1 ] Начав в Халле в мае 1931 года, они путешествовали по западному Квебеку и Монреалю и финишировали в Септ-Иле в июле. [ 6 ] В 1931 году ее растущая популярность увеличила стоимость ее нот с четырех за один доллар до трех за один доллар. [ 4 ]
В 1932 году Болдук сформировал собственную гастрольную труппу под названием La Troupe du bon ancien temps . [ 1 ] Она наняла Жана Гримальди руководить экскурсиями. [ 6 ] В выступлениях содержались элементы как водевиля , так и традиционной народной музыки. Их первые гастроли прошли по Монреалю, и с августа по декабрь 1932 года они дали пятьдесят концертов. Туры в Квебеке имели большой успех: Болдук заработала 2000 долларов за свой первый тур по сравнению с 500–1000 долларов в год, которые она получала в виде гонораров. [ 6 ] Труппа отправилась в тур по Новой Англии с апреля по июнь 1934 года, а осенью - во второй тур по Новой Англии. Они гастролировали по Квебеку, а в 1935 году совершили поездку по франкоязычным районам северного Онтарио . [ 6 ] Они отправились в дополнительные туры по Новой Англии в 1937 и 1939 годах.
В течение 1930-х годов продажи пластинок Болдук начали падать, но ее доходы от гастролей оставались хорошими. Болдук придерживалась своего стиля народной музыки, в то время как публика, покупающая пластинки, все больше обращалась к джазу и популярной музыке . [ 4 ] Она выпустила восемнадцать пластинок в 1930 году и 10 в 1931 году, но из-за падения продаж она ничего не записывала с июля 1932 года, пока не выпустила единственный альбом в марте 1935 года. [ 6 ] а затем еще четыре в 1936 году. [ 4 ] В 1936 году семья смогла позволить себе няню, которая присматривала за детьми, пока Болдук гастролировал. [ 1 ]

Начиная с 1935 года, вместе с ней выступала как пианистка ее дочь Дениз. [ 4 ] Другие дети время от времени выступали в качестве бэк-вокалисток, а ее дочь Люсьен записала L'Enfant volé .
Больдук была серьезно ранена в июне 1937 года в Ривьер-дю-Лу, когда машина ее туристической компании попала в лобовое столкновение. У нее сломана нога, сломан нос и сотрясение мозга. Ее отправили на лечение в больницу в Римовском , где врачи обнаружили раковую опухоль . Она начала лучевое лечение в Радиевом институте в Монреале и на тот момент практически не занималась музыкальной деятельностью, не появляясь на сцене в течение целого года. Ее страховая компания отказалась возместить ей ущерб, в частности сотрясение мозга, вызвавшее потерю памяти и концентрацию, что помешало ей писать песни. Иск закончился плохо, поскольку Болдук не пользовалась услугами банков и не имела сведений о своих доходах, подтверждающих потерю дохода. Из общего ущерба и потерянного дохода Болдук вернула только 1500 долларов. [ 1 ]
Летом 1938 года Болдук снова начал ограниченные гастроли, только в районе Монреаля. [ 1 ] В январе 1939 года она выступила по радио, а в феврале 1939 года сделала две записи. Одна из этих песен, Les Souffrances de mon несчастный случай (французское «Страдания моего несчастного случая») была посвящена ее несчастному случаю. [ 4 ] Она умерла от рака 20 февраля 1941 года в Монреале и была похоронена на кладбище Нотр-Дам-де-Неж . [ 7 ]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]
Болдук никогда не брала формальных уроков музыки и разработала свой собственный стиль под влиянием преподавания своего отца и музыкальных традиций ирландской народной музыки и народных мелодий Квебека . [ 1 ] Ее песни были веселыми и комичными, с живыми ритмами. [ 1 ] В ее написанных ею песнях часто использовались существующие мелодии из народных мелодий или танцев в сочетании с текстами, которые она написала сама. [ 8 ] [ нужен неосновной источник ] Например, она написала песню Les Cinq Jumelles о Dionne Quintuplets , которая была написана на мелодию « Little Brown Jug ». [ 4 ] В других случаях она адаптировала популярные современные американские песни. [ 8 ]
Болдук часто использовал технику перечислительной песни , в которой перечисляются что-то, например, еда или задачи. [ 8 ] Эта техника была традиционной во франко-канадских народных песнях, заимствованной из аналогичных французских традиций. Болдук также использовал традиционный стиль французской народной песни - песню-диалог , обычно дуэт с мужчиной, где песня представляет собой разговор или спор между мужчиной и женщиной. [ 8 ] Одной из таких песен была Mademoiselle, dites-moi donc , которую она записала с Овилой Легаре, и в которой они оба комедийно подшучивали и флиртовали. Она часто писала в стиле традиционных английских баллад , которые рассказывают текущие новости под мелодии традиционных песен. Одна из таких песен Болдука - «La chanson du bavard» , в которой, в частности, используется вступление, приглашающее слушателя услышать сказку, как это часто бывает в балладах. [ 8 ] Другие актуальные баллады Болдук включают «Les Américains» об американцах, приехавших в Монреаль во время сухого закона за спиртными напитками, и незаписанную « Si je pouvais tenir Гитлер», которую она написала через несколько дней после начала Второй мировой войны . [ 9 ] [ нужен неосновной источник ]
Ее музыка во многом опиралась на губную гармошку и скрипку, традиционные барабанные инструменты Квебека. [ 8 ] Ее пение также носило гнусавый стиль, а тон был расслабленным, что традиционно характерно для пения. В ее пении часто присутствовал турлютаж , заимствованный из ирландских и шотландских музыкальных традиций. [ 8 ] Чаще всего она использовала эту технику в роликах, например, в своей песне Reel turluté .
Ее гастролирующая труппа La Troupe du bon vieux temps давала довольно стабильные выступления. Мэри Болдук открыла шоу своими новыми песнями. [ 6 ] Затем труппа исполняла комедийные сценки, ансамблевые песни, народные песни и водевильные номера. Большинство выступлений включали в себя отрывок, в котором выступали любители, иногда за денежные призы. Болдук завершила выступление некоторыми из своих новейших и самых актуальных песен. [ 6 ]
Тексты Болдук преимущественно французские, но часто включают несколько слов или строк на английском языке. [ 4 ] Это отражало ее деревенское воспитание в Гаспези, где смешиваются два языка. [ 8 ] Записи продавались франкоязычной аудитории рабочего класса в небольших городах и сельских районах, где люди придерживались традиционных ценностей. [ 4 ]
Профессиональный имидж
[ редактировать ]
Певческая и сценическая карьера не пользовалась большим уважением в квебекском обществе 1920-х и 1930-х годов, особенно среди женщин. [ 6 ] Чтобы избежать сплетен и сохранить хорошую репутацию, Болдук всегда упоминалась под своим женатым именем мадам Эдуард Болдук , как на живых выступлениях, так и на записях. Она старалась как можно больше вовлекать семью в свою деятельность. Ее муж Эдуард сопровождал ее труппу в их турах 1932 и 1934 годов. [ 6 ] Ее старшая дочь Дениз присоединилась к труппе в 1935 году в качестве пианистки.
Записи
[ редактировать ]Сохранились записи около 100 ее песен. Многие из тех, что не сохранились, были написаны для особых случаев. [ 1 ]
- 12 апреля 1929 года: Я долгое время лежал на земле и Ла Гаспезьен . [ 10 ]
- 13 августа 1929 года: Зять и теща и « Когда мы виделись» .
- 22 ноября 1929 года: Вальс Дениз и Рил со шхуны .
- 6 декабря 1929 года: Повар и Джонни Монфарло .
- 15 января 1930 года: Слуга и взгляд на мумана .
- 29 января 1930 года: Артимис женится на бидле и Турне в рулетке .
- 11 марта 1930 года: Хороший мужчина и хорошая женщина. Если у вас есть дочь, которая хочет выйти замуж .
- 18 марта 1930 года: Комикс и галоп пожарного .
- 3 апреля 1930 года: Скрипач и твоя любовь, моя Кэтрин .
- 30 апреля 1930: Reel turluté , Gigue des comères (Дуэт с Альфредом Монмаркеттом ), Fantaisie Scottishe (Дуэт с Альфредом Монмаркеттом ) и Reel Balmoral (Дуэт с Альфредом Монмаркеттом ).
- 14 мая 1930 года: Fricassez-vous , Valse turlutée и La cod .
- 20 мая 1930 года: Clogue à Ti-Zeph Parent (с Альфредом Монмаркеттом и Аделардом Сен-Жаном ), Reel des barbouilles (с Альфредом Монмаркеттом и Аделардом Сен-Жаном ).
- 18 июня 1930 года: Мой старик ревнует и Ла Питун .
- 27 июня 1930 года: Маленький парень с острым носом и Chez ma тетя Жерве .
- 21 августа 1930 года: все еще «L'R-100» и «Les Margouins » .
- 23 сентября 1930 года: Он приближается, не расстраивайтесь, и Фин Фин Бигауэтт .
- 27 октября 1930 года: Бастринг и мадемуазель, dit-moi soi .
- 4 ноября 1930 года: Страховые агенты .
- 5 ноября 1930 года: Шапло празднует свой Новый год (Дуэт с Овилой Легаре ) и C'est comme ça qu'ça s'passe (Дуэт с Овилой Легаре ).
- 13 ноября 1930 г.: Морковно-красная .
- 14 ноября 1930 года: Новый год и рождественские чулки .
- 9 декабря 1930 года: La petite boulangère (Дуэт с Овилой Легаре ) и Мечетагуин (Дуэт с Овилой Легаре ).
- 10 декабря 1930 года: «Бакулейная монета» и «Жизнь» (с Альбертиной Вильнев и Томасом).
- 12 декабря 1930 г.: Владелец .
- 15 января 1931 года. Давайте отпразднуем Марди Гра и смущенного старика .
- 3 февраля 1931 года: Деревенские девушки и Наши отважные жители .
- 26 марта 1931 года: «Дикарь Севера» и Жан-Батист Бофуэтт .
- 9 апреля 1931 года: Работа канадцев и Песня болтуна .
- 7 июля 1931 года. Она дочь старика Рупи , и он собирается заставить меня умереть, этот парень .
- 8 июля 1931 года: Северное побережье и водителям автомобилей .
- 15 сентября 1931 года: Ах! C'qu'il медленный "Тит Джо" , "Песня буржуазии" и "Уличный торговец" .
- 8 октября 1931 года: Тит Нуар обладает воображаемым злом .
- 6 ноября 1931 года. Посмотрите, как вы выглядите , и танцуйте в коровьих туфлях .
- 7 ноября 1931 года. Скоро Новый год , и вот приходит Санта-Клаус .
- 20 января 1932 года: У меня прыщик на языке , Роза хочет замуж , Когда я был у отца и у женщин .
- 5 мая 1932 года: «Украденный ребенок» , «Если бы сосиски могли говорить» , «Полицейские и американцы» .
- 2 июля 1932 года: Возвращение с сена , Возничие , Праздники и Без работы .
- 6 марта 1935 года: Пять близнецов и La Gaspésienne pure laine .
- 20 марта 1936 года: канадские поселенцы и медовый месяц . [ 10 ]
- 15 апреля 1936 года: врачи , любитель Гедеона и пожарные Сен-Элоя .
- 27 апреля 1936 года. Прекрати, Мэри .
- 24 августа 1936 года: Свекровь и «Когда мне будет двадцать» .
- 23 февраля 1939 года: «У всех грипп» , «Куриный вор» , «Я иду на рынок» и «Страдания из-за несчастного случая» .
Незаписанные оригинальные песни
[ редактировать ]Песни, которые, как известно, были написаны и исполнены Мэри Болдук, но никогда не записывались, включают: [ 10 ]
- Королева пива
- Вы видели затмение?
- Новое правительство
- Королевский визит
- Если бы я мог удержать Гитлера
- Рузвельт немного там
- Мы переезжаем
- Прямая помощь
Наследие
[ редактировать ]Среди историков существуют споры о том, Мэри Болдук или Феликса Леклера первым певцом и автором песен Квебека. следует ли считать [ 11 ] В любом случае, оба оказали значительное влияние на развитие народной музыкальной культуры Квебека, начиная с 1930-х годов. Болдук был самым известным певцом народной музыки Квебека 1930-х годов. Ее юмористические образы повседневной жизни, ее реализм в изображении общества того времени и ее сатирические персонажи - все это проявляется в творчестве последующих авторов-исполнителей. [ 11 ] Хотя он был плохо воспринят критиками того времени, использование Болдуком разговорных выражений и словарного запаса рабочего класса повлияло на будущих музыкантов, таких как Жиль Виньо и Клеманс Де Роше . Среди других квебекских музыкантов, оказавших заметное влияние Болдука, - Оскар Тиффо , чей стиль произошел от Болдука, [ 11 ] Андре Ганьон , чья композиция Les Turluteries основана на использовании Болдуком турлютажа, [ 11 ] и Роберт Шарлебуа , который также пел в двойном франко-канадском и английском стиле и использовал повседневный сленг Квебека. [ 11 ]
12 августа 1994 года была выпущена марка, удостоившая ее портрета на канадской почтовой марке . [ 12 ] Марка была разработана Пьером Фонтеном на основе изображений Бернара Ледюка. Было напечатано семь с половиной миллионов экземпляров. В том же году в ее родном городе Ньюпорте был создан парк под названием Парк Мэри Трэверс . [ 13 ]
В 2002 году Мэри Болдук была удостоена награды MasterWorks Канадского фонда по сохранению аудиовизуальных изображений . [ 14 ]
«Ла Болдук ». биографический фильм о Болдуке режиссёра Франсуа Бувье В апреле 2018 года в Квебеке вышел [ 15 ] В роли Болдук в фильме снимается Дебби Линч-Уайт .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Ла Болдук – «Королева канадских народных певцов» » . Коллекции Канады. 18 июля 2005 года . Проверено 26 октября 2007 г.
- ^ «Мадам Эдуард Болдюк (Мэри Трэверс), народная певица и автор песен (1894–1941)» . Библиотека и архивы Канады . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ «Анонс концерта «Королевы фольклористов Канады» » . Библиотека и архивы Канады . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Ла Болдук - Карьера звукозаписи» . Коллекции Канады. 18 июля 2005 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2006 года . Проверено 27 октября 2007 г.
- ^ «Ла Болдук (Мэри Трэверс)» . Коллекции Канады. 12 апреля 2005 года. Архивировано из оригинала 17 января 2007 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Ла Болдук – Концертная карьера» . Коллекции Канады. 18 июля 2005 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2006 года . Проверено 27 октября 2007 г.
- ^ Филипп Лафрамбуаз. «Болдук, мадам» . Энциклопедия музыки в Канаде. Архивировано из оригинала 6 марта 2005 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Ла Болдук - музыкальное зеркало наследия Канады» . Коллекции Канады. 18 июля 2005 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2006 года . Проверено 29 октября 2007 г.
- ^ «Баллады Ла Болдука - воспетая хроника текущих событий в Квебеке, 1930–1940» . Коллекции Канады. 18 июля 2005 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2005 года . Проверено 29 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дискография» . Архивировано из оригинала 6 октября 2007 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Музыкальное влияние Ла Больдук - ранняя шансоньера» . Коллекции Канады. 18 июля 2005 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2006 года . Проверено 29 октября 2007 г.
- ^ «Мэри Трэверс «Ла Болдук» » . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ Мишель де Курваль (24 июня 1994 г.). «Посвящение Мэри Трэверс, известной как «Ла Болдук» » . Наследие Канады. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ «Мэри Трэверс-Болдук: Шансоны (1927–1937)» . Канадский фонд сохранения аудиовизуальных изображений. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 16 декабря 2007 г.
- ^ «Воскресное издание CBC» . Проверено 18 февраля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Мэри Трэверс dite: «La Bolduc». Архивировано 27 декабря 2019 г., в Wayback Machine.
- Минута наследия
- Ла Болдука Дискография на Discogs
- 1894 рождения
- 1941 смертей
- Смертность от рака в Квебеке
- Певцы из Квебека
- Канадские женщины-фолк-певицы
- Квебекцы французского происхождения
- Квебек жители ирландского происхождения
- Жители Гаспези-Иль-де-ла-Мадлен
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Франкоязычные певцы Канады
- Канадские певицы 20-го века
- Похороны на кладбище Нотр-Дам-де-Неж.