Jump to content

Дворец Шлобиттен

Координаты : 54 ° 08'27 "N 19 ° 47'09" E  /  54,140905 ° N 19,785946 ° E  / 54,140905; 19,785946
Дворец Фридрихштейна работы Александра Дункера около 1860 года.
Руины замка Шлобиттен сегодня

54 ° 08'27 "N 19 ° 47'09" E  /  54,140905 ° N 19,785946 ° E  / 54,140905; 19.785946 Дворец Шлобиттен ( нем . Schloss Schlobitten или польск . Pałac w Słobitach ) — разрушенный дворец в стиле барокко в Слобитах ( нем . Schlobitten ), в Варминско-Мазурском воеводстве в Польше . Раньше это была часть Восточной Пруссии . Дворец, построенный между 1622 и 1624 годами, был резиденцией ветви Шлобиттен семьи Дона. В 1945 году он был разграблен и разграблен Красной Армией , а затем подожжен. С тех пор это были руины.

Часть инвентаря и коллекций сохранил князь Александр цу Дона-Шлобиттен (1899–1997); позже он передал его Фонду прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург, чтобы сохранить его в целости; теперь ею можно восхищаться как коллекцией Дона-Шлобиттен в замке Доберлуг в Доберлуг-Кирххайне , Германия .

Дворец был одним из так называемых «королевских дворцов» Восточной Пруссии, который король Пруссии мог использовать во время путешествий. Это был один из лучших образцов архитектуры барокко в Восточной Пруссии. [ 1 ] Сегодня дворец находится в плохом состоянии и ухудшается. Также полностью запущен ландшафтный парк.

Замок Шлобиттен около 1720 г.
Замок Шлобиттен около 1915 года.
Замок Шлобиттен в 1919 году
Вид с воздуха на замок Шлобиттен

16 век: семья Дона приезжает в Шлобиттен.

[ редактировать ]

Семья Дона произошла из Саксонии и приехала в Пруссию в 15 веке. [ 2 ] В 1525 году Альберт, герцог Прусский (1490–1568) наградил Петера фон Дону (1483–1553) за его заслуги поместьем и деревней Шлобиттен. [ 2 ] Сын Петра Аскатиус фон Дона (1533–1601) перенес родовую резиденцию в Шлобиттен и заменил старую усадьбу укрепленным домом, окруженным рвами, в котором он жил с 1589 года.

Сын Ахатия Авраам (1579–1631) построил первый замок в стиле раннего барокко по голландским образцам между 1622 и 1624 годами, трехъярусные изогнутые декоративные фронтоны которого перекликались с голландским барокко . [ 1 ] [ 2 ] Внешний вид замка сохранен благодаря рисунку строителя. Исследования польских экспертов показывают, что конструкция Авраама включала в себя подвальные своды предыдущего здания 16 века. Во время польско-шведской войны замок был разорен грабителями и лишь спешно восстановлен Авраамом.

17 век: связь с домом Оранских и семьей Бредероде.

[ редактировать ]

После смерти Авраама, в то время как его вдова жила в некоторых частях поместья в течение нескольких лет, его племянник и наследник Фридрих фон Дона, бывший губернатор Княжества Оранский на службе Дома Оранских , проживал в Шато де Коппе на Женевском озере . Связь с Апельсинами осуществлялась через родителей Фридриха, Кристофа цу Дона и Урсулу, урожденную графиню Зольмс-Браунфельс ; у последнего было две сестры: Амалия Зольмс-Браунфельс (1602–1675), которая была замужем за голландским штатгальтером Фредериком Генри, принцем Оранским (1584–1647), и Луиза Кристина, вышедшая замуж за командующего голландской армией Йохана Вольферта ван. Бредероде (1599–1655), член семьи Ван Бредероде . Благодаря этой связи существовали также отношения с внуками Амалии, королями Англии Вильгельмом III (1650–1702) и Фридрихом I Прусским (1657–1713).

Семья Бредероде вымерла вместе с сыном Йохана Вольферта, Вольфертом ван Бредероде (1649–1679). Семья Дона унаследовала поместье Вианен с замком Батештайн . До 1945 года принцы Дона хранили реликвии в отдельной комнате Бредероде во дворце.

Фридрих I, основавший Прусское королевство в 1701 году, хотел, чтобы его новое королевство было украшено великолепными дворцами в стиле барокко в целях культурного представительства. замки Шлодиен (также принадлежавший семье Дона), Фридрихштайн и Донхоффштадт (графы Дёнхофф), Финкенштейн (графы Финк фон Финкенштейн Так, почти одновременно на конкуренции друг с другом были построены ) и Капустигаль (графы Вальдбург) — последний два позже также перешли во владение семьи Дона. Из этих резиденций сегодня неразрушенным остался только Дёнхоффштадт, а Шлодиен был полностью реконструирован.

Сын Фридриха, граф Александр цу Дона-Шлобиттен (1661–1728) перестроил руины замка Шлобиттен в 1696–1723 годах в стиле высокого барокко по проекту Жана Батиста Брёбеса. [ 1 ] [ 2 ] Он расширил усадебный дом второй галереей и пристроил два флигеля под прямым углом, так что здание окружало двор в форме подковы. [ 1 ] [ 2 ] В то же время его брат Кристоф построил близлежащий замок в Шлодиене. Дальнейшее расширение, начиная с 1704 года, проводилось под руководством Иоганна Каспара Хиндерсина: внешний двор конюшни был окружен невысокими соединительными флигелями, третий этаж и мансардная крыша . к главному зданию был пристроен [ 1 ] Таким образом, Хиндерсин создал «весьма оригинальный ансамбль, включающий два очаровательных квадратных двора». Бальный зал с великолепной лепниной был украшен Йозефом Антоном Краусом в 1713 году.

19 и 20 века

[ редактировать ]

В 19 веке дворцовый сад был преобразован в ландшафтный парк.

Граф Рихард Дона-Шлобиттен (1843–1916) был прусским политиком и близким другом немецкого императора Вильгельма II (1859–1941), который часто приезжал в Шлобиттен на охоту. [ 3 ] В 1900 году граф Ришар был возведён в титул потомственного принца. [ 3 ] Принц Рихард входил в так называемый «Кружок Либенберга» — группу художественно мыслящих аристократов в окружении Вильгельма II, названную в честь принца Филиппа Эйленбургского (1847–1921).

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Последний раз это место реставрировалось в 1944 году князем Александром цу Дона-Шлобиттеном (1899–1997).

19 января 1945 года жители замка вместе со штабом под руководством князя Александра выступили на запад в общей сложности 330 человек, 140 лошадей и 38 повозок. Они также взяли с собой 31 ценную тракененскую кобылу из своей племенной программы. Замок был разграблен, сожжен и разрушен во время вторжения Красной Армии . [ 3 ]

Дворец Шлобиттен: с 1945 года до наших дней

[ редактировать ]
Другой вид на руины сегодня
Руины замка под темным небом

Когда после Второй мировой войны южная часть Восточной Пруссии перешла под управление Польши, замок Шлобиттен и его поместье были конфискованы. В 1949 году во дворце случился еще один пожар. Различные вспомогательные постройки были снесены, а от основных построек остались только стены. Руины дворца находятся в плохом состоянии и ухудшаются. Кроме того, от ландшафтного парка уже мало что осталось.

Группа польских студентов-архитекторов взялась за восстановление дворца, но конкретных планов пока нет.

Коллекция Дона-Шлобиттен после войны

[ редактировать ]

Уже в 1944 году часть ценной коллекции произведений искусства, состоящей из многочисленных предметов мебели и картин в стиле барокко, гобеленов и делфтского фаянса, в том числе украшенной бриллиантами табакерки, принадлежавшей Фридриху Великому, была эвакуирована на запад последним владельцем. принц Александр Дона частично поездом, частично с конвоем беженцев вместе с частью связанного с ним конного завода.

Эвакуированные произведения искусства были размещены в различных замках родственных или дружественных семей, в том числе в замке Мускау , но две трети из них стали жертвами грабежей в конце войны. Только предметы, перевезенные в замок Лаубах в Гессене, были возвращены семьей Дона после войны. Части коллекции, конфискованной в Восточной Германии, удалось вернуть в инвентарь после воссоединения Германии .

Желание принца Александра Доны выставить спасенный художественный инвентарь замка Шлобиттен целиком побудило его предложить для покупки Фонду прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург предметы, возвращенные ему различными восточногерманскими музеями . Фонд принял решение принять коллекцию Доны-Шлобиттен двумя траншами, в 1992 и 1999 годах. Она состоит из более чем 1000 отдельных произведений, в том числе 72 картин, 35 предметов мебели, более 200 фарфоровых и фаянсовых предметов, 48 стаканов, более 600 предметов. из драгоценных и недрагоценных металлов, 250 индивидуальных изделий ручной работы из различных материалов и более 500 наименований текстиля.

Часть коллекции размещалась во дворце Шарлоттенбург в Берлине . С 2009 года некоторые из спасённых произведений искусства из Шлобиттена экспонировались во дворце Шенхаузен . Однако многие предметы хранились на складах фонда. С 2023 года вся коллекция выставлена ​​в замке Доберлуг в Доберлуг-Кирххайне , музее, посвященном центральноевропейской дворянской культуре.<ref «Лучшие. Прусские благородные сокровища в саксонских стенах» . www.museumsverbund-lkee.de (на немецком языке) . Проверено 28 апреля 2024 г. </ref>

Архитектура

[ редактировать ]
Дворцы Шлобиттен и Финкенштейн около 1908 года.

Двухэтажное главное здание первоначально было выполнено в виде цельного оштукатуренного сооружения с цоколем в стиле ренессанс со слуховыми окнами с трехъярусными изогнутыми фронтонами. В 1627 году к небольшому отделению от основного здания было пристроено одноэтажное здание библиотеки и вытянутая галерея, переброшенная ребристыми сводами.

Новое сооружение в стиле барокко было сдано в эксплуатацию с 1696 по 1736 год. Первоначально за планирование отвечал архитектор Жан Батист Бробес; он разработал планировку замкового комплекса и возвел восточное крыло. С 1704 года руководство взял на себя Иоганн Каспар Хиндерсин. В качестве эксперта-консультанта ему помогал мастер-строитель замка Иоахим Людвиг Шультайс фон Унфридт. Для оформления интерьера Александру удалось на несколько лет воспользоваться услугами Йозефа Антона Крауса, ученика Андреаса Шлютера и художника-лепника, а также живописца и художника-фрескиста Джованни Баптисты Шаннеса. Краус, возможно, в сотрудничестве с художником-лепником Иоганном Георгом Пёрцелем, спроектировал бальный зал, центральную часть, лестницы и королевские покои.

Галерея: Экскурсия по интерьеру дворца в первой половине 20 века.

[ редактировать ]

Коллекция произведений искусства

[ редактировать ]

Художественная коллекция замка, значительные остатки которой до сих пор сохраняются в собрании Дона-Шлобиттена, состояла из 450 картин, помимо декоративной мебели, ковров, предметов домашнего обихода, текстиля, фарфора и голландского фаянса . Он также включал рисунки, миниатюры и небольшие скульптуры, такие как портретные бюсты. Помимо нескольких натюрмортов и библейских произведений в коллекции преобладали портреты 17-19 веков, которые в значительной степени пережили Вторую мировую войну.

Особого внимания заслуживают 22 портрета членов Дома Оранских-Нассау , голландской королевской семьи, и 31 изображение Дома Гогенцоллернов от Фридриха Вильгельма, курфюрста Бранденбурга до императора Вильгельма II . Дом Оранских был связан с Донами как кровно, так и политически, и через эту связь существовало также родство с прусской королевской семьей, Домом Гогенцоллернов , которые использовали Шлобиттен в качестве остановки в своих путешествиях. Однако не все эти портреты были известны художникам. Есть картины в стиле Мишеля ван Миревельта , другие могут быть от Яна де Баена , а также Жерара и Виллема ван Хонтхорста , а также Антуана Песне включены в коллекцию. Однако многие картины представляют собой лишь копии известных портретов из других княжеских коллекций.

Помимо царских портретов большое пространство занимают семейные портреты. Значительным произведением является крупноформатный семейный портрет Йоханнеса Митенса 1644 года. Некоторые из этих картин позже были дополнены другими художниками, обычно после рождения детей, внуков и племянников. В то время существовали странствующие художники, которые переезжали из замка в замок и выполняли работы по заказу князей и помещиков. Их имена часто сохраняются в подписях, а также на оборотах картин, но их работы по большей части не отличаются высоким художественным качеством. Однако Доны могли позволить себе и более значительных художников. К ним относятся, например, Иоганн Фридрих Август Тишбейн в 19 веке и известные кенигсбергские художники, такие как Иоганн Эдуард Вольф .

Дворцовая библиотека

[ редактировать ]
Дворцовая библиотека в 1915 году.

С 1627 г. в Шлобиттене действовала библиотека, которая, помимо архивов Доны, содержала преимущественно первые издания известной классической литературы, изданные с 16 в.; песенники, литература о путешествиях и голландские романы, которые служили развлекательным чтением около 1700 года. Но в библиотеке были также произведения политологии и теологической полемики времен религиозных конфликтов после Реформации.

Инкунабул было несколько, среди которых заслуживают внимания проповеди известных богословов XV века, таких как Иоганн Гейлер фон Кайзерсберг и Иоганнес де Бромярд. С XVI века здесь были труды Эразма Роттердамского, Библия, посвященная вручную Филиппом Меланхтоном с 1556 года, десять томов проповедей Мартина Лютера с 1555 по 1558 год и издание Парацельса « Philosophia ad Athenienses» с 1564 года. Каталог 1858 года насчитывает более 55 000 томов.

К концу XIX века коллекция настолько разрослась (принц Рихард Вильгельм был заядлым коллекционером книг), что имеющееся пространство пришлось расширить. До этого библиотека располагалась в помещении длиной 33 метра, глубиной шесть метров и высотой 4,30 метра с ребристым сводом в пристройке к востоку от главного дома, построенного во времена Авраама фон Доны. Теперь помещения библиотеки были добавлены к соответствующей пристройке на западной стороне замка.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Антони, Майкл (1993). Справочник Дехио по памятникам искусства Западной и Восточной Пруссии (на немецком языке). Мюнхен: Немецкое художественное издательство. стр. 560–561. ISBN  3-422-03025-5 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Зибер, Гельмут (1958). Замки и усадьбы в Восточной и Западной Пруссии - На основе старых гравюр и рисунков (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Вольфганг Вайдлих. стр. 51–52.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Дона-Шлобиттен, Александр (1989). ( » « Воспоминания старого восточно-пруссака на немецком языке). Берлин: поселенцы. стр. 196–201. ISBN  3-8003-3115-2 .

Литература

[ редактировать ]
  • Зибер, Гельмут (1958). Замки и усадьбы в Восточной и Западной Пруссии - На основе старых гравюр и рисунков (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Вольфганг Вайдлих. стр. 51–52.
  • Громмельт, Карл; Фон Мертенс, Кристина; О Доне-Шлобиттене, Александре (1965). Замок Донаше Шлобиттен в Восточной Пруссии (на немецком языке). Штутгарт: В. Кольхаммер.
  • фон Лорк, Карл (1965). Загородные замки и усадьбы Восточной и Западной Пруссии (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Вайдлих. стр. 219, 221.
  • Графиня Эйленбург, Адельхайд; Энгельс, Ганс (1992). Восточно-прусские усадьбы в Польше: настоящее и память (на немецком языке). Издательство CH Beck. п. 136. ИСБН  978-3406367984 .
  • Антони, Майкл (1993). Справочник Дехио по памятникам искусства Западной и Восточной Пруссии (на немецком языке). Мюнхен: Немецкое художественное издательство. стр. 560–561. ISBN  3-422-03025-5 .
  • Хекманн, Герман (1998). Главный строитель барокко и рококо в Бранденбурге-Пруссии (на немецком языке). Берлин: Издательство строительства. п. 506. ИСБН  3-345-00631-6 .
  • Гарнец, Мирослав; Яцкевич-Гарнец, Малгожата (2001). Schlösser und Gutshäuser im ehemaligen Ostpreussen (на немецком языке). Искусство. стр. 400. ISBN  978-8391284032 .
  • Кордуба, Петр (2010). «Создание резиденции в стиле позднего барокко в Восточной Пруссии. О значении замка Шлобиттен». В Уолдте, Изабелла; Зуховский, Тадеуш Дж. (ред.). В тени Берлина и Варшавы, дворянские места в Прусском герцогстве и северной Польше 1650-1850 гг. (на немецком языке). Берлин: Дитрих Раймер Верлаг. стр. 187–204. ISBN  978-3496014102 .
  • О Доне-Шлобиттене, Александре (2013). Воспоминания старого восточно-пруссака (на немецком языке). Вюрцбург: Раутенберг. п. 384.
  • О Доне, Лотар (2013). «Шлобиттен». Доны и их дома. Профиль европейской семьи - Том 2 (на немецком языке). Геттинген: Вальштайн. стр. 701–715. ISBN  978-3835312371 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fbb5759204a549d5607ec3f20ce2262__1726248240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/62/5fbb5759204a549d5607ec3f20ce2262.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Schlobitten Palace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)