Клиническое значение
В медицине и психологии клиническое значение — это практическая значимость эффекта лечения — имеет ли он реальное, ощутимое, заметное влияние на повседневную жизнь. [1]
Виды значимости
[ редактировать ]Статистическая значимость
[ редактировать ]Статистическая значимость используется при проверке гипотез , при которой нулевая гипотеза (об отсутствии связи между переменными ). проверяется [2] α = Выбирается уровень значимости (чаще всего 0,05 или 0,01), который обозначает вероятность ошибочного отклонения истинной нулевой гипотезы. [2] Если существует значительная разница между двумя группами при α = 0,05, это означает, что существует только 5% вероятность получения наблюдаемых результатов при условии, что разница полностью обусловлена случайностью (т. е. нулевая гипотеза верна); это не дает никаких указаний на величину или клиническую значимость разницы. [3] Когда достигаются статистически значимые результаты, они склоняются к отклонению нулевой гипотезы, но не доказывают, что нулевая гипотеза ложна. Аналогично, несущественные результаты не доказывают, что нулевая гипотеза верна; они также не дают никаких доказательств истинности или ложности гипотезы, выдвинутой исследователем. [2] Статистическая значимость относится только к совместимости наблюдаемых данных и того, что можно было бы ожидать при предположении, что нулевая гипотеза верна.
Практическая значимость
[ редактировать ]В широком использовании термин «практическая клиническая значимость» отвечает на вопрос, насколько эффективным является вмешательство или лечение или насколько сильное изменение вызывает лечение. С точки зрения тестирования клинических методов лечения практическая значимость оптимально дает количественную информацию о важности открытия с использованием таких показателей, как размер эффекта , число, необходимое для лечения (ЧБЛН) и профилактическая доля . [4] Практическая значимость может также выражать полуколичественную, сравнительную или технико-экономическую оценку полезности.
Размер эффекта является одним из видов практического значения. [4] [5] Он количественно определяет степень отклонения выборки от ожиданий. [6] Размер эффекта может предоставить важную информацию о результатах исследования, и его рекомендуется включать в дополнение к статистической значимости. Величина эффекта имеет свои собственные источники систематической ошибки, может меняться в зависимости от популяционной изменчивости зависимой переменной и имеет тенденцию фокусироваться на групповых эффектах, а не на индивидуальных изменениях. [5] [7] [8]
Хотя клиническое значение и практическое значение часто используются как синонимы, более строгое использование этого термина означает, что это ошибочно. [5] Такое техническое использование в психологии и психотерапии не только является результатом тщательно продуманной точности и особенности языка, но и позволяет сместить взгляд с групповых эффектов на особенности изменений внутри человека. [ нужна ссылка ]
Конкретное использование
[ редактировать ]Напротив, при использовании в качестве технического термина в психологии и психотерапии клиническая значимость дает информацию о том, было ли лечение достаточно эффективным, чтобы изменить диагностический ярлык пациента. С точки зрения клинических исследований лечения, клиническая значимость отвечает на вопрос: «Достаточно ли эффективно лечение, чтобы привести пациента в норму [в отношении рассматриваемых диагностических критериев]?» [ нужна ссылка ]
Например, лечение может значительно изменить симптомы депрессии (статистическая значимость), изменение может заключаться в значительном уменьшении симптомов депрессии (практическая значимость – величина эффекта), а 40% пациентов больше не соответствуют диагностическим критериям депрессии (клиническая значимость). ). Вполне возможно провести лечение, которое даст значительную разницу и средний или большой эффект, но не приведет пациента от дисфункционального состояния к функциональному. [ нужна ссылка ]
В психологии и психотерапии клиническое значение было впервые предложено Якобсоном, Фоллеттом и Ревенсторфом. [9] как способ ответить на вопрос: достаточно ли эффективна терапия или лечение, чтобы клиент не соответствовал критериям диагноза? Позже Джейкобсон и Труакс определили клиническую значимость как «степень, в которой терапия выводит человека за пределы дисфункциональной популяции или в пределы функциональной популяции». [10] Они предложили два компонента этого индекса изменений: состояние пациента или клиента после завершения терапии и «насколько изменения произошли в ходе терапии». [10]
Клиническая значимость также учитывается при интерпретации результатов психологической оценки человека. Зачастую разница в баллах или подшкалах является статистически значимой и вряд ли возникает чисто случайно. Однако не все эти статистически значимые различия являются клинически значимыми, поскольку они не объясняют существующую информацию о клиенте и не дают полезного направления для вмешательства. Небольшие по величине различия обычно не имеют практического значения и вряд ли будут клинически значимыми. Различия, распространенные в популяции, также вряд ли будут клинически значимыми, поскольку они могут просто отражать уровень нормальных человеческих вариаций. Кроме того, врачи ищут в данных оценки и истории клиента информацию, подтверждающую значимость статистической разницы, чтобы установить связь между результатами конкретного теста и более общим функционированием человека. [11] [12]
Расчет клинической значимости
[ редактировать ]Точно так же, как существует множество способов расчета статистической значимости и практической значимости, существует множество способов расчета клинической значимости. Пять распространенных методов — это метод Джейкобсона-Труакса, метод Гулликсена-Лорда-Новика, метод Эдвардса-Наннелли, метод Хагемана-Арринделла и иерархическое линейное моделирование. [5]
Джейкобсон-Труакс
[ редактировать ]Якобсона-Труакса — распространенный метод расчета клинической значимости. Он включает в себя расчет индекса изменения надежности (RCI). [10] RCI равен разнице между баллами участника до и после теста, разделенной на стандартную ошибку разницы. Пороговые баллы устанавливаются для помещения участников в одну из четырех категорий: выздоровевшие, улучшенные, неизмененные или ухудшенные, в зависимости от направленности RCI и того, был ли достигнут пороговый балл. [ нужна ссылка ]
Гулликсен-Лорд-Новик
[ редактировать ]Метод Гулликсена-Лорда-Новика. [13] аналогичен методу Джейкобсона-Труакса, за исключением того, что он учитывает регрессию к среднему значению . Это делается путем вычитания оценок до и после тестирования из среднего значения генеральной совокупности и деления на стандартное отклонение генеральной совокупности. [5]
Эдвардс-Наннелли
[ редактировать ]Метод Эдвардса-Наннелли [14] расчета клинической значимости является более строгой альтернативой методу Джейкобсона-Труакса. [5] Оценки надежности используются для приближения оценок предварительного тестирования к среднему значению, а затем для этой скорректированной оценки предварительного тестирования разрабатывается доверительный интервал. Доверительные интервалы используются при расчете изменения от предварительного теста к послетесту, поэтому для демонстрации клинической значимости необходимо большее фактическое изменение баллов по сравнению с методом Джейкобсона-Труакса. [ нужна ссылка ]
Хагеман-Арринделл
[ редактировать ]Хагеман-Арринделл [15] расчет клинической значимости включает индексы групповых и индивидуальных изменений. Надежность изменений показывает, улучшилось ли состояние пациента, осталось прежним или ухудшилось. Второй индекс, клиническая значимость изменений, указывает на четыре категории, аналогичные тем, которые использовал Джекобсон-Труакс: ухудшение, достоверное изменение, улучшение, но не восстановление, восстановление. [ нужна ссылка ]
Иерархическое линейное моделирование (HLM)
[ редактировать ]HLM включает в себя анализ кривой роста вместо сравнения результатов до и после тестирования, поэтому от каждого пациента требуются три точки данных, а не только две точки данных (до и после тестирования). [5] Компьютерная программа, такая как иерархическое линейное и нелинейное моделирование. [16] используется для расчета оценок изменений для каждого участника. HLM также позволяет анализировать модели кривых роста диад и групп. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каздин А.Е. (июнь 1999 г.). «Значения и измерение клинической значимости» (PDF) . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 67 (3): 332–9. CiteSeerX 10.1.1.595.9231 . дои : 10.1037/0022-006x.67.3.332 . ПМИД 10369053 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Полит Д.Ф., Бек К.Т. (2012). Исследования в области сестринского дела: получение данных для сестринского дела (9-е изд.). Филадельфия: Уолтерс Клоуэр/Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. ISBN 978-1-60547-782-4 .
- ^ Хаазе Р.Ф., Эллис М.В., Ладани Н. (1989). «Множественные критерии оценки величины экспериментальных эффектов». Журнал консультативной психологии . 36 (4): 511–516. дои : 10.1037/0022-0167.36.4.511 .
- ^ Перейти обратно: а б Шаббир С.Х., Сандерс А.Е. (сентябрь 2014 г.). «Клиническое значение в исследовании деменции: обзор литературы» . Американский журнал болезни Альцгеймера и других деменций . 29 (6): 492–7. дои : 10.1177/1533317514522539 . ПМЦ 10852744 . ПМИД 24526758 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Петерсон Л. (7 февраля 2008 г.). «Клиническое» значение: «Клиническое» значение и «практическое» значение — это НЕ одно и то же . Ежегодное собрание Юго-западной ассоциации исследований в области образования. Новый Орлеан, Луизиана.
- ^ Вача-Хаасе Т., Нильссон Дж. Э., Ритц Д. Р., Лэнс Т. С., Томпсон Б. (июнь 2000 г.). «Практика отчетности и редакционная политика APA в отношении статистической значимости и размера эффекта». Теория и психология . 10 (3): 413–425. дои : 10.1177/0959354300103006 .
- ^ Коэн Дж (1997). «Земля круглая (р < 0,05)». Американский психолог . 49 (12): 997–1003. дои : 10.1037/0003-066X.49.12.997 .
- ^ Уилкинсон Л. (1999). «Статистические методы в психологических журналах: рекомендации и пояснения». Американский психолог . 54 (8): 594–604. дои : 10.1037/0003-066x.54.8.594 .
- ^ Якобсон Н.С., Фоллетт В.К., Ревенсторф Д. (сентябрь 1984 г.). «Исследование результатов психотерапии: методы сообщения об изменчивости и оценки клинической значимости». Поведенческая терапия . 15 (4): 336–52. дои : 10.1016/S0005-7894(84)80002-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкобсон Н.С., Труакс П. (февраль 1991 г.). «Клиническое значение: статистический подход к определению значимых изменений в психотерапевтических исследованиях». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 59 (1): 12–9. дои : 10.1037/0022-006x.59.1.12 . ПМИД 2002127 . S2CID 28125243 .
- ^ Саттлер Дж. М. (2008). Оценка детей: Когнитивные основы (5-е изд.). Сан-Диего: Публикации Саттлера. ISBN 978-0-9702671-6-0 .
- ^ Кауфман А.С. , Лихтенбергер Э (2006). Оценка интеллекта подростков и взрослых (3-е изд.). Хобокен (Нью-Джерси): Уайли. ISBN 978-0-471-73553-3 .
- ^ Сюй Л.М. (декабрь 1999 г.). «Сравнение трех методов выявления надежных и клинически значимых изменений клиента: комментарий Хагемана и Арринделла». Поведенческие исследования и терапия . 37 (12): 1195–202, обсуждение 1219–33. дои : 10.1016/S0005-7967(99)00033-9 . ПМИД 10596465 .
- ^ Шпеер, округ Колумбия, Гринбаум, PE (декабрь 1995 г.). «Пять методов расчета значительных темпов изменения и улучшения индивидуальных клиентов: поддержка подхода с использованием кривой индивидуального роста». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 63 (6): 1044–8. дои : 10.1037/0022-006x.63.6.1044 . ПМИД 8543708 .
- ^ Хагеман В.Дж., Арринделл В.А. (декабрь 1999 г.). «Установление клинически значимых изменений: повышение точности и различие между индивидуальным и групповым уровнем анализа». Поведенческие исследования и терапия . 37 (12): 1169–93. дои : 10.1016/s0005-7967(99)00032-7 . ПМИД 10596464 .
- ^ «SSI – Scientific Software International, Inc» . Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 19 июля 2009 г.