Начальный обучающий алфавит
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2010 г. ) |
Начальный обучающий алфавит ( ITA или ita ) — вариант латинского алфавита, разработанный сэром Джеймсом Питманом (внуком сэра Исаака Питмана , изобретателя системы стенографии) в начале 1960-х годов. Он не был задуман как строго фонетическая транскрипция английских звуков или реформа правописания английского языка как такового, а представлял собой практическую упрощенную систему письма, которую можно было бы использовать для того, чтобы научить англоговорящих детей читать легче, чем это можно сделать с помощью традиционных систем письма. орфография . После того, как дети научились читать с помощью ITA, они в конечном итоге перешли к изучению стандартного английского правописания. Хотя он достиг определенной популярности в 1960-х годах, с 1970-х годов он вышел из употребления.
Подробности
[ редактировать ]Первоначально ITA имело 43 символа, которые были расширены до 44, а затем до 45. Каждый символ преимущественно представлял один английский звук (включая аффрикаты и дифтонги ), но были сложности из-за желания избежать ненужного отличия ITA от стандартного английского написания. (что затруднило бы переход от ITA к стандартному написанию), а также для нейтрального представления нескольких английских произношений или диалектов. В частности, не было отдельного символа ITA для английского безударного шва звука [ə] , и шва писалась теми же буквами, которые используются для написания полных гласных звуков. Также существовало несколько разных способов написания безударных [ɪ] / [i] и согласных, палатализованных до [tʃ] , [dʒ] , [ʃ] , [ʒ] суффиксами. Согласные, написанные двойными буквами или последовательностями «ck», «tch» и т. д. в стандартном написании, были записаны с несколькими символами в ITA.
Набор символов ITA включает соединенные буквы ( типографские лигатуры ) для замены двухбуквенных диграфов «wh», «sh» и «ch» обычного письма, а также лигатуры для большинства долгих гласных . В английском языке есть две отдельные лигатуры для звонких и глухих звуков «th», а также специальная объединенная буква для «ng», напоминающая ŋ с петлей. Существует вариант буквы «r» в конце слогов, которая не звучит в неротических акцентах, таких как «Received Pronunciation» , но не в ротических акцентах, таких как общий американский и шотландский английский (это был 44-й символ, добавленный в ITA).
В английском языке есть два звука, каждый из которых состоит из более чем одной буквы ITA, основная функция которой — их написание. Итак, пишется ли звук [k] буквами «c» или «k» в ITA, зависит от того, как звук пишется в стандартной английской орфографии, а также от того, пишется ли звук [z] с помощью обычной «z». буквой или специальной перевернутой буквой «z» (которая заменяет букву «s» стандартного написания, где она представляет звонкий звук, и которая визуально напоминает угловатую форму буквы «s»). Перевернутая буква «z» часто встречается во многих формах существительных во множественном числе и в формах настоящего времени глаголов третьего лица единственного числа (включая is ).
У каждой буквы ITA есть имя, в произношение которого входит звук, который обозначает иероглиф. Например, перевернутая буква «z» — «zess».
специальный шрифт Для ITA был создан , все символы которого были строчными (формы букв были основаны на типах Didone, таких как Monotype Modern и Century Schoolbook ). Там, где в стандартном написании используются заглавные буквы, ITA просто использовала более крупные версии тех же символов нижнего регистра. В следующей таблице показаны буквы 44-значной версии ITA, при этом основное произношение каждой буквы обозначено символами международного фонетического алфавита ниже:

Обратите внимание, что «d» отличается от «b» сильнее, чем обычно в стандартных шрифтах.
Позже был добавлен 45-й символ для учета вариации акцента - формы диафонемного письма. ТРАП) использовался «крючок а» или «двухэтажный а» (а) В исходном наборе для гласной в слове «кошка» ( лексический набор , а для гласной «а» или «одноэтажный а» (ɑ ) для звука в слове «отец» (лексический набор PALM). Но лексический набор BATH (такие слова, как «скорее», «танец» и «половина») с PALM в некоторых акцентах, включая полученное произношение, но с TRAP в других, включая General American. Поэтому был придуман новый символ «полукрючок а», чтобы избежать необходимости создавать отдельные учебные материалы для говорящих с разными акцентами.
Была проведена серия международных конференций ITA, четвертая из которых состоялась в Монреале в 1967 году. [1]
Отклонить
[ редактировать ]Любое преимущество ITA в облегчении обучения детей чтению по-английски часто сводилось на нет тем, что некоторые дети не могли эффективно перенести свои навыки чтения ITA на чтение стандартной английской орфографии или вообще путались из-за того, что им приходилось иметь дело с двумя алфавитами. в первые годы чтения. Некоторые альтернативные методы (например, сопоставление звуков с цветами, например, когда буква «c» пишет звук [k] , она окрашивается в тот же цвет, что и буква «k», но когда «c» пишет [ s] звук, его можно раскрасить как букву «s», как в «Словах в цвете» и «Чтение цветных рассказов». [2] ) обладали некоторыми преимуществами ITA, но не имели большинства недостатков. [3] [4] Хотя ITA изначально не предназначалось для того, чтобы диктовать какой-то конкретный подход к обучению чтению, его часто отождествляли с методами фонетики , и после 1960-х годов маятник теории образования качнулся в сторону от фонетики. До 1970-х годов ITA использовался очень редко. [5]
ITA по-прежнему представляет интерес для дискуссий о возможных реформах английского правописания . [6] Были попытки применить ITA, используя только символы, которые можно найти на пишущей машинки . клавиатуре [7] или в базовом ASCII наборе символов , чтобы избежать использования специальных символов.
Согласные | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
б | с | д | ж | ɡ | час | дж | к | л | м | н |
/б/ | /к/ | /д/ | /ф/ | /ɡ/ | /час/ | / дʒ/ | /к/ | /л/ | /м/ | /н/ |
из | п | р | с | т | v | В | и | С | zh | |
/ŋ/ | /п/ | /р/ | /с/ | /т/ | /v/ | /В/ | /Дж/ | /С/ | /ʒ/ | |
Объединенные согласные | Краткие гласные | |||||||||
ч | ш | хт | й | что | а | и | я | тот | в | и |
/тʃ/ | /ʃ/ | /th/ | /ð/ | /ʍ/ | /ага/ | /ɛ/ | /ɪ/ | /ɒ/ | /ʌ/ | /ʊ/ |
Долгие гласные/дифтонги | ||||||||||
ах | но | В | да | ты | ооо | уэ | т.е. | привет | или | |
/ɑː/ | / еɪ / | /ɔː/ | /я/ | /оʊ/ | / уː/ | /juː/ | /аɪ/ | /ɔɪ/ | /аʊ/ |
См. также
[ редактировать ]- Начальная звуковая таблица
- Международный фонетический алфавит
- Изобретательное правописание
- Акустика
- Шавский алфавит
- Унифон
Ссылки
[ редактировать ]- Оценка начального учебного алфавита: исследование влияния английской орфографии на обучение чтению и письму, проведенное Джоном Даунингом и Уильямом Лэтэмом (1967). ОСЛК 457399
- ^ Блок, младший (1967). ita как средство языкового искусства (PDF) . Фонд ИТА.
- ^ Дж. К. Джонс (1967), Чтение цветных историй , Лондон: Нельсон
- ^ Дж. К. Джонс (1968). «Сравнивая это с чтением цветных историй». Образовательные исследования . 10 (3): 22. дои : 10.1080/0013188680100308 .
- ^ Дж. К. Джонс (1970). «Промежуточные результаты эксперимента по чтению Color Story». В JC Дэниэлс (ред.). Чтение: Проблемы и перспективы . Ноттингемская конференция по изучению чтения, 1967 год. Стокпорт: Ассоциация чтения Соединенного Королевства. ОСЛК 1110403098 .
- ^ Сассун, Розмари (1999). Почерк ХХ века . Психология Пресс. п. 132. ИСБН 0-415-17882-7 . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Системы письма Джеффри Сэмпсона ISBN 0-8047-1756-7 (издательство Стэнфордского университета, 1985), стр. 196
- ↑ Предложение Эдварда Рондталера см. в «Видимом слове» Герберта Спенсера (второе издание 1969 г., ISBN 0-8038-7733-1 ), с. 79
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Образовательное безумие или мудрость?» . Новости BBC онлайн . 5 сентября 2001 года . Проверено 31 декабря 2014 г.
- «Азбука начального обучения Питмана (ита)» . Омниглот . Проверено 31 декабря 2014 г.
- «Фонд начального обучения алфавиту» . Фонд начального обучения алфавиту [ д ] . Проверено 23 мая 2021 г.
- «Законопроект о реформе орфографии, том 462: отклонен во 2-м чтении в пятницу, 11 марта 1949 г.» . Хансард . Проверено 23 мая 2021 г.
- «Законопроект об упрощенном правописании, том 511: принят во 2-м чтении в пятницу, 27 февраля 1953 года» . Хансард . Проверено 23 мая 2021 г.
- «Предложение о кодировании латинских символов для алфавита начального обучения»