HDMS Лолланд (1810 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Лолланд или Лааланд [ а ] |
Тезка | Лолланд |
Строитель | Пиль, площадь Боденгофа (Копенгаген) |
Запущен | 7 марта 1810 г. |
Судьба | Переведен в Норвегию 1814 г. |
![]() ![]() | |
Имя | Лолланд |
Приобретенный | 1814 г. (переводом) |
Судьба | Продано 1847 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Бриг |
Смещение | 231 1 ⁄ тонны |
Длина | 98 футов 8 дюймов (30,07 м) (датский) |
Луч | 26 футов 6 дюймов (8,08 м) (датский) |
Черновик | 11 футов 6 дюймов (3,51 м) (вперед) и 12 футов 4 дюйма (в корму) - датский |
План паруса | Бриг |
Дополнить | 99 (позже 120 человек) |
Вооружение |
|
HDMS Лолланд [ 1 ] (или «Лааланд ») был спущен на воду в марте 1810 года. Он участвовал как минимум в четырех крупных сражениях во время войны канонерских лодок , прежде чем был переведен в норвежский флот после того, как Кильский договор привел к отделению Норвегии от Дании в 1814 году. Лолланд продолжал служить. находился в составе норвежского флота, пока не был продан в 1847 году.
Дано-норвежский флот
[ редактировать ]В течение трех месяцев, начиная с 9 июня 1810 года, «Лолланд» служил учебным кораблем для кадетов на военно-морской базе в Копенгагене. В то время ею командовал старший лейтенант (впоследствии капитан) Хольгер Йохан Бансен. [ 2 ] Также на борту находился старший лейтенант Георг Йоахим Гродтшиллинг, преподаватель математики Военно-морской академии. [ 3 ] [ б ]
1811
[ редактировать ]6 марта 1811 года «Лолланд» отплыл на свою новую станцию в составе военно-морской обороны южной Норвегии, где он был командным кораблем дивизии бригов. Год будет бурным для Лолланд, поскольку ей предстоит принять участие в трех боевых действиях против британских военных кораблей под командованием ее нового капитана Ганса Петера Хольма . [ 4 ]
К 1 мая 1811 года Лолланд вернулся на южные подступы к Эгерсунду (юго-запад Норвегии) вместе с четырьмя другими бригами. [ 5 ] [ 6 ] неизвестный британцам. [ 7 ] Британцы отправили четыре катера с HMS Belette , HMS Cherokee и HMS Clio , [ 8 ] в западный конец пролива, ожидая захватить какой-нибудь корабль или причинить другой вред. Обстоятельства местности и ветер не позволили датским бригам войти в пролив с дальнего конца, но Хольм послал лодки датских кораблей под командованием лейтенанта Нильса Герхардта Лангемаха. [ 9 ] противостоять англичанам. Некоторые датчане высадились, чтобы устроить засаду на вершинах скал, в то время как вооруженные лодки были спрятаны за шхерами . Когда британцы смело вошли в бой, они встретили неожиданный огонь из гаубиц и мушкетов; они немедленно отступили, преследуемые датскими лодками. Датчане захватили одну из британских лодок и ее команду из офицера и 17 человек, прибывших из Белетта , и захватили бы больше, если бы не замешательство, которое вызвал взрыв пороховой бочки на одной из датских лодок. Это позволило оставшимся британским лодкам добраться до защиты своей эскадры.
31 июля 1811 года «Лолланд » в компании с бригами «Лоуген» и «Киль» столкнулся с HMS Brev Drageren и HMS Algerine , крейсировавшими вместе в Лонг-Саунде, Норвегия. [ с ] У датчан было 54 орудия и 480 человек, у англичан — 22 орудия и 107 человек. [ д ] Британские корабли, превосходящие по численности и вооружению, обратились в бегство. [ 11 ]
На следующий день Брев Драгерен безуспешно повторно вступил в бой сначала с одним, а затем с двумя бригами. В безрезультатном бою на каждом британском судне погиб один человек, а у Брева Драгерена также было трое раненых. [ 11 ] Во второй день боя Алджерин послала лодку и зачистила Брева Драгерена , что помогло ей спастись от датчан, но только после того, как ее команда гребли в течение 30 часов. [ 10 ] [ 11 ] Лолланд захватил два грузовых корабля (галлеаса), которые Брев Драгерен . сопровождал [ 12 ]
17 августа 1811 года HMS Manly отплыл из Ширнесса с конвоем на Балтику под командованием лейтенанта Ричарда Уильяма Симмондса. 2 сентября 1811 года у Рандёрне, примерно в 30 милях к юго-востоку от Арендаля на норвежском побережье, в компании с HMS Chanticleer они столкнулись с тремя датскими 18-пушечными бригами: «Лолланд» , «Альсен» (старший лейтенант М. Люткен) и « Самсё » (старший лейтенант Риддер) . Ф. Гродтшиллинг).
Датские бриги шли на запад вдоль побережья, когда заметили два странных судна, которые по ночным сигналам казались вражескими. [ 13 ] Датчане бросились в погоню: Самсё , который был ближе всего, плыл к ближайшему из вражеских судов, за ним следовали Альсен и Лолланд . Однако их цель — «Шантиклер» повернула на юго-восток, а Самсё и Алсен последовали за ней. Затем Лолланд отправился за вторым кораблем, « Мэнли» .
К 03:40 Лолланд догнал Мэнли . Бой начался в 04:45, а в 05:40 Лолланд сумела пересечь свою жертву, которая затем нанесла удар в 05:55. Лолланд прислал призовую команду, которая вернула лейтенанта Симмондса из Мэнли . В бурном море ни Алсен , ни Самсё не смогли догнать HMS Chanticleer и поэтому отказались от погони.
Лолланд потерял одного человека убитым, но не получил раненых; ни одно из двух других датских судов не понесло потерь. У Лолланда были небольшие повреждения такелажа и парусов, но не повреждения корпуса; два других датских судна сообщили о незначительном ущербе. Датчане приняли Мэнли на вооружение, сохранив ее название и вооружение. [ 14 ] Позже в том же году капитан Антониус Кригер сменил Хольма на посту капитана «Лолланда» . [ 15 ]
1812
[ редактировать ]В 1812 году датско-норвежские военно-морские силы, базировавшиеся в Норвегии, использовали защищенную, но слабо защищенную якорную стоянку в Сандое. Дано-норвежская группировка состояла из фрегата «Наджаден» , трёх бригов — «Лолланд» , «Киль» (под командованием Отто Фредерика Раша), [ 16 ] и Самсё , а также ряд канонерских лодок. Британцы увидели возможность сломать хребет датско-норвежской морской мощи и послали 64-пушечный линейный корабль третьего ранга «Диктатор» и три брига, 18-пушечный «Крейсер» типа бриг-шлюп «Калипсо» , 14-пушечный бриг. - шлюп «Подаргус» и 14-пушечный бриг «Фламер» для поиска датчан.
Встреча произошла 6 июля 1812 года в Люнгёре .
Британцы потопили Наджаден и взяли в качестве призов Лолланд и Киль . Однако британцам пришлось отказаться от своих призов после того, как два судна приземлились. Британцы не подожгли ни один из них, поскольку на борту все еще находились их экипажи и раненые. [ 17 ] В результате этой акции британцам было убито девять человек, 26 ранено и двое пропали без вести. В целом датчане признали, что потеряли 300 человек убитыми и ранеными.
1813
[ редактировать ]В конце декабря 1813 года Лолланд , «Чайка» и Самсё отплыли во Фредериксхавн , Ютландия, чтобы сопровождать конвой из примерно 45 судов, перевозящих столь необходимое зерно в Норвегию. Они преуспели в своей миссии, хотя и потеряли один из зерновозов из-за шведского капера. Во время миссии шторм вынудил Самсё искать убежища в водах Дании; в результате после отделения Норвегии от Дании Самсё остался в составе датского флота. [ 18 ] до 1819 года. [ 19 ]
Норвежский флот
[ редактировать ]В результате отделения Норвегии от Дании в 1814 году после Кильского договора Норвегия осталась с сильно истощенным штатом военно-морских офицеров и шестью действующими бригами, из которых Лолланд самым крупным был . В мае Бадде принял командование « Лолландом» , который стал командным кораблем бриговой эскадры норвежского флота. Бриги «Лолланд» , «Чайка» , «Алсен» и «Киль» отправились во Фредерикхавн, чтобы сопровождать большой конвой из примерно 80 столь необходимых судов с зерном из Дании в Норвегию. В Скагерраке два шведских фрегата, «Эвридика» (44) и « Аф Чепмен» (36), попытались захватить конвой и его эскорт, но « Эвридика» находилась слишком далеко, чтобы действовать эффективно. Четыре норвежских брига, получив приказ не стрелять до тех пор, пока не будут обстреляны, блокировали « Аф Чепмен» , пока конвой не достиг норвежских вод. [ 18 ]
Судьба
[ редактировать ]Лолланд подвергся капитальному ремонту в 1831 году. Он был продан в 1847 году. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лааланд — альтернативное написание Лолланда.
- ↑ Георг Гродтшиллинг погиб на борту «Наджадена» в битве при Люнгёре в 1812 году.
- ↑ Джеймс сообщает, что тремя датскими судами были 20-пушечный « Лангеланд» , 18-пушечный «Люгум» и 16-пушечный « Киль» . [ 10 ] Однако в Дании нет никаких записей о каком-либо судне с названием Lügum или чем-то подобным, и из биографии капитана Лангеланда можно сделать вывод , что оно не присутствовало в бою.
- ↑ В « Военно-морских хрониках» указана численность датчан в 60 орудий (все длинные 18-фунтовые орудия) и 550 человек.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Датского военно-морского музея. База данных Архивировано 28 марта 2016 г. в Wayback Machine Lolland, включая планы проектирования.
- ^ Топсе-Йенсен, Том 1, стр.56.
- ^ Топсе-Йенсен, Том 1, стр. 481-2.
- ^ Топсе-Йенсен, Том. 1.стр. 598-601
- ^ Топсе-Йенсен, Том 1, стр.599
- ^ Ванделл (1915), стр.368.
- ^ О'Брин (1849), стр.274.
- ^ Маршалл (1835), Том. 4, часть 2, с.14.
- ^ Топсе-Йенсен, Том 2, стр.68.
- ^ Jump up to: а б Джеймс (1837), Том. 5, с.346.
- ^ Jump up to: а б с Военно-морская хроника Том. 26 (июль-декабрь 1811 г.), стр. 284–6.
- ^ Ванделл (1915), стр.369.
- ^ Из времен войны - Алларт и Мэнли
- ^ Orlogsmusset (Военно-морской музей), но см. примечание ниже.
- ^ Топсе-Йенсен, Том. 2, с. 38-9.
- ^ Перевод с датского сайта [1] .
- ^ «№16623» . Лондонская газета . 14 июля 1812 г., стр. 1361–1364.
- ^ Jump up to: а б с Из времен войны - Норвежский флот, 1814 г.
- ^ Карта рекордов для Самсё, но см. примечание ниже.
Ссылки
[ редактировать ]- Маршалл, Джон (1823–1835). . Королевская военно-морская биография . Лондон: Лонгман и компания.
- См. также Королевский флот Норвегии.
датский
[ редактировать ]- Индивидуальные учетные карточки на датском языке для кораблей Королевского флота Дании иногда можно найти в Интернете на сайте Orlogmuseet Skibregister. но ссылка может быть проблематичной. Рекордная карта этого Лолланда в настоящее время недоступна (апрель 2019 г.).
- Fra Krigens Tid (1807–1814) (из военного времени) под редакцией Н. А. Ларсена, Кристиана (Осло), 1878 г. ( Титульный лист и заголовки глав заархивированы 22 мая 2016 г. в Wayback Machine )
- Датский военно-морской музей создает новый веб-сайт, на котором можно будет найти детали, чертежи и модели. Отдельные корабли, уже перечисленные в списке, включая Lolland и Samsøe, см. здесь. Архивировано 31 декабря 2012 г. на Wayback Machine.
- Топсе-Йенсен, Т. А. и Эмиль Марквард (1935) «Офицеры датско-норвежского флота 1660–1814 годов и датского флота 1814–1932 годов».
- Вандель, К.Ф. (1915) Морская война в датско-норвежских водах 1807-1814 годов .
норвежский
[ редактировать ]- Планы парусников для бригов , включая, возможно, Лолланд.
- Норвежский флот, 1814 г. Архивировано 9 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- Доклад капитана Холма о Лолланде и Бреврагерене