ипсатив
В психологии ипсативные : опросники ( / ˈ ɪ p s ə t ɪ v / от латыни ; ipse , «самости») — это опросники, в которых сумма баллов по шкале от каждого респондента добавляется к постоянному значению. [1] Эта мера, которую иногда называют шкалой принудительного выбора , противопоставляет шкалу Лайкерта , в которой респонденты оценивают — часто от 1 до 5 — насколько они согласны с данным утверждением (см. также тест, основанный на нормах ).
В психологии
[ редактировать ]В то время как средние баллы по шкалам типа Лайкерта можно сравнивать между отдельными людьми, баллы по ипсативному показателю — нет. Чтобы объяснить, если бы человек был в равной степени экстравертным и добросовестным и оценивался по шкале Лайкерта, каждая черта оценивалась бы отдельно, т.е. респонденты видели бы пункт «Мне нравятся вечеринки» и соглашались или не соглашались с ним в той степени, которая отражала их мнение. предпочтения. [ нужна ссылка ]
Если бы одни и те же характеристики оценивались с помощью ипсативной меры, респондентам пришлось бы выбирать между ними, т. е. респондент увидел бы вопрос: «С чем из этого вы согласны более решительно? а) Я люблю вечеринки. б) Я сохраняю свою Рабочее место чистое и опрятное». Ипсативные меры могут быть более полезны для оценки черт личности, тогда как шкалы типа Лайкерта более полезны для оценки черт личности. [2]
Кроме того, ипсативные меры могут быть полезны при выявлении фальсификации. [3] Однако ипсативные меры могут, особенно среди лиц, ранее не проходивших тестирование и демонстрирующих высокий уровень добросовестности и/или невротизма , снизить валидность теста, препятствуя получению ответов и/или поощряя отсутствие ответов. Например, авторы теста могут заставить респондентов выбирать между «а) Животные преследуют меня во сне» и «б) Мои сны приятные», чтобы увидеть, склонен ли данный респондент более к «притворяться плохим» или к «притворяется хорошим». Столкнувшись с таким вопросом, ребенок, часто напуганный кошмарами, в которых животные редко, если вообще когда-либо, связаны с животными, особенно тот, чьи родители научили его строгим правилам против лжи, может просто отказаться отвечать на вопрос, поскольку для этого респондента почти все оба описания неточны. Даже ранее представленное руководство «Выберите ответ, который [лучше/лучше] описывает вас» может оказаться бесполезным в такой ситуации для респондентов, которые обеспокоены тем, что одобрение того или иного пункта все равно будет подразумевать утверждение, что он является точным или «хорошо» описательным. в некоторой положительной степени. Только если правило представлено как «Выберите ответ, который более точно или менее неточно описывает вас», и описанный выше респондент достаточно искушен, чтобы обосновать свой ответ с точки зрения «Несмотря на то, что мне снятся приятные сны нечасто, Они снятся мне [чаще/реже], чем сны, в которых меня преследуют животные» (или, теоретически, наоборот), захочет ли такой респондент ответить на вопрос – и формулировка рекомендаций таким образом несет в себе издержки чтобы вопрос меньше раскрывал склонности респондента, потому что респондент больше не вынужден так или иначе «притворяться». [ нужна ссылка ]
В образовании
[ редактировать ]В образовании ипсативная оценка — это практика оценки нынешних результатов по сравнению с предыдущими достижениями оцениваемого лица. Одним из мест, где это может быть реализовано, являются тесты, используемые для K-12 учащихся в Соединенных Штатах , где моделирование эффективности работы учителей с добавленной стоимостью . в настоящее время популярно [ нужна ссылка ]
Ипсативное оценивание можно противопоставить оцениванию, основанному на критериях, и оцениванию, основанному на нормах . Ипсативное оценивание используется в повседневной жизни, широко используется в физическом воспитании, а также в компьютерных играх. Поощрение учеников к улучшению своих предыдущих результатов может снизить давление со стороны сверстников в ситуациях и устранить элемент соревнования, связанный с обращением к нормам. Это может быть особенно полезно для детей с ограниченными возможностями обучения и может улучшить мотивацию. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Инвентаризация концепций
- Критериальная оценка
- Нормативное оценивание
- Психологическая оценка
- Психометрия
- Стандартизированный тест
- Двухальтернативный вынужденный выбор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нормативные и ипсативные измерения — IResearchNet» . 25 января 2016 г.
- ^ Барон, Хелен (1996). «Сильные стороны и ограничения ипсативного измерения» . Журнал профессиональной и организационной психологии . 69 : 49–56. дои : 10.1111/j.2044-8325.1996.tb00599.x . Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 г. Проверено 30 ноября 2007 г.
- ^ «Уменьшение фейков в тестах» . Изменение мышления . Проверено 30 ноября 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блинхорн С. , Джонсон С. и Вуд Р. (1988). «Все ложнее и ложнее: использование ипсативных личностных тестов». Журнал профессиональной психологии, 61,153–162.