Условие возможности
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
В философии Иммануилу условие возможности ( нем . Bedingungen der Möglichkeit ) — это концепция, ставшая популярной благодаря немецкому философу Канту , и является важной частью его философии .
Условие возможности — это необходимая основа возможного появления заданного списка сущностей. Его часто используют в противовес концепции односторонней причинности или даже понятию взаимодействия . Например, рассмотрим куб, сделанный ремесленником. Все кубики трехмерные . Если объект трехмерный, то это расширенный объект. Но расширение невозможно без пространства . Следовательно, пространство является условием возможности , поскольку оно является необходимым условием возможности существования кубов. Обратите внимание, однако, что не пространство создало куб, а это сделал ремесленник, и что куб и пространство являются отдельными сущностями, поэтому пространство не является частью определения куба.
Жиль Делез представил ее как дихотомию в отличие от классической дихотомии феномен / ноумен . [ нужна ссылка ] От Платона до Декарта то, что представлялось чувствам, считалось иллюзорным и выродившимся. [ нужны разъяснения ] . Считалось, что восприятие должно быть преодолено, чтобы постичь вещь в себе , сущностную сущность, также известную как аллегория Платона о пещере . С Кантом происходит переход в философии от этой дихотомии к дихотомии явления . [ нужны разъяснения ] / состояние внешнего вида [ нужны разъяснения ] . больше нет никакой высшей сущности. За этим явлением [ нужны разъяснения ] . Это то, что есть, грубый факт, и теперь нам предстоит изучить условия, необходимые для его появления. Именно это делает Иммануил Кант в « Трансцендентальной эстетике» , когда рассматривает необходимые условия синтетического априорного познания математики . Но Кант был мыслителем переходного периода. [ нужны разъяснения ] , поэтому он по-прежнему поддерживает дихотомию феномен/ноумен, но чего он действительно достиг, так это того, что сделал Ноумен непознаваемым и нерелевантным. [1]
Фуко пришёл к адаптации его в историческом смысле через концепцию « эпистемы »:
то, что я пытаюсь выявить, — это эпистемологическое поле, épistémè , в котором знание, рассматриваемое отдельно от всех критериев, касающихся его рациональной ценности или его объективных форм, обосновывает свою позитивность и тем самым манифестирует историю, которая не является историей его растущее совершенство, а скорее совершенство его условий возможности; в этом подходе должны появиться те конфигурации в пространстве знания, которые породили разнообразные формы эмпирической науки. Такое предприятие является не столько историей в традиционном значении этого слова, сколько «археологией». [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Делёз: Кант: 14 марта 1978 г. Архивировано 30 июня 2007 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- ^ Фуко, Мишель (2002), Порядок вещей , с. xxiii-xxiv
- Фуко, Мишель (2002) [1966], Les Mots et Les Choses [ Порядок вещей ], Routledge .