Ежи Баян
Ежи Баян | |
---|---|
Рожденный | Лемберг , Австро-Венгрия | 4 июня 1901 г.
Умер | 27 июня 1967 г. Лондон , Англия | (66 лет)
Похороненный | Кладбище Нортвуд, Лондон, Англия |
Верность | Польша Великобритания |
Услуга/ | |
Лет службы | 1918-1945 |
Классифицировать | Полковник Пилот |
Единица | |
Битвы/войны |
Ежи Баян (4 мая 1901 — 27 июня 1967) — выдающийся польский спортивный и военный летчик, победитель конкурса «Вызов 1934» .
Ранняя военная карьера
[ редактировать ]Он родился в Лемберге , Австро-Венгрия ( польский : Lwów ; ныне Львов, Украина ). После восстановления независимости Польши в 1918 году в возрасте 17 лет он пошел добровольцем в Польскую армию. Он был одним из молодых защитников Львова (« Львовские орлята »). Затем он служил в кавалерии, а затем в пехоте во время польско-советской войны 1920 года. В 1922 году он подал заявление в ВВС Польши.
Несмотря на проблемы со здоровьем, он окончил Офицерскую летную школу в Грудзёндзе , высшие курсы пилотажа в Быдгоще и стал летчиком-истребителем. В 1927 году служил в 114-й истребительной эскадрилье в Лиде , с 1928 года переехал в Краков и переименован в 122-ю истребительную эскадрилью 2-го истребительного полка. В начале 1930-х годов ему было присвоено звание капитана.
Спортивные мероприятия
[ редактировать ]Во время службы в истребительной части его страстью стал пилотаж . Вместе с Каролем Пняком и капралом Мацеком он сформировал первую пилотажную группу в Польше, так называемое «трио Баяна». На авиашоу они летали на истребителях PWS-A , крылья которых были связаны тросами.
Баян также принимал участие в авиационных соревнованиях. В июле – августе 1930 года он принял участие в Международном конкурсе туристических самолетов Challenge 1930 на RWD-4 вместе с главным механиком своей эскадры Густавом Покшивкой в качестве члена экипажа. Он завершил его на далеком 32-м месте, но завершение конкурса само по себе стало успехом (для 60 стартовавших экипажей). В 1931 году Баян выиграл соревнование по высшему пилотажу во время воздушного собрания в Загребе . В период с 22 по 31 июля 1932 года он принял участие в 3-м Международном авиационном совещании в Цюрихе (или «Альпенском ралли») на прототипе истребителя PZL P.11 и занял второе место (первое место югославского летчика оспаривалось, поскольку использования присадок в топливо).
12–28 августа 1932 года Баян принял участие в еще одном соревновании Challenge 1932 , летая на PZL.19 , снова с Покшивкой, и занял 11-е место (для 43 стартовых экипажей). В мае 1933 года они приняли участие в ралли в Вену на I Alpen Flight Contest, преодолев в два этапа 4063 км по маршруту Варшава- Харьков - Ленинград -Львов-Вена и заняв 1-е место в ралли. Во время самих соревнований их PZL.19 был отброшен ветром на деревья при взлете из Балтанта возле Трейбаха, а затем сгорел; Баян и Покшивка успешно спаслись.
В последнем Международном конкурсе туристических самолетов Challenge 1934 , проходившем с 28 августа по 19 сентября 1934 года в Варшаве, Баян стал победителем, управляя RWD-9 с Густавом Покшивкой в качестве члена экипажа. Таким образом, он стал одним из самых популярных авиаторов в Польше.
Позже военная карьера
[ редактировать ]Во второй половине 1930-х Баян получил звание майора. После практики в Великобритании стал начальником обучения в Высшей летной школе в Грудзёндзе . В 1936-1938 годах учился в Высшей военной школе в Варшаве, которую окончил. 15 июня 1939 года в звании полковника он стал начальником летной кадетской школы Центра подготовки летных офицеров в Демблине .
Вторая мировая война и послевоенное время
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны Баян был ранен в левую руку во время бомбардировки Демблина люфтваффе 2 сентября 1939 года, и его рука стала инвалидом. Вместе с другими польскими летчиками он в 1940 году бежал во Францию, затем в Великобританию. В эмиграции он занимал штабные должности в ВВС Польши, но время от времени летал и на самолетах, прикрепив к руке крюк. Первоначально он служил в инспекции ВВС Польши. С 7 апреля по 17 октября 1941 года он был первым польским офицером связи в учебном командовании Королевских ВВС (начальник польской учебной авиации в Великобритании). В 1942 году принял участие в нескольких боевых вылетах в составе 316-й польской истребительной эскадрильи . С 1 июня 1943 года, после смерти Стефана Павликовского , стал польским офицером связи в истребительном командовании Королевских ВВС — начальником польской истребительной авиации. Получив звание полковника, он занимал эту должность до послевоенного времени, когда она была ликвидирована.
После войны он остался в Лондоне вместо того, чтобы вернуться в страну, управляемую коммунистами. Баян активно работал в Ассоциации польских авиаторов в Великобритании, некоторое время являясь ее президентом. Он возглавлял историческую комиссию, которая исследовала список воздушных побед Польши во время Второй мировой войны, известный как « Список Баяна ». Он также был соучредителем Польского клуба планеризма в Лэшеме . Он получил пособие по инвалидности. Баян умер 27 июня 1967 года в Лондоне.
Ссылки
[ редактировать ]- Ежи Р. Конечный, Тадеуш Малиновский: Маленькая энциклопедия польских пилотов , WKiŁ, Варшава 1983, ISBN 83-206-0337-4 (на польском языке)