Моделирование реактивного транспорта в пористых средах
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Июль 2012 г. ) |
Моделирование реактивного транспорта в пористых средах относится к созданию компьютерных моделей, объединяющих химическую реакцию с транспортом жидкостей через земную кору . Такие модели предсказывают распределение в пространстве и времени химических реакций, происходящих на пути потока. Моделирование реактивного транспорта в целом может относиться ко многим другим процессам, включая реактивный поток химикатов через резервуары, реакторы или мембраны; частицы и виды в атмосфере; газы, выходящие из дымовой трубы; и мигрирующая магма.
Обзор
[ редактировать ]Модели реактивного переноса создаются для понимания состава природных вод; происхождение месторождений полезных ископаемых ; образование и растворение горных пород и минералов в геологических формациях в результате закачки промышленных отходов, пара или углекислого газа ; образование кислых вод и выщелачивание металлов из отходов шахт . На них часто полагаются для прогнозирования миграции шлейфов загрязнений; подвижность радионуклидов в хранилищах отходов ; и биоразложение химикатов на свалках . Применительно к изучению загрязнителей в окружающей среде они известны как модели судьбы и переноса. [1]
Разработка реактивного транспортного моделирования
[ редактировать ]Современное моделирование реактивного транспорта возникло на основе нескольких отдельных школ мысли. [2] Гидрологи, в первую очередь озабоченные физической природой массопереноса, предполагали относительно простые формулировки реакций, такие как коэффициенты линейного распределения или члены линейного распада, которые можно было добавить к уравнению адвекции-дисперсии . Предполагая, например, линейную равновесную сорбцию , уравнение адвекции-дисперсии можно модифицировать с помощью простого коэффициента замедления и решить аналитически . Такие аналитические решения ограничиваются относительно простыми проточными системами и реакциями.
С другой стороны, геохимические модели были разработаны для термодинамического описания многокомпонентных систем без учета транспорта. Модели путей реакции были созданы, например, для описания последовательности химических реакций, возникающих в результате химического выветривания или гидротермальных изменений в периодических системах , с точки зрения общего хода реакции. Однако, приняв систему отсчета пакета жидкости и рассматривая ход реакции как время прохождения (или расстояние вдоль пути потока), модель пути периодической реакции можно рассматривать как описывающую адвективный перенос через водоносный горизонт . [3]
Наиболее сложные многокомпонентные модели реактивного переноса учитывают как реакцию, так и перенос. [4] [5] Ранние исследования разработали теоретическую основу моделей реактивного переноса и численные инструменты, необходимые для их решения, и применили их к проблемам реактивного переноса загрязнителей. [6] и поток через реагирующие гидротермальные системы. [7]
Реактивные транспортные модели нашли в последние годы все более широкое применение благодаря усовершенствованию мощности персональных компьютеров и программного обеспечения для моделирования . [5] [8]
Процессы, рассматриваемые в моделях реактивного транспорта
[ редактировать ]Модели реактивного транспорта связывают большое количество химических реакций с массопереносом. Некоторые приложения, такие как производство геотермальной энергии и моделирование рудных месторождений , требуют дополнительного расчета теплопередачи . Кроме того, при моделировании секвестрации углерода и гидроразрыва пласта может возникнуть необходимость описать деформацию горных пород, возникающую в результате роста минералов или аномально высокого давления жидкости. Описание транспорта через ненасыщенную зону и моделирование многофазных потоков применительно к транспортировке нефти и природного газа ; жидкости неводной фазы ( ДНАПЛ или ЛНАПЛ ); а сверхкритический диоксид углерода требует все более сложных моделей, которые подвержены значительной неопределенности.
Во многих случаях процессы, моделируемые в моделях реактивного транспорта, тесно связаны между собой. Например, растворение и осаждение минералов могут повлиять на пористость и проницаемость домена, что, в свою очередь, влияет на поле течения и скорость грунтовых вод. Перенос тепла сильно влияет на вязкость воды и ее способность течь. Ниже приведены многие физические и химические процессы, которые можно смоделировать с помощью моделей реактивного транспорта.
Геохимические реакции :
- Кислотно-основные реакции
- Водное комплексообразование
- минералов Растворение и осаждение
- Реакции восстановления и окисления ( окислительно-восстановительные ), в том числе катализируемые ферментами , поверхностями и микроорганизмами.
- Сорбция , ионный обмен и поверхностное комплексообразование.
- Растворение и растворение газа
- Фракционирование стабильных изотопов
- Радиоактивный распад
Массовый транспорт:
- Адвекция
- молекулярного масштаба Диффузия
- Гидродинамическая дисперсия
- Коллоидный транспорт
Перенос тепла:
Средняя деформация:
- Сжатие или расширение домена
- Образование трещин
Решение моделей реактивного транспорта
[ редактировать ]Некоторые из простейших задач реактивного транспорта можно решить аналитически. Если, например, равновесная сорбция описывается коэффициентом линейного распределения, скорость сорбирующего растворенного вещества замедляется по сравнению со скоростью нереакционноспособного индикатора; относительные скорости можно описать коэффициентом замедления. Аналитические решения — это точные решения основных уравнений.
Сложные задачи реактивного транспорта чаще решаются численно. В этом случае основные уравнения аппроксимируются так, что их можно решить с помощью компьютерных алгоритмов. Основные уравнения, включая условия реакции и переноса, можно решать одновременно с помощью одноэтапного или глобального неявного симулятора. Этот метод концептуально прост, но очень сложен в вычислительном отношении. [9]
Вместо совместного решения всех соответствующих уравнений можно решить уравнения переноса и химической реакции по отдельности. Операторное расщепление , как известен этот метод, использует соответствующие численные методы для решения уравнений реакции и переноса на каждом временном шаге. [1] Существуют различные методы, включая последовательный неитеративный подход (SNIA), расщепление Стрэнга и последовательный итеративный подход (SIA). [9] Поскольку условия реакции и транспорта обрабатываются отдельно, отдельные программы для периодической реакции и транспорта могут быть связаны друг с другом. Сшиваемые реентерабельные программные объекты, разработанные для этой цели, легко позволяют создавать модели реактивного транспорта любой конфигурации потока. [10] [11]
Проблемы
[ редактировать ]Моделирование реактивного переноса требует участия представителей многих областей, включая гидрологию , геохимию и биогеохимию , микробиологию , физику почвы и гидродинамику . [2] Численная формулировка и решение задач реактивного переноса могут быть особенно трудными из-за ошибок, возникающих в процессе сопряжения, помимо тех, которые присущи отдельным процессам. Валокки и Мальмстед (1992), например, сообщили о потенциальных ошибках, возникающих в результате метода разделения операторов. [12]
Даже при отсутствии числовых трудностей общий недостаток знаний, доступных практикам, создает неопределенность. Полевые площадки обычно неоднородны как физически, так и химически, а отбор проб часто бывает скудным. Преобладающее предположение о Фика дисперсии часто оказывается неадекватным. Константы равновесия и кинетические законы скорости соответствующих реакций часто плохо известны. Сложность многих процессов требует опыта в одной или нескольких из вышеупомянутых областей. Многие процессы, такие как долговременное хранение ядерных отходов, не могут быть проверены экспериментально; Реактивные транспортные проблемы могут только попытаться предсказать такое долгосрочное поведение. Современные описания процессов многофазного течения и механического деформирования находятся в стадии разработки.
Программное обеспечение общего пользования
[ редактировать ]- ПФЛОТРАН *
- ХимПлагин
- МИН3П
- ШАХМАТЫ , [13] ХАЙТЕК
- CrunchFlow [7] [14]
- Верстак геохимика [1] [15]
- ГИДРОГЕОХИМ [16]
- ТМЦ
- PHREEQC , [17] [18]
- ПРОШЛОЕ [19]
- Реактор [20]
- ЖЕСТКОРЕАКТ [21]
- OpenGeoSys
- ПХТ3D
- ПНБРНС [5]
- ХП1 / ХП2
См. также
[ редактировать ]- Химическая термодинамика
- Химическая кинетика
- Геохимия
- Геомикробиология
- Гидрогеология
- Модель подземных вод
- Геохимическое моделирование
- Моделирование резервуара
- Моделирование химических процессов
- Модель химического транспорта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бетке, К.М., 2008, Моделирование геохимических и биогеохимических реакций . Издательство Кембриджского университета, 547 стр.
- ^ Перейти обратно: а б Стифел, К.И., Д.Д. ДеПаоло и П.К. Лихтнер, 2005 г., Моделирование реактивного переноса: важный инструмент и новый исследовательский подход для наук о Земле. Письма о Земле и планетологии 240 , 539-558
- ^ Лихтнер, ПК, 1988, Приближение квазистационарного состояния для связанного массопереноса и взаимодействия жидкости и породы в пористой среде. Geochemica et Cosmochemica Acta 52 , 143-165.
- ^ Лихтнер, ПК, 1985, Модель контиума для одновременных химических реакций и массопереноса в гидротермальных системах. Geochemica et Cosmochemica Acta 49 , 779-800.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарасу, М., Центлер, Ф., Ренье, П., Хармс, Х., Таллнер, М., 2012. Подход к моделированию реактивного транспорта для моделирования биогеохимических процессов в поровых структурах с неоднородностями в масштабе пор. Экологическое моделирование и программное обеспечение 30, 102–114.
- ^ Йе, Г.Т. и В.С. Трипати, 1989, Критическая оценка последних разработок в моделях гидрогеохимического переноса реакционноспособных мультихимических компонентов. Исследования водных ресурсов 25 , 93-108
- ^ Перейти обратно: а б Стифель, К.И. и А.С. Ласага, 1994, Совместная модель переноса нескольких химических веществ и кинетических реакций осаждения/растворения с применением к реактивному потоку в однофазных гидротермальных системах. Американский журнал науки 294 , 529-592.
- ^ Брэди, П.В. и К.М. Бетке, 2000, За пределами подхода Kd. Грунтовые воды 38 , 321-322
- ^ Перейти обратно: а б Стифел, К.И. и К.Т.Б. Маккуорри, 1996, Подходы к моделированию реактивного транспорта в пористых средах. В PC Lichtner, CI Steefel и EH Oelkers (ред.), 1996, Реактивный транспорт в пористых средах. Обзоры по Минералогии 34 , 85-129.
- ^ «Aqueous Solutions запускает ChemPlugin» . Researchpark.illinois.edu . Исследовательский парк при Университете Иллинойса . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ «ХимПлугин.ОРГ» . ООО «Аква Солюшнс» . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Валокки, А.Дж. и М. Мальмстед, 1992, Точность разделения операторов для задач реакции адвекции-дисперсии. Исследования водных ресурсов 28(5) , 1471-1476 гг.
- ^ ван дер Ли, Дж., и Л. Де Виндт, 2000, ШАХМАТЫ, еще один компьютерный код видообразования и комплексообразования. Технический отчет №. LHM/RD/93/39, Парижская горная школа, Фонтенбло
- ^ Стифель, CI, 2001, GIMRT, Версия 1.2: Программное обеспечение для моделирования многокомпонентного, многомерного реактивного транспорта, Руководство пользователя. Отчет UCRL-MA-143182, Ливерморская национальная лаборатория Лоуренса, Ливермор, Калифорния.
- ^ Бетке, К.М., Б. Фаррелл и М. Шарифи, 2021, The Geochemist's Workbench, выпуск 15 (пять томов). Aqueous Solutions LLC, Шампейн, Иллинойс
- ^ Ченг, Х.П. и Г.Т. Йе, 1998, Разработка трехмерной модели подземного потока, теплопередачи и реактивного химического транспорта: 3DHYDROGEOCHEM. Журнал загрязняющей гидрологии 34 , 47-83.
- ^ Паркхерст, Д.Л., 1995, Руководство пользователя по PHREEQC, компьютерной модели для видообразования, пути реакции, адвективного переноса и обратных геохимических расчетов. Отчет об исследованиях водных ресурсов Геологической службы США 95-4227.
- ^ Паркхерст, Д.Л. и CAJ Appelo, 1999, Руководство пользователя по PHREEQC (версия 2), компьютерной программе для видообразования, пакетных реакций, одномерного переноса и обратных геохимических расчетов. Отчет об исследованиях водных ресурсов Геологической службы США 99-4259.
- ^ Паркхерст, Д.Л., Кипп, К.Л. и Чарльтон, С.Р., 2010, PHAST Версия 2 — Программа для моделирования потока грунтовых вод, переноса растворенных веществ и многокомпонентных геохимических реакций: Методы и методы Геологической службы США 6–A35, 235 стр.
- ^ Леал, AMM и др. (2018). Reaktoro, единая платформа с открытым исходным кодом для моделирования химически реактивных систем, https://github.com/reaktoro/reaktoro
- ^ Сюй, Т., Э. Л. Зонненталь, Н. Спайчер и К. Прюсс, 2004, Руководство пользователя TOUGHREACT: Программа моделирования неизотермического многофазного реактивного геохимического переноса в геологических средах с переменной насыщенностью. Отчет LBNL-55460, Национальная лаборатория Лоуренса Беркли, Беркли, Калифорния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аппело, CAJ и Д. Постма, 2005 г., Геохимия, подземные воды и загрязнение. Тейлор и Фрэнсис, 683 стр. ISBN 978-0415364287
- Бетке, К.М., 2008, Моделирование геохимических и биогеохимических реакций. Издательство Кембриджского университета, 547 стр. ISBN 978-0521875547
- Лихтнер, ПК, К.И. Стифел и Э.Х. Олкерс (ред.), 1996, Реактивный транспорт в пористых средах. Обзоры по минералогии 34 , 438 с. ISBN 978-0-939950-42-3
- Меркель Б.Дж., Б. Планер-Фридрих и Д.К. Нордстрем, 2008 г., Геохимия подземных вод: Практическое руководство по моделированию природных и загрязненных водных систем. Спрингер, 242 стр. ISBN 978-3540746676
- Чжан Ф., Г.Т. Йе и Дж. К. Паркер (ред.), 2012 г., Модели реактивного переноса подземных вод. Издательство Behtham, 254 стр. ISBN 9781608053063
- Чжу К. и Г. Андерсон, 2002 г., Экологические применения геохимического моделирования. Издательство Кембриджского университета, 300 стр. ISBN 978-0521005777