Коммод в образе Геркулеса
Коммод в образе Геракла , также известный как «Бюст Коммода в образе Геркулеса» , представляет собой мраморную портретную скульптуру, созданную где-то в начале 192 года нашей эры. [1] [2] Он хранится в Капитолийских музеях в Риме , Италия . [2] Первоначально обнаружен в 1874 году в подземных покоях Хорти Ламиани . [3] на сегодняшний день он стал одним из самых известных образцов римской портретной живописи. [4]
Коммод (31 августа 161 г. — 31 декабря 192 г.) был римским императором с 180 по 192 год и сыном предыдущего императора Марка Аврелия . [5] [6] Во время своего единоличного правления он стал ассоциировать себя с греческим героем Гераклом (чьи мифы были приняты в Риме под именем Геркулес ), в конечном итоге у него появился бюст, изображающий его как героя, созданный ближе к концу его правления. [5]
Символизм
[ редактировать ]Здесь римский император принял облик мифологического героя Геркулеса. Ему были даны атрибуты героя: шкура Немейского льва, надетая на его голову и левую руку, дубинка в правой руке и три золотых яблока Гесперид в левой руке. Каждый из этих предметов был помещен как напоминание о достижениях героя, а также позволял Императору ассоциировать себя и называть себя римским Геркулесом. [7]
В основании скульптуры в земном шаре вырезаны зодиака знаки Тельца , Козерога и Скорпиона . С момента открытия скульптуры значение этих символов несколько обсуждалось, причем интерпретации варьировались от чисто астрологических до календарных . [8]
Доказательства, указывающие на последнюю из этих двух идей, были представлены профессором Робертом Ханной из Университета Вайкато , который предположил, что эти знаки могут обозначать месяц октябрь, который император переименовал в честь Геркулеса во время своего правления:
Таким образом, знаки интерпретируются как указание октября месяца. Октябрь занимал видное место на различных этапах жизни Коммода и действительно был переименован императором в честь Геркулеса. Таким образом, эта календарная интерпретация подчеркивает геркулесовый аспект портрета. [8]
Другие источники утверждают, что эти три знака связаны с фундаментом города Рима. В данном случае Телец относится к основанию Рима при Ромуле , которое традиционно произошло в праздник Парилии , 21 апреля; Козерог представляет Августа , который считал этот знак своим; и, наконец, Скорпион — сам император, как третий «основатель» города. Эту популярную теорию также можно рассматривать как еще раз подчеркивающую Коммодом свою связь с Геркулесом, поскольку Скорпион приходится на октябрьский месяц, который он переименовал в честь Геркулеса. [8]
Другие украшения можно найти вокруг земного шара: от коленопреклоненных амазонок с обеих сторон (одна из которых потеряна) до рога изобилия, переплетенного с пельтой . Пельта украшена головами орлов и Горгонейоном как символами бога Юпитера , отца Геракла и бога-покровителя Коммода. [9] Считается, что это сделано с целью празднования, но эта идея подкрепляется включением двух Тритонов , которые, как полагают, представляют его апофеоз . [5] [6] Следы золота на двух фигурах Тритона позволяют предположить, что бюст Коммода также был, по крайней мере частично, позолочен. [10]
Намерение
[ редактировать ]Есть предположения о намерении Императора изобразить себя как богоподобную фигуру. Некоторые источники говорят, что Коммод хотел быть не просто протеже Геракла, но богом , воплощением, прозрением Геракла. [11] Другие вместо этого утверждают, что он просто хотел быть в центре внимания и демонстрировать свою глубокую признательность за игры и зрелища. [5]
Археолог и директор музея Мортимер Уилер предположил, что, хотя бюст должен был быть сделан для Коммода или кого-то из его приближенных при дворе, а мифологическую тему определял покровитель, художник намеренно искажал лестную тему и изображал яркого императора в ироничный свет: контраст между атрибутами Геракла, настоящего героя (львиная шкура и дубина и т. д.), и «женоподобным» и самовлюбленным императором, изображенным здесь в камне, слишком гротескен, чтобы воспринимать его только как боготворящий портрет; и скрытое намерение становится ироничным. «Скульптор, должно быть, чувствовал себя очень уверенным в своей позиции, защищенный слепым тщеславием своей натурщицы». [12]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джефф В. Адамс, Император Коммод: гладиатор, Геркулес или тиран? , 2013
- Клаус Фитшен/Пауль Занкер, Каталог римских портретов в Капитолийских музеях и других муниципальных коллекциях города Рима 1 , 1983, стр. 85–90.
- Роберт Ханна, Звезды Императора: консерваторский портрет Коммода , Американский журнал археологии , Vol. 90, № 3, июль 1986 г., с. 337-342.
- Оливье Хекстер, Спутник Марка Аврелия , Глава 14, Римская империя после его смерти, 2012 г.
- Ральф фон ден Хофф, Коммод в роли Геркулеса , в: Лука Джулиани (ред.), Шедевры древнего искусства , 2005, стр. 114-135.
- М. П. Шпайдель, Коммод, Бог-император, и армия , Журнал римских исследований , Vol. 83, 1993 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хекстер, О.Дж. «Коммод: третий самый безумный император Рима». (2000).
- ^ Jump up to: а б Шпейдель, член парламента. «Коммод-бог-император и армия». Журнал римских исследований 83 (1993): 109–114.
- ^ Ньюби, Захра . «Показ мифа для глаз римлян». Спутник греческой мифологии (2011): 265.
- ^ фон ден Хофф 2005, с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д Адамс, Джефф В. Император Коммод: гладиатор, Геркулес или тиран? , 2013.
- ^ Jump up to: а б Хекстер, Оливье. «Римская империя после его смерти». Спутник Марка Аврелия 96 (2012): 234.
- ^ фон ден Хофф 2005, с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Ханна, Роберт. «Звезды Императора: консерваторский портрет Коммода». Американский журнал археологии 90.3 (1986): 337–342.
- ^ ван ден Хофф 2005, с. 119-121.
- ^ ван ден Хофф 2005, с. 123-124.
- ^ Ростовцев, Майкл и Гарольд Мэттингли. «Коммод-Геркулес в Британии». Журнал римских исследований 13.1-2 (1923): 91-109.
- ^ Уилер, Мортимер (1964, репродукция 1985), Римское искусство и архитектура