Даниэла Хаммер-Тугендхат
Даниэла Хаммер-Тугендхат | |
---|---|
Рожденный | Мари-Даниэла Тугендхат 2 августа 1946 г. Каракас , Венесуэла |
Род занятий | Историк искусства, академик женских исследований |
Годы активности | 1975 – настоящее время |
Даниэла Хаммер-Тугендхат (родилась 2 августа 1946 г.) - австрийский историк искусства. Она родилась в Каракасе , Венесуэла, в семье богатых еврейских производителей текстиля из Брно , бежавших от нацистской оккупации Чехословакии во время Второй мировой войны. Когда война закончилась, семья безуспешно попыталась вернуть свою собственность в Чехословакии и в 1950 году поселилась в Санкт-Галлене , Швейцария. Под влиянием любви матери к искусству Хаммер-Тугендхат изучала историю искусств и археологию в Бернском университете и Университете Вены . После получения докторской степени в 1975 году она преподавала в Венском университете прикладных искусств до выхода на пенсию в 2012 году.
С начала 1980-х годов Хаммер-Тугендхат сосредоточилась на репрезентации гендера в искусстве и анализе основных социально-политических значений, представленных женщинами в произведениях искусства. для аспирантов Она читала лекции для рабочей группы по женской истории в Венском университете в 1980-х годах и вместе с другими учеными пыталась запустить там программу женских исследований в 1994 году. Она также возглавляла инициативу « Förderung der Frauenforschung und ihrer Verankerung in der Лере » («Содействие женским исследованиям и их закреплению в преподавании») в 1991 году, в результате которого были успешно созданы координационные офисы. между австрийскими университетами, чтобы связать исследователей женских исследований и создать должности для женщин в Министерстве образования, науки и исследований Австрии . В знак признания ее работы как пионера в истории феминистского искусства она была удостоена Государственной премии Габриэле Поссаннер 2009 года.
Ранняя жизнь, образование и семья
[ редактировать ]Мари-Даниэла Тугендхат родилась 2 августа 1946 года в Каракасе , Венесуэла, в семье Греты (урожденной Лёв-Беер) и Фрица Тугендхат. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Семья Фрица была совладельцами текстильных фирм Feldhendler et Co. и Max Kohn. Хотя Фриц хотел изучать медицину, он занялся семейным бизнесом и стал дизайнером тканей. Семья Греты была промышленниками, занимавшимися производством цемента, сахара и текстиля. Семья Лёв-Беер имела корни в Моравии еще в 17 веке, а их предприятия располагались в Брно и Свитавке . Грета изучала экономику в Вене, но покинула университет в 1922 году, чтобы выйти замуж за промышленника Ганса Вайса. Они с Гансом жили в Германии, и до развода в 1928 году у них родилась дочь. Находясь в Германии, Грета заинтересовалась современным искусством и архитектурой , особенно жильем в поместье Вайсенхоф и домом в Берлине, спроектированным Людвигом Мисом ван дер Роэ , где проживал ее друг Эдуард Фукс . В тот год, когда они с Вайсом развелись, она вышла замуж за Фрица, друга детства. [ 4 ] Ее родители очень многое подарили молодой паре в Брно и поручили Мис ван дер Роэ построить их дом, виллу Тугендхат . [ 3 ] После двух лет работы дом был завершен в 1930 году, и семья начала его заселять в декабре, через девять месяцев после рождения старшего сына. В то время детьми были Ханна Вайс от первого брака Греты и сын Фрица и Греты Эрнст . Пока семья еще жила в доме, у них родился младший сын Герберт. [ 5 ] Восемь лет спустя, опасаясь преследований из-за того, что они были евреями , а нацистская оккупация Чехословакии была неминуемой , семья бежала в Санкт-Галлен , Швейцария, где они прожили три года. [ 6 ] [ 7 ] [ Примечание 1 ] в то время как Фриц управлял текстильной фабрикой в соседнем Кирхберге . [ 12 ]
Опасаясь, что гитлеровские войска вторгнутся в Швейцарию, в 1941 году семья бежала в Каракас , Венесуэла. [ 4 ] где Фриц был нанят для управления текстильной компанией Lanex, принадлежавшей группе корсиканских финансистов. [ 13 ] Дочери пары Рут, [ 4 ] [ 7 ] и самая младшая, Даниэла, родилась в Каракасе. [ 2 ] Ханна и Эрнст покинули Венесуэлу в 1945 году, чтобы поступить в университеты Монреале в Макгилла в Калифорнии и Стэнфордский университет . [ 14 ] Остальные члены семьи прожили в Венесуэле почти десять лет. [ 2 ] но когда война закончилась, Грета захотела вернуться домой из-за лучших возможностей для образования своих детей. [ 15 ] Прежде чем вернуться в Санкт-Галлен в 1950 году, [ 2 ] пара безуспешно попыталась вернуть свою собственность в Чехословакии, но вилла Тугендхат и другая собственность были национализированы сначала нацистами, а затем Коммунистической партией Чехословакии . [ 7 ] [ 15 ] Вернувшись на работу на фабрику недалеко от Санкт-Галлена, пара решила стать гражданами Швейцарии. [ 16 ] Фриц умер примерно в 1957 году от рака желудка. [ 7 ] [ 17 ] Даниэла и ее мать были очень близки. Грета разделяла и поощряла интерес дочери к искусству. [ 18 ] Даниэла начала изучать историю искусств и классическую археологию в Бернском университете в 1964 году. В 1968 году она перевелась в Венский университет, чтобы продолжить обучение. [ 2 ] В 1969 и 1970 годах чешские архитекторы приглашали Грету присутствовать на конференциях и рассказывать о доме. Тугендхат сопровождала туда свою мать и заинтересовалась историей дома. Она стала расспрашивать об этом мать, но Грета погибла в автокатастрофе в конце 1970 года. [ 7 ] В том же году Тагендхат вышла замуж за Иво Хаммера . [ 19 ] австрийский историк искусства, реставратор и защитник природы , [ 7 ] от которого у нее было двое детей, Матиас и Лукас . [ 19 ] Хаммер-Тугендхат защитила докторскую диссертацию в 1975 году под руководством Отто Пяхта . Ее диссертация была посвящена принципам дизайна, использованным голландским художником Иеронимом Босхом . [ 2 ] Вместо того, чтобы просто комментировать хронические изменения в стиле Босха и влияние на его карьеру, в диссертации исследуются социально-политические аспекты его предметов, исследуются исторические социальные детали и представления, которые отражают его изображения. [ 20 ]
Карьера
[ редактировать ]По окончании учебы Хаммер-Тугендхат начала работать преподавателем в Венском университете прикладных искусств . [ 2 ] С 1980-х годов в ее работах конкретно исследовались гендерные различия в искусстве немецкоязычного мира. [ 1 ] В Венском университете на базе исторического факультета создана рабочая группа по женской истории. Несмотря на аргументы о том, что преподаваемые курсы были легкомысленными и ненаучными, [ 21 ] женщины-ученые создали сети среди немецкоязычных коллег для сотрудничества в исследовательских проектах. [ 20 ] Хаммер-Тугендхат читал гостевые лекции по истории искусства и гендеру. Начиная с 1986 года она и несколько коллег начали организовывать конференции по изучению женщин в истории искусства. На первой конференции « Frauen-Bilder – Männer-Mythen » (Женские образы – мужские мифы) рассматривалась взаимосвязь репрезентации женщин и мужчин в искусстве. [ 20 ] В начале 1990-х годов она работала с комиссией женщин-ученых, в том числе Катрин Хоффманн-Куртиус , Сигрид Шаде , Викторией Шмидт-Линзенхофф и Силке Венк , которые настаивали на создании официальной программы женских и гендерных исследований в университете. Вены. [ 20 ] Хаммер-Тугендхат возглавляла проект «Культура буржуазных женщин в Австрии в XIX веке» для Австрийского научного фонда в период с 1989 по 1992 год. Параллельно она оказывала давление на Австрийскую конференцию ректоров с целью обеспечить равное представительство женщин в качестве членов и создание межуниверситетская координация женских исследований . [ 1 ] Инициатива « Förderung der Frauenforschung und ihrer Verankerung in der Lehre » («Поощрение женских исследований и их закрепление в преподавании») требовала от австрийского Министерства образования, науки и исследований изменений в продвижении женских исследований и женщин-исследователей. [ 20 ] Она добилась успеха в 1991 году, когда впервые были созданы координационные офисы, объединяющие исследователей женских исследований из университетов Граца , Линца и Вены, а также были созданы две должности в Министерстве образования. [ 1 ] [ 20 ]
Хаммер-Тугендхат получила степень магистра в Ольденбургском университете в 1993 году и в Венском университете в 1994 году, защитив диссертацию, посвященную гендерным отношениям в искусстве. [ 2 ] В диссертации были рассмотрены различные произведения: от средневековых иконографических изображений роскоши до реалистического представления аспектов взаимоотношений в произведениях Босха, Яна ван Эйка , Джованни Сегантини и Тициана . [ 22 ] Ее повысили в Университете прикладных искусств до доцента. [ 2 ] В том же году она присоединилась к Эдит Заурер , Ирмгард Айзенбах-Штангль , Андре Гингрич , Фридерике Хассауэр , Корнелии Клингер , Хельге Новотны , Эдит Шпехт и Рут Водак в подаче заявки на получение средств для создания первой программы гендерных исследований для выпускников в Университете Вена. Австрийский научный фонд отклонил их заявку, но Зауэр, Водак и Гингрич продолжили настаивать и в конечном итоге получили финансирование для запуска программы в 1996 году. [ 23 ] Хаммер-Тугендхат стал профессором в 1998 году. [ 1 ] а в 2006 году была отмечена коллегами festschrift « Асимметрии : Festschrift к 60-летию Даниэлы Хаммер-Тугендхат» ( Asymmetries: Festschrift к 60-летию Даниэлы Хаммер-Тугендхат ). [ 24 ] В 2010 году она получила Государственную премию Габриэле Поссаннер за 2009 год в знак признания ее новаторской работы в истории феминистского искусства. [ 25 ] Хаммер-Тугендхат оставалась в Университете прикладных искусств до выхода на пенсию в 2012 году. [ 2 ] Тогда же она была награждена Почетным кольцом Университета прикладных искусств и званием почетного профессора. [ 1 ] [ 2 ]
Исследовать
[ редактировать ]С 1970-х годов Хаммер-Тугендхат сосредоточился на междисциплинарном подходе к истории искусства, анализируя искусство с более широкой точки зрения культурологии и деконструируя основные символы и философский смысл в произведениях, чтобы интерпретировать приверженность культурным нормам или отход от них. [ 20 ] В ее исследованиях часто рассматривались гендерные аспекты живописи. Например, в ее анализе голландской живописи XVI–XVII веков изучалось соотношение изображений с женщинами как сюжетом и текста, ориентированного на женщин того же периода. [ 1 ] В некоторых из ее работ исследовалось, как художники использовали изображения женщин как воплощение скрытого политического значения или социального комментария. [ 26 ] [ 27 ] Приняв феминистскую точку зрения, она исследовала вуайеристские аспекты обнаженных женщин, в которых зритель работы невидим и удален от эротизма женских форм. Она задалась вопросом, является ли тенденция удалять актеров-мужчин из эротических произведений средством сделать мужские желания невидимыми. [ 28 ] В ее основных работах рассматривалась идеология, лежащая в основе образов, изображенных в произведениях живописи, включая Брейгеля , Рембрандта , Сегантини и Тициана, а также то, какие невидимые значения были в их изображении обнаженной натуры, гендерных отношений и сексуальности. [ 29 ]
Вилла Тугендхат
[ редактировать ]Дом в Брно использовался для размещения нацистских, а затем и советских войск. Когда в Чехословакии пришел коммунистический режим, он стал реабилитационным центром для детей. Многие из его предметов обстановки и архитектурных деталей были уничтожены до того, как группа экспертов объявила его историческим памятником в 1960-х годах. [ 30 ] Хаммер-Тугендхат и ее муж Иво на протяжении десятилетий обращались к правительству Чехословакии с просьбой восстановить дом, чтобы его можно было открыть для публики. [ 31 ] Частичная реставрация была завершена в 1985 году, а в 1989 году Иво предложил программу постоянной реставрации и обновления. После падения коммунизма семья Тугендхат не сразу обратилась с просьбой о восстановлении своего имущества, поскольку город обещал открыть его как публичный музей. Музей был открыт в 1994 году, а в 2001 году он был внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [ 30 ] , это фундаментальный пример развития современной архитектуры Музея современного искусства По мнению куратора Нью-Йорка Барри Бергдолла . [ 31 ] Несмотря на конкурс на реставрационные работы, никаких дальнейших ремонтных работ не проводилось до тех пор, пока в 2006 году не возник спор по контракту. [ 30 ] [ 31 ]
Разочарованный отсутствием прогресса, Хаммер-Тугендхат обратился к правительству с просьбой вернуть дом семье. Закон о возвращении присвоенного имущества требовал, чтобы иск был подан до 1995 года, в результате чего адвокат Хаммер-Тугендхат потребовал вернуть дом в соответствии с положениями о произведениях искусства, нацистами украденных . Город согласился вернуть дом, но когда Хаммер-Тугендхат продал статую «Торс идущей женщины» работы Вильгельма Лембрука за более чем 2 миллиона долларов для финансирования ремонта и предоставления первоначальных средств для создания фонда управления, город отказался от соглашения. Моравская галерея в Брно вернула семье статую, которая раньше находилась в доме, и намеревалась оставить ее в доме. [ 31 ] Спор продолжался до января 2010 года, когда город наконец согласился вернуть собственность, но требуемый высокий налог на дарение снова застопорил переговоры. В марте было заключено соглашение о совместной работе города и семьи Тугендхат над проектом восстановления. [ 30 ] Реставрация была завершена, и в марте 2012 года дом был открыт для публики. [ 32 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Хаммер-Тугендхат, Даниэла (март 1989 г.). «Ян ван Эйк – Автономизация изображений обнаженной натуры и гендерная разница» [Ян ван Эйк – Автономизация изображений обнаженной натуры и гендерная разница]. Критические отчеты (на немецком языке). Марбург, Германия: Издательство FE Simon: 78-99. ISSN 0340-7403 . OCLC 886870376 .
- Хаммер-Тугендхат, Даниэла (сентябрь 2012 г.). «Искусство, сексуальность и гендерные конструкции в западной культуре». Искусство в переводе . 4 (3). Перевод Занчи, Майкла. Абингдон-на-Темзе, Оксфордшир: Тейлор и Фрэнсис : 361–382. дои : 10.2752/175613112X13376070683397 . ISSN 1756-1310 . OCLC 4912940117 .
- Хаммер-Тугендхат, Даниэла (2015). Видимое и невидимое: о голландской живописи семнадцатого века (изд. английского перевода). Берлин, Германия: Де Грюйтер . ISBN 978-3-11-042690-8 .
- Хаммер-Тугендхат, Даниэла; Хаммер, Иво; Тегетхофф, Вольф (2020). Дом Тугендхат: Людвиг Мис ван дер Роэ (3-е исправленное изд.). Базель, Швейцария: Биркхойзер . ISBN 978-3-0356-2091-7 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ханна изначально не поехала с ними в Швейцарию. Ее отец, Ганс Вайс, убедил Грету, что Ханна, как гражданка Германии, находится в большей опасности, чем другие ее дети, которые были чешками . [ 8 ] и увез ее в Англию. [ 9 ] Ханна была в гостях у Греты, когда Франция пала под нацистами и не смогла вернуться в Англию. [ 10 ] Она эмигрировала с семьей в Венесуэлу. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гадзинский 2015 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Глудовац 2018 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Джамрозик и Кемпстер 2021 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с Городской музей Брно 2010 .
- ^ Джамрозик и Кемпстер, 2021 , с. 88.
- ^ Джамрозик и Кемпстер, 2021 , стр. 88–89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сустова 2007 .
- ^ Ламбек 2022 , с. 201.
- ^ Ламбек 2022 , с. 202.
- ^ Ламбек 2022 , с. 207.
- ^ Ламбек 2022 , с. 208.
- ^ Ламбек 2022 , с. 204.
- ^ Ламбек 2022 , стр. 208–209.
- ^ Ламбек 2022 , с. 210.
- ^ Перейти обратно: а б Ламбек 2022 , с. 219.
- ^ Ламбек 2022 , с. 220.
- ^ Ламбек 2022 , с. 222.
- ^ Ламбек 2022 , с. 224.
- ^ Перейти обратно: а б Хаммер 2023 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Глудовац 2018 , с. 322.
- ^ Хамша 2015 , с. 176.
- ^ Глудовац 2018 , стр. 322–323.
- ^ Хамша 2015 , стр. 175–176.
- ^ Гнев 2010 , с. 6.
- ^ Стандарт 2010 .
- ^ Кобельт-Грох 2005 , стр. 46–47.
- ^ Пено 2018 , с. 323.
- ^ Хентшель 2002 , стр. 63–64.
- ^ Гнев 2010 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брилл 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рендон 2007 .
- ^ Расторн 2012 .
Библиография
[ редактировать ]- Анжер, Мария-Луиза (5 марта 2010 г.). «Похвала Государственной премии Поссаннера» [Похвала Государственной премии Поссаннера] (PDF) . Федеральное министерство образования, науки и исследований (на немецком языке). Вена, Австрия: Правительство Австрии. Архивировано (PDF) из оригинала 9 марта 2014 г. Проверено 10 апреля 2024 г.
- Брилл, Клаус (17 мая 2010 г.). «Вилла Куммеркастен» [Вилла, Ящик неприятностей]. Süddeutsche Zeitung (на немецком языке). Мюнхен, Германия. Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- «Габриэле Поссаннер-Staatspreis an Hammer-Tugendhat» [Государственная премия Габриэле Поссаннер Хаммер-Тугендхат]. Дер Стандарт (на немецком языке). Вена, Австрия. Австрийское агентство печати . 5 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2024 г. Проверено 10 апреля 2024 г.
- Гадзинский, Анна (2015). «Даниэла Хаммер-Тугенда». Каллиопа Австрия: Женщины в обществе, культуре и науке [ Каллиопа Австрия: Женщины в обществе, культуре и науке ] (PDF) (на немецком языке). Вена, Австрия: Федеральное министерство Европы, интеграции и иностранных дел – Секция культурной политики. п. 221. ИСБН 978-3-9503655-5-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 августа 2023 года.
- Глудовац, Карин (2018). «Хаммер-Тугендхат, Даниэла, урожденная Добродетель [Хаммер-Тугендхат, Даниэла, урожденная Тугенхат». В Коротине, Ильза; Ступницкая, Настасья (ред.). Биографии выдающихся австрийских ученых: любопытство заставляет меня задавать вопросы [ Биографии выдающихся австрийских ученых: любопытство заставляет меня задавать вопросы ] (PDF) . БиографияА (на немецком языке). Вена, Австрия: Бёлау Верлаг . стр. 321–329. ISBN 978-3-205-20238-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2023 года.
- Хаммер, Иво (2023). "Обо мне" . Вена, Австрия: Иво Хаммер. Архивировано из оригинала 17 июня 2023 года . Проверено 6 апреля 2024 г.
- Хамша, Сюзанна (2015). «Австрия: долгий и извилистый путь к институционализации женских и гендерных исследований». В Хаасе, Рената (ред.). Переписывание академических кругов: развитие англицистских женских и гендерных исследований в континентальной Европе (PDF) . Франкфурт-на-Майне, Германия: Peter Lang Editions . стр. 171–194. ISBN 978-3-631-66985-3 .
- Хентшель, Линда (2002). «Порнотопические техники наблюдателя – Происхождение мира (1866) Гюстава Курбе и удовольствие от скопического проникновения». В Хертеле, Инса; Шаде, Сигрид (ред.). Тело и представление . Опладен, Германия: Леске + Будрич. стр. 59–67. ISBN 978-3-8100-3254-6 .
- Ямрозик, Юлия; Кемпстер, Корин (2021). Взросление в современном стиле: детство в знаковых домах . Базель, Швейцария: Биркхойзер . ISBN 978-3-0356-1905-8 .
- Кобельт-Грох, Марион (2005). Юдит творит историю: о восприятии мифической формы с 16 по 19 века [ Юдит творит историю: о восприятии мифической формы с 16 по 19 века ] (на немецком языке). Мюнхен, Германия: Вильгельм Финк Верлаг . ISBN 978-3-7705-3959-8 .
- Ламбек, Майкл (2022). За стеклом: вилла Тугендхат и ее семья . Торонто, Онтарио: Издательство Университета Торонто . ISBN 978-1-4875-4222-1 . (требуется подписка)
- Пено, Сабина (2018). «Повторное открытие Питера Брейгеля Старшего: пионеры стипендии Брейгеля в Бельгии и Вене » В Гааге, Сабина (ред.). Брейгель: Каталог выставки, Венский музей истории искусств, со 2 октября 2018 г. по 13 января 2019 г. Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон . стр. 100-1 317–329. ISBN 978-0-500-23984-1 .
- Роусторн, Алиса (24 февраля 2012 г.). «Возрождение модернистской достопримечательности Миса» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- Рендон, Джим (22 марта 2007 г.). «Шедевр Миса, ухудшающийся и вызывающий споры» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 10 апреля 2024 г.
- Сустова, Яна (2 августа 2007 г.). «Даниэла Хаммер-Тугендхат: Наша вилла была украдена и теперь должна быть возвращена» . Чешское радио . Прага, Чехия: Правительство Чешской Республики. Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 6 апреля 2024 г.
- «Комиссары» . Вилла Тугендхат . Брно, Чехия: Городской музей Брно. 2010. Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 6 апреля 2024 г.
- 1946 года рождения
- Живые люди
- Люди из Каракаса
- Выпускники Бернского университета
- Выпускники Венского университета
- Выпускники Ольденбургского университета
- Академический состав Венского университета прикладных искусств
- Австрийские историки искусства
- Австрийские женщины-искусствоведы
- Ученые по женским исследованиям
- Австрийские писательницы XX века
- Австрийские писательницы XXI века
- Австрийские евреи 20-го века
- Австрийские историки ХХ века
- Еврейские историки
- Венесуэльские евреи-ашкенази
- Натурализованные граждане Швейцарии
- Еврейские писательницы
- Австрийские эмигранты в Швейцарии