Тео Шун
Теодор Йоханнес Шун | |
---|---|
![]() Автопортрет Тео Шуна | |
Рожденный | |
Умер | 14 июля 1985 г. Сидней , Австралия | (69 лет)
Занятие | Фотограф |
Теодорус Йоханнес Шун (31 июля 1915 - 14 июля 1985) был новозеландским художником, фотографом и резчиком голландского происхождения. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Тео Шун родился в Кебумене, Ява в Ост-Индии, в семье голландских родителей Йоханнеса Теодора Скуна и его жены Барбары Изабеллы Марии Стегеманс. Тео жил на Яве со своими родителями и братом, прежде чем его отправили в Нидерланды для обучения. Он посещал Роттердамскую академию изящных искусств, а также много путешествовал по Европе. В 1936 году он вернулся на Яву и открыл художественную студию. В 1939 году, когда надвигалась война, он и его родители эмигрировали в Новую Зеландию.
Хотя его образование в художественной школе было консервативным, Шун знал о Баухаусе , немецкой школе искусства и дизайна, которая произвела революцию в искусстве двадцатого века . Баухаус учил, что разделение между искусством и ремеслом иллюзорно, и оба являются одинаково ценными художественными выражениями. Эта идея повлияла на всю его творческую жизнь Шуна и дала ему свободу экспериментировать во многих средах, включая рисование, гравюру, живопись, резьбу по дереву, керамику, резьбу по камню, изготовление ювелирных изделий и фотографию.
Хотя Шуна в основном не впечатляла местная художественная сцена в Новой Зеландии, он некоторое время посещал Кентерберийского университетского колледжа, Школу изящных искусств Илама прежде чем переехать в Веллингтон в 1941 году. Находясь в Веллингтоне, он познакомился с художниками, чьи работы он одобрял и на которые оказал влияние, в том числе Рита Ангус , для которой он был одним из главных источников интереса к буддийскому искусству и культуре; [ 2 ] Гордон Уолтерс , с которым он поделился своим интересом к нефигуративной живописи; Деннис Найт Тернер ; и ARD Fairburn . Его портрет нарисовала Рита Ангус. [ 3 ] и Дуглас МакДиармид . [1]
Шун очень интересовался искусством маори . С середины 1940-х годов он изучал ранние наскальные рисунки маори в пещерах Кентербери и с 1945 по 1948 год работал в Министерстве внутренних дел для записи рисунков. В нескольких поездках в эти пещеры его сопровождал друг Джон Мани , который Позже он стал главным покровителем Шуна и Ангуса.
Он переехал в Окленд в 1949 году и остался в ARD Fairburn, а затем перебрался в Роторуа в 1950 году, где начал серию фотографических исследований грязевых луж и кремнеземных образований вокруг Роторуа и Таупо. Он вернулся в Окленд в 1952 году и переключил свое творческое внимание на рисунки маори в Tā moko (татуировка на лице), резные тыквы, [ 4 ] и ковхайхай (стропила домов собраний ). В том же году он присоединился к исследовательской станции завода Маунт-Альберт, где познакомился с фотографом Стивом Рамси , который помогал Шхуну в разработке фотографий для выставки в Оклендской художественной галерее , которая так и не состоялась. [ 5 ] Он начал выращивать и вырезать тыквы самостоятельно в 1956–57 годах. Он переехал на восточное побережье в 1961 году, чтобы изучать традиционные методы резьбы у резчика маори Пайн Тайапа , и ему было предложено опубликовать статью. [ 6 ] о выращивании тыкв в журнале маори Te Ao Hou в 1962 году в сопровождении статьи о резных тыквах. В 1963 году его тыквы были единственным произведением искусства пакеха (не маори), представленным на выставке искусства маори, проходившей в Турангаваэваэ-марае , Нгаруавахия . Большая часть тыкв Скуна была продана туристам, и лишь немногие из них остались в Новой Зеландии сегодня.
Мартин Рамсби был со Шуном во время некоторых его исследований в геотермальной зоне Вайотапу , когда она не была так хорошо известна, и писал: «Тео сказал мне, что природа работает в повторяющихся циклах – это была его теория. например, грязевые лужи, затем он ждал и считал их. То есть определенная форма может появляться с каждым седьмым «плюхом», поэтому, увидев ее, он подсчитывал, сколько образований потребуется, чтобы появиться снова. затем сфотографируй это». [ 7 ]

Вернувшись в Окленд в 1956 году, Шун продолжал свою работу, пока в конце 1965 года не уехал из Окленда в Роторуа, чтобы вернуться к фотографированию грязевых луж и другой геотермической активности. Он снова сменил художественное направление в 1968 году, когда начал вырезать нефритовый камень ( пунаму или новозеландский нефрит). Он переехал на западное побережье Новой Зеландии – источник камня – и в 1970 году работал в компании Westland Greenstone в Хокитике. В это время он провел некоторые серьезные исследования в области резьбы по нефриту, включая поездку в Гонконг, но был уволен из компании. он поступил на работу в 1971 году. Он переехал в Сидней в 1972 году, где завершил книгу по резьбе по нефриту под названием « Нефритовая страна» , опубликованную в 1973 году.
На протяжении всей своей жизни он работал на многочисленных работах, чтобы сводить концы с концами, занимаясь своим искусством, в том числе работал медсестрой в Оклендской психиатрической больнице в Эйвондейле в 1949 году и сельскохозяйственным рабочим на исследовательской станции на горе Альберт в 1952 году. Он часто полагался на щедрость. друзей за проживание и поддержку. Он был ярким человеком и гомосексуалистом. Его воспитание в Ост-Индии продолжало влиять на него на протяжении всей его жизни. Ему нравилось наряжаться в балийскую одежду , и он изучал яванский танец. [ 8 ] [ 9 ] Его сфотографировали в более позднем возрасте, когда он все еще мог демонстрировать позу лотоса и сложные движения рук.
Он вернулся в Новую Зеландию в 1982 году, но вернулся в Сидней в 1985 году, где умер 14 июля в возрасте 69 лет. Его обширный архив, включая альбомы для рисования, фотографические негативы и корреспонденцию, был куплен Музеем Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Еще одна крупная коллекция его работ является частью коллекции Джона Мани в галерее Eastern Southland в Горе, Новая Зеландия .
Артистизм
[ редактировать ]Работы Шуна были междисциплинарными, часто сосредотачиваясь на абстрактных формах, сюрреалистических пейзажных фотографиях и крохотных мирах. [ 5 ]
Выставки
[ редактировать ]- 1963: Мараэ Турангаваэваэ, групповая выставка.
- 1965: в галерее New Vision. Персональная выставка
- 2008: Те Папа , Тео Шун: Открытие архива
- 2015: Бауэрбанк Ниноу , Тео Шун
Список работ
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скиннер, Дамиан (2018). Тео Шун: Биография . Пальмерстон Норт: Издательство Университета Мэсси.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Читэм, Чарльз; Поздняя Луна, Крукс У.; Скиннер, Дамиан Хью, ред. (1 января 2019 г.). Создание Аотеароа: культурная история создания в Новой Зеландии и Моане в Океании в целом . пп. 241–243.
- ^ Данн, Майкл. «Искусство Тео Скуна» . Art New Zealand № 25, весна 1982 г. URL: http://www.art-newzealand.com/Issues21to30/theo.htm
- ^ Эта работа передана во временное пользование Музею Новой Зеландии Те Папа Тонгарева для показа на выставке «Рита Ангус: Жизнь и Видение» до 5 октября 2008 года.
- ^ «Старые бутылки с водой маори» . Те Ао Хоу, журнал маори, июнь 1962 г.
- ^ Jump up to: а б Клиффорд, Эндрю (2022). «Живопись светом». В Хаммонде, Кэтрин; Хиггинс, Шон (ред.). Мальчик-природа: Фотография Олафа Петерсена . Издательство Оклендского университета. стр. 109–110. ISBN 978-1-86940-950-0 .
- ^ Шун, Тео. «Выращивание тыквы маори» . Те Ао Хоу, журнал маори, июнь 1962 г.
- ↑ Вуд, Эндрю Пол (19 августа 2015 г.). «Тео Шун» . Проверено 6 сентября 2007 г.
- ^ См. изображения в коллекции Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева.
- ^ Тео Шун, «Восточные танцы и транс», Искусство Новой Зеландии, декабрь 1944 г. / январь 1945 г., том. 17,1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1915 рождений
- 1985 смертей
- Голландские художники
- Голландские эмигранты в Новой Зеландии
- Люди из Регентства Кебумен
- Резчики Новой Зеландии
- Художники Новой Зеландии ХХ века
- Новозеландские художники-мужчины 20-го века
- Новозеландские ЛГБТ-художники
- ЛГБТ Новой Зеландии 20-го века
- Голландцы из Голландской Ост-Индии