Суракат I
Суракат I | |
---|---|
![]() | |
Царствование | XI—XI вв. |
Предшественник | Саратан I |
Преемник | Платить |
Проблема | Андуник, Плати |
Отец | Саратан I |
Религия | Ислам , христианство , язычество |
Суракат I или Сурака [ 1 ] ( аварский: Суракъат I, 12 век) был аварским нуталом (правителем), правившим в 11 веке. [ 1 ] [ 2 ] –13 место [ 3 ] [ 4 ] и сын предыдущего правителя Саратана. [ 5 ] [ 6 ]
Источник
[ редактировать ]Дискуссия о датах жизни Сураката до сих пор не решена до конца. Существуют различные мнения, основанные в основном на арабских источниках. [ 6 ] Большинство авторов говорят, что Суракат жил, скорее всего, в конце 11 – начале 12 века. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Амри Шихсаидов и Александр Криштопа на основе сообщения исторического труда «Повесть об Аргвани» предполагают, что он родился около 1190 года и умер в 1250 году, за несколько лет до первого похода гази на Хунзах . [ 3 ] [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Согласно « Запискам Императорского географического общества », Суракат «властвовал над народами от Шемахи до границ Кабардинской области и чеченцы и туши находились в зависимости от него». [ 13 ]
Мухаммад Рафи пишет о Суракате в «Тарихи Дагестане », что он был владыкой аварских земель, отступническим сильным тираном, носителем зла, насилия и несчастий с титулом нутал (правитель) – сын Сиртана. [ 14 ] Не ужившись с хунзахцами , он вместе со своими воинами, слугами и рабами перебрался в отдаленное село Тануси из Хунзаха. [ 2 ]
Ученый XIX века Аббасгулу Бакиханов пишет, что «в городе Тануси , древней столице аварских земель, жил могущественный и грозный эмир , имя которого Сурака, и он владел землями от границ Шамахи до земель черкесов и чеченцев. , взимал дань со всех княжеств и обществ деньгами, скотом, товарами, хлебом, фруктами и даже куриными яйцами». [ 1 ] В записках также говорится, что " аварцы уже тогда, как и сейчас, были руководящими людьми в Дагестане и дали арабам долгий и кровавый отпор". [ 13 ]
Одна из легенд гласит, что во времена правления Сураката в Хунзахе его население исповедовало христианство. [ 14 ] Во время его правления отряд гази под предводительством Абу Муслима вторгся в аварские земли. Хунзахцы . не хотели принимать ислам , и между ними и арабскими войсками произошло крупное сражение в месте под названием «Ачисал» В результате боя Суракат погиб, а его сын Баяр бежал в Тушетию. [ 14 ] (по другой версии он выжил и тоже бежал в Тушетию [ 15 ] ) и стали править в своих землях Масумбеем из рода шейха Ахмада, потомка Хамзы , дяди пророка Мухаммеда [ 2 ]
Религия
[ редактировать ]По словам Аббасгулу Бакиханова , Суракат – это обращенный из мусульман в язычников . [ 1 ] по другой версии, к христианству . [ 5 ] Что касается веры Сураката и всего населения Нуцалдома , то большинство указывает, что население было христианином Грузинско - Греческой Православной Церкви . В « Тарихи Дагестана » Суракат назван просто « неверным », то есть не мусульманином, а населением- идолопоклонником . В составленных позднее источниках «Хроники племени нахчу» и «Тарихи Аргвани» XVIII века он и его брат называются евреями вообще . Однако в селе Хунзах на местном камне исламского содержания были обнаружены две арабские надписи, которые по почерку можно отнести к XI–XII векам. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бакиханов, Аббасгулу. Голестан-е Эрам . п. 31.
- ^ Jump up to: а б с д Айтберов Тимур. «Древняя Хундзия» . mylektsii.su . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Криштопа, Александр (2007). Дагестан в XIII — начале XV вв . ТАУС. п. 45.
- ^ Jump up to: а б Шихсаидов, Амри (1969). Ислам в средневековом Дагестане . Махачкала. п. 206.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б "Тептар - 21 Июля 2015 - Ваштарой. Нохчийн тайп" . 2020-11-12. Archived from the original on 2020-11-12 . Retrieved 2023-02-14 .
- ^ Jump up to: а б Рафи, Мухаммед (15 июля 2014 г.). «Тарихи Дагестан — История Дагестана» . Архивировано из оригинала 15 июля 2014 г. Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Семенов, Нану (1895). Выходцы с северо-восточного Кавказа . Санкт-Петербург. п. 502.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шихсаидов, Амри (1969). Ислам в средневековом Дагестане . Махачкала. п. 108.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Масуд ибн Намдар (1970). Сборник рассказов, писем и стихов . стр. 177–180, 187.
- ^ Айтберов Тимур; Иванов А.А. (1981). Новые арабские надписи XII–XVI веков. из Дагестана // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока . стр. 38–41.
- ^ Маллачиханов, Бахадур (1965). Обсуждение хазарского Семендера в Дагестане . Махачкала: Институт истории, языка и литературы Дагфилиала АН СССР. Исторический сериал. п. 194.
- ^ Абаев, Владимир (1985). Тюркские элементы в осетинской антропонимии // Теория и практика этимологических исследований . стр. 24, 26.
- ^ Jump up to: а б Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества . Том. 7 (1-е изд.). Тбилиси. 1866. с. 52.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Алиев, За кулисами (2002). Борьба народа Дагестана с иноземными захватчиками (PDF ) Махачкала: ДНЦ РАН. п. 67. ИСБН 5-94434-009-6 .
- ^ Криштопа, Александр (2007). Дагестан в XIII – начале XV веков (PDF) . Москва: МАМОНТ. п. 87. ИСБН 978-5-903-011-17-9 .
Источники
[ редактировать ]- Рафи, Мухаммед . «Тарихи Дагестан — История Дагестана ».
- Бакиханов, Аббасгулу . «Голестан-э Эрам (Цветущий цветочный сад)». Баку : Вяз. п. 31.
- Записки Кавказского отдела Императорского русского географического общества — Notes of the Caucasian Department of the Imperial Russian Geographical Society. Vol. 7 (1st ed.). Tbilisi . 1866. p. 52.
- Айтберов Тимур; Иванов А.А. (1981). Новые арабские надписи XII–XVI веков. из Дагестана // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока . стр. 38–41.
- Алиев, Багмомед (2002). «Борьба народов Дагестана с иноземными захватчиками». Махачкала . ISBN 5-94434-009-6.