Лейли (кукла Лури)
![]() Куклы Лейли от Мамасани | |
Тип | Танцующая кукла |
---|---|
Страна | Иран |
Лейли , или Лейли ( Лури =لَیلی), также Бахиг или Бавиг, — шарнирная танцующая кукла, популярная среди народа лур в Иране (в основном бахтиариев и южных луров ). [ 1 ] [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Лейли происходит из ближневосточного фольклора и любовной истории; Лейла и Меджнун . Лейли – символ духовно прекрасной возлюбленной. [ 3 ] Имя Бавиг (Бахиг) на языке Лури означает невеста. Это слово указывает на женственность, молодость и жизненную силу этого кукольного персонажа.
Структура и функции
[ редактировать ]Дети могут заставить куклу танцевать, потянув за веревку, привязанную к их рукам. Конструкция этой шарнирной куклы проста и примечательна. Используются натуральные материалы, за исключением украшений, таких как блестки, стеклянные бусины и разноцветные ленты. Куклы , марионетки и маски позволяют обычным людям утверждать то, что невозможно в реальной ситуации; [ 4 ] например, в эпоху Каджаров в Иране люди критиковали политику и социальные условия правления Ахмад-Шаха с помощью марионеток, не опасаясь наказания. [ 5 ] Лейли также представляет и поддерживает культурную традицию, которая постепенно исчезает в городской жизни. Действительно, по мере того, как они переезжали из деревень в города, чтобы повысить свой уровень жизни, женщины постепенно начали носить чадру и манто (иранское общественный комбинезон) как обычная верхняя одежда, с ограниченной цветовой гаммой. Это привело к единообразию среди вновь прибывших в город, которые были выходцами из разных племен.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Никуэй, А. и Сохраби Насирабади, М. (2016) Исследование важности современных иранских традиционных кукол и марионеток ручной работы. Wacana Seni Journal of Arts Discourse, 15:2761. https://dx.doi.org/10.21315/ws2016.15.2
- ^ Горджян, Ф. 2010. Статус традиционных кукол ручной работы (Лайли или Бавиг) в фольклоре Лури. Доступно в Интернете по адресу: http://anthropology.ir/article/29097.html. Архивировано 17 апреля 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Азимпур, П. 2010. Фарханг-е Ароосак-ха ва Намайеш-хайе Аросаки-е Аэни ва Сонати-е Иран (Словарь иранских ритуальных и традиционных кукол и кукольных представлений). Тегеран: Намайеш. Страница: 554.
- ^ Бэрд, Б. 2002. Хонар-э Арусаки (Искусство марионетки). Перевод на персидский язык Джавада Золфагари. Тегеран: Навруз-э Хонар.
- ^ Бейзаи, Бахрам. 2004. Иранский театр. Тегеран: Рошангаран. страница:98