Пластина для губ
Пластина для губ | |
---|---|
![]() Женщина Мурси с пластиной для губ (2014) | |
Прозвища | Лабрет, губная пластинка, губной диск |
Ювелирные изделия | Глиняный, деревянный или металлический диск |
Губная пластинка , также известная как губная пробка , губной диск или ротовая пластинка , является формой модификации тела . Диски все большего размера (обычно круглые, сделанные из глины или дерева) вставляются в проколотое отверстие либо в верхней, либо в нижней губе , либо в обеих, тем самым растягивая ее. Термин «губная губа» обозначает все виды украшений с проколами губ, включая пластины и заглушки.
Археологические данные показывают, что дисковые и пластинчатые губы изобретались несколько раз, в том числе в Африке (Судан и Эфиопия; 5500–6000 гг. До н.э.). [1] Мезоамерика (1500 г. до н.э.), [1] и прибрежный Эквадор (500 г. до н. э.). [1] [2]
Использование в Африке
[ редактировать ]
В некоторых африканских странах пластинку нижней губы обычно сочетают с удалением двух нижних передних зубов, а иногда и всех четырех. У народа сара и лоби в Чаде пластинка также вставляется в верхнюю губу. Другие племена, такие как маконде в Танзании и Мозамбике, раньше носили пластину только на верхней губе.
Многие источники предполагают, что размер тарелки был признаком социального или экономического значения в некоторых племенах. [ нужна ссылка ] Однако из-за естественных механических свойств человеческой кожи размер пластины часто может зависеть от степени растяжения губы и пожеланий пользователя.
Эфиопия
[ редактировать ]
Среди народов сурма и мурси , проживающих в нижней части долины реки Омо в Эфиопии, [3] примерно за 6–12 месяцев до замужества молодой женщине мать или одна из ее родственниц прокалывает губу молодой женщине, обычно в возрасте от 15 до 18 лет. Первоначальный пирсинг делается в виде разреза нижней губы на 1–2 шага. длиной см и вставляется простой деревянный колышек. После заживления раны, что обычно занимает от двух до трех недель, колышек заменяют на колышек немного большего размера. При диаметре около 4 см вставляется первая губная пластинка из глины. Каждая женщина создает свою собственную тарелку и гордится тем, что украшает ее. Конечный диаметр колеблется от примерно 8 см до более 20 см. [4]
В 1990 году Беквит и Картер заявили, что для женщин Мурси и Сурма размер их губ указывает на количество скота, уплаченного в качестве выкупа за невесту . [5] Антрополог Тертон, изучавший мурси на протяжении 30 лет, это отрицает. [6] Латоски, тем временем, утверждает, что большинство женщин Мурси используют пластинки для губ, а ценность орнамента заключается в дискурсе женской силы и самоуважения. [7]
В современной культуре большинство девочек в возрасте от 13 до 18 лет решают, носить или нет пластинку для губ. Это украшение привело к тому, что к женщинам Мурси и Сурма стали относиться так, как будто они являются туристической достопримечательностью. [8]
Самая большая губная пластина, зарегистрированная в 2014 году, имела размеры 59,5 см (23,4 дюйма) в окружности и 19,5 см (7,6 дюйма) в ширину в Эфиопии. Она принадлежит Атайе Элигидагни. [9]
Использование в Америке
[ редактировать ]
В Южной Америке у некоторых амазонских племен молодые мужчины традиционно прокалывают себе губы и начинают носить тарелки, когда входят в мужской дом и покидают мир женщин. [10] [11] Губные пластинки там связаны с речью и пением. [ нужна ссылка ] Самые большие пластины носят величайшие ораторы и военачальники. [ нужна ссылка ] например, вождь Раони из племени каяпо , известный активист по защите окружающей среды. В Южной Америке губки почти всегда изготавливаются из светлого дерева.
На тихоокеанском северо-западе Северной Америки лабреты имеют долгую историю использования, насчитывающую не менее пяти тысяч лет. Иногда их использовали как мужчины, так и женщины, но в более поздние времена (например, в 19 веке) их использовали исключительно высокопоставленные женщины. [12] У хайда , цимшианцев и тлинкитов они когда-то использовались женщинами как символ социальной зрелости, указывая на право девушки быть женой. [ нужна ссылка ] Установка первой девичьей тарелки была отмечена пышным застольем. [13]
В западных странах некоторые молодые люди, в том числе некоторые члены движения «Современный примитив» , носят пирсинг губ большего размера, некоторые из которых достаточно велики, чтобы они могли носить подходящие пластинки для губ. Некоторые примеры приведены на сайте BME . [14] [15]
Забота о здоровье
[ редактировать ]Такая практика может привести к инфекциям, особенно в процессе перфорации. Это также усложняет нормальные функции рта, такие как слюноотделение и прием пищи. Раздражение десен также может возникнуть в результате трения пластин, что приводит к сопутствующим заболеваниям десен и инфекциям. Также могут возникнуть прорезь зубов и эрозия.
По этой причине правительство Эфиопии оказало давление на пресечение этой практики. [16]
Список традиционных владельцев
[ редактировать ]
Племена, известные своими традиционными губными пластинками или губными губами, включают:
- Женщины Мурси ( Сури и Сурма ) Эфиопии
- Женщины Сара в Чаде (перестали носить тарелки в 1920-х годах)
- Маконде (перестали носить Танзании ) и Мозамбика пластины несколько десятилетий назад
- Мужчины Суйа в Бразилии (большинство из них больше не носят тарелки)
- Ботокудо ( в прибрежной Бразилии предыдущие столетия оба пола носили пластины)
- Алеуты , инуиты и другие коренные народы Северной Канады, Аляски и прилегающих регионов также носили большие губы; эта практика в основном прекратилась к двадцатому веку.
- Некоторые племена ( Зоэ в Бразилии, Гуарани , Тупи и Чиригуано . Нуба в Судане, Лоби в Западной Африке) носят украшения в виде вытянутых губ, которые имеют форму вилки или стержня, а не пластинчатой формы, известные как тембета . [17]
Устраните неправильные термины
[ редактировать ]В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков африканские женщины с пластинками для губ были привезены в Европу и Северную Америку для выставок в цирках и представлениях. Примерно в 1930 году братья Ринглинг и Барнум и Бейли продвигали таких женщин из Французского Конго как членов племени «Убанги»; Пресс-агент Ринглинга признался, что выбрал это имя на карте из -за его экзотического звучания. [18] В таком смысле это слово использовалось в братьев Маркс фильме 1937 года «День на скачках» . слову убанги все еще давалось определение как африканское племя. В 2009 году в некоторых англоязычных словарях [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кедди, Грант (август 1989 г.). «Символизм и контекст: мировая история губной губы и культурное распространение в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (PDF) . Сиэтл: Тихоокеанская конференция по предыстории . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Фрайер, Дэвид; Нава, Алессия; Тарталья, Джанна; Видале, Массимо; Коппа, Альфредо; Бондиоли, Лука (30 июня 2020 г.). «Свидетельства использования губных губ в доисторические времена» . Бюллетень Международной ассоциации палеодонтологии . 14 (1): 1–23. ISSN 1846-6273 .
- ^ «Мурси Онлайн» . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Беквит, Кэрол; Фишер, Анджела (1996). «Красноречивый Сурма». Нэшнл Географик . 179 (2): 77–99.
- ^ Беквит, Кэрол; Картер, Анджела (1990). Африканский ковчег: Люди и древние культуры Эфиопии и Африканского Рога . Коллинз Харвилл. п. 251.
- ^ «Губные пластинки» . Мурси Онлайн . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ ЛаТоски, Шона (2006). Стрекер, Иво; Лидалл, Джин (ред.). «Размышления о губных пластинках женщин Мурси как источнике стигмы и самооценки» (PDF) . Опасности лица: очерки культурных контактов, уважения и самооценки в Южной Эфиопии . Берлин: Лит Верлаг: 382–397 . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Тертон, Дэвид (2004). «Люди, которые фотографируют» . Антропология сегодня . стр. 3–8 . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Глендей, Крейг (2015). Книга рекордов Гиннеса 2016 . Книга рекордов Гиннесса Лимитед. п. 60. ИСБН 9781910561010 .
- ^ «Кеседже: украшения для тела» . Коренные народы Бразилии . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Сигер, Энтони (июль 1975 г.). «Значение украшений тела: пример Суя». Этнология . 14 (3): 211–224. дои : 10.2307/3773253 . JSTOR 3773253 .
- ^ Ла Саль, Марина (21 января 2014 г.). «Лабреты и их социальный контекст в прибрежной Британской Колумбии» . Исследования до нашей эры . e180 (зима 13/14) . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ Йонайтис, Альдона (1988). «Женщины, брак, рты и пиршество: символика тлинкитских лабретов». В Рубине, Арнольд (ред.). Следы цивилизации: художественные преобразования человеческого тела . Музей истории культуры. стр. 191–205. ISBN 9780930741136 .
- ^ Гинзберг, Иордания (3 февраля 2005 г.). «Есть Мурси! Губные пластинки добрались до Запада» . Журнал модификации тела . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ «Фотографии малых губных пластинок]» . Журнал модификации тела . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ «Губы племени Сурма для племен Мурси и Сури в долине Омо, Эфиопия» . 24 сентября 2021 г.
- ^ «Обручи были боевым кличем в общинах коренных народов». Общество Рио-Негро. 20 января 2002 г. Проверено 17 марта 2012 г. (на испанском языке).
- ^ Никелл, Джо (2005). Тайны интермедий . Университетское издательство Кентукки. п. 189. ИСБН 9780813123585 . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ «Убанги» . Dictionary.com Полный . Рэндом Хаус, Инк . Проверено 21 октября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ЛаТоски, Шона. «Губные пластинки». В книге «Река: Народы и истории региона Омо-Туркана » под редакцией Тимоти Клака и Маркуса Бриттена, стр. 87-91. Ахеопресс, 2018.
Внешние ссылки
[ редактировать ]