Jump to content

Люди Ава Гуарани

(Перенаправлено с Чиригуано )
Люди ава-гуарани в Жужуе , Аргентина.

Ава -гуарани коренные народы, ранее известные как чиригуано или индейцы чиригуано, которые говорят на языках ава-гуарани и восточноболивийских языках гуарани . Известные своим воинственным характером, чиригуано сохраняли свои земли в предгорьях Анд на юго-востоке Боливии с 16 по 19 века, отбиваясь сначала от Империи инков , позже от Испанской империи и, еще позже, от независимой Боливии . Чиригуано были окончательно покорены в 1892 году.

Исторические чиригуано почти исчезли из общественного сознания после своего поражения в 1892 году, но возродились, начиная с 1970-х годов. В 21 веке потомки чиригуано называют себя гуарани , что связывает их с миллионами носителей диалектов и языков гуарани в Парагвае , Аргентине и Бразилии . [ 1 ]

Перепись 2001 года насчитала 81 011 гуарани, в основном чиригуано, старше 15 лет, проживающих в Боливии. [ 2 ] Перепись 2010 года насчитала 18 000 ава гуарани в Аргентине. [ 3 ] На восточно-боливийском языке гуарани говорили 33 000 человек в Боливии , 15 000 в Аргентине и несколько сотен в Парагвае . [ 4 ]

Происхождение названия и народа

[ редактировать ]
Этнические группы Боливии (2006 г.). Гуарани (чиригуано) занимали большую территорию в 16-19 веках.

Общим названием восточно-боливийских гуарани с 16-го века были вариации имени «Чирихуано», слова происхождения кечуа , которое относилось к странствующим врачам или продавцам лекарств ( курандерос ) из боливийской провинции Ларекаха , называемой также Коллахуаяс , Юнгеньос. и Чарасанис . [ 5 ] [ 6 ] Поскольку « чири » на языке кечуа означает «холод», слово чириуано интерпретируется с уничижительным значением «люди, которые умирают от замерзания». [ 7 ] В конце 16 века термин кечуа был преобразован в чиригуано. Хотя чиригуанос обычно относится к народам, говорящим на языке гуарани, в восточной Боливии, испанцы иногда применяли этот термин ко всем народам гуарани и другим равнинным народам, говорящим на языках, не говорящих на гуарани, живущим в восточных Андах и регионе Гран-Чако . [ 8 ]

Чиригуано называли себя «ава», что означает люди. Археологи полагают, что народ гуарани возник в центральной части тропических лесов Амазонки и мигрировал на юг в неопределенную дату. Столь же неопределенна дата их прибытия в восточную Боливию. Исторические Чиргуано представляли собой синтез Чане и Гуарани. Чирогуано мигрировали из Парагвая в Боливию в начале 16 века, поглощая, ассимилируя и порабощая шане. [ 9 ]

Некоторые народы ава-гуарани, возможно, все еще мигрировали в восточные Анды во время испанского завоевания в 1530-х годах, возможно, привлеченные богатствами инков и испанцев и в поисках мифической земли «Кандире», «земли без зло», богатый золотом и другими богатствами. [ 10 ]

Культура

[ редактировать ]

Чиригуано занимали предгорья между высокими Андами и Альтиплано и плоскими равнинами Гран-Чако , живя в основном на высоте от 1000 метров (3300 футов) до 2000 метров (6600 футов). [ 11 ] Климат субтропический, а осадков в сезон дождей достаточно для выращивания сельскохозяйственных культур. Для региона характерны крутые хребты и глубокие речные долины, что затрудняет доступ и сообщение. Чиригуано никогда не были объединены как народ в единую политическую единицу, а вместо этого действовали на уровне деревни и образовывали слабоорганизованные региональные коалиции, возглавляемые верховным вождем, или тубича рубича ( капитан-гранде по-испански). [ 12 ]

У Чиригуано был воинственный дух, они сражались как между собой, так и с чужаками. Они говорили, что являются «людьми без хозяев» и считают себя выше других народов, которых они называли «тапуа» или рабами. [ 13 ] Испанцы описывали их в самых неблагоприятных выражениях: без религии и правительства, посвященные войне и каннибализму, обнаженные и беспорядочные в половой жизни. Этот перечень преступлений, в глазах испанцев, оправдывал начало войны «огнем и кровью» против чиригуано и их порабощение. [ 14 ]

Чиригуано приобрели лошадей и ружья у испанцев, но предпочитали сражаться пешком и с использованием лука и стрел . Испанцы, напротив, предпочитали сражаться верхом и с оружием, хотя на протяжении большей части истории на границе не хватало оружия. Чиригуано были земледельцами, выращивавшими кукурузу и другие культуры. Первоначально они жили в очень больших длинных домах в деревнях, но, вероятно, для обороны, стали жить в небольших рассредоточенных поселениях из отдельных домов. [ 15 ]

До XIX века чиригуано оказывались невосприимчивыми к попыткам миссионеров обратить их в христианство. В миссии иезуитов в 1767 году было всего 268 новообращенных чиригуано по сравнению с десятками тысяч иезуитов, обращенных на восток, в Парагвае, среди других народов, говорящих на гуарани. [ 16 ]

Ранние войны против инков и испанцев

[ редактировать ]

По оценкам испанцев, количество воинов чиригуано в период с 1558 по 1623 год колеблется от 500 до 4000 человек. [ 17 ] Несмотря на эпидемии европейских болезней, популяция Чиригуано, вероятно, отчасти из-за присоединения Чане, в конце 18 века выросла до более чем 100 000 человек. [ 18 ]

Масштабные набеги чиригуано на инков начались в 1520-х годах. Инки основали оборонительные поселения, в том числе места нынешних археологических раскопок Оронкота и Самайпата , чтобы отразить нападение чиригуано. [ 19 ] Испанцы были обеспокоены набегами чиригуано в 1540-х годах, поскольку они угрожали коренным (индейцам) рабочим богатых серебряных рудников в Потоси и прилегающих районах. Испанцы также хотели установить связи между своими поселениями в Андах и Парагвае. В 1564 году под предводительством Витапуэ кригуано разрушили два испанских поселения в восточной Боливии, и началась всеобщая война между испанцами и чиригуано. [ 20 ] В 1574 году вице-король Перу Франсиско де Толедо возглавил крупное и безуспешное вторжение на территорию Чиригуано, а в 1584 году испанцы объявили «войну огня и крови» против Чиригуано. [ 21 ] В 1594 году чиригуано вынудили покинуть испанское поселение Санта-Крус и переместить его на нынешнее место города Санта-Крус-де-ла-Сьерра . Некоторые из поселенцев покинули этот район, спустились по реке Амазонке к ее устью и вернулись в Испанию. [ 22 ]

Испанцы в начале 17 века следовали политике попыток заселить предгорья Анд, где жили чиригуано, и основали три основных центра в качестве пограничной обороны: Санта-Крус-де-ла-Сьерра , Томина , в 80 километрах (50 миль) к востоку от Сукре ) и Тариха . Однако примерно к 1620 году испанцы отказались от амбициозных попыток продвинуть границу. Записи о следующих 100 годах отсутствуют, но, судя по всему, это был период относительного мира, когда испанцы и их союзники из числа коренных народов жили в непростом сосуществовании с чиригуано, хотя и перемежались взаимными набегами друг на друга. [ 23 ]

Иезуиты . , добившиеся успеха в своих миссионерских предприятиях в Парагвае, попытались христианизировать чиригуано еще в 1630-х годах, но без особого успеха [ 24 ]

То, что историк Тьерри Сэнь назвал «Всеобщим восстанием» чиригуано, началось в 1727 году. Основными причинами восстания была испанская колонизация территорий вблизи Тарихи, возглавляемая иезуитами, доминиканцами и францисканскими миссионерами, а также испанскими скотоводами, жаждавшими богатых пастбищ. земли предгорий Анд. Искрой, которая зажгла войну, стало наказание миссионеров- неофитов Чиригуано в иезуитских и доминиканских миссиях, особенно Хуана Баутисты Арумы, который стал одним из трех главных лидеров восстания. Однако во время войны чиригуано не были едины. Их лидеры придерживались разных стратегий, и некоторые чиригуано не присоединились к восстанию. [ 25 ]

В октябре 1727 года при содействии народов тоба и мокови чиригуано атаковали армией численностью 7000 человек, разрушив христианские миссии и испанские ранчо к востоку от Тарихи, убив более 200 испанцев и взяв в плен множество женщин и детей. В марте 1728 года они напали на Монтеагудо (тогда называвшийся Соусами), сожгли церковь и взяли в плен 80 испанцев. Испанцы контратаковали из Санта-Крус в июле 1728 года с армией из 1200 испанцев и 200 лучников Чикитано, набранных из иезуитских миссий Чикитос в восточной Боливии. Испанская армия разрушила множество деревень Чиригуано, убила более 200 человек и взяла в плен более 1000 человек. Нарушив перемирие для переговоров об обмене пленными, испанцы захватили 62 лидера Чиригуано, включая Аруму, и поработили их на серебряных рудниках. Испанские экспедиции на территорию Чиригуано в 1729 и 1731 годах были менее успешными. В 1735 году чиригуано осадили Санта-Крус, но осада была прорвана 340 воинами чикитано, посланными из миссий иезуитов. В том же году Чиригуано уничтожили две восстановленные миссии иезуитов возле Тарихи. Чиригуано интегрировали некоторых своих пленников в свое общество; другие с обеих сторон были освобождены или выкуплены, при этом рабство было обычной судьбой испанских пленников, особенно женщин и детей. [ 26 ]

После Всеобщего восстания дополнительные войны в 18 веке между чиригуано и испанцами произошли в 1750 году и с 1793 по 1799 год. [ 27 ] Войны между испанцами и Чиригуано в основном представляли собой конфликты из-за ресурсов. Чиригуано были фермерами, выращивавшими кукурузу; поселенцы -испанцы и метисы, вторгавшиеся на территорию Чиригуано или проживавшие на ней, были владельцами ранчо, разводившими крупный рогатый скот. Владельцы ранчо и их скот разрушили поселения Чиригуано и кукурузные поля, а Чиригуано убивали скот и часто владельцев ранчо. [ 28 ]

По словам ученого Эрика Лангера, чиригуано господствовали на приграничных территориях Анд до 1860-х годов. Испаноязычные общины, называемые креольскими или «карай», поскольку большинство людей имели смешанное испанско-индийское происхождение, выжили, отдавая дань уважения местным группам чиригуано. Однако урожай кукурузы Чиригуано не удался во время засухи с 1839 по 1841 год, и Чиригуано стали чаще нападать на стада крупного рогатого скота, поедая скот и убивая его, чтобы остановить продвижение латиноамериканских владельцев ранчо. Поскольку спрос на мясо в остальной части Боливии увеличился, давление на чиригуано со стороны владельцев ранчо и солдат стало более сильным. Кроме того, похоже, что после 18 века численность чиригуано сократилась. [ 29 ]

«Самым важным фактором потери независимости Чиригуано было восстановление францисканских миссий», начавшееся в 1845 году. [ 30 ] После более чем двух столетий неудач христианские миссии добились определенного успеха среди чиригуано. Причины этого успеха, по-видимому, заключались в том, что многие чиригуано обращались к миссиям за защитой от внутренних споров и конфликтов с креольскими владельцами ранчо и поселенцами, правительством Боливии и другими индейскими народами. Миссии и правительство Боливии извлекли выгоду из труда миссии Чиригуано, а также завербовали многих из них в качестве солдат против независимых Чиригуано и других индейцев. Численность и независимость чиригуано также снизились, начиная с 1850-х годов, когда многие из них начали мигрировать в Аргентину для работы на сахарных плантациях. К 1860-м годам правительство Боливии заняло более агрессивную позицию против чиригуано, предоставив владельцам ранчо на их территории крупные земельные наделы. Открытые массовые убийства Чиригуано стали более частыми. Бойцов Чиригуано регулярно казнили в плену, а женщин и детей продавали в рабство. [ 31 ]

Чиригуано предприняли две последние попытки сохранить свою независимость: войну Уакайя 1874—1877 годов, в которой мятежные чиригуано потерпели поражение, и восстание 1892 года. Восстание 1892 года вспыхнуло в январе при миссии Санта-Роза-де- Куэво . Ее возглавил 28-летний мужчина по имени Чапиагуасу, который называл себя Апиагуаики Тумпа (евнух Божий) и говорил, что его послали на землю, чтобы спасти Чиригуано от христианства и францисканских миссионеров. С армией в 1300 чиригуано Апиагуаики возглавил неудачную атаку на миссию 21 января. 28 января креолы возглавили контратаку с участием 50 солдат, 140 креольских ополченцев и 1500 дружественных индейцев, вооруженных луками и стрелами. В битве при Куруюки креольская армия убила более 600 чиригуано, собственные потери составили всего четверо убитых, все индейцы. После битвы креольская армия убила сдавшихся Чиригуано и продала женщин и детей в рабство. 2000 чиригуано, проживающих в миссии Санта-Роза-де-Куэво, в основном поддерживали креольскую армию. [ 32 ]

Позже Апиагуаики был схвачен, а 29 марта 1892 года подвергнут пыткам и казнен боливийскими властями. [ 33 ] Возглавляемое им движение было похоже на другие современные милленаристские движения по всему миру, такие как « Танец призраков» в Соединенных Штатах и ​​​​Боксерское восстание в Китае.

20 и 21 века

[ редактировать ]

Влияние францисканских миссий снизилось в течение 20 века. Лидер чиригуано по имени Убальдино Кандейе, его жена Октавия и родственники переехали в Ла-Пас в 1930 году и заявили, что чиригуано имеют права как граждане Боливии. Кандай выступал за то, чтобы чиригуано вернули себе земли миссий. Однако война в Чако (1932–1935) привела к лишению собственности большей части оставшихся земель, принадлежавших миссиям и чиригуано. Чиригуано в основном превратились в безземельных рабочих-мигрантов, многие из которых проживают в Аргентине. Миссии были окончательно распущены в 1949 году. [ 34 ]

Коммунистический революционер Эрнесто «Че» Гевара пытался разжечь революцию среди чиригуано, когда был схвачен и казнен боливийскими солдатами 9 октября 1967 года. [ 35 ] Гевара и его кубинские последователи изучали кечуа, чтобы общаться с боливийскими крестьянами, но чиригуано говорили на гуарани . [ 36 ] В 2005 году, чтобы привлечь туристов, гуарани создали «Тропу Че Гевары», которая простирается на 300 километров (190 миль) через территорию, на которой действовал Гевара и его мини-армия. [ 37 ]

Жители Восточной Боливии, или ава-гуарани, как их все чаще называют, а не чиригуано (имеющее уничижительное происхождение), участвуют в Ассамблее народа гуарани , основанной в 1987 году, общенациональной организации, представляющей народ гуарани в нескольких странах мира. которым они живут. Гуарани также представлены в Конфедерации коренных народов Боливии . Их цель — вернуть часть земель своих предков и способствовать экономическому развитию, образованию и здоровью среди своего народа. [ 38 ]

Расследование, проведенное в 2009 году Межамериканской комиссией по правам человека, показало, что 600 семей гуарани в Боливии продолжают жить в условиях «долговой кабалы и принудительного труда, которые представляют собой практику, представляющую собой современные формы рабства». [ 39 ]

Фотографии Эрланда Норденшельда

[ редактировать ]

[ 40 ]

  1. ^ Комбес, Изабель (2005), «Битвы при Куруюки. Вариации на тему поражения Чиригуаны», Bulletin de l'Institut d'Etudes Andines , Vol 34, No. 2, p. 221, 230-231
  2. ^ Межамериканская комиссия по правам человека, «Народ гуарани и положение пленных общин в боливийском Чако», стр. 1–2, http://www.cidh.org/countryrep/ComunidadesCautivas.eng/Chap. Iv.htm , по состоянию на 24 октября 2016 г.
  3. ^ «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: коренные народы: Северо-Западный регион Аргентины: серия DN». тот 1" (PDF) (на испанском языке). INDEC. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2016 года . Проверено 5 декабря 2015 года .
  4. ^ Восточно-боливийские гуарани в этнологии
  5. ^ Клементс Маркхэм (1864), «Коллауаяс, Чириуанос», Вклад в грамматику и словарь кечуа , стр. 86, 112.
  6. ^ Клементс Маркхэм (1862), Путешествия по Перу и Индии , стр. 247–248.
  7. ^ Альконини, Соня (2004), «Юго-восточная граница инков против чиригуано: структура и динамика пограничных территорий империи инков», Latin American Antiquity , Vol. 15, № 4, с. 394. Скачано с JSTOR .
  8. ^ Шолль, Джонатан (2015), «На границах империи: инки, испанцы и ава-гуарани (чиригуаны) на границе Чарка-Чиригуана, юго-восточные Анды (1450-1620-е годы)», Диссертация, Университет Флориды, стр. .12, 78-85
  9. ^ Альконини, Соня (2016), Юго-восточные границы инков: границы и взаимодействия , Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, стр. 26-34. Скачано из проекта MUSE .
  10. ^ Альконини (2004), с. 395
  11. ^ Google Земля
  12. ^ Лангер, Эрик Д. (2009), В ожидании груш от вяза, Дарем: Duke University Press, стр. 13, 290
  13. ^ Шолль, стр. 50, 53.
  14. ^ Шолль, стр. 50-51.
  15. ^ Лангер, стр. 14-15.
  16. ^ Лангер, стр. 16.
  17. ^ Сень, Тьерри, под редакцией Изабель Комбес (nd), Historia del Pueblo Chiriguano , Лима: Institution Frances de Estudios Andinas, стр. 73
  18. ^ Лангер, стр. 15-16
  19. ^ «Фуэрте-де-Самайпата — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» https://whc.unesco.org/en/list/883 . По состоянию на 23 сентября 2016 г.; Парсинен, Мартти, Суриайнен, Ари и Корписаари, Антти, «Западная Амазония-Амазония Озидентал», стр. 32. 45-53. https://www.academia.edu/7322394/Fortifications_Related_to_the_Inca_Expansion , по состоянию на 24 сентября 2016 г.
  20. ^ Шолль, стр. 18, 259.
  21. ^ Кровотечение, с. 193
  22. ^ Готт, Ричард (1993), Земля без зла: утопические путешествия через водораздел Южной Америки , Лондон: Verso, стр. 161-163.
  23. ^ Шолль, стр. 23, 451, 472-496.
  24. ^ Бог, с. 180
  25. ^ Сэнь, стр. 92-94
  26. ^ Готт, стр. 180-182; Сэнь, стр. 92–94, 220–22; 236; Лангер, с. 44
  27. ^ Комбе, с. 223
  28. ^ Лангер, стр. 45--47
  29. ^ Лангер, стр. 41-47
  30. ^ Длиннее, 50
  31. ^ Лангер, стр. 48-49, 60, 114-117
  32. ^ Лангер, стр. 186-195
  33. Уртадо Гусман, Эмилио, «Apiaguaiqui Tumpa» http://www.biblioteca.org.ar/libros/153112.pdf , по состоянию на 23 октября 2016 г.
  34. ^ Лангер, стр. 256, 266, 281-282
  35. ^ Хорошо, с. xi
  36. ^ Джеймс, Дэниел (2001), Че Гевара , Cooper Square Press, стр. 224
  37. Аткинсон, Дэвид, «По следам Че Гевары». Архивировано 25 октября 2016 г. в Wayback Machine. [ ISBN отсутствует ]
  38. ^ Межамериканская комиссия по правам человека, «Народ гуарани и положение пленных общин в боливийском Чако», стр. 1–2, http://www.cidh.org/countryrep/ComunidadesCautivas.eng/Chap. Iv.htm , по состоянию на 24 октября 2016 г.
  39. ^ Межамериканская комиссия по правам человека, стр. 3, 17.
  40. ^ Комб, Изабель (2014), Куруюки, Кочабамба: ИЛАМИС.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c052b5dc8d363531aac5187afc155c41__1719583560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/41/c052b5dc8d363531aac5187afc155c41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ava Guaraní people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)