Люди Ава Гуарани

Ава -гуарани — коренные народы, ранее известные как чиригуано или индейцы чиригуано, которые говорят на языках ава-гуарани и восточноболивийских языках гуарани . Известные своим воинственным характером, чиригуано сохраняли свои земли в предгорьях Анд на юго-востоке Боливии с 16 по 19 века, отбиваясь сначала от Империи инков , позже от Испанской империи и, еще позже, от независимой Боливии . Чиригуано были окончательно покорены в 1892 году.
Исторические чиригуано почти исчезли из общественного сознания после своего поражения в 1892 году, но возродились, начиная с 1970-х годов. В 21 веке потомки чиригуано называют себя гуарани , что связывает их с миллионами носителей диалектов и языков гуарани в Парагвае , Аргентине и Бразилии . [ 1 ]
Перепись 2001 года насчитала 81 011 гуарани, в основном чиригуано, старше 15 лет, проживающих в Боливии. [ 2 ] Перепись 2010 года насчитала 18 000 ава гуарани в Аргентине. [ 3 ] На восточно-боливийском языке гуарани говорили 33 000 человек в Боливии , 15 000 в Аргентине и несколько сотен в Парагвае . [ 4 ]
Происхождение названия и народа
[ редактировать ]
Общим названием восточно-боливийских гуарани с 16-го века были вариации имени «Чирихуано», слова происхождения кечуа , которое относилось к странствующим врачам или продавцам лекарств ( курандерос ) из боливийской провинции Ларекаха , называемой также Коллахуаяс , Юнгеньос. и Чарасанис . [ 5 ] [ 6 ] Поскольку « чири » на языке кечуа означает «холод», слово чириуано интерпретируется с уничижительным значением «люди, которые умирают от замерзания». [ 7 ] В конце 16 века термин кечуа был преобразован в чиригуано. Хотя чиригуанос обычно относится к народам, говорящим на языке гуарани, в восточной Боливии, испанцы иногда применяли этот термин ко всем народам гуарани и другим равнинным народам, говорящим на языках, не говорящих на гуарани, живущим в восточных Андах и регионе Гран-Чако . [ 8 ]
Чиригуано называли себя «ава», что означает люди. Археологи полагают, что народ гуарани возник в центральной части тропических лесов Амазонки и мигрировал на юг в неопределенную дату. Столь же неопределенна дата их прибытия в восточную Боливию. Исторические Чиргуано представляли собой синтез Чане и Гуарани. Чирогуано мигрировали из Парагвая в Боливию в начале 16 века, поглощая, ассимилируя и порабощая шане. [ 9 ]
Некоторые народы ава-гуарани, возможно, все еще мигрировали в восточные Анды во время испанского завоевания в 1530-х годах, возможно, привлеченные богатствами инков и испанцев и в поисках мифической земли «Кандире», «земли без зло», богатый золотом и другими богатствами. [ 10 ]
Культура
[ редактировать ]Чиригуано занимали предгорья между высокими Андами и Альтиплано и плоскими равнинами Гран-Чако , живя в основном на высоте от 1000 метров (3300 футов) до 2000 метров (6600 футов). [ 11 ] Климат субтропический, а осадков в сезон дождей достаточно для выращивания сельскохозяйственных культур. Для региона характерны крутые хребты и глубокие речные долины, что затрудняет доступ и сообщение. Чиригуано никогда не были объединены как народ в единую политическую единицу, а вместо этого действовали на уровне деревни и образовывали слабоорганизованные региональные коалиции, возглавляемые верховным вождем, или тубича рубича ( капитан-гранде по-испански). [ 12 ]
У Чиригуано был воинственный дух, они сражались как между собой, так и с чужаками. Они говорили, что являются «людьми без хозяев» и считают себя выше других народов, которых они называли «тапуа» или рабами. [ 13 ] Испанцы описывали их в самых неблагоприятных выражениях: без религии и правительства, посвященные войне и каннибализму, обнаженные и беспорядочные в половой жизни. Этот перечень преступлений, в глазах испанцев, оправдывал начало войны «огнем и кровью» против чиригуано и их порабощение. [ 14 ]
Чиригуано приобрели лошадей и ружья у испанцев, но предпочитали сражаться пешком и с использованием лука и стрел . Испанцы, напротив, предпочитали сражаться верхом и с оружием, хотя на протяжении большей части истории на границе не хватало оружия. Чиригуано были земледельцами, выращивавшими кукурузу и другие культуры. Первоначально они жили в очень больших длинных домах в деревнях, но, вероятно, для обороны, стали жить в небольших рассредоточенных поселениях из отдельных домов. [ 15 ]
До XIX века чиригуано оказывались невосприимчивыми к попыткам миссионеров обратить их в христианство. В миссии иезуитов в 1767 году было всего 268 новообращенных чиригуано по сравнению с десятками тысяч иезуитов, обращенных на восток, в Парагвае, среди других народов, говорящих на гуарани. [ 16 ]
Ранние войны против инков и испанцев
[ редактировать ]По оценкам испанцев, количество воинов чиригуано в период с 1558 по 1623 год колеблется от 500 до 4000 человек. [ 17 ] Несмотря на эпидемии европейских болезней, популяция Чиригуано, вероятно, отчасти из-за присоединения Чане, в конце 18 века выросла до более чем 100 000 человек. [ 18 ]
Масштабные набеги чиригуано на инков начались в 1520-х годах. Инки основали оборонительные поселения, в том числе места нынешних археологических раскопок Оронкота и Самайпата , чтобы отразить нападение чиригуано. [ 19 ] Испанцы были обеспокоены набегами чиригуано в 1540-х годах, поскольку они угрожали коренным (индейцам) рабочим богатых серебряных рудников в Потоси и прилегающих районах. Испанцы также хотели установить связи между своими поселениями в Андах и Парагвае. В 1564 году под предводительством Витапуэ кригуано разрушили два испанских поселения в восточной Боливии, и началась всеобщая война между испанцами и чиригуано. [ 20 ] В 1574 году вице-король Перу Франсиско де Толедо возглавил крупное и безуспешное вторжение на территорию Чиригуано, а в 1584 году испанцы объявили «войну огня и крови» против Чиригуано. [ 21 ] В 1594 году чиригуано вынудили покинуть испанское поселение Санта-Крус и переместить его на нынешнее место города Санта-Крус-де-ла-Сьерра . Некоторые из поселенцев покинули этот район, спустились по реке Амазонке к ее устью и вернулись в Испанию. [ 22 ]
Испанцы в начале 17 века следовали политике попыток заселить предгорья Анд, где жили чиригуано, и основали три основных центра в качестве пограничной обороны: Санта-Крус-де-ла-Сьерра , Томина , в 80 километрах (50 миль) к востоку от Сукре ) и Тариха . Однако примерно к 1620 году испанцы отказались от амбициозных попыток продвинуть границу. Записи о следующих 100 годах отсутствуют, но, судя по всему, это был период относительного мира, когда испанцы и их союзники из числа коренных народов жили в непростом сосуществовании с чиригуано, хотя и перемежались взаимными набегами друг на друга. [ 23 ]
Иезуиты . , добившиеся успеха в своих миссионерских предприятиях в Парагвае, попытались христианизировать чиригуано еще в 1630-х годах, но без особого успеха [ 24 ]
18 век
[ редактировать ]То, что историк Тьерри Сэнь назвал «Всеобщим восстанием» чиригуано, началось в 1727 году. Основными причинами восстания была испанская колонизация территорий вблизи Тарихи, возглавляемая иезуитами, доминиканцами и францисканскими миссионерами, а также испанскими скотоводами, жаждавшими богатых пастбищ. земли предгорий Анд. Искрой, которая зажгла войну, стало наказание миссионеров- неофитов Чиригуано в иезуитских и доминиканских миссиях, особенно Хуана Баутисты Арумы, который стал одним из трех главных лидеров восстания. Однако во время войны чиригуано не были едины. Их лидеры придерживались разных стратегий, и некоторые чиригуано не присоединились к восстанию. [ 25 ]
В октябре 1727 года при содействии народов тоба и мокови чиригуано атаковали армией численностью 7000 человек, разрушив христианские миссии и испанские ранчо к востоку от Тарихи, убив более 200 испанцев и взяв в плен множество женщин и детей. В марте 1728 года они напали на Монтеагудо (тогда называвшийся Соусами), сожгли церковь и взяли в плен 80 испанцев. Испанцы контратаковали из Санта-Крус в июле 1728 года с армией из 1200 испанцев и 200 лучников Чикитано, набранных из иезуитских миссий Чикитос в восточной Боливии. Испанская армия разрушила множество деревень Чиригуано, убила более 200 человек и взяла в плен более 1000 человек. Нарушив перемирие для переговоров об обмене пленными, испанцы захватили 62 лидера Чиригуано, включая Аруму, и поработили их на серебряных рудниках. Испанские экспедиции на территорию Чиригуано в 1729 и 1731 годах были менее успешными. В 1735 году чиригуано осадили Санта-Крус, но осада была прорвана 340 воинами чикитано, посланными из миссий иезуитов. В том же году Чиригуано уничтожили две восстановленные миссии иезуитов возле Тарихи. Чиригуано интегрировали некоторых своих пленников в свое общество; другие с обеих сторон были освобождены или выкуплены, при этом рабство было обычной судьбой испанских пленников, особенно женщин и детей. [ 26 ]
После Всеобщего восстания дополнительные войны в 18 веке между чиригуано и испанцами произошли в 1750 году и с 1793 по 1799 год. [ 27 ] Войны между испанцами и Чиригуано в основном представляли собой конфликты из-за ресурсов. Чиригуано были фермерами, выращивавшими кукурузу; поселенцы -испанцы и метисы, вторгавшиеся на территорию Чиригуано или проживавшие на ней, были владельцами ранчо, разводившими крупный рогатый скот. Владельцы ранчо и их скот разрушили поселения Чиригуано и кукурузные поля, а Чиригуано убивали скот и часто владельцев ранчо. [ 28 ]
19 век
[ редактировать ]По словам ученого Эрика Лангера, чиригуано господствовали на приграничных территориях Анд до 1860-х годов. Испаноязычные общины, называемые креольскими или «карай», поскольку большинство людей имели смешанное испанско-индийское происхождение, выжили, отдавая дань уважения местным группам чиригуано. Однако урожай кукурузы Чиригуано не удался во время засухи с 1839 по 1841 год, и Чиригуано стали чаще нападать на стада крупного рогатого скота, поедая скот и убивая его, чтобы остановить продвижение латиноамериканских владельцев ранчо. Поскольку спрос на мясо в остальной части Боливии увеличился, давление на чиригуано со стороны владельцев ранчо и солдат стало более сильным. Кроме того, похоже, что после 18 века численность чиригуано сократилась. [ 29 ]
«Самым важным фактором потери независимости Чиригуано было восстановление францисканских миссий», начавшееся в 1845 году. [ 30 ] После более чем двух столетий неудач христианские миссии добились определенного успеха среди чиригуано. Причины этого успеха, по-видимому, заключались в том, что многие чиригуано обращались к миссиям за защитой от внутренних споров и конфликтов с креольскими владельцами ранчо и поселенцами, правительством Боливии и другими индейскими народами. Миссии и правительство Боливии извлекли выгоду из труда миссии Чиригуано, а также завербовали многих из них в качестве солдат против независимых Чиригуано и других индейцев. Численность и независимость чиригуано также снизились, начиная с 1850-х годов, когда многие из них начали мигрировать в Аргентину для работы на сахарных плантациях. К 1860-м годам правительство Боливии заняло более агрессивную позицию против чиригуано, предоставив владельцам ранчо на их территории крупные земельные наделы. Открытые массовые убийства Чиригуано стали более частыми. Бойцов Чиригуано регулярно казнили в плену, а женщин и детей продавали в рабство. [ 31 ]
Чиригуано предприняли две последние попытки сохранить свою независимость: войну Уакайя 1874—1877 годов, в которой мятежные чиригуано потерпели поражение, и восстание 1892 года. Восстание 1892 года вспыхнуло в январе при миссии Санта-Роза-де- Куэво . Ее возглавил 28-летний мужчина по имени Чапиагуасу, который называл себя Апиагуаики Тумпа (евнух Божий) и говорил, что его послали на землю, чтобы спасти Чиригуано от христианства и францисканских миссионеров. С армией в 1300 чиригуано Апиагуаики возглавил неудачную атаку на миссию 21 января. 28 января креолы возглавили контратаку с участием 50 солдат, 140 креольских ополченцев и 1500 дружественных индейцев, вооруженных луками и стрелами. В битве при Куруюки креольская армия убила более 600 чиригуано, собственные потери составили всего четверо убитых, все индейцы. После битвы креольская армия убила сдавшихся Чиригуано и продала женщин и детей в рабство. 2000 чиригуано, проживающих в миссии Санта-Роза-де-Куэво, в основном поддерживали креольскую армию. [ 32 ]
Позже Апиагуаики был схвачен, а 29 марта 1892 года подвергнут пыткам и казнен боливийскими властями. [ 33 ] Возглавляемое им движение было похоже на другие современные милленаристские движения по всему миру, такие как « Танец призраков» в Соединенных Штатах и Боксерское восстание в Китае.
20 и 21 века
[ редактировать ]Влияние францисканских миссий снизилось в течение 20 века. Лидер чиригуано по имени Убальдино Кандейе, его жена Октавия и родственники переехали в Ла-Пас в 1930 году и заявили, что чиригуано имеют права как граждане Боливии. Кандай выступал за то, чтобы чиригуано вернули себе земли миссий. Однако война в Чако (1932–1935) привела к лишению собственности большей части оставшихся земель, принадлежавших миссиям и чиригуано. Чиригуано в основном превратились в безземельных рабочих-мигрантов, многие из которых проживают в Аргентине. Миссии были окончательно распущены в 1949 году. [ 34 ]
Коммунистический революционер Эрнесто «Че» Гевара пытался разжечь революцию среди чиригуано, когда был схвачен и казнен боливийскими солдатами 9 октября 1967 года. [ 35 ] Гевара и его кубинские последователи изучали кечуа, чтобы общаться с боливийскими крестьянами, но чиригуано говорили на гуарани . [ 36 ] В 2005 году, чтобы привлечь туристов, гуарани создали «Тропу Че Гевары», которая простирается на 300 километров (190 миль) через территорию, на которой действовал Гевара и его мини-армия. [ 37 ]
Жители Восточной Боливии, или ава-гуарани, как их все чаще называют, а не чиригуано (имеющее уничижительное происхождение), участвуют в Ассамблее народа гуарани , основанной в 1987 году, общенациональной организации, представляющей народ гуарани в нескольких странах мира. которым они живут. Гуарани также представлены в Конфедерации коренных народов Боливии . Их цель — вернуть часть земель своих предков и способствовать экономическому развитию, образованию и здоровью среди своего народа. [ 38 ]
Расследование, проведенное в 2009 году Межамериканской комиссией по правам человека, показало, что 600 семей гуарани в Боливии продолжают жить в условиях «долговой кабалы и принудительного труда, которые представляют собой практику, представляющую собой современные формы рабства». [ 39 ]
Фотографии Эрланда Норденшельда
[ редактировать ]-
Вождь Мандепора (Мандепонай). Перед ним кастрюля с кукурузной мукой. Фото: Э. Норденшельд 1908–1909 гг.
-
Хижина и склад. Фото: Э. Норденшельд 1913–1914 гг.
-
Сцена из деревни Чиригуано. Фото: Э. Норденшельд 1908–1909 гг.
-
Интерьер хижины Чиригуано, Юмбия, река Пилькомайо. Фото: E. Северные острова 1913-1
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Комбес, Изабель (2005), «Битвы при Куруюки. Вариации на тему поражения Чиригуаны», Bulletin de l'Institut d'Etudes Andines , Vol 34, No. 2, p. 221, 230-231
- ^ Межамериканская комиссия по правам человека, «Народ гуарани и положение пленных общин в боливийском Чако», стр. 1–2, http://www.cidh.org/countryrep/ComunidadesCautivas.eng/Chap. Iv.htm , по состоянию на 24 октября 2016 г.
- ^ «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: коренные народы: Северо-Западный регион Аргентины: серия DN». тот 1" (PDF) (на испанском языке). INDEC. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2016 года . Проверено 5 декабря 2015 года .
- ^ Восточно-боливийские гуарани в этнологии
- ^ Клементс Маркхэм (1864), «Коллауаяс, Чириуанос», Вклад в грамматику и словарь кечуа , стр. 86, 112.
- ^ Клементс Маркхэм (1862), Путешествия по Перу и Индии , стр. 247–248.
- ^ Альконини, Соня (2004), «Юго-восточная граница инков против чиригуано: структура и динамика пограничных территорий империи инков», Latin American Antiquity , Vol. 15, № 4, с. 394. Скачано с JSTOR .
- ^ Шолль, Джонатан (2015), «На границах империи: инки, испанцы и ава-гуарани (чиригуаны) на границе Чарка-Чиригуана, юго-восточные Анды (1450-1620-е годы)», Диссертация, Университет Флориды, стр. .12, 78-85
- ^ Альконини, Соня (2016), Юго-восточные границы инков: границы и взаимодействия , Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, стр. 26-34. Скачано из проекта MUSE .
- ^ Альконини (2004), с. 395
- ^ Google Земля
- ^ Лангер, Эрик Д. (2009), В ожидании груш от вяза, Дарем: Duke University Press, стр. 13, 290
- ^ Шолль, стр. 50, 53.
- ^ Шолль, стр. 50-51.
- ^ Лангер, стр. 14-15.
- ^ Лангер, стр. 16.
- ^ Сень, Тьерри, под редакцией Изабель Комбес (nd), Historia del Pueblo Chiriguano , Лима: Institution Frances de Estudios Andinas, стр. 73
- ^ Лангер, стр. 15-16
- ^ «Фуэрте-де-Самайпата — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» https://whc.unesco.org/en/list/883 . По состоянию на 23 сентября 2016 г.; Парсинен, Мартти, Суриайнен, Ари и Корписаари, Антти, «Западная Амазония-Амазония Озидентал», стр. 32. 45-53. https://www.academia.edu/7322394/Fortifications_Related_to_the_Inca_Expansion , по состоянию на 24 сентября 2016 г.
- ^ Шолль, стр. 18, 259.
- ^ Кровотечение, с. 193
- ^ Готт, Ричард (1993), Земля без зла: утопические путешествия через водораздел Южной Америки , Лондон: Verso, стр. 161-163.
- ^ Шолль, стр. 23, 451, 472-496.
- ^ Бог, с. 180
- ^ Сэнь, стр. 92-94
- ^ Готт, стр. 180-182; Сэнь, стр. 92–94, 220–22; 236; Лангер, с. 44
- ^ Комбе, с. 223
- ^ Лангер, стр. 45--47
- ^ Лангер, стр. 41-47
- ^ Длиннее, 50
- ^ Лангер, стр. 48-49, 60, 114-117
- ^ Лангер, стр. 186-195
- ↑ Уртадо Гусман, Эмилио, «Apiaguaiqui Tumpa» http://www.biblioteca.org.ar/libros/153112.pdf , по состоянию на 23 октября 2016 г.
- ^ Лангер, стр. 256, 266, 281-282
- ^ Хорошо, с. xi
- ^ Джеймс, Дэниел (2001), Че Гевара , Cooper Square Press, стр. 224
- ↑ Аткинсон, Дэвид, «По следам Че Гевары». Архивировано 25 октября 2016 г. в Wayback Machine. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Межамериканская комиссия по правам человека, «Народ гуарани и положение пленных общин в боливийском Чако», стр. 1–2, http://www.cidh.org/countryrep/ComunidadesCautivas.eng/Chap. Iv.htm , по состоянию на 24 октября 2016 г.
- ^ Межамериканская комиссия по правам человека, стр. 3, 17.
- ^ Комб, Изабель (2014), Куруюки, Кочабамба: ИЛАМИС.