Религия черноногих
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2013 г. ) |
Черноногие — племя коренных американцев , которые в настоящее время проживают в Монтане и Альберте . Они жили к северо-западу от Великих озер и приехали, чтобы участвовать в культуре равнинных индейцев .
Космология
[ редактировать ]В мифологии индейцев черноногих в сверхъестественном мире доминирует Солнце. Некоторые антропологи приравнивают Солнце (Нах-тоо-си; Сверхмощное или Святость) к Творцу (Апистотоке). [1] Говорят, что Создатель создал землю и все во вселенной. [2] На-тоо-си иногда олицетворяется мистическим Напи, или Стариком. Говорят, что Напи был послан Нах-ту-си, чтобы научить людей жить безгрешной жизнью, как он и его жена, Ксах-кум-ауки, Женщина-Земля. А-пи-су'-ахц (жаворонок) был единственным выжившим ребенком Солнца и Луны после того, как остальные были атакованы и убиты пеликанами. [3] Говорят, что Напи подарил черноногим видения и, как следствие, музыку черноногих .
Числа четыре и семь, стороны света, шесть основных точек и центр играют важную роль в мифологии черноногих. Считается, что связь между сверхъестественным миром и черноногими происходит посредством видений духов-хранителей, во время которых могут передаваться песни и церемонии, например, связки с лекарствами. Физический мир рассматривается как лишь проблеск духовного измерения, которое на самом деле является истинной реальностью. [4] Блэкфуты называют себя «Настоящими людьми». [5] по сравнению со всеми, кто не обладает способностью общаться с духовным миром, как члены племени черноногих.
Церемонии включают в себя « Танец Солнца» , который черноногие на английском языке называют «Медицинской ложей», [6] в котором будут приноситься жертвы Солнцу. Согласно легенде, церемония Танца Солнца началась, когда человеческая женщина по имени Женщина-Перо влюбилась в Утреннюю Звезду, дитя Солнца и Луны. Собрав священную репу, она и ее полубожественный сын были изгнаны из Небесной страны, и в конце концов она умерла, оставив сиротой своего сына Пойю (Лицо со шрамом). В конце концов он возвращается в Небесную Страну, и, поскольку его бабушка и дедушка, Солнце и Луна, проявили к нему милосердие, он оказал им честь, исполняя Танец Солнца один раз в год. [7] Эти жертвы варьировались от принесения пота, [8] например, мужчины из племени срывали веревки, привязанные к их коже, в качестве жертвы Солнцу. [9] Ложа Медицины потребовала бы от черноногих пообещать принести в жертву Солнцу в течение года после того, как они попросят защиты от войны или для членов семьи, или после молитвы за здоровье племени. [10]
Другие божества и духи
[ редактировать ]Есть три подраздела, в которые второстепенные божества (и/или персонификации природы и животных) помещены: Надземные люди, Наземные люди и Подводные люди. Таким божествам, как Громовержец, Создатель ветра и Создатель холода, поклонялись, чтобы они могли влиять на определенные изменения в природе, например вызывать дождь и останавливать бури. [11]
Амскапипикуни считается изобретателем табака и первым во время войны совершил убийство осиновой палкой.
Считается, что Ста -ау — это разновидность призраков, особенно призраков жестоких мужчин и женщин. Сообщается, что большинство умерших проживают в определенных частях холмов, но Ста-ау, как говорят, слоняются вокруг лагерей. Считается, что они приносят несчастье и вред живым людям, особенно по утрам.
Танец Буйвола
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что одним из основных источников пищи, в которой нуждались черноногие, был американский бизон , в просторечии называемый «буйволом» и иинии ; пл. iinííksi на языке черноногих . Танец Буйвола напоминает об этой уверенности. [12]
Типичный метод охоты заключался в том, чтобы сгнать стадо со скалы и забить его после того, как оно умерло на дне. [13]
В ночь перед охотой шаман торжественно курил табак и молился солнцу . Его женам не разрешалось выходить из дома и даже выглядывать наружу, пока он не вернулся; они должны были молиться солнцу и постоянно жечь сладкую траву . Постящийся и одетый в головной убор бизона, шаман вел группу людей во главе V-образного строя. Он привлек внимание стада и подвел его к обрыву; затем их напугали другие мужчины, спрятавшиеся за ними, которые махали своими одеждами и кричали. Бизон сбежал со скалы и погиб на камнях внизу.
По легенде, в какой-то момент бизон отказался прыгать со скалы. Женщина, идущая под скалой, увидела прямо на краю стадо и поклялась выйти замуж за того, кто спрыгнул вниз. Один так и сделал и выжил, превратившись во множество мертвых буйволов у подножия скалы. Люди женщины съели мясо, и молодая женщина ушла с буйволом. Ее отец отправился на ее поиски. Когда он остановился отдохнуть, он велел сороке найти его дочь и сказать ей, где он находится. Сорока нашла женщину и рассказала ей, где находится ее отец. Женщина встретила своего отца, но отказалась идти домой, испугавшись, что бизон убьет ее и ее отца; она сказала подождать, пока они все уснут и некоторое время не будут скучать по ней. Когда она вернулась к зубру, ее муж учуял другого человека и, собрав свое стадо, нашел отца и затоптал его насмерть. Женщина плакала, а ее муж сказал, что если она сможет вернуть отца к жизни, они оба смогут вернуться в свое племя. Женщина попросила сороку найти часть тела ее отца; он нашел кусок своего позвоночника. Женщина накрыла кость своим халатом и запела песню. Она добилась успеха, и ее отец перевоплотился. Впечатленный, муж женщины научил их танцу, который привлек бы бизона и обеспечил успех на охоте, а также вернул бы к жизни мертвого бизона, так же, как женщина вернула к жизни своего отца. Отец и дочь вернулись в свое племя и обучали небольшую группу мужчин, впоследствии известную как И-кун-ух-ках-ци («все соотечественники»), танцы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Натоси, Черноногий Бог Солнца (Натос, Нотос)» . Native-Languages.Org, 2015 г., http://www.native-languages.org/natosi.htm . По состоянию на 3 апреля 2019 г.
- ^ «Творение». Blackfootcrossing.Ca, 2018 г., автор: Исторический парк Блэкфут-Кроссинг http://www.blackfootcrossing.ca/creation.html . По состоянию на 3 апреля 2019 г.
- ^ Саттлер, Ричард А.; Ховард, Джеймс Х. (1985). «Семинолы Оклахомы: лекарства, магия и религия» . Этноистория . 32 (4): 403. дои : 10.2307/481914 . ISSN 0014-1801 .
- ^ Лапьер, Розалин Р. (1 сентября 2017 г.). Невидимая реальность . УНП – Небраска. ISBN 978-1-4962-0240-6 .
- ^ Локенсгард, Кеннет Х. (2014), «Нация черноногих» , Энциклопедия психологии и религии , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 184–188 , получено 10 ноября 2021 г.
- ^ Блок, Майкл Д. «Черноногие». Энциклопедия истории коренных американцев, Том 1 , Факты в файле, 2011. История американских индейцев , online.infobase.com/Auth/Index?aid=14233&itemid=WE43&articleId=359288. По состоянию на 7 октября 2021 г.
- ^ Спенс, Льюис (1915). «Мифы и легенды североамериканских индейцев» . Журнал расового развития . 6 (1): 107. дои : 10.2307/29738110 . hdl : 2027/uiug.30112052589550 . ISSN 1068-3380 .
- ^ Локенсгард, Кеннет Х. (2014), «Нация черноногих» , Энциклопедия психологии и религии , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 184–188 , получено 10 ноября 2021 г.
- ^ Остлер, Джеффри (2 марта 2015 г.), «Геноцид и история американских индейцев» , Оксфордская исследовательская энциклопедия американской истории , Oxford University Press , получено 10 ноября 2021 г.
- ^ Крукс, Алан Ф. (1966). «Сказки домика Блэкфут: история жителей прерий Джорджа Берда Гриннелла» . Западноамериканская литература . 1 (1): 68–69. дои : 10.1353/wal.1966.0018 . ISSN 1948-7142 .
- ^ Крукс, Алан Ф. (1966). «Сказки домика Блэкфут: история жителей прерий Джорджа Берда Гриннелла» . Западноамериканская литература . 1 (1): 68–69. дои : 10.1353/wal.1966.0018 . ISSN 1948-7142 .
- ^ Indiandancing.weebly.com. (2019). Танец равнинных индейских буйволов – танцы коренных американцев. [онлайн] Доступно по адресу: https://indiandancing.weebly.com/plains-indian-buffalo-dance.html [Проверено 3 апреля 2019 г.].
- ^ Западный центр Буффало Билла. (2019). Музей равнинной Индии: Буйволы и люди - Охота. [онлайн] Доступно по адресу: https://centerofthewest.org/exhibit/pim-buffalo/ [Проверено 4 апреля 2019 г.].
Библиография
[ редактировать ]- Неттл, Бруно (1989). Музыкальная мысль черноногих: сравнительные перспективы. Огайо: Издательство Кентского государственного университета. ISBN 0-87338-370-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цифровая библиотека Блэкфут https://web.archive.org/web/20110621010914/http://www.blackfootdigitallibrary.org/