Jump to content

Роберт Арбриссельский


Роберт Арбриссельский
Рожденный 1045
Арбриссель (недалеко от Ретье , Бретань )
Умер 1116
Orsan Priory , Cher
Почитается в Католическая церковь
Главный храм Аббатство Фонтевро
Праздник 25 февраля

Робер Арбриссельский ( ок. 1045–1116) был странствующим проповедником и основателем аббатства Фонтевро . Он родился в Арбриселе (недалеко от Ретье , Бретань ) и умер в монастыре Орсан в нынешнем департаменте Шер .

Источники

[ редактировать ]

О жизни Роберта в первую очередь известно из двух биографий ( vitae ), а также из ряда писем других поклонников и критиков. Первое житие было написано Бодри Доль , епископом Доль-ан-Бретань (ранее настоятелем монастыря Сен-Пьер де Бургей ), вскоре после смерти Роберта в 1116 году и, вероятно, было заказано Петрониллой . Второе жизнеописание , Vita Altera , было написано неким Андреасом, возможно, капелланом Роберта и главой мужского монастыря Фонтевро Сен-Жан, и больше сосредоточено на последних шести месяцах жизни Роберта. [1] Хотя предполагалось, что Андреас также был заказан Петрониллой. [2] другие предположили, что Андреас написал от его имени для сообщества. [3] Поскольку оба автора знали Роберта лично, вполне вероятно, что события, описанные в этих биографиях, являются более историческими, чем обычно можно предположить в этом типе средневекового жанра.

Биография

[ редактировать ]

Молодость, учеба в Париже и возвращение в Бретань.

[ редактировать ]

Роберт родился около 1045 года в Арбрисселе в Бретани, в семье Домалиоха и Оргенде. [4] Его отец был приходским священником. Женатые священники не были редкостью до григорианской реформы . Вероятно, он сменил своего отца на посту священника прихода. Стремясь улучшить свое образование, он отправился в Париж , где провел несколько лет в учебе. [2] возможно, при Ансельме Лаонском , а затем проявил значительные богословские познания. Дата и место его рукоположения неизвестны. [5] Незадолго до 1076 года Роберт вернулся в свой приход и поддержал избрание дворянина Сильвестра де ла Герша епископом Ренна . Выборы были симоническими , то есть Сильвестр, «который описывался как неграмотный, владеющий мечом и никогда не рукоположенный в священники», [2] купился в офис. Сильвестр проявил себя как негодный пастырь во времена растущей духовности и реформаторского рвения и, таким образом, столкнулся с сильным сопротивлением со стороны реформаторского движения. В 1078 году совет реформ, в который входил папский легат Григория VII, сверг Сильвестра, изгнав его с должности, а также его сторонников, включая Роберта. [4]

Северо-Западная Франция в середине 11 века.

Роберт возобновил учебу в Париже, посвятив себя изучению религии, а также, вероятно, диалектики и риторики, как можно было предположить из его более поздних харизматических проповедей. [4] Он провел около десяти лет в Париже, где, вероятно, принял идеалы церковных реформаторов, а также свои идеалы отшельнического аскетизма .

В 1089 году Роберт был отозван епископом Сильвестром, который тем временем также подхватил идеалы григорианской реформы, ставшие популярными во всей Франции. [6] В течение следующих четырех лет Роберт будет служить протоиереем Сильвестра, эффективно управляя Реннской епархией и воплощая в жизнь идеалы религиозной жизни, в которых он жил и учился в Париже. Епископ Сильвестр попытался с помощью Роберта провести реформу безбрачия и освободить церкви от влияния дворян, но это вызвало антагонизм в Бретани, особенно среди местного духовенства. [6] После смерти Сильвестра около 1093 года Роберт бежал в Анже . Здесь он возобновил обучение в местной соборной школе и познакомился с ее учителем Марбодием . [6] Помимо учебы, он еще более интенсивно обратился к аскетизму. [5]

Аббатство Ла Роу

Жизнь отшельника, странствующего проповедника и основателя Ла Роэ.

[ редактировать ]

В 1095 году он стал отшельником в лесу Краон (к юго-западу от Лаваля ), ведя жизнь сурового покаяния в компании Бернара Тиронского , впоследствии основателя Конгрегации Тирона , Виталиса , основателя аббатства Савиньи , и других. заслуживающее внимания. Его набожность, красноречие и аскетизм привлекли множество последователей, а слава о нем достигла Папы Урбана II во время его путешествия по Франции в 1095/96 году. Находясь в Гневе в феврале 1096 года, Урбан II вызвал к себе Роберта и в качестве испытания попросил его проповедовать при освящении церкви Святого Николая. [2] Роберт прошел и получил licentia praedicandi, лицензию на проповедь, что положило начало жизни Роберта как лицензированного странствующего проповедника . [7] [5] Эти странствующие проповедники, хотя зачастую и были на грани ереси, способствовали распространению идей реформаторского движения, а также знание церковного учения среди населения, и духовность стала массовым явлением впервые со времен ранней Церкви . [8]

Прежде чем Роберт смог последовать проповедническому призыву Урбана, ему нужно было успокоить последователей, которых он собрал в Краоне. Это привело к основанию монастыря Ла Роэ на земле, подаренной Рено I де Краоном. сообщество Основание было утверждено Папой Урбаном II вместе с большим количеством местных епископов и священнослужителей как регулярное каноников . Роберт останавливался во время строительства хижин для каноников и церкви, освященной в апреле 1097 года. [9] Бодри из Дола ничего не упоминает о составе первой группы последователей Роберта, но вполне вероятно, что в эту группу входили и женщины. Однако они не были частью Ла Роэ, а могли быть расселены в других женских общинах региона. [9] Участие Роберта, похоже, не вышло за рамки 1098 года, когда он в последний раз упоминается в уставе. [9] Роберт нашел покровителя в лице Хильдеберта , епископа Ле-Мана . [10]

Основание Фонтевро

[ редактировать ]

Теперь, свободный для участия в новом этапе жизни в качестве странствующего проповедника, Роберт отправился в путь, и его красноречие, усиленное его поразительно аскетичным внешним видом, повсюду собирало толпы. [11] Желающих принять монашеское государство под его руководством он отправил в Ла Роэ, но каноники возражали против количества и разнообразия претендентов. Его периодические антиклерикальные проповеди не щадили никого, что привело к критике его бывшего школьного учителя Марбо, ныне епископа Ренна, который обвинил его в упоминании преступлений «даже тех, кто занимал высокие посты». [11] обвинили его в том Кроме того, Марбод и аббат Джеффри Вандомский , что он спал в одной комнате с некоторыми из его последовательниц. [12] Более вероятно, что Роберт имитировал практику синесактизма , раннюю церковную практику, в которой религиозные мужчины и женщины жили вместе в форме целомудренного брака. [13]

Эти обвинения привели к тому, что Роберт был вызван на совет Пуатье в ноябре 1100 года, который два легата Папы Пасхалия II созвали ранее в том же году. К счастью для Роберта, было много священнослужителей, дружественно настроенных к его аскетизму, в том числе епископ Петр II Пуатье , самый влиятельный сторонник Роберта. [14] Таким образом, требования совета заключались в том, чтобы нерегулируемая жизнь смешанной гендерной группы Роберта стала упорядоченной и, что наиболее важно, они построили отдельные жилые помещения для мужчин и женщин. Кроме того, совет также определил место поселения, которое должно было находиться в епархиях Пуатье в приходе Руафф, церковью которого лично владел Петр II. [15] Робер также принял участие в решении собора об отлучении Филиппа I от Франции из-за его беззаконного союза с Бертрадой де Монфор , которая впоследствии стала монахиней в Фонтевро. [16]

Аббатство Фонтевро

привело к основанию двойного монастыря Фонтевро Это . Он назначил Эрсенду Шампанскую , родственницу герцога Бретонского, аббатисой, а Петрониллу, баронессу Шемильскую, коадьютрессой. Фонтрево следовал правилу св. Бенедикта . [17] Это место было выбрано удачно, поскольку оно обеспечивало защиту от церковных критиков Роберта, а также потому, что находилось между замками Шинон, Сомюр и Лаудон, от почти анархических и воинственных политических условий, преследовавших Анжу в то время. [18] Робер остался во время строительства аббатства, а затем снова отправился в путь, однако на этот раз он сохранил контакт и передал весь последующий фундамент под власть Фонтевро. [19]

Легенда о Роберте уже давно намекает на присутствие обращенных проституток, и действительно существуют значительные современные доказательства этого утверждения. Бальдрик из Дола пишет о присутствии среди учеников Роберта меретрисов – латинского слова, которое в то время обычно использовалось для обозначения проституток или, по крайней мере, морально распущенных женщин. Почти наверняка проститутки среди последователей Роберта подтверждаются текстом, обнаруженным в монастыре Во-де-Серне . В тексте Робер посещает бордель в Руане и говорит о грехе тамошним проституткам; в восторге они уходят с ним в пустыню. Роберт стремился «привлечь прелюбодеев и проституток к лекарству покаяния», говорится в тексте. История, которую она рассказывает, возможно, не совсем правдива с точки зрения фактов, но она повествует о той важной истине, что у Роберта были последователи-проститутки, поскольку она показывает, что такая история была в ходу в то время. Робер также посвятил один из домов своего аббатства Фонтевро Мария Магдалина .

Роберт Арбриссельский в ныне утраченном изображении гробницы в аббатстве Фонтевро.

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

Роберт продолжал свои миссионерские путешествия по всей Западной Франции до конца своей жизни, но об этом периоде мало что известно. Папа Паскаль II утвердил Орден Фонтевро в 1106 году, и при жизни Роберта количество ордена выросло до 5000. [16] В 1110 году он присутствовал на Нантском соборе . Знание о приближающейся смерти побудило его принять меры для обеспечения долговечности своего фонда в Фонтевро. Он наложил на своих монахов обет стабильности и созвал капитул (сентябрь 1116 г.), чтобы определить форму правления. Из Верхнего Брюйера , монастыря, основанного кающейся Бертрадой, он отправился в Орсан , другой монастырь Фонтевро, где и умер. Панегирик ему произнес его личный друг Леже, архиепископ Буржский . [20]

Почитание

[ редактировать ]

Обвинение Роберта Жоффруа Вандомского в крайней неосмотрительности в выборе исключительных аскетических практик (см. PL, CLVII, 182) было источником многочисленных споров в семнадцатом и восемнадцатом веках. Порождению этих слухов, возможно, способствовали и другие свидетельства эксцентричных действий Роберта и скандалов среди его разношерстных последователей. Фонтевристы сделали все возможное, чтобы дискредитировать нападки на своего основателя.

Обвинительные письма епископа Марбодия Реннского и Жоффруа Вандомского были без достаточных оснований объявлены подделками и рукописью. Письмо Пьера Сомюрского было уничтожено, вероятно, по наущению Жанны Батист де Бурбон, аббатисы Фонтевро. Эта внешняя дочь Генриха IV Французского обратилась к Папе Иннокентию X с просьбой о беатификации Роберта, ее просьбу поддержали Людовик XIV и Генриетта Английская . В действительности Роберт так и не был канонизирован , но был причислен к лику блаженных и поэтому почитается католической церковью как «Блаженный» и записан как таковой в текущем издании Римского мартиролога. В местах, где это разрешено, его могут отмечать 25 февраля.

Первоначальная редакция Правила Фонтевро больше не существует; единственное сохранившееся сочинение Роберта — это его увещевательное письмо Эрменгарде Бретонской . [21]

Наследие

[ редактировать ]

Роберт Арбриссельский, несомненно, подготовил волну основания монастырей в двенадцатом и тринадцатом веках. [1] Многие благородные женщины стали монахинями в аббатстве Фонтевро, и несколько членов анжуйской королевской семьи в аббатстве похоронены .

Жизнь Роберта и основание им аббатства, где монахи-мужчины подчинялись настоятельнице-женщине, на протяжении веков вызывали неоднократный интерес к его жизни со стороны историков и культурологов. [22] [23] Его изображали как протофеминиста, религиозного радикала, аскета или даже одного из первых борцов классовой борьбы с миссией изменить мировой порядок. [1]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Мюллер 2021 , с. 38.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Даларун, Жак. Роберт Арбриссельский: секс, грех и спасение в средние века , CUA Press, 2006 г. ISBN   9780813214399
  3. ^ Керр 1999 , с. 22.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Мюллер 2021 , с. 39.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Вебстер, Дуглас Рэймунд. «Роберт Арбриссельский». Католическая энциклопедия. Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 31 января 2015 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Мюллер 2021 , с. 40.
  7. ^ Мюллер 2021 , с. 41.
  8. ^ Мюллер 2021 , с. 42.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Мюллер 2021 , с. 43.
  10. ^ Кинцле, Беверли Мейн. Цистерцианцы, ересь и крестовый поход в Окситании, 1145–1229: Проповедь в винограднике Господнем , Boydell & Brewer, 2001, стр. 42 ISBN   9781903153000
  11. ^ Перейти обратно: а б Мюллер 2021 , с. 45.
  12. ^ Тайлер, Элизабет Мьюир. Англия в Европе: английские королевские женщины и литературный покровитель, ок. 1000–ок. 1150 , University of Toronto Press, 2017, стр. 247 ISBN   9781442640726
  13. ^ Эллиотт, Дайан. Духовный брак: сексуальное воздержание в средневековом браке
  14. ^ Мюллер 2021 , с. 46.
  15. ^ Мюллер 2021 , стр. 46–47.
  16. ^ Перейти обратно: а б Бойл О'Рейли, Элизабет (2022). Как Франция строила свои соборы: исследование двенадцатого и тринадцатого веков . ДигиКат. п. 294.
  17. ^ Батлер, Албан. «Б. Роберт Арбриссельский», «Жития святых» , том II, 1866 г.
  18. ^ Мюллер 2021 , с. 47.
  19. ^ Мюллер 2021 , с. 49.
  20. ^ Керр 1999 , с. 20.
  21. ^ ред. Петиньи в « Bib. de l'école des Chartes », 1854, V, iii; английский перевод этого письма доступен в Epistolae: Medieval Women's Latin Letters.
  22. ^ Керр 1999 , стр. 23–26.
  23. ^ Мюллер 2021 , стр. 37–38.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ffa31ca53b81963dc14ef7fc237c9f0__1720112880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/f0/6ffa31ca53b81963dc14ef7fc237c9f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robert of Arbrissel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)