Юзефув, Билгорайский уезд
Юзефув | |
---|---|
![]() Вид на Юзефув со стороны карьера. | |
Координаты: 50 ° 29' с.ш. 23 ° 3' в.д. / 50,483 ° с.ш. 23,050 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
воеводство | ![]() |
Графство | Билгорай |
Коммуна | Юзефув |
Правительство | |
• Мэр | Роман Дзиура ( Индиана ) |
Область | |
• Общий | 5,00 км 2 (1,93 квадратных миль) |
Высота | 220 м (720 футов) |
Население (2006) | |
• Общий | 2,450 |
• Плотность | 490/км 2 (1300/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 23-460 |
Автомобильные номера | ЛБЛ |
Веб-сайт | (архив) |
Юзефув ( Английский: [juˈzɛfuf] ; Украинский : Юзе́фув , латинизированный : Yuzéfuv ) также называемый Юзефув Билгорайский , Юзефув Ордынацкий и Юзефув Розточаньский , — город в Билгорайском повяте , Люблинское воеводство , Польша , с 2436 жителями (2006 г.). Он расположен на реке Непришка , в исторической Малой Польше , среди холмов Розточе и Сольской пущи . Расстояние до Билгорая составляет 24 км, до Замосца 30 км и до Люблина - 92 км. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Город основан в 1720-х годах на месте села Майдан-Непрыски. Юзефув принадлежал к роду Замойских , а его название дано в честь Томаша Юзефа Замойского , 5-го ордината поместья Замой ( Ordynacja zamojska ). В 1725 году Юзефув получил Магдебургские права с правом организовывать девять ярмарок в год. Город оставался в пределах поместья Замосць до 1939 года. Благодаря удобному расположению в центре поместья Юзефув быстро развивался, став местным ремесленным центром. Однако в конце 18 века, после раздела Польши , Юзефув оказался в составе контролируемой Россией Конгресса Польши (1815 г.), недалеко от границы с австрийской провинцией Галиция . Близость границы не помогла, поскольку правительства обеих империй не поддерживали международную торговлю на местном уровне. В 1864 году, после Январского восстания , российские власти лишили Юзефув устава города в наказание за помощь польским повстанцам. В то время число проживавших здесь евреев неуклонно росло, достигнув в 1905 году 72% населения.
Во Второй Польской республике Юзефув принадлежал Люблинскому воеводству (1919–39) . Деревня была бедной и отсталой, большинство домов были деревянными и не имели доступа к электричеству. Железнодорожной станции в нем не было, ближайшая находилась в 4 км, а население составляло ок. 2000. Первые части Вермахта вошли в Юзефув 17 сентября 1939 года после тяжелых боев с Варшавской бронетанковой моторизованной бригадой (см. Битва при Томашуве-Любельском ). Люфтваффе обстреляли Юзефув , разрушив его центр. 28 сентября 1939 года в рамках советского вторжения в Польшу был захвачен Красной Армией . Вскоре они ушли (см. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом ), оставив деревню частью Генерал-губернаторства нацистов . Это был важный центр польского сопротивления, в этом районе происходили многочисленные сражения и стычки (см. Замосцкое восстание ). 13 мая 1942 года немцы убили 100 местных евреев, а 13 июля еще около 1500 в ходе Юзефовской резни. 1 июня 1943 года Юзефув был частично разрушен из-за убийства двух Офицеры СС у польских партизан. В том же году была разрушена деревня Парсикувка, которая сейчас является районом Юзефова. Немецкие части отступили из села 24 июля 1944 года в ходе операции «Багратион» .
Юзефув вернул себе статус города в 1989 году. Сейчас город является популярным туристическим центром благодаря своему живописному расположению. Здесь есть синагога 19 века и приходская церковь 19 века с парком и кладбищем.
Юзефувская резня
[ редактировать ]

До резни Юзефув был типичной, относительно большой деревней в Восточной Польше, расположенной в двадцати милях к юго-востоку от Билгорая . [ 2 ] Здесь проживало большое еврейское население, насчитывавшее около 2800 евреев. [ 3 ] Значительный еврейский сектор возник с основанием города в начале 18 века. Традиционно город был довольно бедным и провинциальным, с большим населением ортодоксальных евреев.
Во время вторжения Германии и Советского Союза в Польшу в 1939 году Юзефув подвергся бомбардировке немецких люфтваффе и впоследствии на несколько дней был оккупирован сначала немецкой, а затем Красной Армией. Советская оккупация была недолгой, однако за это время город покинули около 1000 евреев, в основном те, у кого были средства и связи для переселения в другие районы, особенно в Советский Союз. [ 3 ] Этот район стал частью нацистского Генерал-губернаторства, а те, кто остался в Юзефове, продолжали жить относительно нормальной жизнью под управлением Еврейского комитета или юденрата . В 1941 году 1100 бедных евреев были переселены в Юзефув из Конина. В результате условия в и без того испытывающем трудности городе ухудшились. Растущему еврейскому населению не хватало еды и жилья, а игнорировать присутствие нацистов стало труднее. Также росли проблемы со здоровьем, поскольку Юзефув стал горячей точкой эпидемии тифа в Билгорайском уезде в 1941 и 1942 годах. [ 3 ] В городе не осталось врачей, которые могли бы лечить больных, и смерть от тифа была обычным явлением.
Юзефувскую резню устроили бойцы 101-го резервного полицейского батальона нацистской Германии под командованием майора Вильгельма Траппа («Паппа Трапп»). В батальоне было одиннадцать офицеров, пять администраторов и 486 человек. Военнослужащие 101-го полицейского батальона были не убежденными нацистами, а обычными немцами из Гамбурга и окрестностей. В основном это были протестанты-евангелисты, и большинство из них были пожилыми мужчинами с собственными женами и семьями. [ 4 ] Средний возраст в батальоне составлял тридцать девять лет, то есть большинство из них выросли и прожили жизнь до прихода Гитлера и нацизма. [ 5 ] Эти мужчины также были в основном представителями рабочего класса, докерами и водителями грузовиков, но некоторые принадлежали к низшему среднему классу или квалифицированным рабочим. Мало кто получил образование старше пятнадцати лет. Тот факт, что эти люди были всего лишь членами полицейских батальонов и не пошли добровольцами на службу в СС или гестапо, указывает на то, что они не были особенно ярыми сторонниками нацизма. К 1942 году только 25% были членами нацистской партии. [ 5 ]
12 июля, за день до того, как должна была произойти резня, майор Трапп передал приказ офицерам. Лейтенант запаса 1-й роты заявил, что не годится для выполнения этой задачи. Вместо этого его поручили перевозить евреев на работу в Люблин. [ 6 ] Где-то между полуночью и двумя часами ночи батальон отправился в Юзефув. [ 7 ] Когда они прибыли, майор Трапп отдал приказ о массовом уничтожении евреев деревни. Один свидетель вспоминал:
Он объявил, что в местности перед нами мы должны произвести массовое убийство путем расстрела, и ясно дал понять, что те, кого мы должны были расстрелять, были евреями. В своем обращении он призвал нас подумать о наших женщинах и детях на нашей родине, которым пришлось пережить воздушные бомбардировки. В частности, мы должны были иметь в виду, что в результате этих нападений погибает много женщин и детей. Размышление об этих фактах облегчит нам выполнение приказа во время предстоящей акции [убийства]. Майор Трапп заметил, что это действие совершенно не в его духе, но что он получил этот приказ от вышестоящего начальства. [ 8 ]
Неясно, было ли упоминание немецких женщин и детей призвано побудить или удержать мужчин от выполнения своих обязанностей. Тем не менее, Трапп затем потребовал, чтобы любой человек, который не чувствует себя готовым к этой задаче, вышел вперед. От десяти до двенадцати человек отказались от участия и были переведены на охрану или транспортировку. [ 8 ]
Сначала евреев выгнали из домов и собрали на рыночной площади. Любого еврея, который сопротивлялся, прятался или не мог добраться до рынка, приказывалось расстреливать на месте. [ 9 ] Около 10 утра всех молодых людей, признанных годными к работе, отделили и группу (около 400 человек) отправили на работы в Люблин. [ 8 ] Во время процесса отбора 1-я рота собралась полукругом вокруг доктора Шенфельдера, где врач батальона начал инструктировать солдат стрелять своим жертвам в затылок. Затем оставшихся евреев погрузили в грузовики и отвезли в ближайший лес. Каждый член расстрельной команды был в паре с евреем-мужчиной, женщиной или ребенком. Вместе члены 1-й роты и евреи вышли на поляну, и после приказа командира отделения были проведены казни. К полудню к 1-й роте присоединилась 2-я рота. [ 10 ] и к концу дня они убили от 1200 до 1500 евреев. [ 11 ] Батальон оставил трупы в лесу, и ответственность за их захоронение легла на мэра Юзефова. [ 10 ]
Монографии
[ редактировать ]Два историка подробно описали резню в Юзефуве в марте 1942 года: Кристофер Браунинг и Дэниел Гольдхаген .
В 1992 году Браунинг написал книгу « Обычные люди: 101-й резервный полицейский батальон и окончательное решение в Польше» , которая представляет собой расширенную работу его эссе «Один день в Юзефуве: начало массового убийства». Это эссе призвано доказать, что бойцы 101-го полицейского батальона не довели казнь из-за страха быть наказанными со стороны своего лидера, а совершили эти ужасные действия по собственной воле. Браунинг утверждает, что эти люди «определенно не были группой, тщательно отобранной на предмет их пригодности в качестве массовых убийц, и при этом они не прошли специальной подготовки и идеологической обработки для выполнения задачи, которая их ожидала». [ 12 ] Хотя им была предоставлена возможность не принимать участия, подавляющее большинство отряда смогли за один день расстрелять в общей сложности более тысячи еврейских мужчин, женщин и детей. «Как и любое другое подразделение, 101-й резервный полицейский батальон убивал евреев, которых им было приказано убить». [ 13 ]
Работа Браунинга опирается на немецкие документы, а не на получение показаний неевреев, живущих в районе Юзефува, или переживших резню. [ 14 ] Это не отвечает на вопрос, почему обычные люди были готовы убить так много невинных людей, если им не грозило наказание за неподчинение приказам, хотя он включает в себя некоторые показания офицеров, утверждающих, что они совершили эти действия, потому что были обеспокоены тем, чтобы выглядеть как трус и должен был помнить о своей карьере.
В книге Дэниела Гольдхагена « Готовые палачи Гитлера: обычные немцы и Холокост » Гольдхаген включает главу под названием «Полицейский батальон 101: мужские дела», в которой он подробно описывает события резни, давая показания офицеров батальона. Гольдхаген также не включает свидетельства нееврейских граждан, проживавших в этом районе в то время, или выживших. [ 15 ] Однако он уделяет больше внимания приказам майора Траппа, чем Браунинг, и утверждает, что очень эмоциональный Трапп якобы воскликнул: «Боже мой, почему я должен это делать». [ 16 ] Подробно описывая отдельные приказы и встречи, в которых участвовали Трапп и эти люди, Гольдхаген ясно показывает, что 101-й полицейский батальон был полностью осведомлен об обстоятельствах и жестокости ситуации, в которую они собирались вступить, и что у всех солдат в батальоне была такая возможность. не участвовать в убийстве. Далее он отводит большую часть главы, описывая способы проведения резни и явную жестокость убийств. «Палачи были ужасно запачканы кровью, мозговым веществом и осколками костей. Оно прилипло к их одежде». [ 17 ] Гольдхаген включает информацию о том, как мужчины отреагировали сразу после резни, а также об их настроениях в послевоенные годы. Многие мужчины быстро начали пить, чтобы заглушить свой ужас, в то время как другие спорили о том, кто убил больше всего евреев и как можно было убивать более эффективно. Гольдхаген доказывает, что, несмотря на то, что у них «имелась возможность освободиться от убийства, от ужасной, отвратительной обязанности, почти все они предпочли выполнить свои смертоносные задания». [ 18 ]
После резни в Юзефове
[ редактировать ]Последствия резни в Юзефове включают в себя последствия для еврейского населения, сотрудников 101-го резервного полицейского батальона и нынешнее состояние города. Всего в результате резни погибло 1500 мужчин, женщин и детей, что составляло подавляющее большинство еврейского населения в 1800 человек и значительный процент от общей численности населения города. Однако некоторым евреям удалось избежать расстрела и вернуться. По оценкам одного источника, от 200 до 300 евреев пережили резню в Юзефове, спрятавшись в домах, городских зданиях и лесу. [ 20 ] Многие из выживших вернулись в свой город. Евреи из окрестных городов также были переселены в Юзефув. Оставшееся еврейское население впоследствии было убито в ходе депортации в сентябре и ноябре 1942 года. Затем город был провозглашен Юденфреем : свободным от евреев. Между тем, два члена семьи Март из немецкого меньшинства , проживающего в Юзефове, были впоследствии застрелены польскими подпольщиками за сотрудничество с врагом. [ 21 ]
Со своей стороны, бойцы 101-го резервного полицейского батальона понесли определенные последствия за свои действия. Психологическое воздействие Юзефова было очевидно у всех мужчин. Члены батальона не разговаривали сразу после резни. Многие годы после 1942 года многие не говорили о Юзефове. Личная ответственность за убийство евреев в упор затронула этих мужчин. Браунинг отмечает, что многие члены батальона могли говорить об участии в других мерах геноцида, таких как погрузка евреев в поезда, идущие в концентрационные лагеря, потому что они чувствовали отстраненность от реального убийства. [ 22 ] Психологические различия между методами убийства отражали более широкую причину использования нацистами газовых камер. Айнзатцгруппы , мобильные отряды смерти СС, использовали оружие в качестве основного средства убийства евреев. Однако нацистские власти заметили физические и психические последствия стрельбы по таким группам, как 101-й резервный полицейский батальон. [ 23 ] Нацисты также были обеспокоены явной неэффективностью использования оружия для массовых убийств. Таким образом, газовые камеры позже стали основным средством уничтожения еврейского населения.
После Второй мировой войны большинство членов 101-го резервного полицейского батальона вернулись на свою работу и работу в среднем классе. Некоторые из мужчин, в том числе мужчины, которые предпочли не участвовать в расстреле во время Юзефовской резни, были переведены на работу в полицию. [ 22 ] Лишь через несколько или даже много лет после войны действия, совершенные во время Юзефовской резни, были расследованы. Майор Трапп, командир отряда, и трое других мужчин были доставлены в Польшу для суда в 1947 году и казнены за убийство 74 польских граждан. [ 24 ] В ходе процесса об убийстве евреев не упоминалось. Сама резня не расследовалась до 1962 года, когда власти Гамбурга допросили 210 членов 101-го резервного полицейского батальона по поводу их причастности. По итогам этих допросов 14 человек были признаны виновными в военных преступлениях, но в конечном итоге только трое мужчин отбыли тюремное заключение за свои действия. [ 25 ]
В городе Юзефув в настоящее время сохранилось несколько напоминаний о бывшем еврейском населении. Синагога, построенная в 18 веке, сейчас используется как публичная библиотека и общежитие. [ 26 ] Еврейское кладбище, построенное в начале 18 века, было частично разрушено во время Второй мировой войны из-за отсутствия ухода и содержания. Однако еврейское кладбище и синагога были восстановлены, чтобы помнить о еврейском населении Юзефова. В 1975 году на окраине города был построен мемориал в память о братской могиле резни и в память о погибших в городе евреях. Хотя в Юзефове сохранились остатки и мемориалы, напоминающие о прежней еврейской жизни, активного еврейского населения здесь больше нет. В 2007 году было зарегистрировано, что здесь проживал один обращенный еврей. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Артур Павловский (2000). «Юзефув» . Розточе. Сольская пуща, Янувские леса и Волынская возвышенность (польская часть). Туристический гид (на польском языке). Варшава: Roztocze.com (перепечатка). Архивировано из оригинала 17 августа 2014 года . Проверено 21 июня 2014 г.
- ^ Кристофер Р. Браунинг, Обычные люди: 101-й резервный полицейский батальон и окончательное решение в Польше (Нью-Йорк: Harpercollins, 1992), 99.
- ^ Jump up to: а б с «Юзефув Билгорайский». Веб-сайт ARC «Aktion Reinhard Camps», на котором представлен список надежных источников, а также избранные обвинения от первых лиц, основанные на слухах. Группа по образованию и исследованию архивов Холокоста, 28 мая 2006 г.
- ^ Дэниел Иона Гольдхаген, Готовые палачи Гитлера: обычные немцы и Холокост (Нью-Йорк: Кнопф, 1996), 209.
- ^ Jump up to: а б Браунинг, 97.
- ^ Браунинг, 98.
- ^ Гольдхаген, 212; и Браунинг, 98.
- ^ Jump up to: а б с Гольдхаген, 212.
- ^ Браунинг, 99.
- ^ Jump up to: а б Гольдхаген, 219.
- ^ Гольдхаген, 219; и Браунинг, 98.
- ^ Браунинг, 103.
- ^ Браунинг, 105.
- ^ Браунинг, 93–105.
- ^ Гольдхаген, 211–222.
- ^ Гольдхаген, 213
- ^ Гольдхаген, 218.
- ^ Гольдхаген, 222.
- ^ IAS, «Библиотека модернизации» Regionalny Serwis Biłgoraj.com.pl (на польском языке), 2012. Ремонт стоимостью 900 000 злотых (75% от Министерства культуры и наследия), направленный на повышение синагоги до самого высокого уровня в Польше. наследие стандарта «Сертификат+».
- ↑ Крис Уэбб и Роберт Кувалек, Группа по образованию и исследованию архивов Холокоста «Йозефов» , по состоянию на 29 февраля 2012 г.
- ^ Зигмунт Пузняк, Уничтожение мирного населения и уничтожение евреев Юзефува, Rzeczpospolita Jozefowska.wordpress.com, см.: Зигмунт Клюковский, Дзенник лет оккупации , «17 июля»; и Т. Бернштейн, Мартиролог, сопротивление и истребление еврейского населения в Люблинском уезде . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Браунинг, 102.
- ^ Лоуренс Рис, Нацисты: предупреждение из истории (Нью-Йорк: New Press, 1997), 197.
- ^ «Культура убийства, культура соучастия: антисемитизм и истоки Холокоста», http://www.suu.edu/faculty/ping/cultural_of_murder.htm. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine (доступен) . 29 февраля 2012).
- ^ «Культура убийства, культура соучастия: антисемитизм и истоки Холокоста».
- ↑ Йосси Авни, «Йозефов, Польша» (PDF-файл, прямая загрузка), по состоянию на 29 февраля 2012 г. Страница 20.
- ^ Кувалек и Уэбб.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Wikitravel Путеводитель по Юзефуву от