Nina Agadzhanova
Nina Agadzhanova–Shutko | |
---|---|
Рожденный | Antonina Nikolaevna Batorovskaya 27 октября / 8 ноября 1889 г. |
Умер | 14 декабря 1974 г. (85 лет) |
Национальность | Армянский |
Другие имена | Nune Agadzhanova (Shutko), Nuneh Agadzhanova (Shutko), N.F. Agadzhanova (Shutko), Nina Ferdinandova Agadzhanova |
Род занятий | Сценарист, кинорежиссер, революционер |
Супруг | Kirill Shutko |
Nina Agadzhanova–Shutko [ 1 ] (27 октября / 8 ноября 1889 — 14 декабря 1974) — советский революционер , сценарист и кинорежиссёр. Наибольшую известность она получила благодаря написанию «1905 года» — оригинального сценария, по которому был создан «Броненосец «Потемкин» .
Биография
[ редактировать ]Политическая работа
[ редактировать ]Агаджанова впервые присоединилась к большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии (которая позже стала КПСС ) в 1907 году, изучая философию и историю в университете в Екатеринодаре . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] С 1907 по 1914 вел нелегальную работу в партии, помогая создавать большевистские сети между Воронежем , Орлом , Москвой , Ираново-Вознесенском и Петербургом . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] С 1914 по 1915 год Агаджанова была членом Выборгского комитета партии большевиков в Петроградском Совете . [ 4 ] В это время она также работала исполнительным секретарем «Работницы» , периодического издания, посвященного проблемам работающих женщин. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Подсчитано, что Агаджанову арестовывали в общей сложности пять раз и дважды сослали за время ее работы в качестве большевика революционера- до русской революции 1917 года. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Агаджанова активно участвовала как в Февральской , так и в Октябрьской революциях 1917 года. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] После революции ее призвали для участия в подпольной пропагандистской миссии среди белогвардейских войск в Новороссийске и Ростове-на-Дону . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Позже она написала сценарий, основанный на своем опыте во время миссии под названием « В белых розах» . [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] В 1919 году она была членом подпольного Донского , обкома КПСС пока в 1920 году не была призвана на должность ответственного секретаря Белорусского военно-революционного комитета. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 1921–22 была призвана на работу в советское посольство в Праге .
Работа в кино
[ редактировать ]Работать сценаристом Агаджанова начала в 1924 году по предложению мужа Кирилла Шутко , высокопоставленного советского деятеля культуры. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] В том же году она написала свой первый сценарий под названием « В белых розах» (также называемый «В тылу белых» или «За белыми линиями »). Полуавтобиографический рассказ о ее проникновении в Белую гвардию в Новороссийске и Ростове-на-Дону . Сценарий был сдан в производство весной 1925 года, режиссерами выступили Борис Чайковский и Ольга Рахманова. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ]
1905 год и броненосец «Потемкин».
[ редактировать ]17 марта 1925 года Агаджанова получила заказ на написание сценария от правительственной комиссии, созданной в ознаменование 20-летия Революции 1905 года . [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Комитет возглавил Анатолий Луначарский , просвещения СССР народный комиссар , а в состав комитета входили близкий друг Агадзнаховой Казимир Малевич и ее муж Кирилл Шутко . [ 6 ] [ 8 ] Агаджанова должна была написать трактовку, которую, в свою очередь, поручили кинорежиссеру Сергею Эйзенштейну, совместно разработали сценарий чтобы Нина, Сергей и Валериан Плетиновы . [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Позже Плетинов выбыл из проекта из-за конфликта по поводу написания кредитов в его предыдущем сотрудничестве с Эйзенштейном над «Забастовкой» . [ 6 ] В результате Нине и Эйзенштейну пришлось вместе писать сценарий весной и летом 1925 года на даче Нины и ее мужа в Немчиновке на окраине Москвы . [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Первоначально «1905 год» задумывался как освещение нескольких событий 1905 года, в том числе: Русско-японской войны ; резня в Кровавое воскресенье ; народные восстания, произошедшие как в сельских, так и в городских районах по всей стране; всеобщая забастовка и негативная реакция российского государства; мятеж на русском броненосце «Потемкин» ; контрреволюционные и антиеврейские погромы ; и развитие рабочего движения сопротивления на Красной Пресне . [ 5 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Хотя у Агаджановой и Эйзенштейна были хорошие рабочие отношения, по поводу сценария возник определенный творческий конфликт. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] Аганджанова не согласилась с желанием Эйзенштейна включить в сценарий вымышленные события, в том числе всеобщую забастовку спасателей, иконописцев и горничных. [ 8 ] [ 9 ] Пока Эйзенштейн был ребенком во время событий 1905 года, Агаджанова, которая была на десять лет старше его, участвовала в восстаниях в Екатеринодаре еще подростком и присоединилась к большевикам в 1907 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 10 ] Агаджанова не согласилась с желанием Эйзенштейна позволить себе такие творческие вольности в воссоздании событий 1905 года, и Эйзенштейн согласился отказаться от включения в сценарий своих наиболее эксцентричных идей. [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ] В эссе, написанном в 1945 году для сборника, посвящённого двадцатилетию « Броненосца «Потемкин» , Эйзенштейн писал: «[Нина] была первым гражданским большевиком, которого я встретил — все остальные заседали в военных комитетах или были «старшими сотрудниками». .Она была просто человеком... Она привила мне истинное чувство исторического революционного прошлого». [ 5 ]
Из-за нехватки времени и проблем с бюджетом только одну главу «1905 года» Эйзенштейн и его команда сняли . Эйзенштейн решил сосредоточиться на мятеже на русском линкоре «Потемкин» . Режиссер также сильно отошел от оригинального сценария во время съемок, развивая ставший теперь знаменитым эпизод «Одесские шаги» прямо на съемочной площадке. [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Премьера фильма состоялась 1 декабря 1925 года под названием «Броненосец Потемкин» . Несмотря на это отклонение от сценария, Агаджанова в конечном итоге отнеслась к фильму с большим энтузиазмом, сказав Эйзенштейну в письме, написанном после премьеры фильма, что оператор Эдуард Тиссе «не оператор, он бог». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 11 ]
Проекты после 1905 года
[ редактировать ]Неиспользованная часть « 1905 года», разработанная в первую очередь Агадзнаховой, была использована для другого юбилейного фильма « Красная Пресная» . В фильме режиссеров Абрама Роума и Лео Мура рассказывается о вооруженном восстании рабочих в Москве . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] написала сценарий « Два-билди-два» В 1929 году Агаджанова вместе со Львом Кулешовым . Кулешов должен был стать режиссером фильма, но потерял интерес к проекту после того, как были заказаны повторные съемки. Агадзнахова взяла на себя руководство повторными съемками, получив звание сорежиссера фильма. [ 7 ] [ 12 ] В 1933 году Агадзнахова написала «Дезертир» вместе с Александром Лазебниковым и М. Красноставским. Режиссер фильма Всеволод Пудовкин . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 1934 году она сотрудничала с Пудовкиным в другом проекте под названием «Интервенция», но этот фильм не пошел в производство. [ 2 ] С 1930 по 1936 год Агадшанова работала консультантом по сценарию на киностудии «Межрабпомфильм» в Москве. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 1945 году она начала преподавать сценарное мастерство во Всесоюзном государственном институте кинематографии , где проработала несколько лет. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Английское название | Кредит | Примечания |
---|---|---|---|
1925 | В белых розах ( В тылу белых или за белыми линиями ) |
Писатель | Режиссеры Борис Чайковский и Ольга Рахманова . |
1925 | Линкор Потемкин | Соавтор | По отрывку из сценария «1905 год». |
1926 | Красная Пресная | Писатель | По отрывку из сценария «1905 год». Режиссеры Абрам Роом и Лео Мур . |
1929 | Два-Билди-Два | Соавтор сценария и сорежиссер | Сорежиссёр и соавтор сценария Лев Кулешов . |
1929 | Моряк Иван Галлай | Писатель | Режиссер: Матрол Иван Галле . |
1933 | Дезертир | Соавтор | Co-written with M. Krasnostavsky and Aleksandr Lazebnikov. Directed by Vsevolod Pudovkin . |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нина Агаджанова-Шутко» . Проект «Пионеры женского кино» . Библиотеки Колумбийского университета, Колумбийский университет . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Роллберг, Питер (2009). Исторический словарь российского и советского кино . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 31. ISBN 978-0810860728 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Турсунова-Тлатов, Татьяна (2016). «Россия» (PDF) . В Нельмесе, Джилл; Селбо, Джули (ред.). Женщины-сценаристы: международный справочник . Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан. п. 150. дои : 10.1057/9781137312372 . ISBN 978-1-137-31237-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Прохоров, А.М. (1973). Большая советская энциклопедия . Нью-Йорк: Макмиллан. OCLC 810278 .
- ^ Jump up to: а б с д и Эйзенштейн, Сергей (1995). «Нуне». В Тейлоре, Ричарде (ред.). За звездами: Мемуары Сергея Эйзенштейна . Калькутта: Книги Чайки. п. 148. ИСБН 9788170460572 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Тейлор, Ричард (2000). Броненосец Потемкин: Кинокомпаньон . Лондон: ИБ Таурис. стр. 1–2. ISBN 9781860643934 .
- ^ Jump up to: а б с Кавендиш, Филипп (2013). Мужчины с киноаппаратом: Поэтика визуального стиля в советском авангардном кино 1920-х годов . Нью-Йорк: Берган. стр. 87, 188. ISBN. 9781782380771 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Bulgakowa, Oksana (2001). Sergei Eisenstein: A Biography . Berlin: Potemkin Press. pp. 56–60. ISBN 9783980498982 .
- ^ Jump up to: а б с д и Маршалл, Герберт (1978). Броненосец Потемкин . Нью-Йорк: Книги Эйвона. стр. 70–75. ISBN 9780380304608 .
- ^ Jump up to: а б с д и О'Махони, Майк (2008). Сергей Эйзенштейн . Лондон: Книги реакции. стр. 57–60 . ISBN 9781861893673 .
- ^ Jump up to: а б с Берган, Рональд (1999). Сергей Эйзенштейн: Жизнь в конфликте . Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press. стр. 102 . ISBN 978-0879519247 .
- ^ Ренфрю, Аластер (2013). «Факты и жизнь: Осип Брик в советской киноиндустрии» (PDF) . Исследования российского и советского кино . 7 (2): 176. doi : 10.1386/srsc.7.2.165_1 . ISSN 1750-3132 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Nina Agadzhanova–Shutko , on the Women Film Pioneers Project