Вау-Сут
Альтернативное название | Вах-сут-Хакауре-маа-херу-эм-Абджу [ 1 ] |
---|---|
Расположение | Египет , юг Абидоса |
Область | Верхний Египет |
Координаты | 26 ° 10'38 "N 31 ° 55'53" E / 26,17722 ° N 31,93139 ° E |
Тип | Планируемое правительством поселение и погребальный храмовый комплекс |
Часть | Абидос |
История | |
Основан | Двенадцатая династия |
Заброшенный | возможно, в конце Тринадцатой династии или после Восемнадцатой династии. |
Периоды | конец Среднего царства, двенадцатая династия - тринадцатая династия |
Примечания к сайту | |
Археологи | Чарльз Трик Каррелли и Артур Вейгалл (1901–1903) Йозеф В. Вегнер, 1994-настоящее время |
Ва-Сут ( древнеегипетское : Вах-сут-Хакауре-маа-херу-эм-Абджу , [ 1 ] что означает «Вечные места Хакауре, оправданные в Абидосе ») [ нужны разъяснения ] город, расположенный к югу от Абидоса в Среднем Египте . Название города указывает на то, что первоначально он был построен как окраина Абидоса и создан египетским государством в качестве жилья для людей, работающих внутри и вокруг погребального комплекса фараона Сенусрета III (ок. 1850 г. до н.э.) Двенадцатая династия , период расцвета Среднего царства .
Этот комплекс состоит из погребального храма, города Вах-Сут и гробницы, вырытой в скале под горой Анубиса , близлежащим холмом пирамидальной формы. Город продолжал существовать по крайней мере еще 150 лет, вплоть до Тринадцатой династии , когда он находился недалеко от царского некрополя с гробницами Неферхотепа I и Собехотепа IV (ок. 1730 г. до н.э.). Документ свидетельствует о его существовании во времена гораздо более позднего Нового царства .
Связи Среднего царства
[ редактировать ]![]() | В этом разделе может содержаться информация, не важная и не относящаяся к теме статьи. ( Апрель 2024 г. ) |
| ||||
wꜣḥ s(w)t [ 2 ] [ 3 ] в иероглифах | ||||
---|---|---|---|---|
Эра : Новое Королевство (1550–1069 до н. э.) | ||||
| ||||||||||||||
wꜣḥ s(w)t ḫꜥ kꜣ rꜥ mꜣꜥ ḫrw [ 2 ] в иероглифах | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эра : Новое Королевство (1550–1069 до н. э.) | ||||||||||||||
| ||||||||||||
wꜣḥ s(w)t ḫꜥ kꜣw rꜥ mꜣꜥ ḫrw m abḏw [ 1 ] в иероглифах | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эра : Среднее Царство (2055–1650 до н. э.) | ||||||||||||
Ва-сут был построен во времена Среднего царства при 12-й династии. Правительство Египта построило его для рабочих, строивших Сенусрета III погребальный храм . Сенусрет III правил на пике периода Среднего царства, ок. 1850 г. до н.э. По мнению Йозефа Вегнера, этот фараон инициировал множество правительственных изменений, которые установили разрыв в хронологии Среднего царства между предыдущим «ранним» периодом и последующим «поздним» периодом. [ 4 ] Многие тексты были найдены в административных записях этого периода времени. Помимо этих текстов, археологические данные также содержат доказательства изменений.
Одним из основных изменений, внесенных Сенусретом III, которое проявляется в значении Вах-Сут, является важность мэров. Работа мэра осуществляется под непосредственным руководством должностных лиц королевского правительства. Они были важны как в своих городах, так и в окрестностях. Они имеют множество титулов в сообществе, включая главу экономического и административного управления города и храма. Такая степень изменения правительства напрямую привела к более централизованному правительству. [ 4 ]
Во времена Среднего царства в Египте произошло множество культурных и религиозных изменений. В этот период резко возросло использование амулетов как божественных символов. жук -скарабей Самым узнаваемым стал . Известно, что он символизирует солнечный цикл и возрождение. Подобные амулеты были найдены по всему комплексу Вах-Сут в виде печатей государственных чиновников. Похоже, они связаны с захоронениями, а также носят их при жизни.
Еще одним религиозным символом, найденным во времена Среднего царства, являются волшебные жезлы. Эти жезлы украшены божественными изображениями и часто иероглифами . Эти жезлы представляют то же самое, что и амулеты-скарабеи, солнечный цикл и символизируют возрождение. Было обнаружено, что их чаще всего используют в ритуалах при родах, чтобы защитить ребенка и вернуть его к жизни здоровым. Затем их хоронили в гробницах их владелиц-женщин. Известно, что наряду с волшебными палочками использовались и родовые кирпичи. Магически они были похожи на палочки, но их физически использовали во время родов, чтобы облегчить женщинам жизнь и защитить ребенка. Сочетание этих физических аспектов и некоторых заклинаний, обнаруженных в текстах, приводит к пониманию ритуалов Среднего царства, связанных с рождением ребенка. [ 4 ]
Комплекс в Южном Абидосе демонстрирует сложность происходящих культурных изменений, которые определяют Среднее царство. Будучи городом, построенным правительством Среднего царства, Ва-Сут располагался ортогонально по локтевой системе. И город, и Погребальный храм были построены из одних и тех же сырцовых кирпичей, что показывает, что они были построены в одно и то же время и созданы друг для друга. [ 5 ]
Город несколько раз упоминается в египетских текстах. Оно появляется вместе с полным названием папируса Среднего царства, найденного в Рамессеуме . Он также упоминается в Бруклинском папирусе 35.1446, датируемом Тринадцатой династией. Вахсут появляется в списке городов в гробнице визиря Нового царства Рехмира . [ 6 ]
Археология
[ редактировать ]В 1901–1902 годах Чарльз Трик Каррелли , Артур Э.П. Вейгалл, Айртон и Флиндерс Петри нашли храм и гробницу Сенусрета III. В свой первый сезон в Южном Абидосе они обнаружили скрытую гробницу и храм на краю обрабатываемой территории, расположенной на оси. Они раскопали окружающий некрополь, включая царские гробницы S9 и S10 .
Следующий археолог, работавший в Южном Абидосе, прибыл в 1994 году. Йозеф Вегнер, работавший под руководством Дэвида О. Коннера, начал свои полевые работы в Южном Абидосе в 1991 году. В 1994 году он обнаружил часть города в Южном Абидосе. С тех пор он работал над строительством города и заупокойного храма, который позже стал известен как Ва-Сут. [ 7 ]
Комплекс Сенусрет 3
[ редактировать ]Заупокойный храм
[ редактировать ]Заупокойный храм Сенусрета III расположен за городскими стенами Вах-Сута, к северу от линии культивирования. Он использовался культом Сенусрета III, чтобы почтить его память после его смерти. Неподалеку находился город, построенный правительством, в котором размещались те, кто пользовался храмом и заботился о нем. Археологические данные показывают, что храм использовался в честь короля. Об этом свидетельствует строительство храма, а также прилегающие территории.
Храм был построен из известняка с внешней стеной из сырцового кирпича. Главный вход представлял собой пилон из сырцового кирпича с входными воротами. К воротам вела дамба, ведущая от культивирования. Судя по всему, этот вход использовался только во время культовых ритуалов. Боковые двери вели в храм для любого другого доступа. Главный вход вел в центральный двор, используемый только для культовых мероприятий и особых случаев. Интерьер храма состоял из трех основных помещений, каждая из которых выполняла свою функцию. Внутренние улицы использовались для доступа к камерам по обе стороны от центральной палаты. Это было сделано для того, чтобы сохранить центральную палату священной. [ 8 ]
Западный блок состоял из жилых и административных помещений, разделенных на три разных блока, состоящих из нескольких комнат разного размера. В комнатах, которые считались жилыми, были обнаружены очаги и домашняя керамика. Керамика, используемая для приготовления пищи, датируется концом Двенадцатой династии . Это помогло указать на функции этих комнат. [ 8 ] хранилище отходов, называемое мусором Вдоль западных стен храма было обнаружено . Внутри этого мусора они обнаружили керамику, используемую для приготовления пищи и домашнего хозяйства, а также административные печати и другой мусор. Печати позволяют предположить, что в этой части храма размещались административные работники. В западном блоке, вероятно, работал административный персонал, например, храмовый надзиратель, директор отдела, храмовый писец и их помощники. [ 8 ]
Восточный блок состоял из пяти отдельных блоков, которые не так сохранились, как западный блок. Восточный блок, судя по всему, использовался как для долгосрочного, так и для краткосрочного хранения культовых мероприятий, подготовки к священству и культовым мероприятиям, а также для постритуальных мероприятий. Большая часть информации о восточном блоке была получена из свалки мусора, которая располагалась прямо за восточной стороной храма. В нем содержалось большое количество керамики (большая часть неповрежденной), костей животных и пробок для грязевых кувшинов. Большая часть того, что было найдено, похоже, возникла в результате деятельности культа. [ 8 ]
Отдельное хранилище мусора обслуживало центральную камеру. Это было впереди и сбоку от главного входа. Вся керамика была одинаковой, что создавало впечатление, что мусор возник в результате культовой деятельности. Было обнаружено множество мензурок, представляющих собой жидкие подношения, скорее всего, пиво. Там было много административных печатей. [ 8 ] Между храмом и городом обнаружено производственное поле. Была обнаружена территория, полная черепков керамики, площадью почти 6000 квадратных метров. В изобилии была найдена керамика, связанная с производством хлеба и пива. Здание недалеко от восточного входа в храм, которое, по-видимому, было связано с хранилищем в галереях восточного блока. Примерно в 50 метрах к востоку от храма, по-видимому, находится еще один комплекс зданий, который, возможно, использовался в качестве складских помещений для производственных помещений. Эта производственная площадь, судя по всему, использовалась для храмовой деятельности. [ 8 ]
Скрытая гробница
[ редактировать ]Гробница расположена у подножия пустынных скал, окруженная Т-образной стеной из сырцового кирпича. Вейгель пришел к выводу, кому принадлежала гробница, исходя из ее ориентации на оси погребального храма Сенусрета III. Каррелли обнаружил подземную гробницу длиной 170 метров, ведущую под гебель (скалу). [ 9 ]
На момент обнаружения гробница была разграблена. Стены и потолок первой главной камеры были построены из прекрасных блоков белого известняка. Потолок выглядел как резные длинные столбы, поставленные рядом. Оно было изысканно вырезано. За этой комнатой вели два длинных прохода в скалы. Эти комнаты не представляли собой ряды в камне, а был тщательно вырезан и грубо отполирован. Они оба были большими и доходили до конца гробницы. В известняковой камере грабители, очевидно, долбили стены и потолки в поисках сокровищ.
Проломив потолок, они обнаружили над ним еще один проход. Эта область была устроена так же, как и первая, с камерами по обе стороны. Основные линии прохода были выложены мелким белым известняком, а те, что находились вне него, были отполированы. За стенами одной из этих комнат был найден еще один проход. Эта «пробка» находилась в 64 футах от внешнего прохода и представляла собой чистый гранит. Чтобы пройти, грабителям пришлось прорыть под ним туннель. Они также проделали туннель сбоку от пробки и в итоге попали в еще одну комнату. Он был облицован блоками кварцитового песчаника точно такого же размера, как и стены. За ним был еще один проход, сделанный из натуральной скалы. Это привело к последней комнате, которая снова была выложена тем же кварцитовым песчаником. В этой комнате лежал огромный саркофаг из красного гранита. Внутри находился каноп из гранита с кварцитовой крышкой. алебастровая Внутри была найдена разбитая, вероятно, грабителями, посуда, но тела обнаружено не было. Никаких надписей ни в гробнице, ни на саркофаге обнаружено не было. В настоящее время считается, что грабеж произошел в конце Тринадцатой династии. [ 10 ] [ 11 ]
Город
[ редактировать ]Город Вах-Сут был основан в 1901–1902 годах. Каррелли считал их частью Нового Царства храма Яхмоса . Судя по всему, дом находится на равном расстоянии от храма Сенусрета III и храма Яхмоса, рядом с тем местом, где было найдено здание А. [ 5 ] Более 90 лет спустя Вегнер открыл большую часть города, сделав особняки, найденные Каррелли, частью элитных домов. Первой обнаруженной частью города было северо-западное здание, которое позже стало известно как дом мэра. Город застроен по локотьевой системе: как здание А, так и более крупные дома были расположены блоками шириной 100 локтей с улицей шириной 5 локтей между каждыми двумя группами парных домов. Здание А образует юго-западный угол города. Юго-западный угол не обнаружен. В 1999 году был обнаружен фасад здания А и улица шириной 5 локтей, идущая с востока на запад. [ 12 ] Большая часть древнего Ва-Сута находится под современным городом и сельскохозяйственными угодьями.
Дом мэра
[ редактировать ]Дом мэра (корпус А) был обнаружен в 1994 году. В течение первых двух сезонов, 1994 и 1997 годов, Вегнер и его команда обнаружили большую часть здания. Основная часть здания – центральная резиденция. Главный вход в резиденцию представляет собой портик с колоннами, выходящий в большой двор. За портиком расположены три большие комнаты, являющиеся основной частью резиденции. Помимо основных комнат есть девять комнат поменьше и внутренний двор поменьше. Комнаты меньшего размера предназначались для спален и смежных комнат. Двор, примыкающий к портику, был мощеным, как и остальная часть центральной резиденции, и, по-видимому, использовался для приготовления и хранения еды, судя по контейнерам для хранения, встроенным в наружные стены, количеству найденной керамики, разбросанной вокруг, и количеству органических материалов. . За главной резиденцией расположены офисные помещения, используемые мэром и его администрацией. [ 5 ]
из 10 блоков Вегнер обнаружил зернохранилище , ряд второстепенных складских сооружений, работы, выполняемые на западной стороне, и раскопал северо-западный угол. Это зернохранилище блочного типа появляется в археологических записях только во времена Двенадцатой династии . Судя по отложениям, обнаруженным внутри комнат, он служил большим функционирующим зернохранилищем. Размер и расположение зернохранилища рядом с большим центральным двором позволяют предположить, что резиденция мэра управляла городской экономикой, а зерно небольших резиденций зависело от нее. [ 12 ] Позднее зернохранилище было преобразовано в резиденцию для женщины по имени Ренисенеб, которая была дочерью короля во времена Тринадцатой династии , а двор был превращен в амбарный двор. [ нужны разъяснения ]
На внешней западной стороне корпуса А располагалась камера водоснабжения. Камера водоснабжения представляла собой подземное помещение с толстыми стенами, заваленное кувшинами с водой со сломанными горлышками. Огромное количество семян набака (фруктовых деревьев, которые можно использовать в хлебе, есть отдельно или использовать в медицине). Многие плоды разложились на земле, а это значит, что они, похоже, не использовались в пищу. Кажется, их используют в качестве ветрозащитных полос в пустыне или в садоводстве. [ 12 ]
Элитные дома
[ редактировать ]«Элитные дома» в Вах-Суте расположены вдоль сетки с домом мэра. Они имеют маркировку BF. Эти дома большие, но не такие большие, как дом мэра. Они расположены группами по четыре штуки, каждый размером в 100 локтей. Дома представляли собой точные копии друг друга, уменьшенные версии центральной резиденции мэрского дома. Вход в главную резиденцию этих двух домов представляет собой портик, за которым следуют три основные комнаты. За этими комнатами находятся подсобные помещения и жилые помещения. В каждом доме есть двор перед портиком и несколько административных помещений, как в доме мэра. [ 12 ]
Особняки, найденные Каррелли, находятся на оси с домом мэра. Как видно на карте города, по большей части они устроены точно так же, как здания B и D. По этим причинам, а также из-за близости к месту Вах-Сут они считаются частью города.
Родной кирпичик
[ редактировать ]Родовой кирпичик — магический предмет, используемый при родах. Был найден один такой кирпич, неоднократно упоминаемый в текстах. Он изготовлен из необожженного кирпича размером 17х35 см и расписан божественными образами. Его используют для магической защиты ребенка и матери. На нижней стороне изображена мать, держащая своего ребенка, в окружении двух женщин, которые кажутся акушерками и жрицами Хатор , которые помогли матери родить ребенка. Позади них находится символ Хатхор — рогатая коровья голова, восседающая на палке. Хатор тесно связана с плодородием и деторождением. [ 4 ] Остальные четыре стороны, которые несколько сохранились, изображают зооморфных и антропоморфных божеств, которые также встречаются на волшебных жезлах. Символы, которые сохранились достаточно для анализа, включают сервала и пару богинь. Шагающая дикая кошка в левом нижнем углу стороны E полностью присутствует на кирпиче. Кошка – знаковый символ солнечного воплощения в Египте. Это снова связано с волшебными палочками Поднебесной. Важное значение имеет изображение обнаженной богини, держащей в руках двух змей. Хотя ее голова не сохранилась, она смотрит вперед и является богиней, судя по ее небесно-голубому телу. Она похожа на некоторые из волшебных палочек, хотя для сравнения доступны лишь некоторые из них. Она похожа на «хозяйку животных», найденную в Месопотамии , которая всегда изображается в полной фронтальной наготе либо в окружении животных, либо в их объятиях. [ 13 ] Сторона родового кирпичика, которая кажется верхней и самой важной, не сохранилась.
Родовой кирпич мог использоваться в качестве месхенетского кирпича. Эти кирпичики использовались в процессе физических родов. Был установлен набор из четырех кирпичей: два кирпича сложены вместе и выложены параллельно друг другу. Беременная женщина стояла на них и приседала , чтобы родить. Пока это происходило, могло быть наложено магическое заклинание, чтобы защитить ребенка, как это делается с волшебными палочками. [ 4 ] Родовой кирпичик был найден в здании А в северо-западном квадранте семикомнатного жилого района. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Селим, Анвар (2016). «Мэры Wꜣḥ-swt в позднем Поднебесной» . Журнал Всеобщего союза арабских археологов . 1 (1): 3. дои : 10.21608/JGUAA2.2016.3758 . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Готье, Анри (1925). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах Том. 1 . п. 177.
- ^ Уоллис Бадж, Э.А. (1920). Египетский иероглифический словарь: с указателем английских слов, список царей и геологический список с указателями, список иероглифических символов, коптский и семитский алфавиты и т. д. Том II . Джон Мюррей . п. 973 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вегнер, Йозеф 2010. Традиции и инновации: Поднебесная. В Вендрихе, Виллеке (ред.), Египетская археология, 119–142. Чичестер: Уайли-Блэквелл
- ^ Перейти обратно: а б с Вегнер, Йозеф 1998. Раскопки в городе Устойчивые места Хакауре-Маа-Херу-в-Абидосе: предварительный отчет о сезонах 1994 и 1997 годов. Журнал Американского исследовательского центра в Египте 35, 1–44.
- ^ Фарук Гомаа: Заселение Египта в эпоху Среднего царства, 1. Верхний Египет и Файюм. Висбаден 1986, ISBN 3-88226-279-6 , с. 184–185.
- ^ Профиль Йозефа Вегнера
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вегнер Дж., Смит В. и Росселл С. (2000). ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАМА NFR-K3 СЕНОСРЕТА III В АБИДОСЕ. Ägypten Und und Levante / Египет и Левант, 10, 83–125.
- ^ Вегнер, Йозеф (2009). Гробница Сенусрета III в Абидосе: соображения о происхождении и развитии архаизма и инноваций королевской гробницы Амдуат, Исследования культуры Среднего царства Египта, 103–168. Нью-Хейвен и Филадельфия.
- ^ CT Каррелли (1904). Гробница Сенусерта III. Абидос, Часть III, 22–28. Специальное дополнительное издание Египетского фонда исследований.
- ^ https://www.penn.museum/sites/expedition/revealing-a-hidden-tomb/
- ^ Перейти обратно: а б с д Вегнер, Йозеф 2001. Город Вах-сут в Южном Абидосе: раскопки 1999 года. Сообщения Немецкого археологического института, Каир, отдел 57, 281-308.
- ^ Перейти обратно: а б Вегнер, Йозеф. «Украшенный кирпичик из Южного Абидоса: новые данные о родах и магии рождения в Поднебесной». Архаизм и инновации: исследования культуры Среднего царства Египта. Эд. Дэвид П. Сильверман и Уильям Келли Симпсон. Нп: НП, 2009. 447-96. Веб.