Цифровое устаревание

Цифровое устаревание — это риск потери данных из-за невозможности доступа к цифровым активам из-за того, что аппаратное или программное обеспечение, необходимое для поиска информации, неоднократно заменяется более новыми устройствами и системами, что приводит к появлению все более несовместимых форматов. [2] [3] В то время как угроза возможной « цифровой темной эпохи » (когда большие объемы важной культурной и интеллектуальной информации, хранящейся в архаичных форматах, будут безвозвратно утрачены) поначалу встречалась без особого беспокойства до 1990-х годов, современные усилия по цифровому сохранению в информационной и архивной областях реализованные протоколы и стратегии, такие как миграция данных и технический аудит, в то время как восстановление и эмуляция устаревшего аппаратного и программного обеспечения направлены на устранение цифрового устаревания, чтобы ограничить потенциальный ущерб долгосрочному доступу к информации. [3] [4] [5]
Предыстория [ править ]
Ложное чувство безопасности сохраняется в отношении цифровых документов: поскольку из исходных файлов можно создать бесконечное количество идентичных копий, многие пользователи предполагают, что их документы имеют практически неограниченный срок хранения. [5] В действительности, носители, используемые для хранения цифровой информации и доступа к ней, создают уникальные проблемы сохранности по сравнению со многими физическими форматами, традиционно используемыми в архивах и библиотеках. на основе пленки бумажные материалы и печатные носители, перешедшие на микроформы Например, , могут быть доступны на протяжении веков, если создавать и поддерживать их в идеальных условиях, по сравнению с десятилетиями физической стабильности, обеспечиваемой магнитной лентой, дисками или оптическими форматами . [7] Таким образом, цифровые медиа имеют более насущные проблемы сохранности, чем постепенное изменение письменного или устного языка, происходящее с печатным словом.
Лишь немногие профессиональные мысли в области библиотечного и архивного дела были направлены на тему устаревания цифровых технологий, поскольку использование компьютеризированных систем становилось все более распространенным и обычным явлением, но в 1990-х годах стало возникать много дискуссий. [4] [5] Несмотря на это, было предложено несколько вариантов в качестве реальных альтернатив стандартному методу непрерывной миграции данных на все более новые носители данных, который использовался с тех пор, как в 1960-х и 1970-х годах магнитная лента начала заменять бумажные перфокарты в качестве практического хранилища данных. [4] [8] [9] Эти базовые методы миграции сохраняются и в современную эпоху жестких дисков и твердотельных накопителей, поскольку исследования показали, что многие цифровые носители данных часто служат значительно меньше в полевых условиях по сравнению с заявлениями производителей или лабораторными испытаниями, что приводит к шутливому наблюдению о том, что «срок службы цифровых документов навсегда или пять лет, в зависимости от того, что наступит раньше». [5]
Причины цифрового устаревания не всегда чисто технические. Капиталистическое накопление и потребительство были названы ключевыми мотиваторами цифрового устаревания в обществе, при этом недавно представленным продуктам часто придавалась более высокая ценность, чем старым продуктам. [10] Сохранение цифровых данных зависит от постоянного обслуживания и использования форматов аппаратного и программного обеспечения, чему может помешать угроза устаревания. В сфере доступа к аппаратному и программному обеспечению существуют четыре типа цифрового устаревания: [4]
- Функциональное устаревание или механический отказ устройства, препятствующий доступу к информации, который может быть результатом повреждения в результате грубого обращения, постепенного износа в результате длительного использования или преднамеренного выхода из строя в результате запланированного устаревания ; [11] [4]
- Отсрочка устаревания или намеренное обновление некоторых информационных систем внутри учреждения, но не всех из них, что часто реализуется как часть стратегии «безопасности через устаревание»; [4]
- Системное устаревание или преднамеренные изменения в дизайне программ и приложений, в результате которых новые обновления становятся все более несовместимыми со старыми версиями, что вынуждает пользователя приобретать новые версии программного обеспечения или оборудования; [4]
- Техническое устаревание или внедрение новых, более доступных технологий с намерением заменить старое, зачастую устаревшее программное или аппаратное обеспечение, происходящее на стороне потребителя или производителя. [4] [10]
Примеры цифрового устаревания
Поскольку большая часть цифровой информации зависит от двух факторов при хранении и поиске, важно отдельно классифицировать, как цифровое устаревание влияет на сохранность цифровых данных как с помощью аппаратных, так и программных средств.
Аппаратное обеспечение [ править ]
В архивной и библиотечной сферах проблемы с аппаратным обеспечением двоякие: помимо физического носителя информации в виде магнитной ленты, оптического диска или твердотельной компьютерной памяти, для доступа к информации часто требуется отдельное электронное устройство. И хотя правильное хранение может помочь смягчить некоторые экологические уязвимости форматов хранения (включая пыль, влажность, радиацию и температуру) и продлить срок хранения на десятилетия, существуют и другие неизбежные факторы угрозы. [12] [7] Магнитная лента и дискеты уязвимы как к разрушению клея, удерживающего слой магнитных данных на подложке, так и к размагничиванию слоя данных, обычно называемому « гниением битов »; оптические диски особенно подвержены физическому повреждению читаемой поверхности и окислению, происходящему между неправильно запечатанными внешними слоями; процесс, называемый « гниением диска » или, неточно, «лазерным гниением» (особенно в отношении лазерных дисков). [13] Старые формы МОП-транзисторов с плавающим затвором, на основе постоянной памяти только для чтения такие как (некоторые) картриджи и (большинство) карт памяти, сталкиваются со своей собственной формой битового гниения, когда заряды, представляющие отдельные биты двоичной информации, рассеиваются за пределами определенного уровня (так называемого "разряда"). переворачивание»), и данные становятся нечитаемыми. [14]
Работоспособность устройства воспроизведения или записи соответствующего формата имеет свои уязвимости. Кассетные деки и дисководы полагаются на функциональность прецизионно изготовленных движущихся частей, которые подвержены повреждениям, вызванным повторяющимися физическими нагрузками и посторонними материалами, такими как пыль и грязь. Регулярное техническое обслуживание, калибровка и очистка могут помочь продлить срок службы многих устройств, но сломанные или вышедшие из строя детали потребуют ремонта или замены: поиск запчастей становится все сложнее и дороже, поскольку запасы для старых машин становятся дефицитными, а технические навыки пользователей растут. Это проблема, поскольку в новых машинах и форматах хранения данных используется меньше электромеханических деталей и больше интегральных схем и других сложных компонентов. [12]
Всего через десять лет после программы «Викинг» обнаружили , 1970-х годов сотрудники НАСА что большая часть данных миссии, хранящихся на магнитных лентах, включая более 3000 необработанных изображений марсианской поверхности, переданных двумя зондами «Викинг», была недоступна из-за множества факторов. [15] располагало неразборчивыми заметками, написанными давно ушедшими или умершими программистами, компьютерное оборудование и исходный код, необходимые для правильной работы программного обеспечения для декодирования, были заменены и утилизированы. Хотя агентство [15] [4] В конечном итоге информация была восстановлена после более чем года обратного проектирования того, как необработанные данные были закодированы на лентах, что включало консультации с первоначальными инженерами камер посадочных модулей «Викинг» и оборудования для обработки изображений. [15] НАСА столкнулось с аналогичными проблемами при попытке восстановить и обработать изображения лунных орбитальных миссий 1960-х годов. инженеры Лаборатории реактивного движения В 1990 году, после годичных поисков, в результате которых на базе ВВС США был обнаружен совместимый считыватель ленты с данными, признали, что недостающую деталь, возможно, придется восстановить собственными силами, если замену невозможно найти. со складов компьютеров. [15]
Программное обеспечение [ править ]

За последние несколько десятилетий существовал ряд различных, когда-то стандартных форматов файлов и платформ приложений для данных, изображений и текста, которые неоднократно заменялись и вытеснялись новыми итерациями форматов программного обеспечения и приложений, часто со все более совершенными степени несовместимости между собой и внутри собственных продуктовых линеек. Такая несовместимость теперь часто распространяется на то, какая версия операционной системы установлена в системе (например, случаи, когда Microsoft Works до версии 4.5 не мог работать в операционной системе Windows 2000 и более поздних версиях). Один из примеров отмены запланированного устаревания разработчиком произошел в 2008 году, когда Microsoft отказалась от намерения отказаться от поддержки ряда старых форматов файлов в пакете служб Office из-за сильного общественного протеста. [16]
Системное устаревание программного обеспечения можно проиллюстрировать историей текстового процессора WordStar . Популярный вариант редактирования документов WYSIWYG в операционных системах C/PM и MS-DOS в 1980-х годах, отложенный порт на Windows 1.0 привел к тому, что WordStar потерял значительную долю рынка среди конкурентов WordPerfect и Microsoft Word к 1991 году. [17] [18] Дальнейшая разработка версии для Windows прекратилась в 1994 году, а WordStar 7 для MS-DOS последний раз обновлялся в 1999 году. [19] Со временем любая версия WordStar становилась все более несовместимой с современными версиями Windows после 3.1, к разочарованию давно преданных пользователей, включая авторов Уильяма Ф. Бакли-младшего и Энн Райс . [20] [21]
Цифровое устаревание оказывает заметное влияние на сохранение истории видеоигр, поскольку многие старые игры и оборудование рассматривались игроками как эфемерные продукты из-за непрерывного процесса обновления компьютерного оборудования и циклов создания домашних консолей . Такие циклы часто являются результатом как системного, так и технического устаревания. Некоторые из старейших компьютерных игр, например Spacewar 1962 года! для PDP-1 коммерческого миникомпьютера , были разработаны для аппаратных платформ, настолько устаревших, что сегодня их практически не существует. [22] Во многие старые игры 1960-х и 1970-х годов, созданные для современных мейнфреймов и микрокомпьютеров, сегодня можно играть только посредством программной эмуляции . В то время как видеоигры и другие программные приложения могут остаться без внимания их родительских разработчиков или издательских компаний, проблемы авторского права, связанные с программным обеспечением, являются очень сложным препятствием на пути к цифровому сохранению. [22]
Одним из ярких примеров проблем с авторским правом на программное обеспечение были проблемы, возникшие во время усилий по сохранению проекта BBC Domesday Project, британского опроса по сбору мультимедийных данных 1986 года, посвященного 900-летию оригинальной Книги Судного дня . В то время как специально настроенное устройство чтения лазерных дисков проекта привело к проблемам с сохранением собственных аппаратных средств, сочетание одного миллиона личных авторских прав, принадлежащих участвующим гражданским лицам, в дополнение к корпоративным претензиям на специализированное компьютерное оборудование, означает, что общедоступные усилия по сохранению цифровых данных могут застопориться. до 2090 года. [23] [24]
Стратегии профилактики [ править ]
Организации, обладающие цифровыми архивами, должны проводить оценку своих записей, чтобы выявить повреждение файлов и снизить риски, связанные с устареванием формата файлов. Такие оценки могут быть выполнены с помощью внутренних планов действий по форматам файлов, в которых перечисляются типы цифровых файлов в фондах архива и оцениваются действия, предпринятые для обеспечения постоянной доступности. [25]
Одним из новых стратегических направлений борьбы с цифровым устареванием является внедрение программного обеспечения с открытым исходным кодом , что обусловлено доступностью исходного кода, прозрачностью и потенциальной адаптируемостью в современных аппаратных средах. [26] [27] Например, Apache Software Foundation поддерживает приложение OpenOffice доступ к ряду устаревших форматов текстовых процессоров, включая версию 6 Microsoft Word , и базовую поддержку версии 4 WordPerfect . [16] Microsoft Это контрастирует с критикой, направленной в адрес предполагаемого формата Open XML со стороны сообщества открытого исходного кода за соглашения о неразглашении и требования переводчиков. [27]
Стандартные стратегии сохранения цифровой информации, используемые информационными учреждениями, часто взаимосвязаны или иным образом связаны по функциям или целям. Копирование битового потока (или резервное копирование данных ) — это основополагающая операция, которая часто используется раньше многих других практик и облегчает создание избыточности нескольких мест хранения: обновление — это транспортировка неизмененных данных, часто между идентичными или функционально схожими форматами хранения, тогда как миграция преобразует формат. или кодирование цифровой информации, позволяющее перемещать ее между различными операционными системами и поколениями оборудования. [4] Нормализация снижает организационную сложность архивных учреждений за счет сокращения количества схожих типов файлов посредством преобразования, а инкапсуляция объединяет цифровую информацию со связанными с ней метаданными, чтобы гарантировать доступность информации. [4] В цифровых архивах используется канонизация, чтобы гарантировать, что ключевые аспекты документов сохранились в процессе преобразования, а опора на стандарты, установленные региональными архивными учреждениями, поддерживает организацию в более широком спектре области. [4] Сохранение технологий (также называемое компьютерным музеем ) и цифровая археология соответственно включают в себя учреждения, поддерживающие владение или доступ к устаревшим аппаратным и программным платформам, а также методы спасения, используемые для восстановления цифровой информации с поврежденных или устаревших носителей и устройств. [4] После восстановления некоторые данные, например документацию, можно преобразовать в аналоговые резервные копии в виде физически доступных копий, а исполняемый код можно запустить через платформы эмуляции в современных аппаратных и программных средах, предназначенных для имитации устаревших компьютерных систем. [4]
В своей статье 1999 года Джефф Ротенберг критиковал многие современные процедуры сохранения и то, как они неправильно рассматривают устаревание цифровой информации как наиболее серьезную проблему долговременного хранения цифровой информации. Ротенберг не одобрял использование печатных копий, утверждая, что печать цифровых документов лишает их присущих им «цифровых» качеств, включая машиночитаемость и динамические пользовательские функции. [5] Компьютерные музеи также были названы неадекватной практикой. Существуют практические ограничения, связанные с ограниченным количеством мест, где можно навсегда поддерживать устаревшее оборудование, что реально ограничивает возможности полного доступа к устаревшим цифровым документам: кроме того, большинство старых данных редко существуют в форматах кодирования, чтобы в полной мере использовать преимущества исходной аппаратной или программной среды. [5] Особо критиковались два процесса цифрового хранения: внедрение стандартов реляционных баз данных (RDB) и чрезмерная зависимость от миграции. Несмотря на то, что РБД и особенности их систем управления (СУРБД) были созданы для стандартизации, они часто способствовали непреднамеренным трайбалистическим практикам среди региональных учреждений, создавая несовместимость между РБД. новые программные среды. [5] Эмуляция, при которой цифровые данные поддерживаются инкапсуляцией метаданных, документации, программного обеспечения и спецификаций среды эмуляции, считалась наиболее идеальной практикой сохранения в условиях цифрового устаревания. [5]
Великобритании В 2009 году Национальный архив опубликовал вторую редакцию своей модели обеспечения зрелости информации (IAMM), в которой представлен обзор управления рисками цифрового устаревания для учреждений и предприятий. После инструктирования старших владельцев информационных рисков об изначальных требованиях, определяющих как потенциальный риск цифрового устаревания, так и меры по его снижению, в руководстве рассматривается многоэтапный процесс поддержания цифровой непрерывности архивной информации. [28] Такие шаги охватывают весь диапазон: от обеспечения ответственности за непрерывность информации и подтверждения степени метаданных контента до обеспечения обнаружения критической информации посредством институционального использования и того, чтобы миграция системы не влияла на доступность информации, до гарантии ИТ-поддержки и реализации планов действий в чрезвычайных ситуациях для обеспечения живучести информации посредством организационные изменения. [28]
В 2014 году Национальный альянс по управлению цифровыми технологиями рекомендовал разработать планы действий по форматам файлов, заявив, что «важно перейти от более абстрактных соображений об устаревании форматов файлов к разработке действенных стратегий для мониторинга и анализа информации о гетерогенных цифровых файлах, которыми управляют организации». [29] Другими важными ресурсами для поддержки оценки являются страница «Устойчивость цифровых форматов» Библиотеки Конгресса и онлайн-реестр форматов файлов PRONOM Национального архива Великобритании .
ЦЕРН начал свой проект «Цифровая память» в 2016 году, стремясь сохранить десятилетия медиа-продукции организации посредством стандартизированных инициатив. [30] ЦЕРН определил, что их решение потребует постоянного доступа к метаданным, Открытой архивной информационной системы (OAIS) для сокращения затрат и предварительного выполнения плана архивирования любой новой системы. скорейшего внедрения архива [30] Используя OAIS, ЦЕРН разработал сертификацию надежных цифровых хранилищ (TDR), стандарт ISO 16363, и внедрил E-Ternity в качестве прототипа своей совместимой модели цифрового архива. [30]
1 января 2021 года Adobe прекратила поддержку и заблокировала запуск контента в своем Flash Player в ответ на достижения в области открытых стандартов для Интернета. [31] Это действие последовало за объявлением в июле 2017 года, несмотря на то, что оно в разной степени повлияло на пользовательский опыт миллионов веб-сайтов. [32] С января 2018 года Flashpoint Archive является одним из нескольких проектов по сохранению Adobe Flash Player, в котором сохранено более 160 000 анимаций и игр. [33]
См. также [ править ]
- Проект Судного дня BBC
- Деградация данных
- Миграция данных
- Цифровой темный век
- Цифровые данные
- Цифровое сохранение
- Дисковая гниль
- Эмуляция (вычисления)
- Код исправления ошибок
- ОАИС
- Устаревание
- Программное обеспечение с открытым исходным кодом
- Сохранение видеоигр
Ссылки [ править ]
- ^ Дарлингтон Дж., Финни А. и Пирс А. (30 июля 2003 г.). Domesday Redux: Спасение видеодисков проекта BBC Domesday Project . Ариадна. Получено 17 декабря 2021 г. с http://www.ariadne.ac.uk/issue36/tna/. [ мертвая ссылка ]
- ^ Мейсон, С. (2018). Пилотная программа обучения по сохранению цифровых данных в Оксфорде и Кембридже. Оксфордский университет. Получено 17 декабря 2021 г. с https://libguides.bodleian.ox.ac.uk/digitalpreservation/risks .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Устаревание – ключевая проблема в эпоху цифровых технологий – Национальный архив Австралии» . 17 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2014 г. . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Делжанен, Сандра. (2012). Цифровое устаревание. ИНФОтека, 13(1) , 43–53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ротенберг, Дж. (1999). Как избежать технологических зыбучих песков: поиск жизнеспособной технической основы для цифровой сохранности: отчет Совету по библиотечным и информационным ресурсам . Совет по библиотечным и информационным ресурсам.
- ^ «Программа самооценки сохранности (PSAP) | Оптические носители» . psap.library.illinois.edu . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Содержание • CLIR» . КЛИР . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Хедстром, Маргарет (1 мая 1997 г.). «Цифровое сохранение: бомба замедленного действия для цифровых библиотек» . Компьютеры и гуманитарные науки . 31 (3): 189–202. дои : 10.1023/А:1000676723815 . hdl : 2027.42/42573 . ISSN 1572-8412 . S2CID 15327062 .
- ^ Коэн, Дэниел Дж. (Дэниел Джаред) (2006). Цифровая история: руководство по сбору, сохранению и представлению прошлого в сети . Интернет-архив. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-1923-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рёдл, DJ (2016) Обеспечение долговечности: цифровое устаревание и сопротивление ему со стороны культуры DIY . (Публикация №10151383) [Докторская диссертация, Университет Индианы]. Издательство диссертаций ProQuest.
- ^ Рубио, Фернандо Домингес; Уортон, Гленн (1 января 2020 г.). «Произведение искусства в эпоху цифровой хрупкости» . Общественная культура . 32 (1): 215–245. дои : 10.1215/08992363-7816365 . ISSN 0899-2363 . S2CID 212849130 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шуллер, Д. (2008). Аудио- и видеоносители: принципы записи, хранения и обращения, обслуживание оборудования, формат и устаревание оборудования (Текст презентации) . Обучение сохранению аудиовизуальных материалов в Европе (TAPE).
- ^ Фрис, Дениз де; Харрингтон, Крейг (4 июля 2017 г.). «Восстановление устаревшего программного обеспечения, хранящегося на магнитной ленте, для микрокомпьютеров Commodore» . Международный журнал цифрового курирования . 11 (2): 76–86. дои : 10.2218/ijdc.v11i2.386 . ISSN 1746-8256 .
- ^ Уайт, Уилл (2020). «Хотите ли вы сохранить свою игру?: Создание правовой базы для долгосрочного сохранения цифровых игр» . hdl : 1811/91852 . ISSN 0048-1572 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блейксли, Сандра (9 ноября 2012 г.). «Затерянные на Земле – множество данных, найденных в космосе» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розенталь, Дэвид С.Х. (1 января 2010 г.). «Устаревание формата: оценка угрозы и защиты» . Библиотека высоких технологий . 28 (2): 195–210. дои : 10.1108/07378831011047613 . ISSN 0737-8831 .
- ^ «Бум (почти) закончился? (признаки того, что рынок приложений для Windows замедляется) – Soft-Letter» . 26 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Осажденная WordStar готова к восстановлению, если руководство сможет стимулировать спрос со стороны пользователей. (WordStar International Inc.) – Отчет индустрии программного обеспечения» . 26 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «История WordStar» . www.wordstar.org . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Фейгенсон, Уолтер (23 апреля 2009 г.). «Уильям Ф. Бакли и WordStar» . Безумие Уолли . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Ливингстон, Джо (2 мая 2016 г.). «Как литература стала совершенным словом» . Новая Республика . ISSN 0028-6583 . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макдонаф, JP (2010). Упаковка видеоигр для долгосрочного хранения: интеграция FRBR и эталонной модели OAIS. Журнал Американского общества информатики и технологий, 62 (1) , 171–184. два : 10.1002/asi.21412
- ^ «Введение в проект Domesday86» . Domesday86.com . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ . 6 февраля 2011 г. https://web.archive.org/web/20110206080418/http://www2.si.umich.edu/CAMILEON/reports/IPRreport.doc . Архивировано из оригинала 6 февраля 2011 года . Проверено 11 марта 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Оуэнс, Т. (2014, 6 января). Планы действий по формату файлов в теории и практике. Сигнал, Библиотека Конгресса . https://blogs.loc.gov/thesignal/2014/01/file-format-action-plans-in-theory-and-practice/
- ^ «Открытый исходный код — единственное оружие против «запланированного устаревания» — The Inquirer» . 20 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2012 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «На защите от цифровой темной эпохи» . ЗДНет . 23 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Веб-архив правительства Великобритании» (PDF) . webarchive.nationalarchives.gov.uk . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Национальный альянс по управлению цифровыми технологиями. (2014). Национальная повестка дня по цифровому управлению на 2014 год. http://www.digitalpreservation.gov/ndsa/documents/2014NationalAgenda.pdf
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мер, Жан-Ив Ле; Тарокко, Никола (2019). «Устаревание информации и информационных систем, проект CERN Digital Memory» . Сеть конференций EPJ . 214 : 09003. Бибкод : 2019EPJWC.21409003L . doi : 10.1051/epjconf/201921409003 . ISSN 2100-014X . S2CID 203701068 .
- ^ «Конец жизни Adobe Flash Player» . www.adobe.com . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Коллинз, Барри. «Отключение Adobe Flash уничтожит миллионы веб-сайтов» . Форбс . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Архив Флэшпойнта» . Проверено 11 марта 2023 г.