Jump to content

Еврейская община Пшедча

Координаты : 52 ° 20' с.ш., 18 ° 54' в.д.  /  52,333 ° с.ш., 18,900 ° в.д.  / 52,333; 18.900
(Перенаправлено с Пшедеч (еврейская община) )

52 ° 20' с.ш., 18 ° 54' в.д.  /  52,333 ° с.ш., 18,900 ° в.д.  / 52,333; 18.900

Мемориальная доска евреям Пшедеча, Палата Холокоста , гора Сион , Иерусалим

Еврейская община Пшедеча , составлявшая значительную часть населения Пшедеча , города на западе Польши, была уничтожена во время Холокоста . На идише город назывался Пшайч . На иврите оно называлось «Пшедец». [См. мемориальную доску.] Город, построенный в 14 веке, расположен на полпути между Ходечем и Клодавой . Это 75 км (47 миль) к северо-западу от Лодзи , 150 км (93 миль) к западу от Варшавы и 130 км (81 миль) к востоку от Познани . На юго-востоке он граничит с озером Пшедеч. [ 1 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Самое раннее упоминание о Пшедече относится к 12 веку, когда он принадлежал архиепископам. Во второй половине 14 века король Казимеж приобрел у архиепископов Пшедеч и прилегающие земли. Он стал транзитной станцией для торговцев, путешествующих с юга на север и с востока на запад, а также торговым центром для окрестных ферм.

Пшедеч получил статус города еще в конце 14 века.

В период правления архиепископов евреям было запрещено здесь жить. Еврейское поселение в Пшедече началось в конце 14 века. Еврейскому кладбищу около шестисот лет.

В 1538 году крупный пожар уничтожил большую часть Пшедеча. Десять лет спустя король предоставил право производить и продавать ликеры без уплаты налогов и разрешил рыночный день каждую неделю.

Во время войны со Швецией в середине 17 века Пшедеч был разрушен. Осталось всего сорок домов. Финансовое положение Пшедеча процветало в начале 18 века, когда король разрешил проводить два рыночных дня в неделю и ярмарку шесть раз в год.

Еврейская жизнь

[ редактировать ]
Мемориал на месте еврейского кладбища Пжедеч

По переписи 1793 года население Пшедеча составляло 355 человек, из них 139 евреев. К 1827 году в городе проживало 1935 человек, из них 346 евреев. За следующие три десятилетия общая численность населения увеличилась всего на 2000 человек, тогда как еврейское население выросло до 606. Другими словами, за эти тридцать лет процент евреев радикально увеличился. Это произошло потому, что в Пшедеч переехали евреи из соседних деревень. К 1921 году население составляло 3040 человек, из которых 840 были евреями.

Пшедеч состоял из нескольких улиц, но в нем были все составляющие жизни еврейской общины: синагога, Бет-мидраш , миква , еврейские школы, ешива , еврейская библиотека, еврейское кладбище, эрув , благотворительные и культурные организации. В Пшедече был свой раввин , шохет и моэль .

Раньше шхита животных проводилась на заднем дворе мясника, а шхита домашней птицы - на заднем дворе шохета . Перед Второй мировой войной большая скотобойня под эгидой местного совета была построена регулярно проводили ветеринарные . На этой новой скотобойне санитарные условия были лучше, и польские власти проверки.

Многие евреи были портными, шляпниками, сапожниками и т. д. Они работали дома, им помогали дети и другие работники, иногда путешествуя из города в город, чтобы продать свой товар. Другие были мелкими торговцами.

В каждой деревне был свой базарный день; для Пшедеча это был понедельник. По понедельникам неевреи приходили со своих ферм, чтобы продать масло, яйца и кур, а также запастись необходимыми им продуктами, произведенными евреями. С утра до вечера рынок был переполнен людьми.

Помимо большой синагоги в Пшедече, здесь находился Хеврат Теилим . Это служило синагогой для городских ремесленников. Службы также проводились в Бет Хамедраше . В Бет Хамедраше была собственная библиотека. По пятницам двое мальчиков 13–14 лет ходили по домам, собирая деньги на покупку новых книг и оплату переплета старых.

Миква Хеврат располагалась очень близко к озеру и совсем рядом с Теилим . В городе был свой эрув , который позволял еврейским жителям выходить на улицы в субботу . В тех случаях, когда эрув падал, дети несли сиддурим и талитот в синагогу и приносили чолнт в дома из пекарни.

Религиозные дела общины контролировались комитетом ( Парнасаи Хаир ). Каждый год члены общины собирались в Бет Хамедраш и избирали восемь членов этого комитета. Функция комитета заключалась в установлении зарплаты раввина и других религиозных деятелей, цены на шхиту , платы за микву и т. д. Для оплаты этих услуг с семей взимался налог.

В Пшедече была государственная начальная школа. Средней школы не было, поэтому ученикам, желающим учиться в средней школе, приходилось ехать в соседние города. Начальную школу посещали как еврейские, так и нееврейские дети города. Сначала оно располагалось в том же здании, что и ратуша: школа располагалась наверху, а ратуша внизу, но позже на улице Столдона было построено новое большое здание.

Для их религиозного обучения существовал « Бет Сефер Иври» , который собирался после обычных школьных занятий. такие предметы, как Танах ( Библия ) и Диним ( еврейский закон преподавали В школе «Бет Сефер Иври» ) . В религиозном воспитании детей, особенно мальчиков, заметную роль играла любовь к Эрец-Исраэль . Кроме того, существовала школа Бет-Яаков для более религиозных девочек, хотя большинство евреев в Пшедече были соблюдающими. Во дворе Бет Хамедраша находилась еще одна школа, более религиозной направленности. Существовала также ешива , руководителем которой был раввин Йозеф Александр Земельман, раввин Пшедеча. Для тех, кто хотел освоить такое ремесло, как портняжное дело, изготовление шляп или обувь, существовали вечерние занятия.

В городе была еврейская библиотека, которая также выполняла функции культурного центра. Люди собирались там по вечерам, чтобы читать книги, танцевать, слушать лекции, смотреть театральные представления и т. д. Более религиозно соблюдающие пользовались помещениями Агуды или Мизрахи .

В Пшедече также существовали благотворительные организации, такие как общество «Бикур Чолим» , которое ухаживало за больными, и «Благотворительный фонд», который предоставлял беспроцентные ссуды нуждающимся евреям.

В 1926 году при содействии «Джойнта» в Пшедече был открыт еврейский банк. Основной целью этого банка было предоставление кредитов. Эти кредиты были выданы в соответствии с обычными банковскими процедурами и требовали двух поручителей, приемлемых для банка. Этот банк закрылся в 1936 году из-за тяжелого финансового положения евреев в тот период.

В течение 20 века в Пшедече были созданы различные сионистские группы, в том числе отделения «Общих сионистов» , «Поале Цион Йемин» , «Хашомер Хацаир» , «Мизрачи» и « Ревизионистов» . В Пшедече собирали деньги для ЕНФ. Там было и несколько бундовцев .

В 1937 году семьдесят человек имели право голоса для делегатов XX Сионистского конгресса, проходившего в том же году в Цюрихе, из которых все, кроме трех, воспользовались своими правами. Создание этих групп вызвало трения между правыми и левыми. В результате левые перестали приходить в еврейскую библиотеку. Для молодежи существовали «Молодой Мизрахи» и « Бетар» . Программы этих молодежных групп включали мероприятия во второй половине дня в субботу.

У Агудат Исраэль также был филиал в Пшедече, большинство его членов были геррерами хасидами. Одним из активных представителей этой ветви был раввин Пшедеча раввин Земельман.

В Пшедече была даже Хахшара (подготовка людей к алие в Эрец Исраэль). У этой группы было несколько полей, на которых молодые люди сажали и выращивали овощи, которые затем продавали в Пшедече.

Дома в Пшедече в основном были одноэтажными. Некоторые из них принадлежали еврейским жителям, другие были арендованы у неевреев. В домах не было водопровода. В центре Пшедеча стоял насос. Электричество провели только в 1928 году. До этого жители пользовались газовым освещением. Телефонов в Пшедече было очень мало, а радио было роскошью.

Немецкая оккупация

[ редактировать ]

В сентябре 1939 года Германия вступила в Польшу , и началась Вторая мировая война. Несколько недель спустя, в ночь на праздник Шмини Ацерет , 4 октября 1939 года, немцы подожгли синагогу Пшедеч. На следующий день после фестиваля немцы вызвали раввина города вместе с некоторыми лидерами общины и заставили их подписать заявление о том, что евреи сами сожгли синагогу и дополнительно им пришлось заплатить штраф. за это. [ 2 ]

Немцы изменили название города на Моосбург.

В 1940 году в Пшедече проживало 769 евреев, и почти половина из них была отправлена ​​в принудительные трудовые лагеря. Большинство из них умерло там от голода и болезней. Немцы создали гетто в Пшедече, расположенном на Старом рынке. В начале 1942 года немцы загнали оставшихся евреев в местную церковь, где их оставили без еды и воды на три дня. Многие из них погибли от нехватки воздуха. 24 апреля 1942 г., 7 января 5702 г., оставшиеся евреи были отправлены в лагерь смерти Хелмно , и таким образом еврейская община Пшедеча была окончательно ликвидирована.

7 ияра стал Днем памяти этой общины.

Раввину Пшедеча удалось бежать в Варшаву , где он принял активное участие в восстании в Варшавском гетто . [ 3 ] В сообществе могло быть тринадцать выживших.

С середины 1960-х годов бывшие жители Пшедеча и их потомки вернулись в гости. Там, где раньше стояла синагога, сегодня находится общественный центр. От еврейского кладбища осталось лишь пустое поле и деревья. Все надгробия исчезли. Сегодня в Пшедече евреев нет. На кладбище установлен памятник евреям. Очень немногие пережили Холокост, но некоторым удалось покинуть Польшу до войны или накануне войны, поселившись в Израиле , США и Мексике. Выжившие написали «Книгу Изкор», написанную частично на идише, частично на иврите. Большая часть книги переведена на английский язык, а некоторые статьи переведены на польский язык. Эти переводы можно найти на веб-сайте JewishGen.org.

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Przedcz.net - Неофициальный сайт города Пшедч.
  2. ^ «Раввин Йосеф Александр Земельман, Пшедеч и Варшава, Польша» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
  3. ^ «Раввин Йосеф Александр Земельман, Пшедеч и Варшава, Польша» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
  4. ^ JewishGen.org
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78ef38ca2608492f59d0aeaf87572324__1707450180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/24/78ef38ca2608492f59d0aeaf87572324.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish community of Przedecz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)