Jump to content

Совет Труда и Обороны

(Перенаправлено с Совета Труда и Обороны )

Совет Труда и Обороны ( русский: Совет труда и защиты (СТО) Совет труда и обороны, латинская аббревиатура: СТО), впервые созданный как Совет Рабочей и Крестьянской Обороны в ноябре 1918 года, был органом, ответственным за центральное управление. управление экономикой и производством военной техники в РСФСР , а затем в СССР . Во время Гражданской войны в России 1917–1922 годов совет выполнял функции чрезвычайного «национально-экономического кабинета », издавая чрезвычайные декреты с целью поддержать промышленное производство для Красной Армии в условиях экономического коллапса. В 1920—23 существовала на правах комиссии Российского Совнаркома , после 1923 — Советского Совета Народных Комиссариатов . [1] 28 апреля 1937 года ЦИК Советского Союза упразднил совет. [1] Его функции были разделены между Экономическим советом Совета Народных Комиссаров Советского Союза [ ru ] и Комитетом обороны ( русский : Комитет обороны , латинизированный : Комитет обороны ) Совета Народных Комиссаров Советского Союза .

Председатель Совета по должности был председателем Совета Народных Комиссаров . [1] СТО, комиссия Совета Народных Комиссаров , включала в свой исполнительный орган таких высокопоставленных большевистских лидеров, как В. И. Ленин , Лев Троцкий и Иосиф Сталин , которые курировали растущий профессиональный аппарат. В марте 1920 г. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны стал Советом Труда и Обороны. После образования СССР в 1922 году совет был переименован в 1923 году в Совет Труда и Обороны СССР ( русский язык : Совет труда и обороны СССР , латинизированный : Советская работа и оборона СССР ); его функции экономического планирования и регулирования расширились и охватили всю страну. Будучи первым центральным органом экономического планирования в Советской России, Совет Труда и Обороны служил институциональным предшественником более известного советского органа планирования последующих лет — Госплана , созданного в августе 1923 года как подкомитет СТО.

Экономический фон

[ редактировать ]

Русская революция 1917 года завершилась осенью Октябрьской революцией , организованной и осуществленной под руководством фракции В. И. Ленина радикальной большевистской Российской социал-демократической рабочей партии . Поскольку страна уже была опустошена и дезорганизована тремя жестокими годами Первой мировой войны , молодое социалистическое государство изо всех сил пыталось удержаться и пережить гражданскую войну , многонациональное иностранное военное вмешательство и коллапс экономики, включая широкое обезлюдение крупных городов. и начало гиперинфляции .

Революционное правительство столкнулось с двойной задачей экономической организации и мобилизации материальных ресурсов в интересах Красной Армии . Новый орган, известный как Высший совет народного хозяйства (латинская аббревиатура кириллицы: ВСНХ, обычно произносится как «Весенха»), был создан 15 декабря 1917 года как первый государственный орган по координации государственных финансов и экономического производства. и распространение в РСФСР. [2] Весенха был приписан к фактическому кабинету министров РСФСР — Совету Народных Комиссаров и формально подчинялся этому органу. [2]

Весенхи По мере развития бюрократии она начала создавать из себя специализированные отделы, структуры, известные как главки, каждое из которых отвечало за работу определенного сектора экономики. [2] Эти подчиненные предприятия были известны под описательными слоговыми сокращениями , такими как, например, «Центротекстиль» для центрального управления текстильного производства, а «Главнефть» и «Главлес» для центральных отделов нефти и древесины соответственно. [3] Эти организации часто соответствовали экономическим синдикатам, созданным до войны и переданным дореволюционному царскому правительству в рамках координации экономики для своих собственных военных усилий. [4] В этих главках часто работали те же люди, которые занимали аналогичную должность при старом режиме. [5]

Хотя до июня 1918 года было менее 500 национализированных компаний, к концу того же месяца обострение Гражданской войны и ухудшение экономической ситуации привели к принятию декрета о национализации всех заводов страны. [6] Товары всех видов исчезли с рынка, а нормирование было расширено. [6] Не имея возможности получить справедливую стоимость своих излишков зерна от государственной монополии на закупку зерна, крестьяне отказывались от своей продукции на официальном рынке, что привело параллельного черного рынка . к возникновению [7] государства Продразверстка , предполагавшая систематическое применение силы против крестьянства с целью реквизиции зерна, еще больше углубила кризис. [8] Эта новая централизованная и принудительная экономика, вызванная экономическим коллапсом и необходимостью гражданской войны, запомнилась историкам экономики как военный коммунизм .

Учреждение

[ редактировать ]
Летом 1919 года лидер большевиков Алексей Рыков был назначен полномочным представителем Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, что помогло укрепить позиции организации как высшего экономического органа Советской России.

В отсутствие жизнеспособной рыночной экономики советскому государству был необходим механизм координации производства и распределения для удовлетворения прямых нужд военных. 30 ноября 1918 года ВЦИК (исполнительный орган Съезда Советов ) создал предназначенный для этой цели бюрократический орган, первоначально названный Советом Рабочей и Крестьянской Обороны. [9] Этому бюро была поручена задача сбора и распределения ресурсов, необходимых для военных действий. [10]

Совет Рабочей и Крестьянской Обороны изначально задумывался как чрезвычайный орган, занимающийся исключительно мобилизацией ресурсов России для ведения гражданской войны. [9] Сам Ленин был назначен председателем, Лев Троцкий - наркомом войны, Леонид Красин - главой чрезвычайной комиссии снабжения, а Иосиф Сталин - представителем ВИК. [9]

Организация быстро превратилась в то, что историк Алек Нове назвал «эффективным экономическим кабинетом» страны, наделенным полномочиями издавать юридически обязательные указы. [11] На протяжении гражданской войны, вплоть до начала 1921 года, Совет Рабочей и Крестьянской Обороны существовал на разовой основе, издавая свои постановления на основании чрезвычайного положения в стране и в значительной степени не заботясь о процессах долгосрочного планирования. . [9] Вместо этого совет сосредоточился на повседневных нуждах, связанных с военной кампанией не на жизнь, а на смерть.

Как и в случае с параллельной государственной плановой организацией «Весенха» и ее главками, Совет Рабоче-Крестьянской Обороны имел ряд специализированных подкомитетов, занимавшихся конкретными аспектами военной промышленности. [10] Во многих случаях две организации пытались расширить свое влияние и свои программы в одних и тех же отраслях. [10] Производственная отрасль оставалась в кризисе, поскольку власти перебрасывали рабочую силу и ресурсы из одного критического места в другое, создавая новый дефицит в процессе попыток решить текущие проблемы. [10]

С 1919 года авторитет Весенхи начал ослабевать: в промышленной сфере власть получили Наркомзем земледелия (Наркомзем), отвечавший за хлебозаготовки, и Совет Рабочей и Крестьянской Обороны. [12] Мобилизация неквалифицированной рабочей силы, в том числе отработочная повинность крестьян, требуемая местными властями для подвоза топлива, продовольствия и военных грузов, была возложена в компетенцию Наркомтруда . [13] Весенха была низведена до одного из нескольких центральных экономических органов, но ни в коем случае не вышестоящего. [12]

Одним из бенефициаров опыта институциональной атрофии Весенхи стал Совет Рабочей и Крестьянской Обороны. Авторитет организации был подкреплен летом 1919 года назначением высокопоставленного большевика Алексея Рыкова «чрезвычайным представителем», что еще больше подчеркнуло место организации как первой среди равных на планировочном небосклоне. [14] На протяжении гражданской войны большой процент продукции советской промышленности будет направляться на нужды Красной Армии, поставки которой были охарактеризованы как «краеугольный камень нашей экономической политики» одним из ведущих экономических чиновников. [15] Совет Рабоче-Крестьянской Обороны отвечал за все поставки Красной Армии, за исключением сельскохозяйственной продукции, и был основным контролером и потребителем промышленной продукции страны, хотя она и была ограниченной. [14]

Новое имя, новая роль

[ редактировать ]

В связи с успешным завершением гражданской войны в марте 1920 года совет получил новое название — Совет труда и обороны (СТО). [10] Формально организация была признана более приоритетной, чем ее бюрократический конкурент Весенха, в получении ассигнований скудных ресурсов. [11] Вместо того, чтобы ограничиваться промышленным производством и распределением средств, необходимых Красной Армии в военное время, STO применила более широкий подход к планированию, чем в предыдущей версии.

Новое название и функции СТО были утверждены в декабре 1920 года 8-м Всероссийским съездом Советов , формальным законодательным органом Советской России. [16] СТО была признана комиссией Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) во главе с самими ведущими Народными Комиссарами, представителем российских профсоюзов и начальником Центрального статистического агентства. [16] СТО было поручено установить единый экономический план Советской России, направить работу отдельных наркоматов на выполнение этого плана, а также в случае необходимости, среди других функций, издавать исключения из плана. [16] «впервые в РСФСР появился орган общего планирования с четко определенными функциями» . историк Э. Х. Карр, Таким образом, как заметил [16]

В ходе рыночной новой экономической политики (НЭП), последовавшей за военной экономикой военного коммунизма, СТО возник как аппарат административного контроля, координирующий формирование «специальных союзов» фирм в данной отрасли промышленности на основе саморегулирования. -финансирование (хозрасчет) и разрешение отделения отдельных фирм от централизованных трестов на тех же основаниях. [17]

В мае 1922 года была предпринята попытка сделать СТО регулирующим органом национальной торговли, когда Совнарком создал новую комиссию при СТО с полномочиями издавать экономические декреты. [18] Эта комиссия, которой была предоставлена ​​свобода действий в толковании и изменении существующих правил торговли, а также в предложении новых законов для ратификации Совнаркомом, похоже, не проявила себя каким-либо существенным образом, однако, и рыночные силы оставались первостепенными при НЭП. [18]

Несмотря на реальные ограничения полномочий централизованного планирования в условиях преимущественно рыночной экономики, СТО превратился в то, что историк Морис Добб охарактеризовал как «высший исполнительный орган в экономической сфере, выполняющий роль Экономического Генерального штаба, к которому стремился Весенха, но не удалось выполнить в более ранний период». [19]

Relationship to Gosplan

[ редактировать ]

Государственный комитет по планированию (Государственный комитет по планированию, обычно называемый «Госплан»), позже ставший влиятельным на советском экономическом небосклоне, был создан как постоянный консультативный подкомитет СТО, которому было поручено проводить подробные экономические исследования и давать экспертные рекомендации. к СТО, принимающему решение. [19]

На протяжении всего периода НЭПа бюрократия экономического планирования разрасталась, и руководители экономических трестов иногда были вынуждены иметь дело не менее чем с четырьмя ведомствами — Высшим советом народного хозяйства (Весенха), Наркомфином (Наркомфин), Госпланом, и СТО. [20] Система была неэффективной и иногда ставила перед менеджерами фирм противоречивые цели, вынуждая фирмы создавать пачки документов для удовлетворения бюрократических контролеров. [20] В случае принципиальных разногласий между ведомствами решение СТО имело решающее значение в конце 1920-х годов. [20]

Периодические издания

[ редактировать ]

При Совете Труда и Обороны издавалась ежедневная газета « Экономическая жизнь ». [21] Газета была основана в ноябре 1918 года как орган «Весенхи» и с момента выпуска от 2 августа 1921 года стала официальным голосом СТО. [22] С января 1935 года газета стала официальным органом Наркомата финансов и других учреждений. [22] Публикация продолжалась до 1937 года. [22]

Председатели

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Council of Labor and Defense (СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ) . Russian Soviet Encyclopedia .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Алек Нове, Экономическая история СССР. Новое издание. Лондон: Penguin Books, 1989; стр. 42.
  3. ^ Нове, Экономическая история СССР, стр. 42-43.
  4. ^ Нове, Экономическая история СССР, стр. 43-44.
  5. ^ Нове, Экономическая история СССР, стр. 44.
  6. ^ Перейти обратно: а б Нове, «Экономическая история СССР», с. 45.
  7. ^ Нове, Экономическая история СССР, стр. 45-46.
  8. ^ Нове, Экономическая история СССР, стр. 50.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Э. Х. Карр, История Советской России: Большевистская революция, 1917–1923: Том 2. Лондон: Macmillan, 1952; стр. 369.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Нове, «Экономическая история СССР», с. 60.
  11. ^ Перейти обратно: а б Нове, «Экономическая история СССР», с. 61.
  12. ^ Перейти обратно: а б Карр, История Советской России: Большевистская революция, том. 2, стр. 196.
  13. ^ Карр, История Советской России: Большевистская революция, том. 2, стр. 209.
  14. ^ Перейти обратно: а б Карр, История Советской России: Большевистская революция, том. 2, стр. 229.
  15. Фраза принадлежит Леониду Красину . Цитируется по Карру, «История Советской России: большевистская революция», том. 2, стр. 229.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Карр, История Советской России: Большевистская революция, том. 2, стр. 375.
  17. ^ Карр, История Советской России: Большевистская революция, том. 2, стр. 304.
  18. ^ Перейти обратно: а б Карр, История Советской России: Большевистская революция, том. 2, стр. 344.
  19. ^ Перейти обратно: а б Морис Добб, Экономическое развитие России после революции. Нью-Йорк: EP Dutton, 1928; стр. 241; сн. 1.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Добб, Экономическое развитие России после революции, стр. 390.
  21. ^ Э. Х. Карр, История Советской России: Том 4: Междуцарствие, 1923-1924. Лондон: Макмиллан, 1954; стр. 13.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Ėkonomicheskai͡a zhiznʹ: Organ Vysshego soveta narodnogo khozi͡aĭstva i Narodnykh komissariatov--finansov, prodovolʹstvii͡a, torgovli i promyshlennosti. Stanford University Library.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7833799596b143b5dde94b4d2b513a44__1713570120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/44/7833799596b143b5dde94b4d2b513a44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Council of Labor and Defense - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)