Вести

светодиод [ а ] ( шумерский : 𒂍𒁾𒁀𒀀 , латинизированный: e 2 - dub -ba-a , букв. «дом, где раздают таблетки» [ 1 ] ) — школа писцов шумерского языка . Эдуба была учреждением, которое обучало и обучало молодых писцов в древней Месопотамии в конце третьего или начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 2 ] Большая часть информации, известной об эдубас, поступает из клинописных текстов, относящихся к периоду Старого Вавилона (около 2000–1600 гг. до н.э.).
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Археологические данные о школьной системе Старого Вавилона позволяют предположить, что образование писцов было небольшим и обычно проходило в частных домах. [ 3 ] Школьные планшеты были найдены в частных домах во многих местах по всей Месопотамии. Некоторые дома, где было обнаружено особенно большое количество школьных табличек, были интерпретированы археологами как «школьные дома» или дома, в которых почти наверняка проходило обучение писцов. Лучшим примером этого является Дом F в городе Ниппур . около полутора тысяч фрагментов табличек В этом доме найдено . Они датируются 17 веком до нашей эры ( краткая хронология ) (начало правления Самсу-илуны ), и большинство из них представляли собой школьные упражнения для учащихся. [ 4 ] Два других возможных «школьных дома» расположены на месте Ура . Первый - это дом под названием Тихая улица № 7, где на месте было найдено меньшее количество школьных текстов , датируемых концом 18 или началом 17 века до нашей эры (краткая хронология) (годы правления Рим-Сина II или еще в Самсу). -Илуна 11 год [ 5 ] ). Второй — дом № 1 по Брод-стрит, где было обнаружено большее количество школьных планшетов. [ 6 ] Некоторые тексты с Брод-стрит № 1 могут датироваться 11 годом Самсу-илуна (короткая хронология 1674 г. до н.э., средняя хронология 1738 г.). [ 7 ] К сожалению, неясно, является ли этот дом первоначальным местом использования школьных текстов. [ 8 ] Еще один древневавилонский дом, в котором проходило обучение писцов, — это дом человека по имени Ур-Уту, расположенный в древнем городе Сиппар-Амнанум . [ 9 ]
Тексты об эдубе
[ редактировать ]Современное представление о том, как функционировала эдуба, частично основано на описаниях шумерской литературы (особенно это касается более ранних исследований – например, Sjöberg 1975, [ 10 ] Крамер 1949 г. [ 11 ] ). Ряд историй происходит в школе писцов или свидетельствует о том, какой была жизнь ученика писца. Современные ученые иногда называют их «литературой эдуба». [ 12 ] [ 13 ] (не путать со вторым значением этого термина — любое сочинение, выученное и переписанное учениками-писцами) или «школьные рассказы». [ 14 ] [ 15 ] К ним относятся композиции «Школьные годы» (Эдуба А); «Книжник и его извращенный сын» (Эдуба Б); «Совет руководителя юному писцу» (Эдуба С); «Деятельность писца» (Эдуба Д); «Наставления уммии» (Эдуба Э); и «Положение о Е-дубе» (Эдуба Р). Несколько шумерских диалогов также затрагивают элементы студенческой жизни, в том числе «Диалог двух писцов» (Диалог 1); «Диалог Энки-хенгала и Энкита-лу» (Диалог 2); и Энки-маншум и Гирини-исаг (Диалог 3). Несколько королевских гимнов, повествующих о подвигах месопотамских царей, также упоминают институт эдуба; к ним относятся композиции Шульги Б; Липит-Эштер Б; Ишме-Даган V; и Энлиль-Бани А. [ 16 ] Несколько древневавилонских букв [ 17 ] и пословицы [ 18 ] также относятся к образованию писцов или эдубе.
Историческая точность литературы эдуба и других текстов, относящихся к эдубе, - степень, в которой они описывают реальность образования древневавилонских писцов, - была поставлена под сомнение в более поздних исследованиях. Археологические данные свидетельствуют о том, что обучение писцов во времена Старого Вавилона проходило в частных домах, а не в крупных государственных учреждениях. Это побудило некоторых ученых предположить, что содержание «литературы эдуба» на самом деле относится к более раннему учреждению, относящемуся к периоду Ура III. [ 19 ] Другие просто утверждают, что литературные описания преувеличены или анахроничны, или что они отражают идеализированный образ школьной системы. [ 20 ] [ 21 ]
Таблички с упражнениями для учащихся
[ редактировать ]Большая часть обучения учащихся осуществлялась путем написания клинописных сочинений («школьных текстов») на глиняных табличках . Большое количество табличек, на которых хранятся упражнения студентов-писцов (так называемые «таблички для упражнений»), было найдено на территории Ближнего Востока. Они бывают разных форм и размеров, в зависимости от уровня ученика и сложности задания. Ниже приводится типология форм табличек, разработанная современными учеными, основанная в первую очередь на табличках из древневавилонского города Ниппур. Пока неясно, в какой степени та же типология применима к табличкам с упражнениями из других городов, в которых проходили обучение писцы.
Тип I
[ редактировать ]Таблички I типа представляют собой многоколонные таблички, обычно содержащие несколько сотен строк сочинения, записанного учащимся в две и более колонок. Эти таблетки часто достаточно велики, чтобы вместить всю композицию, а иногда даже содержат части нескольких композиций. В тех случаях, когда вся композиция не умещается на одной таблетке, ее можно распределить по нескольким таблеткам.
Поскольку таблички типа I, как правило, написаны очень тщательно и содержат длинные тексты, предполагается, что они представляют собой работы относительно продвинутых студентов. [ 22 ] [ 23 ]
Тип II
[ редактировать ]Таблетки типа II имеют два или более столбца на лицевой стороне (передняя часть таблетки) и несколько столбцов (обычно) разного текста на оборотной стороне (задняя часть таблетки). В левой колонке аверса помещен отрывок или «отрывок» из школьного текста (обычно около 8-15 строк, но иногда и до 30), написанный аккуратным почерком, предположительно, учителем. Правая колонка(ы) содержит копию отрывка, обычно написанного более небрежно и предположительно написанного студентом. Копия студента была стерта и переписана несколько раз, и у многих сохранившихся табличек Типа II правая сторона пуста (или, что чаще всего, правая сторона полностью отломилась). На обратной стороне таблички Типа II обычно содержится отрывок из другого школьного текста, который учащийся выучил на более раннем этапе своего обучения.
Таблетки типа II на сегодняшний день являются наиболее распространенным типом таблеток для упражнений, обнаруженных в Ниппуре. На других сайтах известно пропорционально меньше таблеток типа II, но возможно, что их было найдено больше, но так и не опубликовано; Таблички типа II обычно имеют несколько искаженный вид (часто сломанные или стертые), а это означает, что мародеры с меньшей вероятностью сохраняли и продавали их, а первые раскопки, возможно, с меньшей вероятностью публиковали их. [ 24 ]
Тип III
[ редактировать ]Таблички типа III, также известные как таблички с экстрактами или имгиды (по-шумерски «длинная табличка»), представляют собой таблички с одной колонкой, содержащие экстракты (обычно около 40-60 строк) из более длинных композиций, часто принадлежащих к продвинутым стадиям обучения писцов. [ 25 ] [ 26 ]
Тип IV («Чечевица»)
[ редактировать ]Таблички типа IV, также известные как «чечевица», представляют собой круглые таблички, содержащие одну или несколько строк сочинения, написанного один раз учителем, а затем второй раз учеником. Копия ученика появляется либо под надписью учителя (типично для табличек Ниппура), либо на реверсе (более типично для других сайтов). [ 27 ]
Призма
[ редактировать ]Призмы представляют собой большие глиняные предметы с множеством граней (обычно от четырех до девяти), пронизанными по центру сверху вниз отверстием. Призма обычно имеет полный клинописный текст, написанный частями на всех гранях. [ 28 ] [ 29 ]
По-видимому, призмы были надписаны опытными учениками-писцами очень тщательно, и они относительно редки. Возможное объяснение этому состоит в том, что они служили экзаменами. [ 30 ] Другая теория состоит в том, что эти тексты были созданы как вотивные подношения для посвящения в храмах месопотамским божествам. [ 31 ]
Учебная программа для писцов в Ниппуре
[ редактировать ]Учебная программа для молодых студентов, обучающихся письму в эдубах города Ниппур, была реконструирована на основе найденных на этом месте текстов, относящихся к древневавилонскому периоду. Неясно, в какой степени эта же учебная программа соблюдалась в других городах.
Начальное образование
[ редактировать ]На первом уровне обучения шумерским писцам студенты изучали основы клинописи и шумерского языка, записывая длинные списки знаков и слов и копируя простые тексты. Этот уровень образования был разбит на четыре этапа. [ 32 ]
Первый этап: приемы письма
[ редактировать ]На самом раннем этапе обучения учащиеся изучали основы клинописи: как работать с глиной и формировать таблички, как обращаться со стилусом, как создавать основные знаки и как писать простые вещи, например личные имена. В самых ранних упражнениях Этапа 1 учащиеся неоднократно копировали три элемента клинописного знака: вертикальный клин, горизонтальный клин и косой клин. Как только формы клиньев были освоены, ученик мог начать комбинировать их, чтобы создавать простые знаки. На некоторых табличках с упражнениями ученик снова и снова отрабатывает простой знак или знаки. Затем ученик учился выписывать список знаков, известный как слоговый алфавит Б (также иногда называемый «шумерским букварем»). [ 33 ] ). Каждая запись в этом списке состояла из нескольких знаков или слогов, которые иногда напоминали шумерские слова или личные имена, но на самом деле содержали мало смысла. Они были созданы для того, чтобы научить ученика правильным формам жестов. [ 34 ] За пределами Ниппура аналогичный список, известный как слоговый алфавит А, преподавали вместо слогового алфавита Б. В некоторых случаях ученику также приходилось выписывать столбцы аккадских слов, образуя список, известный как слоговый словарь А. [ 35 ]
Еще один список, предназначенный для обучения студентов основам клинописи, известен как ТУ-ТА-ТИ. В этом списке учащиеся выписывали наборы знаков, сгруппированные по их начальным звукам. Каждый клинописный знак представляет собой слог (в отличие от английского алфавита, где каждая буква представляет звук), так, например, последовательность «ту-та-ти» состоит из трех знаков. Знаки в каждом наборе списка были упорядочены по гласным звукам: -u, за которым следует –a, за которым следует –i. Каждый знак в наборе сначала записывался на отдельной строке, а затем все три знака записывались вместе на четвертой строке. Таким образом, первые 8 строк ТУ-ТА-ТИ таковы: [ 36 ]
- что
- лицом к лицу
- из
- ты-та-ти
- нет
- уже
- в
- н-н-н
Учащиеся первого этапа обучения также учились составлять списки личных имен, включающие шумерские или аккадские имена. [ 37 ]
Второй этап: тематические списки существительных.
[ редактировать ]На втором этапе начального обучения писцам ученики начали изучать слова и логограммы. Они запоминали и записывали тематически организованные списки существительных (которые позже превратились в лексический список первого тысячелетия UR 5 .RA = hubullu ). Запоминая этот список, студенты выучили шумерские слова, обозначающие объекты разных категорий, включая деревья и деревянные предметы; камыш и тростниковые предметы; сосуды и глина; шкуры и изделия из кожи, металлы и металлические предметы; виды животных и мяса; камни и растения и т. д. [ 38 ]
Третий этап: расширенные списки
[ редактировать ]На третьем этапе начального образования учащиеся изучали числа, измерения и общие формулы, используемые в экономических контрактах. Они также выучили более сложные списки, чем те, которые запоминались на более ранних этапах: список знаков Прото-Эа, тематический список Прото-Лу 2 и набор акрографических изображений. [ проверьте орфографию ] списки (списки с записями, организованными по первому или основному признаку [ 39 ] ), включая Прото-Изи, Прото-Кагал и Нигга. Список знаков Прото-Дири также изучался на третьем этапе начального образования. [ 40 ] На этом этапе можно изучить ряд других, менее часто встречающихся списков: список частей тела Угу-му; список юридических фраз (ранняя версия списка, известная как ana ittišu); список божеств, называемый списком богов Ниппура; старовавилонская версия списка профессий под названием lu 2 -azlag 2 = ašlāku; и список болезней. [ 41 ]
Четвертый этап: простые шумерские тексты
[ редактировать ]На четвертом этапе начального образования ученики начали работать с полными предложениями на шумерском языке. Они копировали типовые контракты и юридические тексты – например, контракты, документирующие продажу домов. [ 42 ] – и, наконец, шумерские пословицы. [ 43 ] С изучением пословиц учащиеся переходили на вторую ступень образования; а именно шумерская литература.
Высшее образование
[ редактировать ]Продвинутые студенты эдуба запоминали и записывали шумерские литературные тексты, начиная с простых пословиц и заканчивая гораздо более длинными произведениями.
Тетрада
[ редактировать ]На переходном этапе от начальной к продвинутой подготовке писцов студенты запоминали и записывали четыре литературных произведения, известные как «Тетрада» . [ 44 ] В состав Тетрады входят следующие композиции:
- Липит-Эштар Б
- Иддин-Даган Б
- Энлиль Бани А
- Нисаба А.
Десятилетие
[ редактировать ]Второй этап углубленного образования писцов в Ниппуре включал запоминание и запись группы из десяти сочинений, обозначенных современными учеными как Декада . В Декаду вошли следующие композиции: [ 45 ] [ 46 ]
- Шульги А
- Липит-Эштар А
- Песня мотыги
- Инана Б
- Энлиль А
- Гимн храма Кеш
- Путешествие Энки в Ниппур
- Инана и Эбих
- Нунгал А
- Гильгамеш и Хувава, Версия А
Другие учебные группы текстов
[ редактировать ]Другие группы шумерских литературных произведений также рассматривались как сборники текстов, которые можно изучать в рамках школьной программы. [ 47 ] [ 48 ] Одна из таких групп, названная «Дом F Четырнадцать», названа в честь старого вавилонского дома в Ниппуре, где было найдено множество копий текстов, а также более тысячи других школьных табличек. [ 49 ] Дом F Четырнадцать включает в себя следующее: [ 50 ]
- Эдуба Б
- Эдуба С
- Гильгамеш, Энкиду и нижний мир
- Деяния и подвиги Нинурты
- Проклятие Агаде
- Шульги Гимн Б
- Ур Плач
- Инструкции Шуруппага
- Школьные годы (страница А)
- Дебаты между овцами и зерном
- Мечта Думузида
- Инструкции фермера
- Ведущий диалог 1
- Спор между мотыгой и плугом
Другая группа текстов, которую можно было изучать примерно на том же этапе образования, что и Декада, представляла собой подборку писем из « Переписки царей Ура» . [ 51 ] Однако этот корпус не сформировал сплоченную учебную группу; очевидно, отдельные школьные учителя сами решали, какие буквы учить. [ 52 ]
По крайней мере два других набора литературных букв также иногда изучались студентами-писцами в Старовавилонском Ниппуре: «Шумерский эпистолярный сборник» (SEpM), довольно стандартизированная группа, состоящая из восемнадцати писем и четырех других сочинений, и «Переписка царей Ларсы» (SepM). CKL), группа из четырех писем от или к правителям Ларсы. [ 53 ] Иногда изучались и другие буквы, не принадлежащие к определенному набору; Современные ученые сгруппировали их под термином «Дополнительные буквы Ниппура» или «Вспомогательные буквы Ниппура» (ANL). [ 54 ] [ 55 ]
Студенческая жизнь
[ редактировать ]Студенты эдубы, вероятно, начали свое образование еще в раннем детстве. В основном это были мальчики, хотя в древнем месопотамском обществе встречаются и женщины-писцы. [ 56 ] [ 57 ] Литература эдуба рисует яркую, хотя и сильно приукрашенную картину повседневной жизни молодых студентов-писцов.
Согласно этим композициям, мальчик утром выходил из родительского дома, шел в эдубу и начинал дневные уроки. Сюда входили такие вещи, как чтение ранее изученных текстов и формирование новых табличек для надписей. [ 58 ]
Наказания за плохое поведение - разговоры без очереди, выход на улицу в неподходящее время, плохое письмо и т. д. - могут быть суровыми: в одном преувеличенном отчете студент описывает, как его избивали не менее семи раз за один день. [ 59 ] [ 60 ]
После дня, проведенного в школе, ученик снова возвращался домой к своим родителям, где мог рассказать им о событиях своего дня или зачитать им домашние задания. [ 61 ]
Эти отчеты в литературе эдуба представляют собой занимательные, часто сочувственные истории о том, какой была жизнь старовавилонского студента-писца; однако они в значительной степени идеализированы, и не следует предполагать их историческую достоверность. [ 62 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также транскрибируются e-duba , e-dubba , edubba , edubah , eduba'a и 2 -dub -ba-a.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вулф, Джаред. Коллекция Котсена в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе: 7 (01 августа 2024 г.)
- ^ Сьёберг, Оке. 1975. «Старая вавилонская Эдуба» в шумерологических исследованиях в честь Торкильда Якобсена в день его семидесятилетия, 7 июня 1974 г. , под редакцией С. Дж. Либермана, Ассириологические исследования 20, Чикаго: University of Chicago Press, 159–179. стр. 159-160.
- ^ Джордж, А.Р. 2005. «В поисках e 2 .dub.ba.a: древняя месопотамская школа в литературе и реальности». В книге «Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Джейкоба Кляйна» . Под редакцией Ю. Сефати, П. Арци, К. Коэна, Б. Л. Эйхлера и В. Гуровица, CDL Press, 127–137. п. 130.
- ^ Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: Школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39-66. п. 40.
- ^ Дельнеро, Пол. 2012. Текстовая критика шумерской литературы. Бостон: Американские школы восточных исследований. стр.64.
- ^ Джордж, А.Р. 2005. «В поисках e 2 .dub.ba.a: древняя месопотамская школа в литературе и реальности». В книге «Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Джейкоба Кляйна» . Под редакцией Ю. Сефати, П. Арци, К. Коэна, Б. Л. Эйхлера и В. Гуровица, CDL Press, 127–137. стр. 130-131.
- ^ Дельнеро, Пол. 2012. Текстовая критика шумерской литературы. Бостон: Американские школы восточных исследований. стр.65.
- ^ Дельнеро, Пол. 2012. Текстовая критика шумерской литературы. Бостон: Американские школы восточных исследований. стр. 65-66.
- ^ Дельнеро, Пол. 2012. Текстовая критика шумерской литературы. Бостон: Американские школы восточных исследований. стр.78.
- ^ Сьёберг, Оке. 1975. «Старая вавилонская Эдуба» в шумерологических исследованиях в честь Торкильда Якобсена в день его семидесятилетия, 7 июня 1974 г. , под редакцией С. Дж. Либермана, Ассириологические исследования 20, Чикаго: University of Chicago Press, 159–179. стр. 161.
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной. 1949. «Школьные дни - шумерское сочинение, посвященное образованию писца». Журнал Американского восточного общества 69: 199–215.
- ^ каталог литературы по обучению писцов .
- ^ Джордж, А.Р. 2005. «В поисках e 2 .dub.ba.a: древняя месопотамская школа в литературе и реальности». В книге «Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Джейкоба Кляйна» . Под редакцией Ю. Сефати, П. Арци, К. Коэна, Б. Л. Эйхлера и В. Гуровица, CDL Press, 127–137. п. 127.
- ^ «ETCSLкаталог» .
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 5.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 24.
- ^ Сьёберг, Оке. 1975. «Старая вавилонская Эдуба» в шумерологических исследованиях в честь Торкильда Якобсена в день его семидесятилетия, 7 июня 1974 г. , под редакцией С. Дж. Либермана, Ассириологические исследования 20, Чикаго: University of Chicago Press, 159–179. стр. 161.
- ^ Дельнеро, Пол. 2006. Вариации шумерских литературных произведений: тематическое исследование на основе десятилетия . доктор философии Диссертация, Пенсильванский университет. п. 65.
- ^ Джордж, А.Р. 2005. «В поисках e 2 .dub.ba.a: древняя месопотамская школа в литературе и реальности». В книге «Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Джейкоба Кляйна» . Под редакцией Ю. Сефати, П. Арци, К. Коэна, Б. Л. Эйхлера и В. Гуровица, CDL Press, 127–137. п. 132.
- ^ Коэн, Йоран и Сиван Кедар. 2011. «Отношения учителя и ученика: два тематических исследования». В Оксфордском справочнике по клинописной культуре под редакцией Карен Рэднер и Элеоноры Робсон, Оксфорд: Oxford University Press, 229–247. п. 230
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр.25.
- ^ Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: Школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39-66. п. 46.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр. 100-1 28-3
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр. 100-1 31-3
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр.38.
- ^ Тинни, Стив. 1999. «Об учебной программе шумерской литературы». Ирак 61: 159-172. п. 160.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр.38-40.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр.29-30.
- ^ Тинни, Стив. 1999. «Об учебной программе шумерской литературы. Ирак 61: 159-172. С. 160.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр.31.
- ^ Дельнеро, Пол. 2013. «О шумерской литургической традиции. Обзор того , как выходит солнце!» Анны Лёнерт, 2009. Orientalistische Literaturzeitung 108: 145-151. стр. 146.
- ^ Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39-66. п. 47.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 44.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 42.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 43.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр.43.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр.45.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 47.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 201.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр. 100-1 54-5
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. п. 59.
- ^ Либерман, Стивен Дж. 1992. «Ниппур, город решений». В Ниппуре к столетнему юбилею: доклады, прочитанные на 35-м Международном конгрессе ассириологов, Филадельфия, 1988 г. , под редакцией Марии де Йонг Эллис. Филадельфия. стр.131.
- ^ Вельдхейс, Ник. 1997. Начальное образование в Ниппуре: списки деревьев и деревянных предметов. Гронинген. стр. 60-62.
- ^ Дельнеро, Пол. 2010. «Шумерские таблички с экстрактами и образование писцов». Журнал клинописных исследований 62: 53-69. стр 55.
- ^ Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: Школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39-66. п. 53.
- ^ Тинни, Стив. 1999. «Об учебной программе шумерской литературы». Ирак 61: 159-172. стр. 168-170.
- ^ Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: Школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39-66. п. 57.
- ^ Тинни, Стив. 1999. «Об учебной программе шумерской литературы». Ирак 61: 159-172. п. 167.
- ^ Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: Школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39-66. п. 42.
- ^ Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: Школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39-66. п. 54
- ^ Михаловский, Петр. 2011. Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского царства . Айзенбраунс: Озеро Вайнона. п. 51.
- ^ Михаловский, Петр. 2011. Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского царства . Айзенбраунс: Озеро Вайнона. п. 62.
- ^ Кляйнерман, Александра. 2011. Образование в Вавилонии в начале 2-го тысячелетия до нашей эры: шумерский эпистолярный сборник . Клинописные монографии 42. Лейден: Brill. стр. 1, 7, 11.
- ^ Кляйнерман, Александра. 2011. Образование в Вавилонии в начале 2-го тысячелетия до нашей эры: шумерский эпистолярный сборник . Клинописные монографии 42. Лейден: Brill. п. 1.
- ^ Кляйнерман, Александра и Альена Гадотти. 2013. «Два дополнительных древневавилонских шумерских литературных письма из Ниппура». Журнал ассириологии 103: 149–161. п. 149.
- ^ Михаловский, Петр. 2011. Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского царства . Айзенбраунс: Озеро Вайнона. п. 47.
- ^ Шарпен, Доминик . 2010. Чтение и письмо в Вавилоне . Перевод Джейн Мари Тодд. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. стр. 63-64.
- ^ Дельнеро, Пол. 2006. Вариации шумерских литературных произведений: тематическое исследование на основе десятилетия . доктор философии Диссертация, Пенсильванский университет. п. 73.
- ^ Коэн, Йорам и Сиван Кедар. 2011. «Отношения учителя и ученика: два тематических исследования». В Оксфордском справочнике по клинописной культуре под редакцией Карен Рэднер и Элеоноры Робсон, Оксфорд: Oxford University Press, 229–247. п. 230.
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной. 1949. «Школьные дни - шумерское сочинение, посвященное образованию писца». Журнал Американского восточного общества 69: 199–215. стр. 205, 211.
- ^ Шарпен, Доминик. 2010. Чтение и письмо в Вавилоне . Перевод Джейн Мари Тодд. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 27.
- ^ Дельнеро, Пол. 2010. «Шумерские таблички с экстрактами и образование писцов». Журнал клинописных исследований 62: 53-69. п. 53.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сьёберг, Оке. 1975. «Старая вавилонская Эдуба» в шумерологических исследованиях в честь Торкильда Якобсена в день его семидесятилетия, 7 июня 1974 г. , под редакцией С. Дж. Либермана, Ассириологические исследования 20, Чикаго: University of Chicago Press, 159–179.
- Ванстифут, HLJ, 1979. «Как они выучили шумерский язык?» Журнал клинописных исследований 31: 118–126.
- Тинни, Стив. 1999. «Об учебной программе шумерской литературы». Ирак 61: 159–172.
- Робсон, Элеонора. 2001. «Дом Таблиц: школа писцов в старом вавилонском Ниппуре». Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale 95: 39–66.
- Вельдхейс, Ник. 2004. Религия, литература и наука: шумерская композиция «Нанше и птицы» с каталогом шумерских названий птиц . Клинописные монографии 22. Лейден: Brill.
- Дельнеро, Пол. 2006. Вариации шумерских литературных произведений: тематическое исследование на основе десятилетия . доктор философии Диссертация, Пенсильванский университет.
- Шарпен, Доминик . 2010. Чтение и письмо в Вавилоне . Перевод Джейн Мари Тодд. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Кляйнерман, Александра. 2011. Образование в Вавилонии в начале 2-го тысячелетия до нашей эры: шумерский эпистолярный сборник . Клинописные монографии 42. Лейден: Brill.
- Боуэн, Джошуа. 2020. Учимся молиться на мертвом языке: обучение и призывы на древнешумерском языке . Цифровая пресса Хаммурапи. ISBN 9781734358667
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Таблички старой вавилонской школы : сводка типов табличек со ссылками на изображения.