Ирисы Экран
Ирисы ( 紙本金地著色燕子花図 , Сихонкиндзи Чакусёку Какицубата-дзю ) — пара шестипанельных складных ширм ( бёбу ) японского художника Огаты Корина из школы Ринпа . На ней изображен абстрактный вид воды с заносами японских ирисов ( Iris laevigata ). Вероятно, работа была сделана примерно в 1701–1705 годах. [1] [2] в период роскоши периода Эдо, известный как Гэнроку бунка (культура эпохи Гэнроку).
Экраны более 200 лет находились в буддийском храме Ниси Хонгандзи в Киото . Сейчас они хранятся в Музее Нэдзу и являются национальным достоянием Японии .
Аналогичная пара ширм, сделанная Огатой Корином около 5 г. [3] до 12 [4] Спустя годы изображение ирисов хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . Все четыре экрана Irises были показаны вместе впервые почти за столетие. [5] в 2012 году на выставке «Корин: национальное достояние, ирисы музея Незу и Восьмимост музея Метрополитен» в музее Незу . [6]
Оба экрана вдохновлены эпизодом из «Сказок об Исэ» . [7] В свою очередь, копии экранов, как полагают, повлияли на постимпрессионистские картины Винсента Ван Гога , в том числе на его «Ирисы» .
Ирисы
[ редактировать ]Эти ширмы являются одними из первых работ японского художника и лакировщика Огаты Корина после того, как он получил звание Хоккё ( 法橋 , «Мост Дхармы») , третье по величине звание, присуждаемое художникам. На нем изображены букеты абстрактных синих японских ирисов в цвету и их зеленая листва, создающая ритмично повторяющийся, но меняющийся узор на панелях. Сходство некоторых цветов указывает на то, что использовался трафарет. В работе показано влияние Таварая Сотацу . Это типично для новой художественной школы Рин-па ( 琳派 ) , получившей свое название от последнего слога его имени.
Корин использует очень сдержанную палитру, ограниченную ультрамариновым синим цветом цветов, зеленью листвы и золотым фоном. Работа была написана тушью и цветом на бумаге, вокруг окрашенных участков были нанесены квадраты сусального золота , чтобы создать мерцающий светоотражающий фон, напоминающий воду. Темно-синий цвет был сделан из порошкообразного азурита ( 群青 , гундзё ) .
Размер каждого шестипанельного экрана составляет 150,9 на 338,8 см (59,4 × 133,4 дюйма). Ширмы, вероятно, были изготовлены для семьи Нидзё и подарены буддийскому храму Ниси Хонгандзи в Киото . Они были проданы храмом в 1913 году.
Ирисы в Яцухаси
[ редактировать ]Корин сделал аналогичную работу около 5 [8] до 12 [9] годы спустя появилась еще одна пара шестипанельных экранов, известных как Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов) ( 八橋図屏風 , Яцухаси-дзу Бёбу ) . Эта вторая пара экранов хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке с 1953 года и последний раз выставлялась в 2013 году. [10]
Вторая пара ирисовых экранов, датированная примерно 1710–1716 годами, также была нарисована тушью и цветом на бумаге с золотой фольгой и имела размеры 163,7 на 352,4 сантиметра (64,4 дюйма × 138,7 дюйма) каждая. [11]
В отличие от более ранней пары ирисовых экранов, эта более поздняя пара включает в себя изображение угловатого моста, что является более явной отсылкой к литературному произведению, вдохновившему обе работы. [12]
Сказания об Исе
[ редактировать ]Обе пары экранов вдохновлены эпизодом из «Сказок об Исэ» , где неназванный главный герой истории (скорее всего, Аривара-но Нарихира ) встречает цветы возле деревенского моста из восьми досок через реку. Он был вдохновлен на сочинение романтического стихотворения, формы акростиха , в котором первый слог каждой строки представляет собой японское слово, обозначающее ирис, かきつばた ( какицубата ) :
, Если у тебя есть жена, которая носит одежду
Давайте отправимся в Нуру.
Ка ра коромо ши ки цуцу наре ни цу ма ши ареба ха рубару кинуру та би о ши зо ому
Думая о своей жене [в столице], привыкшей носить китайские халаты, я заехал в эту поездку так далеко.
( Исэ Моногатари 9, также Кокин Вакасю 9:410)
Влияние
[ редактировать ]Экраны явно повлияли на «Ирисы» картины Винсента Ван Гога : он никогда не мог видеть оригиналы, которые все еще находились в Японии, но они были воспроизведены в виде гравюр на дереве в коллекции Корин Хякудзу Коэн .
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Догерти 2003 , с. 42.
- ^ «Ирисы» . Колумбийский университет . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ «Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов)» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Национальное достояние Ирисы музея Незу и Восьмой мост Метрополитен-музея» . Музей Нэдзу . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Национальное достояние Ирисы музея Незу и Восьмой мост Метрополитен-музея» . Музей Нэдзу . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов)» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов)» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов)» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Национальное достояние Ирисы музея Незу и Восьмой мост Метрополитен-музея» . Музей Нэдзу . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Национальное достояние Ирисы музея Незу и Восьмой мост Метрополитен-музея» . Музей Нэдзу . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов)» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов)» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ирисы , Музей Нэдзу
- Рисунок цветка ириса ( какицубата-дзу ), Музей Нэдзу
- Ирисы в Яцухаси (Восемь мостов) , Метрополитен-музей
- Проектирование природы: эстетика Ринпа в японском искусстве , Джон Т. Карпентер, Метрополитен-музей, стр.210
- Ирисы: Винсент Ван Гог в саду , Дженнифер Хелви, стр.118
- Двадцать пять слов для Ирис: Огата Корин в музее Незу , Алан Глисон, artscape Japan
- Ирисы (Кацубата), Огата Корн , Колумбийский университет.
- Догерти, Синтия (март 2003 г.). «Ирисовые и сливовые ширмы Огаты Корина » Ничего Курица (16). Технологический институт Кюсю: 39–91.