Jump to content

Иоганн Бесслер

Иоганн Бесслер (Орфирей)

Иоганн Эрнст Элиас Бесслер ( ок . 1680 – 30 ноября 1745), известный как Орфиреус или Орфире , был немецким предпринимателем, который утверждал, что построил несколько вечных двигателей . Эти утверждения вызвали значительный интерес и споры среди некоторых ведущих натурфилософов того времени, в том числе Готфрида Вильгельма Лейбница , Иоганна Бернулли , Джона Теофила Дезагулье и Гравесанда Виллема . Современный научный консенсус состоит в том, что Бесслер совершил преднамеренное мошенничество, хотя детали этого не получили удовлетворительного объяснения.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Бесслер родился в крестьянской семье в Верхней Лужице , в немецком курфюршестве Саксония , около 1680 года. [1] Он пошел в школу в Циттау , где (по его собственным словам) преуспел в учебе и стал любимцем Кристиана Вайзе , ректора местной гимназии . [2] После окончания школы он начал много путешествовать в поисках счастья. Спасая алхимика от утопления в колодце, он был вознагражден инструкцией по изготовлению эликсиров. После этого Бесслер зарабатывал на жизнь целителем и врачом без лицензии. Он также был учеником часовщика, пока его состояние не улучшилось, когда он женился на богатой дочери врача и мэра Аннаберга , доктора Кристиана Шумана. [3]

Бесслер принял псевдоним «Орфирей», написав буквы алфавита по кругу и выбрав буквы, диаметрально противоположные буквам его фамилии (что в настоящее время называется шифром ROT13 ), получив таким образом Орфирея , который он затем латинизировал в Орфиреуса . [4] Это было имя, под которым он впоследствии был широко известен.

Колеса Орфиреуса

[ редактировать ]

В 1712 году Бесслер появился в городе Гера в провинции Ройсс и выставил «самодвижущееся колесо», которое было около 6 + 1 фута ( 2 м) в диаметре и 4 дюйма (10 см) в толщину. В движении он был способен поднять несколько фунтов. [4] Затем Бесслер переехал в Драшвиц, деревню недалеко от Лейпцига , где в 1713 году он построил колесо еще большего размера, чуть более 9 футов (около 9 футов). 2 + 3 4 м) в диаметре и 6 дюймов (15 см) в ширину. Это колесо могло вращаться со скоростью пятьдесят оборотов в минуту и ​​поднимать вес в 40 фунтов (18 кг). [4]

Выдающийся математик Готфрид Вильгельм Лейбниц посетил Драшвиц в 1714 году и стал свидетелем демонстрации колеса Бесслера. В письме Роберту Эрскину, врачу и советнику русского царя Петра Великого , Лейбниц позже написал, что Бесслер был «одним из моих друзей» и что он считал колесо Бесслера ценным изобретением. Бесслер также получил поддержку от других членов интеллектуального круга Лейбница, включая математика Иоганна Бернулли , философа Кристиана Вольфа и архитектора Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха . [3]

Схема колеса Орфиреуса. ( Мерзебург, Германия )
Схема колеса Орфиреуса. ( Кассель, Германия )

Затем Бесслер построил колесо еще большего размера в Мерзебурге , прежде чем переехать в независимую землю Гессен-Кассель , где принц Карл , правящий ландграф и восторженный покровитель изобретателей механики, назначил его торговым советником ( Kommerzialrat ) города Кассель. и предоставил ему комнаты в замке Вайсенштайн. [5] Именно там в 1717 году он построил свое самое большое колесо диаметром 12 футов (3,7 м) и толщиной 14 дюймов (36 см). [4]

Изобретатель демонстрировал работу своего колеса перед различной аудиторией, всегда заботясь о том, чтобы механизм внутри колеса оставался скрытым от глаз, якобы для того, чтобы другие не украли его изобретение. Колесо было осмотрено снаружи несколькими учеными, в том числе Виллемом Гравесандом , профессором математики и астрономии Лейденского университета , который сообщил, что не смог обнаружить никакого мошенничества в отношении его работы. 12 ноября 1717 года колесо было заперто в комнате замка, а двери и окна были запечатаны, чтобы предотвратить любое вмешательство. Свидетелями этого были ландграф и различные чиновники. Две недели спустя печати были сломаны, и комната была открыта, после чего выяснилось, что колесо вращается. Дверь была запечатана до 4 января 1718 года. Затем выяснилось, что колесо вращается со скоростью двадцать шесть оборотов в минуту. [4]

Бесслер потребовал 20 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 100 000 рейхсталеров ) в обмен на раскрытие тайны его машин. Петр Великий был заинтересован в покупке изобретения и обратился за советом по этому поводу к Гравесанду и другим. Гравесанд исследовал ось колеса и пришел к выводу, что не видит способа передачи мощности к ней извне. Бесслер, однако, затем разбил колесо, обвинив Гравесанда в попытке раскрыть тайну колеса, не заплатив за это, и заявив, что его спровоцировало любопытство профессора. [4]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Бесслер и его машина затем исчезли в безвестности. Известно, что он перестраивал свою машину в 1727 году и что Гравесанд согласился осмотреть ее еще раз, но неизвестно, подвергалась ли она когда-либо испытаниям. Бесслер, очевидно, был арестован в 1733 году, но к 1738 году он снова оказался на свободе и жил в поместье в Бад-Карлсхафене , недалеко от Касселя. [3] Бесслер умер в 1745 году в возрасте шестидесяти пяти лет, упав насмерть с четырех с половиной этажной ветряной мельницы, которую он строил в Фюрстенбурге . [4]

Механизм колеса Орфиреуса

[ редактировать ]

Все устройства Бесслера представляли собой полые колеса с холстом, закрывающим внутренний механизм, который вращался вокруг горизонтальной оси, поддерживаемой вертикальными деревянными балками по обе стороны от колеса. [4] [5] Кристиан Вольф, наблюдавший за колесом в 1715 году, писал, что Бесслер открыто сообщил, что в устройстве используется груз весом около 4 фунтов. Фишер фон Эрлах, наблюдавший за колесом в 1721 году, сообщал: «При каждом повороте колеса можно услышать звук примерно восьми гирь, которые мягко падают на ту сторону, в которую вращается колесо». [6] В письме сэру Исааку Ньютону Гравесанд сообщал, что при толкании колесу требовалось два или три оборота, чтобы достичь максимальной скорости около 25 оборотов в минуту. [7] Колеса в Мерзебурге и Касселе были прикреплены к маятникам с тремя качалками , по одному с каждой стороны, которые предположительно действовали как регуляторы, ограничивая максимальную скорость вращения. [4]

Бесслер так и не раскрыл механизм, который приводил в движение его колесо, и, согласно сохранившимся источникам, ландграф Гессен-Кассельский был единственным человеком, которому он когда-либо позволил осмотреть внутреннюю часть колеса. [4] В 1719 году Бесслер опубликовал на немецком и латинском языках брошюру под названием « Триумфальный орфировский вечный двигатель» , в которой очень смутно излагаются его принципы. [8] Он указал, что колесо зависит от гирь, расположенных так, что они «никогда не могут достичь равновесия». Это говорит о том, что это было своего рода «перебалансированное колесо». [4] гипотетическое устройство с гравитационным приводом, которое сейчас признано физиками невозможным (см. вечное движение ).

Обвинения в мошенничестве

[ редактировать ]

Большинство людей, которые встречали его, включая таких сторонников, как Гравесанд, сообщали, что Бесслер был эксцентричным, вспыльчивым и, возможно, даже безумным. [4] С самого начала работа Бесслера вызвала обвинения в мошенничестве со стороны различных людей, в том числе горного инженера Иоганна Готфрида Борлаха, математика Кристиана Вагнера, моделиста Андреаса Гертнера, судебного наставника Касселя Жан-Пьера де Круза и других. Гертнер впоследствии устроился модельером при дворе Августа II Сильного в Дрездене , и в этой должности он построил несколько устройств, которые воспроизвели некоторые успехи публичных демонстраций Бесслера, включая испытание в запертой комнате, но которое Гертнер признано простым обманом. [5]

В ноябре 1727 года горничная Бесслера, Анна Розина Мауэрсбергерин, сбежала из дома Бесслера и под присягой показала, что она вращала машины вручную из соседней комнаты, попеременно выполняя эту работу с женой Бесслера, его братом Готфридом и самим Бесслером. Гравесанде отказался принять показания горничной, написав, что он «мало внимания уделяет тому, что слуга может говорить о машинах». К тому времени Гравесанд был втянут в академический спор с членами кружка Исаака Ньютона о возможности создания вечного двигателя, приводимого в действие гравитацией. мошенничество. [3]

Современные ученые сходятся во мнении, что Бесслер совершил преднамеренное мошенничество, хотя не совсем ясно, как приводилось в движение его колесо. [3] По мнению авторов «Энциклопедии Чемберса» , колесо Орфиреуса, «если бы не его странное воздействие на Гравесанду, было бы давно забыто». [9] Если признание горничной было правдой, то показания принца Карла, Гравесанда и других об условиях, в которых колесо испытывалось и выставлялось напоказ, должны быть ошибочными. [4]

  1. Современный источник сообщает, что он родился в «Уллерсдорфе близ Циттау» (сегодня Новый Олдржихов , в Чехии): Немецкая библиотека или литературная история Германии, Швейцарии и северных стран , том. XL, 1737, с. 15
  2. ^ Стридер, Фридрих В. (1795). «Орфиреус, Орфир (Иоганн Эрнст Элиас)». Основа истории гессенских ученых и писателей . Том X. Кассель: JHG Griesbach. стр. 150–174.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Дженкинс, Алехандро (2013). «Механическая карьера советника Орфиреуса, доверчивого человека». Американский журнал физики . 81 (6): 421–427. arXiv : 1301.3097 . Бибкод : 2013AmJPh..81..421J . дои : 10.1119/1.4798617 . S2CID   118678318 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Руперт Т. Гулд , «Колесо Орфиреуса», в книге «Странности: Книга необъяснимых фактов» , исправленное издание (Лондон: Джеффри Блес, 1944), стр. 89–116. Перепечатано Kessinger Pub Co., 2003 г., ISBN   978-0-7661-3620-5 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Шаффер, Саймон (1995). «Шоу, которое никогда не заканчивается: вечное движение в начале восемнадцатого века». Британский журнал истории науки . 28 (2): 157–189. дои : 10.1017/s0007087400032957 . JSTOR   4027676 . S2CID   146549874 .
  6. Письмо Дж. Э. Фишера Джону Теофилу Дезагулье , 1721 г. Цитируется Р. Т. Гулдом, Странности , стр. 96.
  7. Письмо У. Гравесанда И. Ньютону, август 1721 г., цитируется Р. Т. Гулдом, Странности , стр. 95.
  8. ^ Дж.И. Бесслер («Орфиреус»), Триумфальный вечный мобильный Orffyreanum. Архивировано 4 октября 2011 г. в Wayback Machine (Кассель, 1719 г.).
  9. ^ « Вечное движение », энциклопедия Чемберса: словарь универсальных знаний , том. 7 (Лондон: У. и Р. Чемберс, 1868), стр. 412–415.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80f7437b9d805c3c000b74b9495c4279__1677960240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/79/80f7437b9d805c3c000b74b9495c4279.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Bessler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)