Иоганн Бесслер

Иоганн Эрнст Элиас Бесслер ( ок . 1680 – 30 ноября 1745), известный как Орфиреус или Орфире , был немецким предпринимателем, который утверждал, что построил несколько вечных двигателей . Эти утверждения вызвали значительный интерес и споры среди некоторых ведущих натурфилософов того времени, в том числе Готфрида Вильгельма Лейбница , Иоганна Бернулли , Джона Теофила Дезагулье и Гравесанда Виллема . Современный научный консенсус состоит в том, что Бесслер совершил преднамеренное мошенничество, хотя детали этого не получили удовлетворительного объяснения.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Бесслер родился в крестьянской семье в Верхней Лужице , в немецком курфюршестве Саксония , около 1680 года. [1] Он пошел в школу в Циттау , где (по его собственным словам) преуспел в учебе и стал любимцем Кристиана Вайзе , ректора местной гимназии . [2] После окончания школы он начал много путешествовать в поисках счастья. Спасая алхимика от утопления в колодце, он был вознагражден инструкцией по изготовлению эликсиров. После этого Бесслер зарабатывал на жизнь целителем и врачом без лицензии. Он также был учеником часовщика, пока его состояние не улучшилось, когда он женился на богатой дочери врача и мэра Аннаберга , доктора Кристиана Шумана. [3]
Бесслер принял псевдоним «Орфирей», написав буквы алфавита по кругу и выбрав буквы, диаметрально противоположные буквам его фамилии (что в настоящее время называется шифром ROT13 ), получив таким образом Орфирея , который он затем латинизировал в Орфиреуса . [4] Это было имя, под которым он впоследствии был широко известен.
Колеса Орфиреуса
[ редактировать ]В 1712 году Бесслер появился в городе Гера в провинции Ройсс и выставил «самодвижущееся колесо», которое было около 6 + 1 ⁄ фута ( 2 м) в диаметре и 4 дюйма (10 см) в толщину. В движении он был способен поднять несколько фунтов. [4] Затем Бесслер переехал в Драшвиц, деревню недалеко от Лейпцига , где в 1713 году он построил колесо еще большего размера, чуть более 9 футов (около 9 футов). 2 + 3 ⁄ 4 м) в диаметре и 6 дюймов (15 см) в ширину. Это колесо могло вращаться со скоростью пятьдесят оборотов в минуту и поднимать вес в 40 фунтов (18 кг). [4]
Выдающийся математик Готфрид Вильгельм Лейбниц посетил Драшвиц в 1714 году и стал свидетелем демонстрации колеса Бесслера. В письме Роберту Эрскину, врачу и советнику русского царя Петра Великого , Лейбниц позже написал, что Бесслер был «одним из моих друзей» и что он считал колесо Бесслера ценным изобретением. Бесслер также получил поддержку от других членов интеллектуального круга Лейбница, включая математика Иоганна Бернулли , философа Кристиана Вольфа и архитектора Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха . [3]


Затем Бесслер построил колесо еще большего размера в Мерзебурге , прежде чем переехать в независимую землю Гессен-Кассель , где принц Карл , правящий ландграф и восторженный покровитель изобретателей механики, назначил его торговым советником ( Kommerzialrat ) города Кассель. и предоставил ему комнаты в замке Вайсенштайн. [5] Именно там в 1717 году он построил свое самое большое колесо диаметром 12 футов (3,7 м) и толщиной 14 дюймов (36 см). [4]
Изобретатель демонстрировал работу своего колеса перед различной аудиторией, всегда заботясь о том, чтобы механизм внутри колеса оставался скрытым от глаз, якобы для того, чтобы другие не украли его изобретение. Колесо было осмотрено снаружи несколькими учеными, в том числе Виллемом Гравесандом , профессором математики и астрономии Лейденского университета , который сообщил, что не смог обнаружить никакого мошенничества в отношении его работы. 12 ноября 1717 года колесо было заперто в комнате замка, а двери и окна были запечатаны, чтобы предотвратить любое вмешательство. Свидетелями этого были ландграф и различные чиновники. Две недели спустя печати были сломаны, и комната была открыта, после чего выяснилось, что колесо вращается. Дверь была запечатана до 4 января 1718 года. Затем выяснилось, что колесо вращается со скоростью двадцать шесть оборотов в минуту. [4]
Бесслер потребовал 20 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 100 000 рейхсталеров ) в обмен на раскрытие тайны его машин. Петр Великий был заинтересован в покупке изобретения и обратился за советом по этому поводу к Гравесанду и другим. Гравесанд исследовал ось колеса и пришел к выводу, что не видит способа передачи мощности к ней извне. Бесслер, однако, затем разбил колесо, обвинив Гравесанда в попытке раскрыть тайну колеса, не заплатив за это, и заявив, что его спровоцировало любопытство профессора. [4]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Бесслер и его машина затем исчезли в безвестности. Известно, что он перестраивал свою машину в 1727 году и что Гравесанд согласился осмотреть ее еще раз, но неизвестно, подвергалась ли она когда-либо испытаниям. Бесслер, очевидно, был арестован в 1733 году, но к 1738 году он снова оказался на свободе и жил в поместье в Бад-Карлсхафене , недалеко от Касселя. [3] Бесслер умер в 1745 году в возрасте шестидесяти пяти лет, упав насмерть с четырех с половиной этажной ветряной мельницы, которую он строил в Фюрстенбурге . [4]
Механизм колеса Орфиреуса
[ редактировать ]Все устройства Бесслера представляли собой полые колеса с холстом, закрывающим внутренний механизм, который вращался вокруг горизонтальной оси, поддерживаемой вертикальными деревянными балками по обе стороны от колеса. [4] [5] Кристиан Вольф, наблюдавший за колесом в 1715 году, писал, что Бесслер открыто сообщил, что в устройстве используется груз весом около 4 фунтов. Фишер фон Эрлах, наблюдавший за колесом в 1721 году, сообщал: «При каждом повороте колеса можно услышать звук примерно восьми гирь, которые мягко падают на ту сторону, в которую вращается колесо». [6] В письме сэру Исааку Ньютону Гравесанд сообщал, что при толкании колесу требовалось два или три оборота, чтобы достичь максимальной скорости около 25 оборотов в минуту. [7] Колеса в Мерзебурге и Касселе были прикреплены к маятникам с тремя качалками , по одному с каждой стороны, которые предположительно действовали как регуляторы, ограничивая максимальную скорость вращения. [4]
Бесслер так и не раскрыл механизм, который приводил в движение его колесо, и, согласно сохранившимся источникам, ландграф Гессен-Кассельский был единственным человеком, которому он когда-либо позволил осмотреть внутреннюю часть колеса. [4] В 1719 году Бесслер опубликовал на немецком и латинском языках брошюру под названием « Триумфальный орфировский вечный двигатель» , в которой очень смутно излагаются его принципы. [8] Он указал, что колесо зависит от гирь, расположенных так, что они «никогда не могут достичь равновесия». Это говорит о том, что это было своего рода «перебалансированное колесо». [4] гипотетическое устройство с гравитационным приводом, которое сейчас признано физиками невозможным (см. вечное движение ).
Обвинения в мошенничестве
[ редактировать ]Большинство людей, которые встречали его, включая таких сторонников, как Гравесанд, сообщали, что Бесслер был эксцентричным, вспыльчивым и, возможно, даже безумным. [4] С самого начала работа Бесслера вызвала обвинения в мошенничестве со стороны различных людей, в том числе горного инженера Иоганна Готфрида Борлаха, математика Кристиана Вагнера, моделиста Андреаса Гертнера, судебного наставника Касселя Жан-Пьера де Круза и других. Гертнер впоследствии устроился модельером при дворе Августа II Сильного в Дрездене , и в этой должности он построил несколько устройств, которые воспроизвели некоторые успехи публичных демонстраций Бесслера, включая испытание в запертой комнате, но которое Гертнер признано простым обманом. [5]
В ноябре 1727 года горничная Бесслера, Анна Розина Мауэрсбергерин, сбежала из дома Бесслера и под присягой показала, что она вращала машины вручную из соседней комнаты, попеременно выполняя эту работу с женой Бесслера, его братом Готфридом и самим Бесслером. Гравесанде отказался принять показания горничной, написав, что он «мало внимания уделяет тому, что слуга может говорить о машинах». К тому времени Гравесанд был втянут в академический спор с членами кружка Исаака Ньютона о возможности создания вечного двигателя, приводимого в действие гравитацией. мошенничество. [3]
Современные ученые сходятся во мнении, что Бесслер совершил преднамеренное мошенничество, хотя не совсем ясно, как приводилось в движение его колесо. [3] По мнению авторов «Энциклопедии Чемберса» , колесо Орфиреуса, «если бы не его странное воздействие на Гравесанду, было бы давно забыто». [9] Если признание горничной было правдой, то показания принца Карла, Гравесанда и других об условиях, в которых колесо испытывалось и выставлялось напоказ, должны быть ошибочными. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Современный источник сообщает, что он родился в «Уллерсдорфе близ Циттау» (сегодня Новый Олдржихов , в Чехии): Немецкая библиотека или литературная история Германии, Швейцарии и северных стран , том. XL, 1737, с. 15
- ^ Стридер, Фридрих В. (1795). «Орфиреус, Орфир (Иоганн Эрнст Элиас)». Основа истории гессенских ученых и писателей . Том X. Кассель: JHG Griesbach. стр. 150–174.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дженкинс, Алехандро (2013). «Механическая карьера советника Орфиреуса, доверчивого человека». Американский журнал физики . 81 (6): 421–427. arXiv : 1301.3097 . Бибкод : 2013AmJPh..81..421J . дои : 10.1119/1.4798617 . S2CID 118678318 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Руперт Т. Гулд , «Колесо Орфиреуса», в книге «Странности: Книга необъяснимых фактов» , исправленное издание (Лондон: Джеффри Блес, 1944), стр. 89–116. Перепечатано Kessinger Pub Co., 2003 г., ISBN 978-0-7661-3620-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шаффер, Саймон (1995). «Шоу, которое никогда не заканчивается: вечное движение в начале восемнадцатого века». Британский журнал истории науки . 28 (2): 157–189. дои : 10.1017/s0007087400032957 . JSTOR 4027676 . S2CID 146549874 .
- ↑ Письмо Дж. Э. Фишера Джону Теофилу Дезагулье , 1721 г. Цитируется Р. Т. Гулдом, Странности , стр. 96.
- ↑ Письмо У. Гравесанда И. Ньютону, август 1721 г., цитируется Р. Т. Гулдом, Странности , стр. 95.
- ^ Дж.И. Бесслер («Орфиреус»), Триумфальный вечный мобильный Orffyreanum. Архивировано 4 октября 2011 г. в Wayback Machine (Кассель, 1719 г.).
- ^ « Вечное движение », энциклопедия Чемберса: словарь универсальных знаний , том. 7 (Лондон: У. и Р. Чемберс, 1868), стр. 412–415.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список работ и электронных текстов на de.wikisource