Jump to content

Протогород

(Перенаправлено с Протогородов )
Модель Чатал-Хююка , часто цитируемого примера протогорода.

Протогород поселение эпохи — это большое, плотное неолита , которое во многом отличается от города отсутствием планировки и централизованным управлением . [ 1 ] Хотя точная классификация многих мест, считающихся протогородами, неоднозначна и является предметом серьезных дискуссий, [ 2 ] распространенные примеры включают Иерихон , Чатал-Хююк и мегаполисы культуры Кукутени-Триполья . [ 3 ] [ 4 ] Города периода Убайд в Месопотамии также были классифицированы как протогорода. Эти места предшествовали месопотамским городам-государствам периода Урука , которые знаменуют собой развитие первых бесспорных городских поселений с появлением таких городов, как Урук , в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. [ 5 ]

Возникновение городов из протогородских поселений представляет собой нелинейное развитие, демонстрирующее разнообразный опыт ранней урбанизации . Хотя протогорода периода Убайд в северной Месопотамии предвосхищают социальное и политическое развитие первых шумерских городов , многие протогорода мало коррелируют с более поздними городскими поселениями. [ 5 ] [ 6 ] Развитие городов и протогородов и переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству известны как неолитическая революция .

Определение

[ редактировать ]

Ярлык протогорода применяется к неолитическим мегаполисам, которые были большими и густонаселенными для своего времени, но лишены большинства других характеристик, которые встречаются в более поздних городских поселениях, таких как города-государства Месопотамии в 4-м тысячелетии до нашей эры. [ 3 ] Эти более поздние городские поселения обычно отличаются плотным, стратифицированным населением, а также уровнем организации, который способствовал строительству общественных работ, перераспределению излишков продовольствия и набегам на прилегающие территории. [ 1 ] Напротив, протогородские поселения, такие как Чатал-Хююк, густонаселены, но не имеют явных признаков центрального контроля и социального расслоения, таких как крупные общественные работы . [ 6 ]

Общие примеры

[ редактировать ]
Раскопанная Иерихонская башня

Докерамический неолит Иерихон был местом большого поселения с густонаселенным населением еще в девятом тысячелетии до нашей эры, при этом оценки населения поселения варьировались от 2000-3000 до всего 200-300 человек. [ 7 ] Его близость к пресной воде из источника в Айн-эс-Султане способствовала раннему развитию животноводства и сельского хозяйства , что сделало это место одним из самых передовых центров неолитической революции в Плодородном полумесяце . [ 8 ]

Поселение было построено на площади 2 или 3 га, и его наиболее примечательными особенностями являются каменные стены шириной 3 метра и высотой 4 метра, а также старейшее известное монументальное здание, Башня Иерихона : большая каменная башня высотой 8 метров, построенная в . 8000 г. до н.э. [ 9 ] [ 7 ] [ 10 ] Строительство Башни потребовало значительных общественных усилий: на строительство башни было потрачено около 10 400 рабочих дней. [ 10 ] Возможно, он функционировал как часть системы укреплений, системы обнаружения наводнений или как символический памятник, «мотивирующий людей к участию в общинном образе жизни». [ 11 ] [ 12 ] Башня также могла быть признаком борьбы за власть внутри сообщества, поскольку отдельный человек или группа могли «использовать первобытные страхи жителей и убеждать их построить ее». [ 12 ] На этом месте также есть свидетельства человеческого насилия: внутри башни были найдены скелеты двенадцати человек, очевидно погибших в драке или беспорядках. Таким образом, несмотря на новые технологии в одомашнивании, сельском хозяйстве и архитектуре, социальная организация по-прежнему оставалась решающим фактором успеха поселения. [ 8 ] В 6000 году до нашей эры сильное землетрясение сместило или прервало течение источника Айн-эс-Султан, что, вероятно, привело к концу неолитического Иерихона. [ 9 ]

Чатал-Хююк

[ редактировать ]
Раскопанные руины Чатал-Хююка .

Чатал-Хююк — это мега-поселение эпохи неолита в Южной Анатолии , которое было заселено с 7100 по 6000 гг. до н.э. и имело население до 8000 человек на территории площадью 34 акра. [ 13 ] Участок состоит из рядов зданий из сырцового кирпича , построенных друг на друге и разделенных помещениями для мусора и домашнего скота. Вместо того, чтобы демонстрировать признаки продуманного планирования, Чатал-Хююк демонстрирует «органическое модульное развитие посредством повторения аналогичных единиц (зданий)». [ 2 ] Отдельные дома были в основном самодостаточными и не имели специализации. Например, не было назначенных строителей домов, а кирпичи, из которых они строились, различались по составу и форме. [ 14 ] Есть некоторые свидетельства торговли на большие расстояния, при этом возможное производство с добавленной стоимостью происходит за счет импорта обсидиана из Каппадокии , расположенной в 170 км. [ 14 ] В этом месте мало свидетельств значительного социального расслоения или централизованной власти, однако сложная культура и долговечность поселения предполагают различные методы достижения социальной сплоченности. [ 6 ] [ 2 ]

Кукутень-Трипольская культура

[ редактировать ]
Реконструкция городища Кукутень-Триполье .

Культура Кукутени-Триполья (4100-3400 гг. до н.э.) примечательна созданием крупнейших поселений на юго-востоке Европы в эпоху неолита - энеолита , площадь которых составляет от 100 до 340 га. Из-за своих размеров мегаполисы, созданные культурой Кукутени-Триполья, некоторые классифицируются как протогорода. [ 15 ]

Кукутень-Трипольский участок Небеловки в Украине включает около 1500 построек, организованных в два концентрических круга с внутренними улицами, которые разделяют поселение на 14 кварталов и более 140 микрорайонов. Несмотря на такую ​​планировку, предполагающую планирование со стороны центральной власти, отдельные кварталы характеризуются высокой степенью изменчивости, и этот участок неотличим от предыдущих или современных поселений с точки зрения экономики и торговли . [ 16 ] Социальная напряженность и демографическое давление, возникающие из-за плотных поселений кукутенско-трипольской культуры, возможно, вместо этого были решены за счет постоянной миграции, а не развития новых социальных и политических институтов среди оседлого населения. Таким образом, неясно, представляют ли памятники Кукутенско-Трипольской культуры процесс урбанизации. [ 15 ]

Развитие городов

[ редактировать ]

Развитие городов из протогородов в большинстве случаев не было линейным прогрессом. Скорее, протогорода определяются как «ранние эксперименты» с высокой плотностью жизни, которые «не получили дальнейшего развития». [ 3 ] особенно по их уровню населения, [ 17 ] предлагая более гибкую и сложную траекторию урбанизации. [ 3 ] [ 18 ]

С другой стороны, ряд протогородских населенных пунктов, таких как Телль-Брак в Северной Месопотамии в четвертом тысячелетии до нашей эры, можно считать «успешными экспериментами», в которых были приняты новые социальные и политические институты для смягчения внутренних конфликтов. [ 6 ] Эти места предвосхищают административную практику городов-государств Южной Месопотамии, таких как Урук , например, использование печатей для обозначения владения или контроля. В Телль-Браке печать с изображением льва указывает на авторитет высокопоставленного чиновника; в более поздние периоды жители Месопотамии считали льва символом королевской власти. [ 5 ]

Ану Зиккурат в Уруке . В. Гордон Чайлд считал большие общественные здания одной из определяющих особенностей первых городов. [ 19 ]

К концу четвертого тысячелетия до нашей эры появление города Урук в Южной Месопотамии отразило социальное, культурное и политическое развитие протогородов региона в предыдущие века. Город можно рассматривать как «кульминацию серии все более успешных экспериментов по зарождению поселений». [ 3 ] Чрезвычайно большой по размеру (250 га, вдвое больше Телль-Брака), Урук был центром религиозной и политической власти с большими, хорошо украшенными домами и храмами, указывающими на политическую и религиозную элиту. Будучи самым выдающимся из ранних месопотамских городов, Урук содержит самые ранние письменные документы ( около 3300 г. до н. э. ), а также самую большую площадь общественных зданий четвертого тысячелетия до н. э., что делает его одним из наиболее значительных из ранних поселений, которые классифицируют археологи. как города. [ 3 ] [ 20 ]

Возникновение городских поселений, таких как Урук, часто связывают с «революцией» в социальных отношениях , где, помимо других факторов, сложное разделение труда и производство сельскохозяйственных излишков привели к развитию социальных классов и, в конечном итоге, к централизации власть вокруг ключевых институтов, таких как правитель или другие элементы правительства. [ 3 ] [ 21 ] В первых городах и штатах это изменило социальные отношения, основанные на родстве , на основе места жительства или класса. [ 3 ] Монументальная архитектура, приписываемая государству, служила символом политической власти , а также, возможно, служила эмоциональной привязкой простых людей к своему городу и своему правителю через процесс строительства . [ 19 ] В отличие от популярного мнения об использовании рабского труда для строительства древних памятников, большая часть рабочей силы предоставлялась свободными простолюдинами в рамках их налоговых требований. [ 19 ]

Альтернативное объяснение процесса урбанизации предполагает, что изменения в социальных отношениях, возможно, не были столь революционными в самых ранних городах, где родство, возможно, не было заменено, а, скорее, переопределено, чтобы включить в себя целые поселения и города. [ 3 ] [ 22 ] Храмы и дворцы месопотамских городов-государств управлялись как домашние хозяйства, используя такие бытовые термины, как «отец», «сын» и «слуга». [ 22 ] Дома в деревенских поселениях пятого тысячелетия до н.э. Периода Убайд в Месопотамии имели ту же планировку, что и храмы как в протогородском поселении Телль-Брак, так и в городе Урук в четвертом тысячелетии до нашей эры; обычный житель Урука все равно смог бы признать храм домом, хотя и другим по масштабу и величию. [ 3 ] Таким образом, в течение четвертого тысячелетия до нашей эры домохозяйства могли быть заменены не государством, а скорее метафорическим домохозяйством, которое охватывало весь город, а не только ближайших родственников. [ 3 ] [ 22 ] Образование первых городов могло быть в некоторой степени случайным, если амбициозные главы домохозяйств, пытавшиеся расширить свои социальные связи, непреднамеренно расширяли свое поселение за счет привлечения новых последователей, даже если изначально они стремились поддерживать и расширять свое собственное домохозяйство. [ 3 ]

Точное определение того, что представляет собой протогородское, городское или сельское поселение, было источником двусмысленности и споров. Как заметил В. Гордон Чайлд , «понятие «город», как известно, трудно определить». [ 21 ] Концепция Чайльда «Городская революция» 1950 года остается преобладающей основой для понимания происхождения городов и перечисляет десять критериев, которые отличают неолитические деревни от первых «настоящих» городов. [ 16 ] [ 2 ] [ 14 ] Среди других особенностей наиболее устойчивые критерии Чайльда включают в себя: большое и плотное поселение, специализацию труда, концентрацию сельскохозяйственных излишков централизованной властью, создание социальных классов и централизацию политической власти вдали от семей. и домохозяйства. [ 19 ]

Многие из критериев Чайльда до сих пор широко признаются ключевыми вехами в развитии ранних сложных обществ, а его базовую модель все еще можно обнаружить в большинстве современных описаний развития самых ранних городов. [ 19 ] Более современные археологические исследования обсуждают «происхождение государств», «первичное государственное образование» или «архаические государства» в отличие от любой «городской революции», и отмечается, что «концепция Чайлда городской революции заключалась в переходе к сложной, обществ государственного уровня, а не в первую очередь об урбанизме или городах как таковых». [ 19 ]

Непреходящее влияние Чайльда на определение городских поселений часто подвергалось сомнению, поскольку в его описании «ничего не говорится о форме или эстетике города или любого конкретного города». [ 19 ] скорее, оно «объединило урбанизм и государство в единой последовательности и позволило некритическую оценку этого конкретного объединения». [ 14 ] Другая критика подхода Чайлдина заключалась в том, что он опирался на евроцентристскую структуру с сомнительной достоверностью в глобальном масштабе, игнорируя детали, специфичные для конкретного места и культуры, и в конечном итоге представлял собой «подход с контрольным списком». [ 16 ] Альтернативные, более гибкие методы дифференциации города от других типов территорий оказались менее эффективными при различении разных типов территорий, например, между городскими, протогородскими или предгородскими. Таким образом, точная классификация ранних городских явлений часто неоднозначна и является предметом дискуссий. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Грант, Джим; Горин, Сэм; Флеминг, Нил (27 марта 2015 г.). Учебник археологии: введение в темы, места, методы и навыки . Рутледж. ISBN  978-1-317-54110-3 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Маццукато, Камилла (2 января 2016 г.). «Жизнь вблизи города: Чатал-Хююк и мегасайты позднего неолита» . Норвежский археологический обзор . 49 (1): 65–69. дои : 10.1080/00293652.2016.1170721 . ISSN   0029-3652 . S2CID   163831269 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ур, Джейсон (2017), Цунэки, Акира; Ямада, Сигео; Хисада, Кен-итиро (ред.), «Рождение городов в Древней Западной Азии» , Древняя западноазиатская цивилизация , Сингапур: Springer Singapore, стр. 133–147, doi : 10.1007/978-981-10-0554-1_9 , ISBN  978-981-10-0553-4 , получено 16 мая 2022 г.
  4. ^ Видейко, Михаил (31 декабря 2011 г.). «Исчезновение» трипольской культуры» . Документа Преисторика . 38 : 373–382. дои : 10.4312/dp.38.29 . ISSN   1854-2492 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Оутс, Джоан; МакМахон, Огаста; Карсгаард, Филип; Кунтар, Салам Аль; Ур, Джейсон (1 сентября 2007 г.). «Ранний месопотамский урбанизм: новый взгляд с севера» . Античность . 81 (313): 585–600. дои : 10.1017/S0003598X00095600 . ISSN   0003-598X .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Маццукато, Камилла (9 мая 2019 г.). «Социально-материальные археологические сети в Чатал-Хююке: подход к обнаружению сообщества» . Границы цифровых гуманитарных наук . 6 :8. дои : 10.3389/fdigh.2019.00008 . ISSN   2297-2668 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Аккерманс, Питер ММГ (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) . Гленн М. Шварц. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-79230-4 . OCLC   50322834 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Читая катастрофы: материалы Международной конференции «Чтая катастрофы: методологические подходы и историческая интерпретация: землетрясения, наводнения, голод, эпидемии между Египтом и Палестиной, 3-1 тысячелетия до н.э.», состоявшейся в Риме, 3-4 декабря 2012 г. Лоренцо Нигро, PRINСемь казней. Рим. 2014. стр. 55–85. ISBN  978-88-98154-08-1 . OCLC   890135827 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б Нигро, Лоренцо (01 марта 2016 г.). «Скажи эс-Султан 2015: Пилотный проект археологии в Палестине» . Ближневосточная археология . 79 (1): 4–17. дои : 10.5615/neareastarch.79.1.0004 . hdl : 11573/896220 . ISSN   1094-2076 . S2CID   163776801 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Баркай, Ран; Лиран, Рой (2008). «Летний закат в неолитическом Иерихоне» . Время и разум . 1 (3): 273–283. дои : 10.2752/175169708X329345 . ISSN   1751-696X . S2CID   161987206 .
  11. ^ Бар-Йосеф, О. (1986). «Стены Иерихона: альтернативная интерпретация» . Современная антропология . 27 (2): 157–162. дои : 10.1086/203413 . ISSN   0011-3204 . S2CID   7798010 .
  12. ^ Перейти обратно: а б О'Салливан, Арье (2011). « Первый в мире небоскрёб был призван запугать массы » . «Джерузалем Пост» .
  13. ^ Ньюитц, Аннали (1 марта 2021 г.). «Древний протогород раскрывает происхождение дома» . Научный американец .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор, Питер Дж. (2012). «Необычайные города: ранние« города »и истоки сельского хозяйства и государств: ранние« города »и истоки сельского хозяйства и государств» . Международный журнал городских и региональных исследований . 36 (3): 415–447. дои : 10.1111/j.1468-2427.2011.01101.x .
  15. ^ Перейти обратно: а б Дьяченко Александр; Менотти, Франческо (01 сентября 2017 г.). «Протогорода или непротогорода? О природе мегаполисов Кукутень-Триполья» . Журнал мировой предыстории . 30 (3): 207–219. дои : 10.1007/s10963-017-9105-8 . ISSN   1573-7802 . S2CID   164415808 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Гайдарская, Биссерка (2 января 2016 г.). «Город мертв! Да здравствует город!» . Норвежский археологический обзор . 49 (1): 40–57. дои : 10.1080/00293652.2016.1164749 . ISSN   0029-3652 . S2CID   53328012 .
  17. ^ Ур, Джейсон (19 августа 2016 г.). «Рождение городов в Древней Западной Азии». В Цунэки, Акира; Ямада, Сигео; Хисада, Кен-итиро (ред.). Древняя западноазиатская цивилизация: геосреда и общество на доисламском Ближнем Востоке . Сингапур: Springer Сингапур. п. 141. дои : 10.1007/978-981-10-0554-1_9 . ISBN  9789811005541 . Проверено 16 апреля 2023 г. По-видимому, это были эксперименты с зародышевым заселением, но эксперименты, которые не получили дальнейшего развития, особенно в сфере населения [...].
  18. ^ Маццукато, Камилла (9 мая 2019 г.). «Социально-материальные археологические сети в Чатал-Хююке: подход к обнаружению сообщества» . Границы цифровых гуманитарных наук . 6 :8. дои : 10.3389/fdigh.2019.00008 . ISSN   2297-2668 . Неолитические мегасайты, такие как Чатал-Хююк, по-разному определялись как «серьезные аномалии» (Флетчер, 1995, стр. 189) или «тупики» (Бен-Шломо и Гарфинкель, 2009, стр. 203) на пути к истинной урбанизации; с другой стороны, их рассматривали как протогорода или «протогорода»: ранние «эксперименты» с социальным зарождением, которые больше не продолжались (Ur, 2017. стр. 140). Вместо этого эти поселения и находки, кажется, указывают на гораздо более гибкий и сложный сценарий множественных траекторий и событий, который вряд ли можно ограничить линейными и однозначными повествованиями и который предполагает необходимость целенаправленного контекстуального подхода и восходящей точки зрения, которая, скорее, попытка ограничить различные формы и практики расселения в рамках нормативных категорий связана с тем, как эти места были внутренне организованы, на основе каких социально-материальных практик формировалась их ткань и как они менялись во времени и пространстве (Hodder, 2005; Asouti, 2006; Дюринг, 2007а, б, 2013; Маццукато, Дер и Иссави, 2017;
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Смит, Майкл Э. (2009). «В. Гордон Чайлд и городская революция: исторический взгляд на революцию в городских исследованиях» . Обзор городского планирования . 80 (1): 3–29. дои : 10.3828/tpr.80.1.2a . ISSN   0041-0020 . JSTOR   27715085 .
  20. ^ Оутс, Джоан; МакМахон, Огаста; Карсгаард, Филип; Кунтар, Салам Аль; Ур, Джейсон (1 сентября 2007 г.). «Ранний месопотамский урбанизм: новый взгляд с севера» . Античность . 81 (313): 585–600. дои : 10.1017/S0003598X00095600 . ISSN   0003-598X . На протяжении многих лет южная Месопотамия Ура и Урука, древнего Шумера, считалась центром зарождения цивилизации и городов [...]. Но в Телль-Браке Джоан Оутс и ее команда перевернули эту модель с ног на голову.
  21. ^ Перейти обратно: а б Чайлд, В. Гордон (1950). «Городская революция» . Обзор городского планирования . 21 (1): 3–17. дои : 10.3828/tpr.21.1.k853061t614q42qh . ISSN   0041-0020 . JSTOR   40102108 . S2CID   39517784 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Ур, Джейсон (2014). «Домохозяйства и возникновение городов в Древней Месопотамии» . Кембриджский археологический журнал . 24 (2): 249–268. дои : 10.1017/S095977431400047X . ISSN   0959-7743 . S2CID   17256327 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83d26f536231a700a3213572d790ddc5__1717588620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/c5/83d26f536231a700a3213572d790ddc5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proto-city - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)