Элвин Либерман
Элвин Либерман | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 января 2000 г. | (82 года)
Занятие | Психолог |
Элвин Мейер Либерман ( / ˈ l ɪ b ər m ən / ; [ 2 ] 10 мая 1917 — 13 января 2000) родился в Сент-Джозефе, штат Миссури. Либерман — американский психолог . Его идеи определили повестку дня пятидесятилетних психологических исследований восприятия речи. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Либерман получил степень бакалавра в Университете Миссури в Колумбии, штат Миссури. [ 4 ] в 1938 году получил степень магистра Университета Миссури в 1939 году. [ 5 ] и его доктор философии. Степень бакалавра психологии в Йельском университете в 1942 году. [ 5 ] Его идеи определили повестку дня пятидесятилетних исследований в области психологии восприятия речи и заложили основу для современного компьютерного синтеза речи и понимания важнейших проблем когнитивной науки . Он придерживался биологического взгляда на язык, и его «националистический» подход часто был спорным и влиятельным. Он был профессором психологии в Университете Коннектикута и лингвистики в Йельском университете, а также президентом Haskins Laboratories с 1975 по 1986 год. Либерман имел в виду особую цель. Чтобы достичь этой цели, он разработал проект, в котором он должен был создать звуковой вывод читающей машины для слепых, устройства, которое могло бы сканировать, печатать и создавать выборочную акустическую картину для каждого компонента английского алфавита. Его статья «Восприятие речевого кода» 1967 года остается одной из наиболее цитируемых статей в психологической литературе. Он также известен своей новаторской работой с доктором Франклином С. Купером по разработке читающая машина для слепых в 1944 году. Он также известен разработкой моторной теории восприятия речи вместе с Игнатиусом Маттингли в 1960-х и 1970-х годах. Вместе со своей женой Изабель Либерман он разъяснил « алфавитный принцип » и его связь с фонематической и фонологической осведомленностью при чтении . Он был членом Национальной академии наук и многих других выдающихся научных обществ. После выхода на пенсию Ал оставался активным и влиятельным человеком в международном научном сообществе. Его публикация, начавшаяся в 1944 году со статьи в « Журнале экспериментальной психологии» , завершилась в 2000 году статьей «Тенденции в когнитивных науках» , написанной в соавторстве с Дугласом Уэйленом из Haskins Laboratories . [ 6 ] Либерман продолжал выступать с хорошо принятыми речами и презентациями и продолжал выступать катализатором исследований в различных институтах, таких как Лаборатория исследования мозга Технологического университета в Финляндии. Он получил награду Финской академии наук , последнюю из его многочисленных наград. 13 января 2000 года Элвин Либерман скончался из-за проблем, возникших после операции на сердце. [ 7 ]
Его сын Марк Либерман — профессор фонетики и директор Института исследований и когнитивных наук Пенсильванского университета. Его сын М. Чарльз Либерман — профессор отологии и ларингологии в Гарвардской медицинской школе . Его дочь Сара Эш — доцент кафедры питания на факультете пищевых продуктов, биопереработки и диетологии Университета штата Северная Каролина ; а также девять внуков, продолжающих его родословную.
Исследовать
[ редактировать ]Либерман был одним из первых, кто проводил научные и экспериментальные исследования в области развития речи и лингвистики. Посредством своих исследований он стремился получить глубокое понимание важности и цели речи в процессе чтения и в процессе обучения чтению. Некоторые из его глубоких исследований были проведены во время его пребывания в лабораториях Хаскинса, где он работал научным сотрудником, пытаясь изучить взаимосвязь между речью и акустикой. В результате своих исследований он пришел к выводу, что мы слышим произнесенные слова совсем не так, как звуки. [ 8 ] Для Либермана было очевидно, что речь, скорость, с которой кто-то говорит что-то конкретное, связана с количеством слогов в слове или, другими словами, с его «акустической сложностью» (Whalen, 2000). [ 9 ] Разница в сложности речи и чтения существует даже несмотря на то, что системы алфавитного письма предоставляют дискретные и инвариантные сигналы и кивки в зависимости от гласных, звуков и согласных. Когда дело доходит до речи и разговора, они «не приходят к нам как серия отдельных слов; мы должны извлекать слова из потока речи». [ 10 ] Либерман и его коллеги обучали слепых чтению с помощью читающей машины, которая заменяла каждую букву алфавита определенным звуком. Однако он и его коллеги обнаружили, что замена звуков каждой отдельной буквы алфавита не помогла слепым научиться бегло читать или произносить буквы. После долгих исследований того, почему это произошло, Либерман установил, что речь не так проста, как акустический алфавит. Таким образом, речевые сигналы сильно отличаются от акустического алфавита (Фаулер, 2001). Эти исследования показали, что восприятие речи отличается от восприятия других акустических сигналов, и убедили Либермана в том, что восприятие речи является результатом биологической адаптации человека к языку. Люди-слушатели способны декодировать повторяющийся переменный сигнал бегущей речи и переводить его в фонематические компоненты. Это также известно как « моторная теория восприятия речи ». Либерман объяснил это биологической предрасположенностью человека к речи, а не к чтению, которое не заложено генетически.
В одной из своих статей Либерман упомянул, что производство речи легко создать, поскольку оно основано на «сознательном осознании фонологической структуры». [ 11 ] Он не согласился с «горизонтальной теорией», поскольку она подразумевала бы, что «преимущество легкости» будет зависеть от чтения и письма, а не от речи. Либерман также утверждал, что чтение алфавитов не важно для речи, пока человек не выучит фонологическую структуру речи. Он отметил, что речь сама по себе связана не только с биологической эволюцией, но и с видоспецифичностью. [ 11 ]
Либерман также исследовал, почему чтение сложнее, чем восприятие речи. Он объяснил эту большую трудность биологической адаптацией человека к речи. Либерман обнаружил, что детям, которые не могут научиться читать по графику, не хватает фонематической осведомленности . Фонематическая осведомленность – это осознание того, что словоформы распадаются на отдельные части. Это потому, что они не могут оценить алфавитный принцип. [ 12 ] [ 13 ]
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Ф.С.; Либерман, AM; Борст, Дж. М. (1951). «Взаимное преобразование слышимых и видимых закономерностей как основа исследования восприятия речи» . Труды Национальной академии наук . 37 (5): 318–325. Бибкод : 1951ПНАС...37..318С . дои : 10.1073/pnas.37.5.318 . ПМЦ 1063363 . ПМИД 14834156 .
- Кэрол А. Фаулер, Калифорния (2001). Элвин М. Либерман (1917–2000), Некрологи. Американский психолог , декабрь 2001 г., Том. 56, № 12, 1164–1165 гг.
- Джеймс Ф. Кавана и Игнатиус Г. Мэттингли (ред.), Язык на слух и на глаз: взаимосвязь между речью и чтением . MIT Press, Кембридж, Массачусетс: 1972 г. (издание в мягкой обложке, 1974 г., ISBN 0-262-61015-9 ).
- Либерман, AM (1957). «Некоторые результаты исследований восприятия речи». Журнал Акустического общества Америки . 29 (1): 117–123. Бибкод : 1957ASAJ...29..117L . дои : 10.1121/1.1908635 . hdl : 11858/00-001M-0000-002C-5789-A .
- Либерман, AM; Ингеманн, Ф.; Лискер, Л.; Делатр, ПК; Купер, Ф.С. (1959). «Минимальные правила синтеза речи». Журнал Акустического общества Америки . 31 (11): 1490–1499. Бибкод : 1959ASAJ...31.1490L . дои : 10.1121/1.1907654 .
- Либерман, AM; Купер, Ф.С.; Шанквайлер, ДП; Стаддерт-Кеннеди, М. (1967). «Восприятие речевого кода». Психологический обзор . 74 (6): 431–461. дои : 10.1037/h0020279 . ПМИД 4170865 .
- Либерман, AM; Маттингли, И.Г. (1985). «Пересмотренная моторная теория восприятия речи» . Познание . 21 (1): 1–36. CiteSeerX 10.1.1.330.220 . дои : 10.1016/0010-0277(85)90021-6 . ПМИД 4075760 . S2CID 112932 .
- Либерман И.Ю., Шанквейлер Д. и Либерман А.М. (1989). Алфавитный принцип и обучение чтению. В Д. Шанквейлере и И. Ю. Либермане (ред.), Фонология и нарушения чтения: решение головоломки для чтения . Серия научных монографий. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Элвин М. Либерман. Речь: специальный код . The MIT Press, Кембридж, Массачусетс: 1996. (Твердый переплет, ISBN 0262121921_
- Игнатиус Г. Маттингли и Майкл Стаддерт-Кеннеди (ред.), Модульность и моторная теория восприятия речи : материалы конференции в честь Элвина М. Либермана. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум: 1991. (Мягкая обложка, ISBN 0-8058-0331-9 )
- Фаулер, Кэрол А. «Элвин М. Либерман (1917–2000), Некрологи». Американский психолог . 2001 : 1164–1165. дои : 10.1037/0003-066x.56.12.1164 .
- Стивенс, КН; Либерман, AM; Оман, SEG; Стаддерт-Кеннеди, М. (1969). «Межъязыковое исследование восприятия гласных». Язык и речь . 12 (1): 1–23. дои : 10.1177/002383096901200101 . ПМИД 5789292 . S2CID 41151516 .
- Маттингли, ИГ и А.М. Либерман. (1970). Речевой код и физиология языка. В кн.: Обработка информации в нервной системе, К.Н. Лейбович, Под ред. (стр. 97–117). Спрингер Верлаг.
Почести
[ редактировать ]- Национальная академия наук
- 1988 Медаль Ф.О. Шмитта и премия в области неврологии
- Премия за выдающийся научный вклад, Американская психологическая ассоциация , 1980 г.
- Американская академия искусств и наук
- Медаль Уоррена, Общество психологов-экспериментаторов
- Почетный доктор, Свободный университет Брюсселя
- Почетный доктор наук Бингемтонского университета , Нью-Йорк.
- Премия Ассоциации выпускников Университета Коннектикута за выдающиеся достижения в исследованиях
- Университета Коннектикута Заслуженный профессор Ассоциации выпускников
- Сотрудник Центра перспективных исследований в области поведенческих наук , 1964–65.
- Член Акустического общества Америки
- Член Американской психологической ассоциации
- Сотрудник Гуггенхайма , 1964–65 гг.
- Медаль Коллеж де Франс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Элвин М. Либерман, 82 года, специалист по речи и чтению» . Лаборатории Хаскинса . Йельский университет. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ Марк Либерман (17 сентября 2014 г.). «Карта УМ/УХ в СМИ» . Языковой журнал . Проверено 19 октября 2014 г.
- ^ [* [1] ]
- ^ «UMC; Колледж искусств и наук; Печатные и тиражированные материалы; Программы и записи специальных мероприятий» .
- ^ Jump up to: а б «Смитсоновский проект истории синтеза речи (Ss_hask.HTM)» . www.mindspring.com . Архивировано из оригинала 8 января 2007 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Кэрол А. Фаулер, американский психолог (декабрь 2001 г.), 56 (12), стр. 1164-1165
- ^ Фаулер, Калифорния (2001). «Элвин М. Либерман (1917–2000, Некрологи». Американский психолог . 56 (12): 1164–1165. doi : 10.1037/0003-066x.56.12.1164 .
- ^ Линдблом, А. (nd). Элвин м. либерман. Получено с http://www.haskins.yale.edu/staff/amlbl.html.
- ^ Уэлен, Д. Х. и Либерман, А. М., «Мозг и язык», том. 78, с. 372
- ↑ Карлсон Н. и Хет К., «Психология: наука о поведении», стр. 297, дата обращения 8 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Либерман, Элвин (1999). «Исследователю чтения и учителю чтения нужна правильная теория речи». Научные исследования чтения . 3 (2): 95–111. дои : 10.1207/s1532799xssr0302_1 .
- ^ Флауэр, Калифорния (2001). «Элвин М. Либерман (1917–2000)». Американский психолог . 56 (12): 1164–1165. дои : 10.1037/0003-066x.56.12.1164 .
- ^ Уэлен, Дуг Х (2000). «Элвин М. Либерман • 1917–2000». Журнал Акустического общества Америки . 108 (6): 2693. Бибкод : 2000ASAJ..108.2693W . дои : 10.1121/1.1323456 .
«Элвин М. Либерман, 82 года, специалист по речи и чтению». Лаборатории Хаскинса. Haskins Laboratories, 2011. Интернет. 30 ноября 2011 г. < http://www.haskins.yale.edu/staff/amlmsk.html Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine >.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дань Haskins Laboratories [2]. Архивировано 25 апреля 2021 г. в Wayback Machine.
- Д. Х. Уэлен, наследие Элвина Либермана [3]
- Некролог Майкла Стаддерта-Кеннеди [4]. Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- Некролог Бьёрна Линдблома [5]
- Издательство национальных академий: фонологическая осведомленность и навыки раннего чтения [6]
- Смитсоновский проект истории синтеза речи [7]
- Перепечатки многих статей Либермана на сайте Haskins Labs [8]
- 1917 рождений
- 2000 смертей
- Лингвисты из США
- Американские психологи XX века
- Американские учёные-когнитивисты
- Ученые лаборатории Хаскинса
- Исследователи восприятия речи
- Факультет Университета Коннектикута
- Выпускники Университета Миссури
- Выпускники Йельского университета
- Преподаватели Йельского университета
- Члены Национальной академии наук США
- Члены Американской академии искусств и наук
- Члены Акустического общества Америки
- Члены Американской психологической ассоциации
- Лингвисты 20-го века