Бразильская конфедерация аболиционистов
Бразильская конфедерация аболиционистов — политическая организация, созданная 9 мая 1883 года, которая объединила общества, выступающие против рабства, со всей Империи с целью оказать давление на правительство Бразилии с целью положить конец рабству. В качестве форм активизма в основном использовались пресса, театр, собрания, конференции и местные фонды освобождения. В организацию были вовлечены некоторые из самых известных лидеров бразильского аболиционистского движения, такие как Хосе ду Патросиньо , Хоаким Набуко , Андре Ребусас , Луис Гама и Жоау Клапп . [ 1 ]
Институционализация Конфедерации аболиционистов произошла в политическом и экономическом контексте, отмеченном сильным международным давлением с целью положить конец рабству в Бразилии. Хотя эта тема была в моде с конца 1860-х годов, аболиционистское движение набрало силу только в 1880-х годах. В это время наблюдалось увеличение распространения активистов, риторики и стратегий с помощью новых технологий, таких как пароходы и телеграфные технологии, что позволило распространить политические дебаты и опыт в международном масштабе и подтолкнуло различных активистов из разных стран к созданию альянсы или сети общения. В результате сложились группы людей, разделявшие одни и те же интересы, и с годами эти объединения начали работать вместе для установления связи, что привело к появлению нескольких национальных политических объединений. Эта модель правильно структурированного коллективного действия, известная как ассоциативизм, первоначально была обнаружена в европейских странах, таких как Англия и Франция, и использовалась в качестве эталона бразильскими активистами, выступающими против рабства, для построения местного активизма в гармонии с субъективностью, обнаруженной в национальном контексте Бразилии. и политической традиции. [ 2 ]
В отношении мест встреч можно отметить адаптацию, сделанную в Бразилии, поскольку в других странах группы встречались в церквях, а в Бразилии большинство аболиционистов собирались в театрах, что придало движению некоторые особенности, такие как участие в искусстве, драматизация рабства и театрализация политики. Согласно опросу, проведенному в « Альманаке Ламмерт» , Клаудия Регина Андраде душ Сантуш демонстрирует расширение ассоциативной жизни в Рио-де-Жанейро в 1880-е годы. По ее словам, увеличение количества этих учреждений было тесно связано с активизацией политических дебатов и политической активностью популярных аболиционистских секторов Бразилии. Она также заявляет, что Национальное аболиционистское движение изменило поле политики через ассоциации, создавая клубы, общества, гильдии и школы различных идеологических, социальных и политических оттенков. В результате в 1883 году Аболиционистскому движению удалось объединить различные организации в рамках общей программы, известной как Конфедерация аболиционистов. [ 3 ]
Бразильская конфедерация аболиционистов была создана в 18:00 9 мая 1883 года на встрече, организованной в штаб-квартире «Газета да Тарде» в Рио-де-Жанейро, и отвечала за координацию нескольких ассоциаций против рабства и развитие аболиционистского движения среди провинций Бразильской аболиционистской конфедерации. Империя. Ему также удалось национализировать кампанию за счет легкого воспроизведения событий и решений с использованием публичных заседаний, конференций и фестивалей. Его деятельность в газетах, в которых публиковались статьи, брошюры, эссе, художественные произведения, переводы и манифесты, способствовала обеспечению контактов на национальном уровне между теми, кто руководил провинциями, и другими, кто принимал участие в движении. До его создания в Бразилии существовало еще два учреждения, борющихся с рабством: Sociedade Brasileira Contra a Escravidão (английский: Бразильское общество против рабства) и Associação Central Emancipadora (английский: Центральная ассоциация эмансипации). [ 4 ]
Первоначально общества, образовавшие Конфедерацию аболиционистов, представляли собой в основном студенческие союзы, но существовали и социальные разновидности, включавшие ассоциации типографов, коммерческих служащих и бывших рабов. Большинство организаций располагалось в провинциях Рио-де-Жанейро , Пернамбуку , Сеара , Риу-Гранди-ду-Сул и Эспириту-Санту , но со временем они получили более широкое распространение на территории. Среди групп, выступающих против рабства, присоединившихся к Конфедерации, было несколько исторических деятелей, которые выделялись своей работой в аболиционистском движении, в том числе Хоаким Набуко, Андре Ребусас, Абилио Борхес и Луис Гама. Три последних упомянутых человека пользуются меньшим престижем, когда поднимается тема отмены смертной казни, но их участие, даже если оно было независимым, имело основополагающее значение для разработки политических стратегий в аболиционистском движении. [ 1 ]
Члены Конфедерации аболиционистов
[ редактировать ]У аболиционизма было несколько сторонников, как региональных, так и национальных, в том числе Луис Гама, который, по словам Анджелы Алонсо, был человеком, стоящим за выражением судебного активизма; Абилио Борхес , объединивший национальную и международную мобилизацию; Хосе ду Патросиньо, который координировал блестящие стратегии на общественной арене; и Андре Ребусас, самый важный представитель группы, поскольку он был аристократом и сыном политика, что позволяло ему перемещаться в общественных местах, вести дела с работодателями и сближаться со студентами и профессионалами театра. [ 2 ]
Одним из величайших достоинств бразильского аболиционистского движения является его разнообразие – различия в социальном положении, статусе, регионе происхождения, карьере, доступе к политической системе среди аболиционистов – что, несмотря на возникновение внутренних конфликтов, способствует процессу формирования новых альянсов. Значительная часть активистов вела образ жизни, не связанный с рабством; они входили в средний и низший слои городского социального слоя Империи. С прекращением трансатлантической работорговли и ростом межпровинциальной работорговли число пленников стало концентрироваться в районах сельскохозяйственного производства и среди более богатых семей; у государственных служащих, торговцев и либеральных специалистов обычно было мало рабов или вообще не было рабов. В число аболиционистов также входили студенты, журналисты, писатели, художники, военнослужащие, коммерческие служащие, типографы, подмастерья и другие. [ 5 ]
Женщины принимали участие в активизме, занимаясь благотворительностью, организуя мероприятия и сбор средств, помогая своим мужьям, отцам и братьям, а также принимая участие в художественных представлениях. Они также основали аболиционистские общества, в том числе Ave Libertas , образованную в Ресифи. Анжела Алонсо утверждает, что на протяжении всей кампании по отмене смертной казни женщины были частью шести смешанных обществ и 21 исключительно женского общества. В общих чертах, это разнообразие увеличило число участников движения и позволило разделить виды деятельности, которые оказались уникальными, но дополняющими друг друга стилями активизма. [ 6 ]
Манифест Конфедерации аболиционистов
[ редактировать ]Манифест Конфедерации аболиционистов Рио-де-Жанейро был написан на заседании Конфедерации 11 августа 1883 года и подписан группой аболиционистских организаций. Одним из основных положений манифеста было то, что аболиционистская пропаганда не была сентиментальным анархическим стремлением или вопросом и не была философской, а, скорее, презентацией прав, содержащихся в парламентских договорах. В пределах конституционных ограничений аболиционистская пропаганда имела право требовать, чтобы ее выслушали представители народа. Целью документа является обеспечение того, чтобы все провинции и жители Империи прислушивались к тому, что говорится, поскольку, согласно тексту, рабовладение является преступным, учитывая, что свобода человека является фундаментальной для трех естественных законов социального прогресса. действуют: солидарность, конкуренция и взаимность. [ 7 ]
Согласно манифесту, город Рио-де-Жанейро является местом, где проводятся дебаты по поводу отмены смертной казни, объединяя и противодействуя тем, кто заинтересован в этом вопросе с экономической, институциональной и политической точки зрения. Сначала текст представляет историю рабства, начавшегося в колониальный период , показывая предысторию порабощения коренных народов и африканцев в Бразилии. В документе также сообщается о других аспектах истории успехов и неудач на пути Империи к отмене смертной казни. [ 7 ]
В манифесте свобода должна быть существенным и решающим принципом в организации общества. В этом политическом споре Манифест Конфедерации аболиционистов Рио-де-Жанейро заявляет, что каждый должен быть свободен, подтверждая, что равенство и право на свободу являются правом каждого. [ 7 ]
Методы активизма
[ редактировать ]В первые дни своего формирования Бразильское аболиционистское движение взаимодействовало с международными движениями и вдохновлялось их формами деятельности. Однако, учитывая специфику бразильского сценария, эти действия нельзя было просто перенести на бразильскую воинственность. Англо-американская модель мобилизации направляла действия бразильского движения, но в отличие, например, от США, которые пользовались поддержкой протестантской церкви и организовывали свою воинственность в квакерских ассоциациях, в Бразилии, католической стране, церковь была одной из них. государственных институтов, как и рабство. Этот сценарий был аналогичен сценарию испанских колоний Пуэрто-Рико и Кубы , которые также проходили процесс отмены смертной казни в 1870-х годах. [ 8 ]
Конфедерация аболиционистов сформулировала несколько стратегий для победы в борьбе с рабством, и одним из величайших ресурсов, используемых аболиционистами, была риторика , практика которой была внедрена интеллектуальной и политической традицией страны через португальские образовательные учреждения. По словам автора Жулио Сезара де Соузы Дориа, риторика была структурой бразильского языкового и политического контекста в 1880-х годах. Присутствие риторических элементов в парламентских речах, на улицах, конференциях и в газетных статьях, распространявшихся в Империи, показывает, что принятие этой дискурсивной практики служило способом организации идей с целью убедить общественность и противников дела. Однако после 1885 года аболиционистское движение, недовольное медленными темпами реализации проекта постепенной отмены рабства, восстало против государства, изменив свою мирную ориентацию. [ 9 ]
По словам Анджелы Алонсо, бразильское аболиционистское движение проходило три этапа. Первый произошел между 1868 и 1871 годами, когда на общественной арене Бразилии возник первый цикл мобилизации против рабства, возглавляемой членами имперской элиты. Реакция государства на эту раннюю мобилизацию была терпимой, и этим активистам-первопроходцам аболиционистского движения удалось донести идею и стратегию движения, даже если их действия не были очень активными. [ 3 ]
Вторая фаза имела место между 1872 и 1887 годами. С принятием закона, уходом Консервативной партии из правительства и приходом либералов произошла национализация мобилизации и усиление аболиционистских протестов. Между 1884 и 1887 годами в Бразилии было проведено 896 мобилизационных мероприятий в поддержку отмены смертной казни без поддержки со стороны других учреждений, но и без государственных репрессий. [ 11 ]
Третий и последний этап охватывает 80-е годы 19 века, характеризующиеся преобладанием аболиционистского движения. Наиболее радикальное противостояние между аболиционистами и рабовладельцами произошло в этот период, главным образом в 1885 году. В этом контексте аболиционисты использовали легальные и нелегальные стратегии, чтобы добиться прекращения рабства. В 1884 году движение стало институционализированным и начало помогать правительству в проекте постепенного освобождения. Противодействие союзу правительства и движения было значительным, и группа, сформированная рабовладельцами, показала свою силу на выборах. В 1885 году наступил последний период конфронтационной мобилизации аболиционистов. После изгнания с общественной арены движение начало прямыми действиями нарушать закон. [ 1 ] [ 12 ]
Правовые формы активизма
[ редактировать ]Нажимать
[ редактировать ]Периодическая пресса регулярно присутствует в Португальской Америке с 17 века через публикации из Португалии и других европейских стран. В Бразилии газеты начали выпускаться в 1808 году и были консолидированы в 1821 году. В 19 веке периодические издания начали выходить ежедневно и, следовательно, стали важным источником информации для бразильского общества. [ 13 ] В результате Конфедерация аболиционистов использовала прессу как важный инструмент для формирования общественного мнения о рабстве. На протяжении 1980-х годов дискуссия об отмене рабства активизировалась, и позиции против рабства становились все более ясными. В этот период пресса служила средством пропаганды аболиционистских идей, особенно в 1880-е годы, когда аболиционисты защищали свои концепции в дебатах против реакционных и консервативных субъектов. [ 14 ]
Хотя в Империи существовало значительное распространение периодических изданий, типом издания, в котором проводилось наибольшее количество дебатов об отмене смертной казни, были газеты. Через них активисты привлекли больше внимания к аболиционистскому движению, сообщая о прогрессе аболиционистского движения в Бразилии. После 1885 года негодование противников рабства отразилось в бесчисленных дебатах в газетах. [ 15 ] Одним из их самых сильных аргументов было то, что рабство — это социальная отсталость страны; это утверждение оказало значительное влияние на общественную сферу, которая сформировала свое мнение по этому поводу. Даже в газетах аболиционисты постоянно подтверждали свои действия против рабства, такие как театральные представления, призванные повысить осведомленность о деле, конференции и встречи, а также сбор пожертвований в местные фонды освобождения. Одной из главных аболиционистских газет того времени была Gazeta da Tarde , основанная в Рио-де-Жанейро в 1880 году Феррейрой де Менезешем и перешедшая в 1881 году к Хосе ду Патросиньо, страницы которой служили платформой для восторженных выступлений нескольких аболиционистов. Помимо газет, аболиционисты также распространяют свои заповеди посредством собраний (публичных и частных), конференций и кемессов. [ 16 ]
В то время как грамотные активисты писали свои ораторские речи в газетах и следили за горячими дебатами в новостях, неграмотные аболиционисты поглощали знаменитые карикатуры с посланием против рабства в Анджело Агостини » «Revista Ilustrada . Помимо отмены смертной казни в прессе обсуждались и другие вопросы. Одна из повторяющихся тем касалась политической структуры Империи, где республиканцы и монархисты столкнулись со своими концепциями в конце XIX века, особенно между 1888 и 1889 годами. Кроме того, формы и правила аболиционистских демонстраций, призванных вызвать народную мобилизацию, были изменены. тоже обсуждалось. [ 5 ] [ 17 ]
Театр
[ редактировать ]Педагог Абилио Сезар Борхес (1824–1891) был пионером «метода бумеранга», который стремился оказать давление на бразильские учреждения через международных союзников. Он также был пионером в организации гражданских церемоний в 1860-х годах в своих школах в Сальвадоре и Рио-де-Жанейро, где произносились речи против рабства, а ученики писали и декламировали стихи на эту тему; одним из них был Кастро Алвес (1847–1871). Во время гражданских церемоний в своей аболиционистской ассоциации Libertadora 7 de Setembro , которые послужили началом конференций-концертов 1880-х годов, он получал пожертвования, которые позволяли ему покупать и распространять грамоты свободы . [ 3 ]
В XIX веке в Бразилии театры были одной из основных форм развлечения и пропаганды культуры. Благодаря своей популярности среди разных классов, они стали важным средством распространения движения. По мнению Рикардо Тадеу Кайреса Силвы, с 1850 года театр стал получать более широкую и разнообразную публику, перестав быть исключительно элитарной средой. Аболиционисты, такие как Ребусас, путешествовавшие по Европе в 1870-х годах, имели контакты с конференциями по борьбе с рабством в Театре Варьедадес в Мадриде, организованными Испанским обществом аболиционистов. Вдохновленное действиями испанского аболиционизма, который использовал театры в своей пропаганде, бразильское движение использовало это пространство не только как место встречи для обсуждения своих программ, но и для того, чтобы спровоцировать размышления аудитории. Первое шоу аболиционистов было организовано Висенте де Соуза в 1879 году в театре Сан-Луиса. По словам Анжелы Алонсо, национальная мобилизация усилилась после отмены Сеара в 1884 году, с серией публичных акций Аболиционистского движения. [ 19 ] [ 5 ]
Театральные представления, продвигаемые аболиционистами, позволили более широкой аудитории познакомиться с идеями движения, чем другие виды деятельности. Программа имела разнообразный репертуар, включая представление стихов, оркестров, конференции и вручение грамот свободы, которые происходили в конце каждого мероприятия. Поэзия и пьесы служили распространению морали против рабства и повышению осведомленности городского населения о причине отмены смертной казни. Такие произведения, как театральная адаптация « Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу и поэмы «Навио Негрейро» Кастро Алвеса, несколько раз были представлены в художественном репертуаре этих мероприятий. В ходе постановок перемещались трамвайные линии, которые курсировали в специальное время для участия в аболиционистских мероприятиях, а также малые предприятия вокруг театра в дни представлений. В театре были представлены памятные даты и события, которые способствовали освобождению рабов, такие как Закон Эусебио де Кейруша , Закон о свободной утробе и отмена смертной казни в Сеаре. [ 20 ] [ 21 ]
В конце мероприятия, сочетавшего художественное представление с политической речью, зрители бросили на сцену камелии , цветок-символ движения. С помощью искусства бразильские аболиционисты повысили осведомленность общественности о проблеме рабства. Концерты-конференции имели решающее значение для роста общественного признания отмены смертной казни и присоединения к мобилизации. [ 5 ]
Встречи и конференции
[ редактировать ]Национальное аболиционистское движение трансформировало поле политики через ассоциации, создавая клубы, общества, гильдии и школы различных идеологических, социальных и политических оттенков. В 1883 году движению удалось объединить различные организации в рамках общей программы, известной как Конфедерация аболиционистов. [ 1 ]
Члены Конфедерации аболиционистов находились в постоянном общении посредством встреч, писем и телеграмм. Таким образом, клубы из разных провинций, входивших в Конфедерацию, действовали как единое целое. В 1880-х годах аболиционисты сформировали достаточно сильную группу, способную противостоять рабовладельческой элите того времени. В этом контексте встречи, конференции и собрания сформировали важнейший механизм, который поддерживал общение конфедерации и приносил организованность и успех действиям движения. [ 14 ]
Фонды эмансипации
[ редактировать ]Закон о свободной утробе, принятый в 1871 году, установил создание национального фонда эмансипации, юридического инструмента, созданного с целью сбора ресурсов для покупки грамот о свободе. Фонд освобождения состоял из налогов на передачу рабского имущества, доходов от шести ежегодных лотерей и десятой части лотерей, предоставленных для проведения в национальной столице, штрафов, налагаемых за несоблюдение закона, пожертвований и части общий, провинциальный и муниципальный бюджеты. Согласно опросу Эваристо де Мораеса, за десять лет фонду освобождения удалось освободить только 1% рабского населения. Столкнувшись с медленным прогрессом правительственной программы постепенного освобождения, ассоциации аболиционистов создали свои собственные фонды освобождения для финансирования большего числа вольноотпущенников. [ 22 ]
По мнению Кастильо и Коулинга, практика выдачи грамот о свободе имела решающее значение для развития аболиционистского движения в 1880-х годах. Критикуя неэффективность национального фонда эмансипации, они использовали местные фонды эмансипации для мобилизации общественного мнения. Аболиционисты публиковали полученные ими пожертвования и имена жертвователей в газетах, а также предлагали порабощенным людям подавать прошения об освобождении, которые обычно подавали сами порабощенные на собраниях аболиционистского общества. В отличие от национального фонда эмансипации, местные фонды эмансипации в основном собирались за счет пожертвований, концертов и ярмарок с широкой донорской базой. Ассоциации аболиционистов использовали публичные церемонии и концерты-конференции для распространения грамот о свободе как способ рекламы и поощрения пожертвований в свои соответствующие фонды эмансипации. [ 23 ]
В начале 1880-х годов, когда местные фонды эмансипации становились все более важными, местные органы власти создали свои собственные фонды, чтобы взять под контроль процесс эмансипации. Так было с законодательным собранием Пернамбуку в 1883 году и городскими советами Ресифи и Рио-де-Жанейро в 1884 году. В последнем была создана Золотая книга с целью освобождения всех порабощенных людей в муниципалитете. Согласно опросу Кастильо и Коулинга (2013), в период с 1885 по 1887 год Золотая книга освободила 797 порабощенных людей в ходе девяти церемоний освобождения. Эти церемонии проводились в Муниципальном Пасу в дни рождения членов королевской семьи и движения за независимость, которое пропагандировало не только идеал отмены смертной казни, но также королевскую семью и городской совет Рио-де-Жанейро. Несмотря на разногласия среди членов аболиционистского движения, Кастильо и Коулинг утверждают, что Конфедерация аболиционистов и городской совет Рио-де-Жанейро сотрудничали в финансировании приобретения свобод. Наконец, в 1880-х годах деньги из фондов освобождения были также использованы для финансирования двух внелегальных аболиционистских практик: укрывательства порабощенных людей и планирования побегов пленников. [ 23 ]
Отмена смертной казни в Сеаре и Амазонасе
[ редактировать ]Конфедерация аболиционистов стремилась построить союзы с воинственными силами провинций. Вдохновленная стратегией аболиционизма США «свободных территорий», Конфедерация возглавила кампанию по отмене рабства на бразильских территориях. По словам Анджелы Алонсо, освободительная кампания была успешной только на территориях, где можно было сочетать низкую политическую организацию местного рабства, содействующую провинциальную исполнительную власть и движение, которое было структурировано и связано с судом. В результате этой комбинации отмена смертной казни отмечалась в Сеаре 25 марта 1884 года и в Амазонасе 10 июля того же года. [ 12 ] [ 3 ]
В первой половине 1880-х годов Сеара и Рио-де-Жанейро были основными центрами активизма: там образовалось соответственно 24 и 21 новое аболиционистское объединение. [ 3 ] В 1883 году Сатиро де Оливейра Диас, сторонник аболиционизма, стал президентом провинции Сеара и создал в провинции фонд эмансипации, как это предусмотрено законом 1871 года. Затем, 3 октября, Провинциальное собрание одобрило законопроект, увеличивавший налог на каждого раба в провинции и налог на каждого раба, вывозимого на экспорт; то, что осталось от порабощенных, было продано до вступления закона в силу в качестве стратегии получения прибыли владельцами. Начиная с 1883 года, муниципалитеты Сеары постепенно добились отмены рабства. [ 25 ] Конфедерация в качестве стратегии против возможного регресса в действительности Провинциального закона № 2034 от 19 октября 1883 года опубликовала в прессе и отложила празднование отмены смертной казни в Сеаре до 25 марта. Новости о государстве распространились по международному миру. пресса, а также проводились конференции и концерты, посвященные этому достижению. Патросиньо и Набуко организовали мероприятия в Париже и Лондоне, чтобы пропагандировать этот подвиг и склонить иностранное мнение в пользу действий, предпринятых в Сеаре. Важны были и действия плотовщиков, отказавшихся перевозить порабощенных людей. Это ускорило дискуссию об освобождении и вдохновило аболиционистов. Среди плотовщиков их лидер, Франсиско Хосе ду Насименту , является символом сопротивления и подтверждает вклад чернокожих людей в процесс отмены смертной казни в Бразилии. [ 12 ] [ 26 ] [ 3 ]
В Амазонасе в 1880-х годах порабощенное население составляло около 1500 человек. Теодурето Карлос де Фариа Соута, который вступил в должность в марте 1884 года и также был сторонником аболиционизма, пошел по стопам Диаса и в апреле того же года одобрил законопроект об отмене смертной казни Амазонаса, закон провинции № 632. Празднование освобождения Амазонаса было запланировано на 24 мая 1884 года, и церемонии проводились по модели, которая уже была широко распространена в провинциях, например банкет, устроенный Конфедерацией аболиционистов 19 августа 1884 года в ознаменование освобождения Амазонаса. состояние. На церемонии присутствовали президент Амазонаса и такие лидеры Конфедерации, как Жоау Клапп, Ребусас, Патросиньо и Набуко. [ 3 ] [ 24 ]
Незаконные формы активизма
[ редактировать ]Социальная борьба против рабства, имевшая место в 1980-х годах, привела Бразилию к атмосфере постоянного конфликта, который, наряду с последствиями критики рабства, широко распространяемой Империей через аболиционистов, привел к чувству отвращения у некоторых людей к рабству. сервильная система. Однако эта борьба привела к деградации рабовладельческой системы к концу XIX века. [ 1 ]
До 1887 года существовало несколько групп аболиционистов, некоторые более консервативные, а другие более радикальные. Консерваторы не поддерживали борьбу за отмену прямого контакта с рабами, в то время как более радикальные боролись за полную социальную реформу в Бразилии. В 1887 году аболиционистское движение стало единодушным, и, по словам Марии Элены Мачадо, после этого периода аболиционисты начали проникать в сензалы , организуя массовые побеги и оставление ферм. С этого момента протест порабощенных обрел содержание и эффективное политическое направление. [ 27 ]
После полной отмены смертной казни в провинциях Сеара и Амазонас побеги между провинциями стали сильной стратегией аболиционистов по освобождению пленников, наподобие бразильской адаптации подземных железных дорог США . В это время активисты оплатили ряд расходов, таких как размещение порабощенного человека в провинции, где он находился в плену, его побег в одну из провинций, принявших декрет об отмене смертной казни, начало их пребывания в новой провинции и свое новое состояние свободного человека. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и БЕЗЕРРА, Джулиана. «Аболиционизм» . Вся Материя . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Алонсо (2014)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Алонсо (2015)
- ^ Карвальо (2012)
- ^ Jump up to: а б с д Алонсо (2021)
- ^ «Ave Libertas и борьба за освобождение рабов» . Национальная библиотека . 15 мая 2020 г. Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Патросиньо и Ребусас (1883)
- ^ Миранда, Клисеа Мария Аугусто де (2013). «ОТМЕНА В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: ЭХО АМЕРИКАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В БРАЗИЛИИ И КУБЕ, 1861–1888 гг.» (PDF) . АНПУХ .
- ^ Дориа (2015)
- ^ «Jornal do Recife» (12-е изд.). 15 января 1886 г. п. 1.
- ^ «Империя неопределенности: политика и партии в последние десятилетия бразильской монархии (1868–1889)» (PDF) . УТП .
- ^ Jump up to: а б с Мота, Камилла Верас (13 мая 2019 г.). «13 мая: как два бразильских штата отменили рабство до 1888 года» . Би-би-си . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Пинский, Карла Бассанези (2008). Исторические источники (2-е изд.). Контекст.
- ^ Jump up to: а б Сантос (2015)
- ^ Алонсо 2015
- ^ МАГАЛЬЯЕС НЕТО, Ана Флавиа. «Gazeta da Tarde и особенности аболиционизма Феррейры де Менезеша и Хосе ду Патросиньу» (PDF) . СНХ . 27 .
- ^ Мендес, Фернанда Коэльо (2013). «РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ИДЕИ В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ ЖУРНАЛЕ (1876–1889)» (PDF) . УФРЖ .
- ^ «Gazette da Tarde» (67 изд.). 24 марта 1886 г. п. 4.
- ^ Сильва (2013)
- ^ «Театр и отмена смертной казни: Хижина дяди Тома на бразильских сценах» . Журнал Тереза . 2020.
- ^ Зин, Рафаэль Бальсейро. «Мария Фирмина душ Рейс: интеллектуальный путь писательницы африканского происхождения в Бразилии девятнадцатого века» (PDF) . УТП .
- ^ Мораес (1986)
- ^ Jump up to: а б Кастильо и Коулинг (2013)
- ^ Jump up to: а б «Банкет, устроенный Конфедерацией аболиционистов и некоторыми друзьями Идеи 19 августа 1884 года в честь освобождения Амазонаса и депутатов, поддержавших кабинет 6 июня» . 1884. с. 51.
- ^ Поцца Нето (2011)
- ^ Jump up to: а б Сантос (2016)
- ^ Мачадо (1994)
Библиография
[ редактировать ]- Алонсо, Анжела (2015). Цветы, голоса и пули: Бразильское аболиционистское движение (1868–88) . Компания писем.
- Алонсо, Анжела (2014). Аболиционизм как общественное движение. Новые исследования . ЦЕБРАП.
- Алонсо, Анжела (2021). Театрализация политики: аболиционистская пропаганда . Том 24 (2-е изд.). Социальное время.
- Карвальо, Хосе Мурило де (2012). «Политическая жизнь». История бразильской нации: 1808–2010 гг . 2 (1-е изд.).
- Кастильо, Селсо; Коулинг, Камила (2013). «Банковская свобода, популяризация политики: аболиционизм и местные фонды эмансипации в 1880-х годах в Бразилии». Журнал «Афро-Азия» . 47 .
- Дориа, Жулия Сезар де Соуза (2015). «Аболиционистская конфедерация и аболиционистское движение в суде». Диалоги . 9 .
- Пинский, Карла Бассанези. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ . Контекст. ISBN 978-85-7244-297-8 .
- Мачадо, Мария Хелена (1994). «План и паника: социальные движения в десятилетие отмены смертной казни». ЭФРЖ .
- Мораес, Эваристо де (1986). Кампания за отмену смертной казни, 1879-1888 гг . УНБ.
- Насименту, Луана Беатрис Феррейра Лопес (2021). «АБОЛИЦИОНИСТСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПЕРНАМБУКАНА ЧЕРЕЗ ГАЗЕТЫ: ПРАКТИКИ И ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ 1883 И 1888 ГОДАМИ» . XXXI ЦИК .
- Насименту, Луана Беатрис Феррейра Лопес (2022). «ШОУ СВОБОДЫ: АБОЛИЦИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ТЕАТРАЛЬНАЯ СФЕРА В ГОРОДЕ РЕСИФ МЕЖДУ 1880-МИ 1888 ГОДАМИ». PUC Гояс .
- Поцца Нето, Провино (2011). «Ave libertas: эмансипационные действия в императорской Амазонии». УФАМ .
- Патросиньо, Хосе; Ребусас, Андре (1883). Манифест Конфедерации аболиционистов Рио-де-Жанейро . Типография Рио-де-Жанейро.
- Сантос, Клаудия Регина Андраде (2015). «На улице, в газетах и на трибуне: Конфедерация аболиционистов Рио-де-Жанейро до и после отмены». УТП .
- Сантос, Мария Эмилия Васконселос душ (2016). «До 13 мая: 25 марта в Сеаре и аболиционистское движение в Пернамбуку». Журнал «Афро-Азия» . 53 .
- Сильва, Рикардо Тадеу Кайрес (2013). Театр и отмена смертной казни в Баии девятнадцатого века (1870–1888) . УФСК.