Луис Гама
Луис Гама | |
---|---|
![]() Гама, гр. 1880 г. | |
Рожденный | |
Умер | 24 августа 1882 г. | ( 52 года
Памятники | Луис Гама |
Национальность | Бразильский |
Другие имена | Афро, Гетулио, Баррабаз, [ 1 ] Спартак и Джон Браун [ 2 ] |
Образование | самоучка [ 3 ] |
Род занятий | Юрист, писатель, аболиционист |
Известный | Ему удалось освободить из рабства более 500 человек. [ 4 ] |
Заметная работа | Первые бурлеск-трова Гетулино |
Политическая партия | Либеральный [ 5 ] ПРП (1873–1873) [ 6 ] [ 7 ] |
Супруг | Клаудина Фортуната Сампайо [ 8 ] |
Дети | Бенедито Грако Пинту да Гама [ 9 ] |
Родители |
|
Награды | XXXII премия Франца де Кастро Хольцварта в области прав человека [ 11 ] |
Луис Гонзага Пинту да Гама [ а ] (21 июня 1830 — 24 августа 1882) — бразильский юрист . [ 12 ] аболиционист , оратор , журналист и писатель, [ 3 ] и Покровитель отмены рабства в Бразилии . [ 13 ]
Рожденный от свободной чернокожей матери и белого отца, он, тем не менее, был сделан рабом в возрасте 10 лет и оставался неграмотным до 17 лет. Он юридически добился свободы и начал работать адвокатом от имени пленников. , а к 29 годам он уже был признанным писателем и считался «величайшим аболиционистом в Бразилии». [ 14 ]
Хотя считается одним из представителей романтизма , [ 4 ] в таких произведениях, как » Мануэля Бандейры, « Презентация бразильской поэзии его имя даже не упоминается. [ 15 ] У него была настолько уникальная жизнь, что трудно найти среди его биографов человека, который бы не проникся страстностью, изображая его – будучи сам тоже заряженным страстью, эмоциональным и в то же время захватывающим. [ 16 ]
Он был чернокожим интеллектуалом из рабовладельческой Бразилии XIX века , единственным самоучкой и единственным, кто прошел через опыт плена. Он посвятил свою жизнь борьбе за отмену рабства и за конец монархии в Бразилии , но умер за шесть лет до того, как эти дела были достигнуты. [ 17 ] В 2018 году его имя было внесено в Стальную книгу национальных героев, хранящуюся в Пантеоне Отечества и Свободы Танкредо Невес . [ 18 ]
Панорама того времени
[ редактировать ]Сан-Паулу, где Гама прожил сорок два года, в середине XIX века был еще маленькой провинциальной столицей. владение почти непомерно. Однако до этого периода довольно распространенной была собственность «арендных рабов», от работы которых их владельцы черпали свой источник существования, наряду с так называемыми «домашними рабами». [ 19 ] [ б ]
Его население было в десять раз меньше, чем население Суда ( Рио-де-Жанейро ), и очень сильное присутствие правовой культуры, поскольку с 1828 года там была основана одна из двух юридических школ в стране, Ларго-де-Сан. Юридическая школа Франциско , [ с ] который принимал студентов со всей страны, выходцев из всех социальных слоев – помимо детей сельской олигархии , членов формировавшейся в то время интеллектуальной элиты (Гама определял его тогда как « Ноев ковчег в небольшом смысле "). [ 17 ]
Детство и рабство
[ редактировать ]Луис Гама родился 21 июня 1830 года на Бангала № 2, улице [ 21 ] [ 22 ] в центре города Сальвадор, штат Баия . Даже имея мало информации о его детстве, известно, что он был сыном Луизы Махин, бывшей освобожденной африканской рабыни, и сыном португальского фидальго. [ 10 ] который жил в Баии. В возрасте семи лет его мать отправилась в Рио-де-Жанейро, чтобы принять участие в восстании Сабинады , и больше никогда с ним не встретилась. В 1840 году его отец оказался в долгах из-за азартных игр , поэтому он прибег к продаже Луиса Гамы в рабство, чтобы выплатить свои долги. [ 23 ] Нет никаких доказательств того, что его отец разыскивал его после этого. [ 24 ] Став взрослым, Гама понял, что, когда его продали, он стал жертвой преступления « Порабощение свободного человека, обладающего своей свободой », предусмотренного статьей 179 Уголовного кодекса Бразильской империи , вскоре наказанного. после его рождения. [ 25 ] Более того, в связи с тем, что восстания, произошедшие в Баии, привели к запрету продажи рабов из этой провинции в другие регионы Бразилии, продажа и транспортировка Луиса Гамы в Сан-Паулу была квалифицирована как контрабанда. [ 26 ]

В автобиографическом письме, которое он отправил в 1880 году Лусио де Мендонса , он так описывает свое рождение и раннее детство:
Я родился в городе С. Сальвадор, столице провинции Баия, в двухэтажном доме на улице Бангала, образующей внутренний угол, в «Кебраде», по правую сторону от кладбища Пальмы, в церкви Сант. 'Приход Аны, 21 июня 1830 года, в 7 часов утра, а я был крещен восемь лет спустя в главной церкви Сакраменто, в городе Итапарика. . [ 4 ]
Лигия Феррейра, одна из исследователей, наиболее изучивших жизнь Гамы, указывает, что эту информацию невозможно проверить, хотя и подчеркивает, что собрадо, где он родился, все еще существует; запись о его крещении найти не удалось, и к этому добавляется тот факт, что отсутствие имени его отца в его учетной записи ставит под сомнение его настоящую личность. [ 4 ] [ д ]
Выставленный на продажу, он был отклонен «за то, что он Баиан». После восстания в Мале возникло клеймо, что пленники Баия бунтуют и с большей вероятностью сбегут. [ 16 ] Его доставили в Рио-де-Жанейро , где продали Антонио Перейре Кардозу, работорговцу , который отвез его для перепродажи в Сан-Паулу . Из порта Сантос Гаму и других рабов вывезли пешком на продажу в Жундиаи и Кампинас . [ 27 ] Поскольку все покупатели сопротивлялись покупке его, потому что он был из Баии, Гама начал работать домашним рабом на территории прапорщика , стирая и гладив одежду, а затем стал рабом по найму , работая швеей и сапожником в город Лорена . [ 28 ]
Свобода и взрослая жизнь
[ редактировать ]В 1847 году Луис Гама познакомился со студентом юридического факультета Антониу Родригешем ду Прадо Жуниором, который остался в доме своего хозяина и научил его алфавиту. В следующем году Гама уже был грамотным и научил детей прапорщика читать, что он использовал как аргумент в пользу своей альфоррии, которая не увенчалась успехом. [ 29 ] Благодаря этому Луис Гама смог доказать свою свободу и вступил в армию в 1848 году. Однако остается неясным, какие уловки использовал Луис Гама для получения своей свободы. [ и ] и предполагается, что он, возможно, использовал показания своего отца, личность которого он старался скрыть. [ 4 ] Существует также теория, согласно которой Гама сбежал бы из поместья и утверждал, что он свободен, потому что умеет читать и писать, а это навыки, которыми не обладало большинство рабов. [ 28 ] Он был частью городской гвардии с 1848 года. [ 31 ] до 1854 года, когда он был заключен в тюрьму на 39 дней из-за «невоздержания» после «угрозы наглому офицеру», оскорбившему его. До этого, в 1850 году, он женился на Клаудине Фортунате Сампайо. [ 32 ]

Еще во время службы в армии его выбрали на работу в свободное время переписчиком в официальных органах, поскольку он хорошо владел каллиграфией. В 1856 году он был нанят клерком в полицейское управление Сан-Паулу в офисе Франсиско Марии де Соуза Фуртадо де Мендонса, советника и профессора права. Обладая знаниями Франсиско Мендонсы и имея в своем распоряжении его библиотеку, Луис Гама продолжал изучать предмет права, пока не принял решение окончить юридический факультет Ларго-де-Сан-Франциско. Однако студенты факультета были против, из-за чего Луис Гама не смог поступить, поэтому он начал учиться самостоятельно, посещая занятия в качестве слушателя. [ 20 ] и стал «рабулой» - именем, которое давали человеку, обладавшему достаточными юридическими знаниями, чтобы стать юристом, даже без юридического образования. [ 33 ] После рассмотрения дел о рабах Гама был уволен со своей должности в полицейском секретариате в 1868 году из-за давления со стороны консерваторов недовольных свободами, завоеванными рабулой. Гама определил свое увольнение «во благо государственной службы» как следствие работы, которую он проделывал по освобождению рабов, находящихся в незаконном положении, а также осуждение злоупотреблений системы, или, по его словам,
суматоха заключалась в том, что я был членом Либеральной партии; и через прессу и избирательную урну бороться за победу моих и его [Лусио де Мендонса, которому он пишет] идей; и содействие судебным искам свободных людей, преступно порабощенных, и законное содействие, по мере моих усилий, рабским свободам, потому что я ненавижу плен и всех господ, особенно королей. [ 34 ]
Литература
[ редактировать ]
Гама был читателем » « Жизни Иисуса французского философа Эрнеста Ренана , первоначально опубликованной в 1863 году и вскоре переведенной в Бразилии, будучи одним из первых, кто сослался на нее в стране. [ 17 ] Его единственная работа, первоначально опубликованная в двух изданиях (1859 и 1861 гг.), Primeiras Trovas Burlescas , поместила его в литературный пантеон Бразилии всего через двенадцать лет после того, как он научился читать. [ 17 ] В этой книге, посвященной Сальвадору Фуртадо де Мендонса, магистрату, который преподавал в Ларго де Сан-Франциско и который также управлял там своей библиотекой (что позволяет сделать вывод, что он облегчил Гаме доступ к его коллекции), также включены стихи его друга. Хосе Бонифасио Младший , прилагается. [ 17 ] Третье издание труда вышло только посмертно, в 1904 году. [ 35 ]
Поэзия: «Орфей с кудрявой вершиной»
[ редактировать ]Напоминая фигуру греческого поэта Орфея и намекая на его вьющиеся волосы, Гаму называли «Орфеем с кудрявой вершиной», и он владел как лирической, так и сатирической поэзией. [ 16 ]
Его поэтика написана от первого лица, не скрывая собственного происхождения и не преминув заявить о своей черноте; в то же время он не преминул использовать традиционные образы своего времени, такие как мифологические воспоминания (например, Орфей , Амур и т. д.) или поэты прошлого (например, Ламартин , Камоэнс ). [ 36 ]
Однако Гама возвращает эти образы в свое состояние: муза из Гвинеи , у Орфея «кудрявая макушка». Изображая белое общество, он использует резко сатирические образы: [ 36 ]
С глубоким знанием я буду петь |
С глубокой мудростью я буду петь |

Он строит из элементов белой культуры антитезу культуре и цивилизации черных, наполняя их элементами традиционной поэзии; таким образом, он противопоставляет «гвинейскую музу» греко-римским музам; темный гранит и белый мрамор; маримба и кабасо под лиру и флейту: [ 36 ]
О Муса да Гине, сердце азевичей, |
О Муза Гвинеи, цвет падуба, |
В своих стихах он прослеживает образ самого себя, далекий от фигуры «бедняги» или страдальца, изображенного в черном, нарисованного современными белыми поэтами, такими как Кастро Алвес . Гама обрушивает на себя ту же яростную критику, с которой он нападает на систему, принижая собственную ценность перед господствующими культурными стандартами, которые он безоговорочно принимает: [ 36 ]
Если хочешь, мой друг, |
Если хочешь, мой друг, |
Гама даже иронизирует над положением чернокожего человека, отрезанного от богатства, наук и искусств: [ 36 ]
Науки и письма |
Наука и письма |
Козел
[ редактировать ]«Козел» (Боде) был термином, использовавшимся во времена Гамы для уничижительного обращения к чернокожим и людям- пардо , точнее, к «собранию людей смешанной расы». [ 37 ] и сам поэт стал объектом этих оскорблений. Так, в 1861 году в стихотворении Quem sou eu? также известный как Бодаррада , Гама иронически использовал этот термин, чтобы высмеять бразильское общество, одновременно подтверждая равенство людей независимо от цвета кожи: [ 38 ]
Если я черный, или если я козел, |
Черный ли я, или козел, |
Аболиционистский активизм
[ редактировать ]
Журналистика и масонство
[ редактировать ]Часть аболиционистской активности Луиша Гамы заключалась в его деятельности в прессе. Свою журналистскую карьеру он начал в Сан-Паулу вместе с карикатуристом Анджело Агостини ; оба основали в 1864 году первую иллюстрированную юмористическую газету в этом городе под названием Diabo Coxo (Хромой дьявол), [ 39 ] который длился с октября 1864 г. по ноябрь 1865 г. [ 40 ] Однако до этого он был учеником печатника в O Ipiranga и работал в редакции Radical Paulistano . [ 41 ] Его действия как журналиста и юриста еще в 1869 году сделали его одной из самых влиятельных и популярных фигур в городе Сан-Паулу. [ 42 ] Несмотря на это, Гама не стал богатым человеком и сохранил те небольшие деньги, которые у него были, чтобы пожертвовать пришедшим к нему нуждающимся. [ 8 ] Луис Гама был единственным чернокожим аболиционистом в Бразилии, испытавшим рабство. [ 43 ]
Но Гама также писал статьи для других газет, в которых рассуждал о социально-расовых проблемах императорской Бразилии. В статье под названием Foro de Belém de Jundiaí , опубликованной в Radical Paulistano , Гама осуждает решение судьи, который после смерти рабовладельца разрешил продажу на аукционе бывшего раба, освобожденного его сыном-наследником. . [ 28 ] Его журналистские и юридические действия принесли ему много врагов, а писатель Хулио Эмилио Браз даже утверждает, что Диогиньо был нанят, чтобы убить его, когда Гама приближался к концу своей жизни. [ 44 ] но письмо, написанное его сыну 23 сентября 1870 года, ясно дает понять, что в течение некоторого времени он подвергался угрозам жизни. [ 45 ]
В 1866 году, все еще вместе с Агостини, к которому теперь присоединился Америко Бразилио де Кампос , они основали hebdomadario Cabrian ; все трое принадлежали к одной масонской ложе и разделяли одни и те же республиканские и аболиционистские идеалы. [ 39 ] Американская масонская ложа очень активно выступала за отмену смертной казни; его основали Луис Гама и Руй Барбоза , и Хоаким Набуко (который не упоминает о своем масонском прошлом), возможно, также был его членом. [ 17 ] На момент своей смерти Гама был Достопочтенным Мастером этого учреждения. [ 28 ]
Одним из его проектов в рамках масонства было создание в июне 1869 года через Американскую ложу совместно с Олимпио да Пайшао бесплатной школы для детей и вечерней начальной школы для взрослых на улице Марко, 25 . [ 46 ] Историк Бруно Родригес де Лима также нашел рукопись, в которой представлена идея о том, что Гама был ответственным за создание общественной библиотеки с 5 тысячами наименований, что было приписано Лохе Америки , и его манифесты, опубликованные в газете « Демократия », демонстрируют его приверженность проекту общественной и светской школы по крайней мере за 30 лет до первых дебатов по этому вопросу. [ 47 ]
«Стиль Гама» судебной практики
[ редактировать ]
В 1831 году был принят закон, запрещавший ввоз рабов в Бразилию , что делало любого человека, ставшего жертвой торговли людьми, свободным, как только он или она прибудет в страну. Названный Законом Фейхо , он стал более известен как закон для англичан , потому что это был закон, принятый для того, чтобы успокоить британское давление с требованием отмены рабства в Бразилии, но фактически не положить конец импорту рабства. рабов. Хотя это не был закон, соблюдаемый работорговцами, это был юридический инструмент, с помощью которого Гама использовал для достижения освобождения рабов. Так называемый «стиль Гамы» заключался в доказательстве посредством судебного разбирательства того, что порабощенные чернокожие, которых защищал Гама, были незаконно доставлены в Бразилию, то есть после обнародования Закона Фейхо в 1831 году, и поэтому должны быть освобождены. [ 48 ]
С обнародованием Lei do Ventre Livre (Закона о свободной утробе) в 1871 году Гама смог получить больше освобожденных рабов. В одном из пунктов закона было установлено требование регистрации каждого раба, которым владел хозяин. Если бы у раба не было регистрации, это можно было бы использовать как аргумент в пользу его альфоррии , как это сделал Гама. Кроме того, статья 4 закона формализовала покупку хартии освобождения раба самим рабом или другими лицами, что позволяло аболиционистам выдавать себя за оценщиков рабов и снижать покупную цену, позволяя Гаме и другим аболиционистам покупать больше свобод по более низкой цене. цены. [ 49 ]
Хотя он действовал в основном в защиту чернокожих, обвиняемых в преступлениях, тех, кто бежал или добивался своих законных свобод, он не отказывался изящно оказывать помощь бедным любой национальности, и были случаи, когда он защищал европейских иммигрантов, пострадавших от Бразильцы. [ 16 ] Гама также помогал недавно освобожденным рабам найти работу. [ 50 ]
В своем автобиографическом письме Лусио де Мендонсе Гама оценивает, что он уже освободил из плена более 500 рабов. [ 4 ] а в судебном деле 1869 года, известном как « Вопрос Нетто », Гама добился свободы 217 рабов, что, по данным BBC, считается «крупнейшим известным коллективным действием по освобождению рабов в Америке». [ 51 ]
Во время заседания присяжных Гама произнес ставшую знаменитой фразу: « Раб, который убивает хозяина, при любых обстоятельствах всегда убивает в порядке самообороны » – это вызвало такую реакцию присутствующих, что из-за замешательства судья был вынужден приостановить сеанс. [ 52 ] Историк Лигия Фонсека Феррейра говорит, что эта фраза в настоящее время появляется в биографии Луиса Гамы, написанной Лусио де Мендонса и опубликованной в Literário de São Paulo, поясняя, что «Эта фраза принадлежит не Луису Гаме, а этому белому другу, написавшему о нем». [ 53 ] В статье в Estado de São Paulo также говорится, что Гама никогда не писал эти слова в точности, а историк Бруно Родригес де Лима говорит, что эта концепция несколько раз появляется в его работах. [ 2 ] В одном из примеров, в письме Феррейре де Менезешу от 18 декабря 1880 года, когда Гама защищал четырех рабов, которых Гама считал «четырьмя Спартаками », которые убили сына своего хозяина Валериано Жозе ду Вале и были казнены 300 людьми во время внутри тюрьмы «...ножом, палкой, мотыгой, топором...», сказал Гама: [ 54 ]
...раб, убивающий хозяина, исполняющий неизбежное предписание естественного права, и недостойные люди, убивающие героев, никогда не будут смешаны. [ 55 ] [ 54 ]
Эквивалентное предложение было опубликовано 19 августа 1882 года в качестве подзаголовка к статье Рауля Помпеи «К славянократам» в газете Аболиционистского центра « СА ИРА »: «До закона преступление убийства, совершенное рабом в лице господина оправдано». [ 56 ]
Этнические взгляды
[ редактировать ]Луис Гама был против потомков африканцев, которые вели себя как белые или даже становились жестокими работорговцами, и ему казалось забавным видеть работорговцев многоэтнического происхождения, пытающихся выдать себя за белых. О своем отце он сказал: «Мой отец, я не смею утверждать, что он был белым, потому что такие утверждения в этой стране представляют собой серьезную опасность перед истиной». [ 57 ] Полковник Теодоро Ксавьер ненавидел Луиса Гаму за то, что он уже потерял раба, поэтому называл его « Козлом », пытаясь оскорбить, на что однажды адвокат ответил: «Я не козел, я черный. Мой цвет не отрицает этого. Ваша честь - козел, который намерен этим светлым цветом замаскировать под собой мулата ». [ 58 ]
Политическая деятельность
[ редактировать ]В своей политической деятельности Гама был связан с Либеральной партией и еще до выхода Республиканского манифеста он уже изложил свои идеи в статье « Американская Бразилия и земли Крузейро без короля и рабов », опубликованной 2 декабря 1869 года. Позже, Гама входил в группу, которая впервые попыталась основать республиканскую партию. [ 5 ] а 2 июля 1873 года он приехал для участия в Первом республиканском конгрессе, уже входившем в состав Республиканской партии Сан-Паулу , где он обнаружил, что партия и ее члены, многие рабовладельцы, не заботятся и не интересуются аболиционистами. повестка дня. [ 59 ] Поскольку он считал, что отмена смертной казни должна быть немедленной и без компенсации рабовладельцам, он вышел из партии и начал критиковать ее в средствах массовой информации, и эта критика также распространялась на газеты, которые утверждали, что поддерживают дело отмены смертной казни, но публиковали рекламные объявления о захват рабов. [ 60 ]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Писатель Рауль Помпея уже заметил, что здоровье Гамы было плохим; за три дня до своей смерти он заметил, что Гама больше не спускался по лестнице своего офиса без поддержки, прибегая к поддержке своих друзей Педро, Бразилия Сильвадо или самого себя, Рауля. [ 28 ]
У Гамы был диабет . Утром 24 августа 1882 года он потерял речь, и, несмотря на вмешательство более 20 врачей, это была причина смерти , которая стала его жертвой в тот день: [ 61 ] сертифицирован врачом Хайме Перна. [ 62 ]
Когда великий аболиционист и освободитель рабов умер, Рауль Помпея выразил свое недоверие и, регистрируя каждый момент похорон, немедленно отправился в дом своего друга, где убедился, что там уже было много людей, дежурящих: перед домом Мужчины плакали «как трусы», а дамы рыдали. Его тело было помещено в гроб в гостиной; скульптор вылепил его лицо из гипса. Гроб увезли на следующий день в три часа дня. Незадолго до того, как гроб закрыли, вдова болезненно вскрикнула. Кладбище находилось на другом конце города, и его уже приготовили похоронную карету, но собравшаяся там толпа людей не отпускала его: «Всеобщий друг», как его называли, должен был быть «носят все». [ 28 ] Торговля закрылась, и в Гаму бросили цветы. [ 63 ]
Появляется гроб, принесенный друзьями умершего: журналистом и членом Центра аболиционистов Гаспаром да Силва, доктором Антониу Карлосом, доктором Пинту Феррасом, консульейру Дуарте де Азеведо и другими; впереди гроба следовала огромная толпа, такая же, как та, что втиснулась рядом, оспаривая честь нести гроб; позади большое количество карет и среди них пустая похоронная карета. В четыре часа пять минут процессия прибыла в Брас , где ее ждал аккомпанирующий оркестр, играющий грустные аккорды; в Ладейра-ду-Карму к захоронению присоединилось Братство Носса-Сеньора-душ-Ремедиуш; прибыв в «город», магазины закрывали свои двери и были приспущены флаги, а люди толпились на улицах, где должно было состояться захоронение; в окнах семьи втиснулись, чтобы посмотреть: всю дорогу многие оплакивали утрату. [ 28 ]
Профессор Отавио Торрес записал, что Луис Гама умер, «прославленный Сан-Паулу»; Антониу Лоурейру де Соуза в 1949 году записал: «Его похороны были беспрецедентным зрелищем: это были самые крупные из когда-либо зарегистрированных в те дни. Толпа, следовавшая за похоронным кортежем, со всем молчанием и восхищением, была вынуждена остановиться из-за многочисленных речей. что прервало похоронную процессию». [ 14 ] Совсем недавно, в 2013 году, автор статьи Зека Борхес заявил, что «его похороны были самым эмоциональным событием в истории города Сан-Паулу». [ 52 ]
Там были люди всех сословий, и все боролись за возможность нести лодку. В какой-то момент надсмотрщик Мартиньо Прадо Жуниор нес с одной стороны, а с другой надменного, «бедного, оборванного, босого чернокожего человека» в реестре Помпея. Был уже вечер, когда процессия наконец прибыла на святую землю Консоласан, и толпа устояла на месте. После краткой остановки для проповеди священника в часовне, где были возложены сотни венков из цветов, гроб наконец отнесли к могиле, где ждала толпа. Однако, прежде чем опустить его, кто-то - доктор Климако Барбоза или Антонио Бенто - крикнул всем, чтобы они подождали; после краткой речи, в которой он вспомнил о важности Луиша Гамы, доведя всех до слез, он призвал всех принести клятву не дать «умереть идее, за которую боролся этот гигант»: на это ответил общий рев со стороны толпа, которая, протянув руки к гробу, ругалась. [ 64 ]
Его могила была куплена в тот же день, что и погребение во имя его жены Клаудины, как записано в Книге 2, л. 28 Муниципального архива; он расположен на 2-й улице, могила 17. [ 62 ]
Эффекты от выступлений
[ редактировать ]Смерть Гамы и энергичная речь на его могиле ознаменовали конец этой первой фазы аболиционистского движения, явно «законнической» (создание фондов для приобретения пленных и их свободы, юридические действия по освобождению) и начало фазы эффективные действия по борьбе с работорговцами: под руководством Климако Барбозы кампания перешла к «фактическим методам», когда люди ловили беглых рабов, пряча их в своих домах, пока их не отправили в Киломбо. Джабакуара в Сантосе и стимулирование массового побега с ферм. [ 19 ]
Вехой в этой акции стало вторжение в Чакара Пари членов Клуба аболиционистов Браса с криками «Да здравствуют аболиционисты, пусть умрут славянократы!»; такие люди, как Барбоза, Антонио Бенто, Фелисиано Бикудо, а также другие известные и анонимные люди, вошли в список подозреваемых полиции. [ 19 ]
В 1879 году, осознав, что его болезнь ухудшается, Луис Гама начал рассматривать радикальные методы, и Антонио Бенто, который оставил свой пост судьи, чтобы посвятить себя борьбе против рабства, имел первостепенное значение в этой области и позже считался " призрак отмены». [ 65 ] Антониу Бенто унаследовал должность юриста Клуба аболиционистов после смерти Гамы. Позже появились Аболиционистская партия и движение Кайфазов. [ 56 ] во главе с Антониу Бенто, который радикализировал аболиционистскую кампанию действиями, описанными в первом абзаце темы, что сделало Антониу Бенту непосредственным продолжателем дела Луиша Гамы. [ 66 ]
Дань уважения и влияния
[ редактировать ]
Среди своих современников Гама был удостоен нескольких наград. Рауль Помпея в « Gazeta de Notícias» от 10 сентября 1882 года написал о нём статью под названием « Последняя страница жизни великого человека» ; тот же автор написал на него карикатуру, которая была опубликована в том же году на первой странице газеты O Mequetrefe в Рио-де-Жанейро в августе (№ 284), а также незаконченную повесть «Мао де Луиш Гама» («Рука Луиша Гама»). Гама), первоначально опубликованный на страницах Jornal do Commercio в Сан-Паулу (1883 г.), и текст A Morte de Luíz Gama (Смерть Луиса Гамы). [ 67 ] [ ж ]
Через несколько лет после его смерти и после отмены смертной казни была основана Ложа Луиша Гамы масоном Гоэсом из Сан-Паулу и в результате сотрудничества братьев из лож Трабальо и Ордем э Прогрессо с инициацией 25 чернокожих. [ 62 ]
В его честь в 1919 году была построена Сорокабанская железная дорога (ныне FEPASA назвала одну из своих станций, сегодня практически лежащую в руинах. [ нужна ссылка ]
Между 1923 и 1926 годами, в период, который можно считать «вторым периодом черной прессы» в штате Сан-Паулу, в городе Кампинас появилась газета Getulino; в этом городе расизм был сильнее, чем в самой столице штата, и издание было частью движения за большее участие чернокожих в жизни общества; его название было «данью уважения Луису Гаме, у которого был один из псевдонимов Гетулино», и его влияние достигло кульминации в создании газеты O Clarim da Alvorada в столице Сан-Паулу. [ 68 ]
В Ларго-ду-Аруше , в Сан-Паулу, бюст в его память установлен [ 4 ] возведен по заказу чернокожего сообщества по случаю его столетия. [ 39 ]

Со временем это повлияло на несколько движений чернокожих бразильских, таких как литературная группа Projeto Rhumor Negro из Сан-Паулу, созданная в 1988 году, для которой письмо Гамы Мендонсе является «одним из самых важных исторических документов бразильского народа. (...) Учитывая масштабность жизни этого великого человека, это письмо, пересекающее время, адресовано и всем нам». [ 4 ]
В 2014 году, после успеха фильма « 12 лет рабства» , писательница Ана Мария Гонсалвес , автор романа о жизни Гамы «Um Defeito de Cor» («Дефект цвета»), подготовила сценарий к фильму, а также нарисовала внимание бразильского телевидения, отметив, что о рабстве говорится очень мало по сравнению с другими историческими фактами, такими как Холокост во время Второй мировой войны . [ 69 ] В 2015 году стартовал спектакль « Луис Гама — Ума voz pela liberdade» («Луис Гама – Голос свободы») с актером и сценаристом Део Гарсесом в роли главного героя и актрисой Нивией Хелен в роли рассказчика и различных персонажей. [ 70 ] [ 71 ]
В 2015 году Ordem dos Advogados do Brasil присвоил Луису Гаме звание адвоката на церемонии на юридическом факультете пресвитерианского университета Маккензи . Это почтение было предложено профессором Сильвио Алмейда , президентом Института Луиса Гамы, а ныне министром по правам человека и гражданству Бразилии . [ 72 ]
В 2017 году юридический факультет Университета Сан-Паулу в Ларго-де-Сан-Франциско назвал в его честь одну из своих комнат. [ 73 ] В 2018 году его имя внесено в Стальную книгу национальных героев, хранящуюся в Пантеоне Отечества и Свободы Танкредо Невес. [ 18 ] и был признан журналистом Союзом журналистов Сан-Паулу . [ 74 ]
В 2019 году было объявлено, что режиссер Джефферсон Де снимет фильм о жизни Гамы с Фабрисио Боливейрой в качестве персонажа в зрелом возрасте. Фильм, который тогда находился в производстве, временно назывался Prisioneiro da Liberdade (Узник свободы), в нем также снимались актеры Кайо Блат и Зезе Мотта. [ 75 ] [ 76 ] Фильм получил название Doutor Gama с Сезаром Мелло в качестве главного героя и был выпущен в 2021 году. [ 77 ]
был опубликован комикс Província Negra Также в 2019 году после победы города Сан-Паулу в культурном указе Фоменто , изображающий вымышленное приключение, основанное на жизни Гамы, который берет на себя роль главного героя в приключении. Сценарий Каледа Канбура, оформление Криса Зулло. [ 78 ] [ 79 ]
В 2021 году Университет Сан-Паулу посмертно присвоил ему степень доктора Honoris Causa . [ 80 ] первый чернокожий бразилец, получивший это звание в университете. [ 81 ]
Звание «Юрист»
[ редактировать ]Спустя 133 года после его смерти, 3 ноября 2015 года, Постановление прокурора Бразилии Секции Сан-Паулу присвоило ему титул «юриста», поскольку он не прошел подготовку и действовал как «обеспеченный» или аболиционист. Церемония памяти под названием «Луис Гама: идеи и наследие лидера аболиционистов» включала два дня мероприятий в пресвитерианском университете Маккензи , включая дебаты и лекции. Эта дань является беспрецедентной в истории Ордена прокуроров Бразилии; по словам национального президента Маркуса Винисиуса Фуртадо Коэльо , «это очень достойная дань уважения тому, кто так упорно боролся за свободу, равенство и уважение». [ 82 ]
Имидж за рубежом
[ редактировать ]На сайте Black Past, посвященном глобальной истории Африки и афроамериканцев, есть страница с биографией поэта. [ 83 ]
состоялся семинар «Рабство, свобода и гражданское право в бразильских судах (1860–1888): как черный адвокат Луис Гама разработал правовую доктрину, освободившую пятьсот рабов» В марте 2020 года в Принстонском университете . [ 84 ]
Полная работа
[ редактировать ]Историк Бруно Родригес де Лима из Института Макса Планка , [ 85 ] провел девять лет в архивах и регистрационных бюро в поисках полного собрания сочинений Луиса Гамы в проекте публикации десяти томов и примерно 5000 страниц на португальском языке под названием Obras Completas [Полное собрание сочинений (Луиса Гамы)] вместе с издателем Hedra. . [ 86 ] Проект, вышедший вне очереди, будет полностью выпущен к 2022 году. [ 47 ]
Бруно Родригеш провел исследование, чтобы создать временную шкалу Луиса Гамы, начиная с того момента, когда он опубликовал свой первый текст в возрасте 19 лет, и среди результатов его исследования есть тот факт, что в свое время он уже был признан юристом, а не рабулой, и что эта деноминация возможно, было создано, чтобы умалить его. [ 87 ]
- Луис Гама (2021). Бруно Родригес де Лима (ред.). Демократия (1866–1869) . Полное собрание сочинений (на бразильском португальском языке). Том. 4 (1-е изд.). Хедра. п. 500. ИСБН 9786589705123 .
- Луис Гама (2023). Бруно Родригес де Лима (ред.). Ло (1870–1875) . Полное собрание сочинений (на бразильском португальском языке). Том. 5 (1-е изд.). Хедра. п. 486. ИСБН 978-8577157341 .
- Луис Гама (2023). Бруно Родригес де Лима (ред.). Преступление (1877–1879) . Полное собрание сочинений (на бразильском португальском языке). Том. 7 (1-е изд.). Хедра. п. 380. ИСБН 978-8577157334 .
- Луис Гама (2021). Бруно Родригес де Лима (ред.). Свобода (1880–1882) . Полное собрание сочинений (на бразильском португальском языке). Том. 8 (1-е изд.). Хедра. п. 446. ИСБН 9786589705161 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 19-й орфографии его звали Луис Гама .
- ^ Хорошим примером этого были семь самых старых сестер маршала Хосе Аруша де Толедо Рендон - Каэтана, Гертрудес, Хоакина, Пулькерия, Леокадия, Ана Тереза и Редузинда - которые жили за счет дохода, полученного от работы 39 рабов. [ 19 ]
- ↑ В работе Музара Бенедито говорится, что его попытка поступить в университет произошла в 1850 году, когда он женился. [ 20 ]
- ↑ В исторической памяти Сальвадора есть огромный пробел, возникший в результате бомбардировки города в 1912 году, в результате которой, среди других разрушений, были сожжены многовековые документы о том, что было первой столицей Бразилии.
- ↑ Автор Музар Бенедито говорит, что это связано с тем, что Руи Барбоза издал указ об уничтожении всей документации, касающейся рабства. [ 30 ]
- ^ Последние два полных текста можно прочитать в: Шмидт, Афонсо. Канудо. Сан-Паулу, Книжный клуб, 1963 – с. 83-136.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Луис Гама» (на бразильском португальском языке). 11 мая 2021 г. Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Леандро Мачадо (04 августа 2021 г.). «Луис Гама: неопубликованные тексты показывают, как аболиционист осуждал насилие со стороны полиции в 19 веке» (на бразильском португальском языке) . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эбнезер Маурилиу Ногейра да Силва. «Луис Гама (1830–1882), национальный герой» (PDF) (на бразильском португальском языке) . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Феррейра .
- ^ Jump up to: а б Бенедито 2011 , с. 37.
- ^ «Луис Гама» (на бразильском португальском языке). 29 июня 2010 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Бенедито 2011 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Дос Сантос 2014 , с. 6.
- ^ Бенедито 2011 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Бенедито 2011 , с. 15.
- ^ «Луис Гама получает XXXII премию Франца де Кастро Хольцварта в области прав человека» . OAB SP (на бразильском португальском языке). 10 декабря 2015 г. Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «Неопубликованные документы подтверждают, что Луис Гама был адвокатом» . Бразилия де Фато (на бразильском португальском языке). 08.11.2021 . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ «Лея 13.629 от 16.01.18» . www.planalto.gov.br (на бразильском португальском языке). 16 января 2018 г. Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Антониу Лурейру де Соуза (1959). Прославленные баийцы: 1564–1925 (на бразильском португальском языке). Спаситель. п. 102.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мануэль Бандейра (1964). Презентация бразильской поэзии (с последующей антологией стихов) (на бразильском португальском языке). Эдиуро. п. 451.
- ^ Jump up to: а б с д САНТАНА, Андрея (11 сентября 2010 г.). «Обзор: новые биографии Луиса Гамы» . Море историй (на бразильском португальском языке) . Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Феррейра 2007 .
- ^ Jump up to: а б «Пантеан да Патрия: 43 героя и героини Бразилии» . УОЛ , 04.07.2018
- ^ Jump up to: а б с д Мария Хелена П.Т. Мачадо (2004). «Быть пленником на улице: городское рабство в городе Сан-Паулу» (PDF) . История города Сан-Паулу (Паула Порта, изд.), Сан-Паулу: Paz e Terra, стр. 59–99 (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Бенедито 2011 , с. 23.
- ^ Элиан Лобато (9 июля 2010 г.). «Адвокат рабов» (на бразильском португальском языке) . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Эдуардо Нуномура (май 2014 г.). «Раб и аболиционист» . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Сантос 2014 ; Бенедито 2011 , с. 16.
- ^ Дос Сантос 2014 , с. 9.
- ^ «После незаконного порабощения Луис Гама сделал газеты своим стратегическим пространством» (на бразильском португальском языке). 03.08.2020 . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Бенедито 2011 , с. 64.
- ^ Бенедито 2011 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сантос 2014 .
- ^ Бенедито 2011 , с. 19.
- ^ Бенедито 2011 , с. 20.
- ^ Кинсбрунер и Лангер 2008 .
- ^ Бенедито 2011 , с. 21.
- ^ Круз 2014 , стр. 188–189.
- ^ Феррейра ; Бенедито 2011 , с. 24.
- ^ Бенедито 2011 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и Брэндон .
- ^ Бенедито 2011 , с. 25.
- ^ Мартинс 1996 , с. 96; Оливейра 2005 , стр. 436–437.
- ^ Jump up to: а б с Лигия Фонсека Феррейра (2012). «2012 г., 130-летие со дня смерти Луиша Гамы (1830–1882): от раба к «гражданину» » (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ Бенедито 2011 , с. 30.
- ^ Бенедито 2011 , с. 29.
- ^ Дос Сантос 2014 , с. 4.
- ^ «Неопубликованные истории Луиса Гамы выходят на свет и учат« сопротивлению »в прессе Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро» (на бразильском португальском языке). 21 июня 2020 г. Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Бенедито 2011 , с. 33.
- ^ Бенедито 2011 , стр. 34–35; дос Сантос 2014 , стр. 1–12.
- ^ Дос Сантос 2014 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б «Луис Гама получает биографический фильм и издание полного собрания его сочинений, наполненное неопубликованными работами» (на бразильском португальском языке). 05.08.2021 . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Алонсо 2015 , с. 58; Бенедито 2011 , стр. 41–43.
- ^ Алонсо 2015 , с. 59.
- ^ Бенедито 2011 , с. 49.
- ^ Леандро Мачадо (08 мая 2021 г.). «Луис Гама: Неизвестный судебный иск, с помощью которого черный адвокат освободил 217 рабов в 19 веке» . BBC News Brasil (на бразильском португальском языке) . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Зека Борхес (20 ноября 2013 г.). «Луис Гама – сын Луизы Махин» . Globo.com (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г. Проверено 29 ноября 2013 г.
- ^ Юлиана Гонсалвес (17 мая 2018 г.). «Работы Луиса Гамы раскрывают борьбу за Бразилию без королей и рабов» (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 20 августа 2021 г. Проверено 21 августа 2021 г.
Именно в этот текст об аболиционисте Мендонса включает фразу, которая позже была приписана Гаме: «Раб, который убивает своего хозяина, при любых обстоятельствах всегда делает это в порядке самообороны». По мнению Лигии, отсутствие знаний об авторе помогло распространить эту фразу как принадлежащую Гаме. «Это предложение принадлежит не Луису Гаме, оно принадлежит белому другу, который писал о нем», - объясняет он.
Исследователь говорит, что из-за движения Гамы между аболиционистами и республиканцами было бы очень сложно поддержать эту фразу таким образом, хотя его литература является революционной, предлагая разрыв Империи и свободу чернокожих людей. - ^ Jump up to: а б Бенедито 2011 , стр. 51–52.
- ^ «Прочитайте статью Луиса Гамы, опубликованную более 140 лет назад на страницах Estadão» (на бразильском португальском языке). 11.06.2021. Архивировано из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бенедито 2011 , с. 59.
- ^ Бенедито 2011 , с. 55.
- ^ Бенедито 2011 , с. 56.
- ^ Бенедито 2011 , с. 38.
- ^ Бенедито 2011 , с. 39.
- ^ Бенедито 2011 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Институциональный. «Магазин Луиса Гамы» . Официальный сайт организации (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ Бенедито 2011 , с. 58.
- ^ Сантос 2014 ; Бенедито 2011 , с. 58.
- ^ Бенедито 2011 , стр. 58–59.
- ^ Бенедито 2011 , с. 60.
- ^ Национальная библиотека Рио-де-Жанейро (1963). «Выставка, посвященная столетию со дня рождения Рауля Помпеи» (PDF) . Министерство образования и культуры (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ Феррара, Мириан Николау (1985). «Паулистская черная пресса (1915/1963)» . Преподобный. Большой. Хист. (на бразильском португальском языке). 5 (10): 197–207 . Проверено 23 ноября 2013 г.
- ^ Сильвия Коломбо (08 марта 2014 г.). «Сериал и фильм расскажут историю баийского аболициониста Луиса Гамы» . Иллюстрировано - Фолья де Сан-Паулу (на бразильском португальском языке) . Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Густаво Кунья (20 ноября 2019 г.). «Лидер аболиционистов Луис Гама стал предметом успешной пьесы» (на бразильском португальском языке) . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ «Део Гарсес играет главную роль в шоу «Луис Гама – Ума Воз Пела Либердаде» ( на бразильском португальском языке). 01.05.2018 . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ «Через 133 года после смерти Луис Гама получает звание адвоката» . Conjur (на бразильском португальском языке). 4 ноября 2015 г. Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ «Луис Гама делает себе имя в комнате USP своей борьбой за освобождение рабов» . OAB SP (на бразильском португальском языке) . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Луис Гама заново открыт новыми поколениями» (на бразильском португальском языке). 11 июля 2021 г. Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Фабрисио Боливейра сыграет Луиса Гаму в новом фильме Джефферсона Де» . Cineweb (на бразильском португальском языке). 22 ноября 2018 г. Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ «Узник свободы» . Я люблю Кино . 2019 . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Педро Энрике Рибейру (05 августа 2021 г.). «Критика - Дутор Гама правильно излагает повествование, не изображая страдания черных» (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 15 августа 2021 г. Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «В «Черной провинции» Луис Гама становится персонажем комиксов» . Mundo Negro (на бразильском португальском языке). 14 мая 2019 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «В Сан-Паулу открыт штаб-квартира о баийском персонаже и аболиционисте Луисе Гаме» . Carta Capital (на бразильском португальском языке). 12.02.2020. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «USP присуждает Луису Гаме посмертную докторскую степень «honoris causa»» (на бразильском португальском языке). 01.06.2021 . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «USP впервые присвоил звание Почетного доктора чернокожему бразильцу; лауреатом стал аболиционист Луис Гама» (на бразильском португальском языке). 29.06.2021 . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Эдисон Вейга (30 октября 2015 г.). «Луис Гама (1830–1882): наконец-то юрист» . Штат Сан-Паулу (на бразильском португальском языке) . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Фостер, Ханна (2 апреля 2014 г.). «Луис Гама (1830–1882)» . Черное прошлое . Проверено 02 июня 2021 г.
- ^ «Семинар Латинской Америки и Карибского бассейна» . Принстонский университет .
- ^ «Восстановление работы Луиса Гамы, от бывшего раба до адвоката-аболициониста» (на бразильском португальском языке). 14 июня 2021 г. Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «Наконец-то опубликовано полное собрание сочинений юриста, поэта и журналиста Луиса Гамы» (на бразильском португальском языке). 2021-08-19. Архивировано из оригинала 21 августа 2021 г. Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «Неопубликованные документы подтверждают, что Луис Гама был адвокатом» . Deutsche Welle (на бразильском португальском языке). 08.11.2021. Архивировано из оригинала 08.11.2021 . Проверено 12 ноября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]Научные статьи
[ редактировать ]- БРАНДИО, Роберто де Оливейра. «Сатирическая поэзия Луиша Гамы» (PDF) . Библиографический бюллетень – Biblioteca Mario de Andrade (на бразильском португальском языке). 49 (1/4): 8. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2014 г. Проверено 27 ноября 2013 г.
- Брага-Пинто, Сезар (2014). «Честь аболициониста и позор рабства: Рауль Помпея, Луис Гама и Хоаким Набуко» . Лузо-бразильский обзор . 51 (2): 170–199. дои : 10.1353/lbr.2014.0022 . JSTOR 43905328 . S2CID 143291913 .
- Круз, Рикардо Александр (2014). «Социальная и образовательная траектория аболициониста Луиса Гамы: заметки и аннотации к истории бразильского образования» . Травессиас Ревиста (на бразильском португальском языке). 8 (2).
- Кеннеди, Джеймс Х (1974). «Луис Гама: пионер отмены смертной казни в Бразилии» . Журнал истории негров . 59 (3): 255–267. дои : 10.2307/2716766 . JSTOR 2716766 . S2CID 149563641 .
- ФЕРРЕЙРА, Лигия Фонсека (2019). «Автор, читатель, редактор Луиса Гамы: возвращение к первым бурлеск-тровам 1859 и 1861 годов» . Высшее образование (на бразильском португальском языке). 33 (96): 109–136. дои : 10.1590/s0103-4014.2019.3396.0008 .
- ФЕРРЕЙРА, Лигия Фонсека (2007). «Луис Гама: аболиционист, читающий Ренана» . Изучать. пр. (на бразильском португальском языке). 21 (60): 271–288. дои : 10.1590/S0103-40142007000200021 .
- ФЕРРЕЙРА, Лигия Фонсека. «Луис Гама, Луис Гама: письмо Лусио де Мендонса» (PDF) . Тереза. Revista de Literatura Brasileira da USP (на бразильском португальском языке) (8/9): 300–321. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2014 г. Проверено 24 ноября 2013 г.
- Мартинс, Эйтор (1996). «Луис Гама и черное сознание в бразильской литературе» . Афро-Азия (на бразильском португальском языке) (17). Федеральный университет Баии. дои : 10.9771/aa.v0i17.20858 . Проверено 1 июня 2021 г.
- Оливейра, Сильвио Роберту душ Сантуш (2005). «Луис Гама, невидимый поэт» . Синтезы (на бразильском португальском языке). 10 . Проверено 1 июня 2021 г.
- дос Сантос, Жаир Кардосо (2014). «Взгляд на педагогику Луиса Гамы: образы чернокожих людей в доподростковой вселенной» (PDF) (на бразильском португальском языке): 12. Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Книги
[ редактировать ]- Алонсо, Анжела (2015). Цветы, голоса и пули: Бразильское аболиционистское движение (1868–88) (на бразильском португальском языке). Рио-де-Жанейро: Companhia das Letras.
- Азеведо, Эльсьене (1999). Орфей де Карапинья: траектория Луиса Гамы в имперском городе Сан-Паулу (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу: Editora da Unicamp.
- Бенедито, Музар (2011). Луис Гама - освободитель рабов и его мать-либертарианка Луиза Махин (PDF) (на бразильском португальском языке) (2-е изд.). Сан-Паулу: Популярный экспресс. п. 80. ИСБН 978-85-7743-004-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2021 г.
- Камара, Нельсон (2010). Адвокат Дос Эскравос (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу: Lettera doc.
- ГАМА, Луис; ФЕРРЕЙРА, Лигия (2000). Первые бурлеск-тровы и другие стихи (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу: Мартинс Фонтес.
- Кинсбрунер, Джей; Лангер, Эрик Детлеф. (2008). Энциклопедия истории и культуры Латинской Америки (2-е изд.). Детройт: Гейл. ISBN 9780684312705 . OCLC 191318189 .
- Менуччи, Юг (1938). Предшественник аболиционизма в Бразилии: Луис Гама (PDF) (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу: Companhia Editora Nacional.
- САНТОС, Луис Карлос (2014). Луис Гама (на бразильском португальском языке). Село Негритянские Edições.
- Сильва, Ж. Роман (1954). Луиш да Гама и его сатирические стихи (на бразильском португальском языке). Рио-де-Жанейро: Бразильский студенческий дом.
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Энциклопедия афроамериканской культуры и истории: опыт чернокожих в Америке . Палмер, Колин А., 1944– (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan USA. 2006. ISBN 0028658213 . OCLC 60323165 .
{{cite book}}
: CS1 maint:others ( ссылка ) — используется в теле статьи на oldid=1039809695. - Энциклопедия эмансипации и отмены рабства в трансатлантическом мире . Родригес, Юниус П., Акерсон, Уэйн. Лондон [Англия]. 26 марта 2015 г. ISBN 978-1317471790 . OCLC 908062295 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) — используется в тексте статьи по адресу oldid=1039809695. - Сантос, Эдуардо Антонио Эстевам (декабрь 2015 г.). «Луис Гама и расовая сатира как поэзия трансгрессии: диаспорическая поэзия как противовес идее расы» . Альманах (11): 707–727. дои : 10.1590/2236-463320151108 . ISSN 2236-4633 . - Используется в теле статьи по адресу oldid=1039809695.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография Луиса Гамы (на английском языке)
- Биография Луиша Гамы (на португальском языке)
- Организация, посвященная Луису Гаме. Архивировано 11 июня 2020 г. в Wayback Machine (на португальском языке).
- «Бразилия считает жизнь и наследие аболициониста» . Экономист . 27 октября 2021 г.
- «РАБОТЫ – Проект Луиса Гамы» .
- 1830 рождений
- 1882 смерти
- Бразильские юристы XIX века
- Бразильские журналисты
- Поэты-романтики
- Бразильские аболиционисты
- Люди из Сальвадора, Баия
- Смертность от диабета в Бразилии
- Журналисты XIX века
- Бразильские журналисты-мужчины
- Бразильские поэты XIX века
- Бразильские поэты-мужчины
- Бразильские писатели-мужчины XIX века
- Бразильские масоны