Депа Норбу
Норбу ( Wylie : nor bu ), более поздний титул Депа ( sde pa ), также известный как Нангсо Норбу ( nang so nor bu ), был тибетским правительственным чиновником, родившимся в центрально-тибетской провинции У примерно в конце 16-го века. век. В 1644 году он был назначен губернатором Шигадзе и занимал этот пост до 1659 года, когда он сменил своего старшего брата Дези Сонама Раптена на посту фактического правителя Тибета от имени Лобзанг Гьяцо, Пятого Далай-ламы . После непродолжительного правления он безуспешно восстал против последнего и был изгнан. Его последняя зарегистрированная деятельность была в 1660 году. [ нужна ссылка ]
Место происхождения
[ редактировать ]Норбу родился в деревне Гьяле в долине Толунг , к северо-западу от Лхасы, Тибет. Будучи младшим братом Дези Сонама Раптена (1595–1658), он родился где-то после 1595 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ранняя карьера и титул
[ редактировать ]Его ранний титул «Нангсо» (букв.: «внутренний шпион» или «защитник границы») указывает на чиновника, обладающего военной и религиозной властью, или менеджера, и часто применяется к младшему брату правящего дома. [ 4 ]
В молодости Норбу был нанят в качестве помощника своим братом, который уже был казначеем и « Чагдзо » ( phyag mdzod — личным менеджером и главным помощником) Лобзанг Гьяцо, молодого Пятого Далай-ламы. В своей автобиографии Лобзанг Гьяцо, используя свой острый взгляд на детали и характеры, информирует своих читателей о выходках и неудачах Норбу в различных ролях на протяжении многих лет. [ 5 ] Хотя лишь в нескольких историях, охватывающих этот период, Депа Норбу даже упоминается вскользь, его беззаконные действия лучше всего описаны в автобиографии Лобзанг Гьяцо. [ 1 ]
Наблюдения Пятого Далай-ламы
[ редактировать ]Лобзанг Гьяцо [ а ] Впервые упоминает Норбу, присутствовавшего на чаепитии в 1626 году, приглашенного молодым Тулку Драгпа Гьялценом (1619-1656) по соседству в монастыре Дрепунг ( bras spungs dgon pa ). Хозяин предложил Норбу церемониальный шарф со священным узлом, но позже Норбу развязал узел и обменял шарф на несколько безделушек из Конгпо. Служитель-монах заметил: «Норбу не верит в Тулку». [ 6 ] , утверждают, что Норбу Некоторые, в том числе Триджанг Ринпоче задушил того же Тулку тридцать лет спустя таким же шарфом. [ 3 ]
Чуть позже Лобзанг Гьяцо заболел корью, и «привели много кошек, чтобы не дать ему уснуть», очевидно, в качестве противоядия; Норбу избивал этих кошек и даже зарезал одну ножом. Лобзанг Гьяцо так прокомментировал эту жестокость: «Это было первое кукареканье человека, который съел бы человека [ sic ], если бы у него была сила». [ 6 ]
В начале 1638 года, исполняя обязанности казначея Дрепунга в проекте строительства для каждого монастыря Гелуг новых восьми классических ступ ( mchod rten cha brgyad ), [ 7 ] Норбу настоял на изменении пропорций набора Дрепунг, который разработал мастер Зурчен Чойинг Рангдрол. В результате их форма стала наихудшей из всех, в том числе и монастырей Сера ( сера ) и Ганден ( дга'лдан ). [ 8 ]
Вскоре после этого Сонам Раптен был недоволен своим главным помощником Джайсангом Депа ( ja'i sang sde pa ), который в конечном итоге стал третьим регентом Пятого Далай-ламы в 1660 году; он хотел назначить на свое место Норбу, но Лобзанг Гьяцо был этому не рад. Он возразил и наложил вето на повышение Норбу. [ 8 ]
Летом 1638 года Норбу женился на сестре Тулку Драгпы Гьялцена в Гекхаса ( гад ха са деревне ) в Толунге ( стод лунг ), вероятно, современном «Гекхаре» между Янгпаченом ( янс па кан ) и Цурпху ( мтсур пху ). [ 9 ] [ 8 ] [ 10 ] Наследники семьи Гехаса были убиты монголами, поэтому им нужен был жених-мужчина, но Лобзанг Гьяцо посчитал Норбу плохим выбором, отметив, что семья приняла его «как будто хотела быть наказанной». [ 8 ] После этого Норбу также стали называть «Гекхасапа Норбу», «Гекхасапа», «Гекхаса» и «Гекха». [ 11 ] Согласно другой истории, сестра Тулку, его единственный выживший брат, чувствовала себя обязанной выйти замуж за амбициозного Норбу, который гордился тем, что является братом Дези Сонам Раптен. Норбу не был богат, но был оппортунистом, и этот брак увеличил его богатство и статус, позволив ему заняться политикой; Затем он прославился жестоким и беспринципным поведением, с помощью которого он позже решал некоторые практические вопросы от имени регента, что ставило в неловкое положение такого высокопоставленного религиозного сановника, как Сонам Раптен. [ 12 ]
В 1652 году Лобзанг Гьяцо, приглашенный китайским императором, уехал в Пекин, и Норбу, среди прочих, сопровождал свою группу до подножия перевала Нюглай Ланьин. «Все, отправлявшиеся в Китай, опасались болезней и других опасностей опасного путешествия, — писал Лобзанг Гьяцо, — но Норбу, который должен был остаться в Лхасе и, по-видимому, был убежден, что никто не вернется, был рад, что ему не пришлось ехать и он не скрывал своего удовольствия. [ 13 ]
В 1654 году Лобзанг Гьяцо предложил публично предложить ванг долгой жизни ( дбанг ), главное личное благословение, всем своим последователям, зная, что это будет очень популярно. Дези согласился, но Норбу начал составлять тариф, взимающий плату со всех за участие в мероприятии в соответствии с их статусом. Лобзанг Гьяцо почувствовал себя смущенным, но вместо того, чтобы упрекнуть Норбу в его жадности, он просто отказался от этой идеи, не желая показаться жадным, требуя от людей посещать его учения. [ 14 ]
В 1656 году Лобзанг Гьяцо был занят организацией различных религиозных проектов, созданием фресок, статуй, множества копий учений Будды и т. д. Скульптор по имени Дол Несарва ( dol gnas gsar ba ) аккуратно вырезал для него полный набор ритуальных кинжалов пхурба ( phur ba ) из тикового дерева и работал над другими темами, когда Норбу внезапно перевел его на юг Тибета, чтобы помочь в строительстве военных катапульты. Лобзанг Гьяцо посетовал, что Норбу заставил этого художника, неспособного сделать что-либо вредное, внезапно исчезнуть из состава его проекта. [ 15 ]
Чуть позже, в 1656 году, Норбу получает положительное упоминание, единственное, что он заслужил, в автобиографии Лобзанг Гьяцо. Дипломатическая напряженность с Непалом потребовала спасения специальной статуи «возвышенного Вати», формы Ченрезига , из храма Кийронг недалеко от границы с Непалом. Норбу и Дронньер Друнгпа ( mgron gnyer drung pa ) было поручено отправиться туда и забрать его, и им это действительно удалось. Лобзанг Гьяцо отметил этот успех как благоприятное событие. Однако он ссылается на пророчество, предупреждающее, что перемещение статуи в центральный Тибет может предвещать смерть важной персоны. Следующее упоминание в автобиографии — болезнь и смерть Тулку Драгпы Гьялцена в возрасте 36 лет. [ 16 ] Говорят, что затем его дух проявился как дух Шугдена ( шугс дан ), и некоторые, в том числе Триджанг Ринпоче, утверждают, что он был убит от удушья руками Депы Норбу. [ 3 ] [ 1 ]
Военачальник, 1641-1643 гг.
[ редактировать ]В 1641 году, во время гражданской войны в Тибете, Норбу было поручено возглавить отряд войск к западу от Шуна, в шести милях к востоку от Лхасы, через верхний Толунг для усиления монгольской армии Гушри-хана , осаждавшей форт Шигадзе. Избегая сопротивления Кагью на пути, он продвигался вперед черепашьим шагом, наконец достигнув Чусура ( чу сур ) на северном берегу Цангпо ( гцанг по ), промедлив и потеряв время. Его люди в конце концов вступили в битву при Цанге ( gtsang ) под командованием Гопы Таши из Друнгме ( grong smad dgo pa bkra shis ). Некоторым было поручено управлять пушками, другим — занимать позиции на вершинах холмов. Однако Норбу отказался что-либо делать, и когда артиллерийская станция была захвачена врагом, он был первым, кто покинул свой пост и убежал. [ 17 ]
Летом 1642 года во время первого после войны восстания в Цанге ему было поручено удерживать форт Гьянце ( rgyal rtse rdzong ), но когда на него напала небольшая группа повстанцев, он покинул его и бежал. [ 18 ] [ 19 ]
В 1643 году для подавления очередного восстания в Конгпо ( конг-по ), к востоку от Лхасы, Сонам Раптен отправил армию под совместным предводительством Норбу и Тардонга Донньера ( стар сдонг мгронг гньер ). Последний жаловался, что это больше похоже на начальника и его слугу, чем на сокомандующих. [ 20 ]
Губернатор Шигадзе, 1644-1659 гг.
[ редактировать ]Регент Сонам Раптен назначил Норбу губернатором Шигадзе в 1644 году. Лобзанг Гьяцо писал, что большинство людей стали называть его «Дези» или «Депа», и он начал вести себя как брат регента. [ 21 ] «Депа» («губернатор» или «комиссар») использовалось в настоящее время, но «Дези» (регент, административный правитель или премьер-министр) почти не использовался при жизни Лобзанг Гьяцо; это применялось к его регентам только ретроспективно с начала 18 века. [ 22 ] Норбу сохранял этот пост до 1659 года. [ 23 ]
Военный следователь, 1646 г.
[ редактировать ]В 1644 году Сонам Раптен, возмущенный поддержкой Бутаном восстаний 1642/43 года и воображая, что его победоносные объединенные тибетско-монгольские силы непобедимы, отправил армию, чтобы наказать и, если возможно, захватить Бутан, но, к его удивлению, она была легко разбита Силы обороны Бутана. [ 24 ] [ 25 ] Бутан был основан «Жабдрунгом» Нгавангом Намгьялом (Жабс Друнг Нгаг Дбанг Рнам Ргьял, 1594–1651) представителем традиции Друкпа Кагью, который бежал из Тибета в 1616 году из-за спора относительно его заявленного статуса воплощения Четвертого Друкчена, Падмы Карпо. ('бруг чен пад+ма дкар по, 1527-1592). После того, как бутанцы приветствовали его в изгнании, Жабдрунг с одобрения народа взял на себя руководство страной и консолидировал гималайскую страну в ее современной форме. Он был известен как тантрический маг, якобы достигший духовных сил. [ 26 ] который он использовал, среди прочего, для защиты Бутана от таких вторжений из Тибета, из которых это была четвертая попытка, с которой он успешно столкнулся, но первая со стороны нового правительства Гелуков; первые три были от короля Цанга. [ 27 ] [ 28 ]
Это неожиданное поражение стало популярной темой для насмешек над новым тибетским режимом Гелук в Лхасе. [ 29 ] В 1646 году Норбу отправили на юг, к границе с Бутаном, чтобы расследовать унизительное разгром. Норбу вернулся, чтобы сообщить, среди прочего , что бутанцы действительно захватили двадцать пять офицеров тибетской армии, включая трех самых старших командиров, а также все армейское оружие, доспехи и снаряжение. [ 30 ]
Затем стала популярной сатирическая песня, в которой использовалась игра слов, высмеивающая Норбу, нового губернатора Шигадзе, за то, что он действовал как обычный шпион (тибетское: « со па »), играя на его прежнем титуле «Нангсо» («защитник границы»). , о его имени Норбу («драгоценность»), о славе Шабдрунга как мага как ламы на юге и, наконец, о драгоценной реликвии позвонков Первого Друкчена Цангпа Гьяре Еше Дордже (gtsang pa rgya ras ye shes rdo rje, 1161 г.). -1211, основатель монастыря Ралунг и традиции Дркпа Кагью), привезенной из Тибета Шабдрунгом: [ 31 ] [ 30 ]
«Лама, должно быть, проживает на юге,
Ибо все подношения [доспехи, оружие и т. д.] делались на юге.
Друкпы захватили Нидупа [Нгодруп, один из тибетских офицеров: также духовные силы];
Норбу [драгоценный камень, то есть реликвия позвонка] работал шпионом [защитником, как защитное божество или дух]». [ 32 ] [ 33 ]
Командующий армией, 1648-1649 гг.
[ редактировать ]Сонам Раптен заключила с Бутаном мирный договор после вторжения 1644 года, добившись освобождения заложников, но затем нарушила его в 1648 году, отправив гораздо более крупные, трехсторонние силы вторжения. Он назначил Норбу командующим основной армией, которая двинулась на восток от Шигадзе через Пхагри ( фагри ) к Паро ( спа-ро ) в западном Бутане, где он попытался атаковать форт. Каждый раз, когда бутанцы контратаковали, Норбу по-разному описывался как бежавший, сбежавший в ужасе, дезертировавший, потерявший седло и бежавший в Пхагри, сопровождаемый своими войсками. Он отступил в Тибет вместе со своими людьми, снова бросив все свое оружие, вооружение и снаряжение. Услышав об этом, две другие колонны отступили из Пунакхи и направились домой, потерпев неудачу в попытке вторжения. Норбу остался с общей палаткой, а его сложная и дорогая палатка была захвачена. О нем ходили разные нелестные истории. Из-за его ошибок армия даже с большим трудом отступала, а другие командиры бесконечно жаловались на его поведение. Это позорное поражение вошло как позорное в историю Тибета. Тибетцы упрекали Норбу в трусости и высмеивали его бегство, как позже заметил Лобзанг Гьяцо. Несмотря на все это, под защитой брата он сохранил свой пост губернатора Шигадзе. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Норбу даже обвиняли в предательстве, вступая в тайные сделки с бутанским врагом, но, несмотря на свою некомпетентность, трусость и двуличность, Лобзанг Гьяцо пытался договориться с ним, надеясь, что тот еще может оказаться хорошим лидером. [ 39 ]
Главнокомандующий, 1656-57 гг.
[ редактировать ]После смерти Гушри-хана в 1655 году Сонам Раптен организовал последнюю попытку захватить Бутан, чтобы стереть память о своих предыдущих поражениях и подавить сопротивление Кагью против гелук, постоянной угрозы внутренней стабильности. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Он назначил Норбу главнокомандующим четырьмя крупными армиями вторжения, но Норбу, участвовавший в заговоре с бутанцами, попросил Лобзанг Гьяцо отложить вторжение. Не видя в этом никакой цели и зная, что Сонам Раптен и другие лидеры не согласятся, он отказался; не было также никаких указаний на промедление со стороны гаданий или оракулов. [ 43 ] [ 44 ]
Норбу наступал летом 1656 года, но слишком медленно и осторожно, а его тактика была неумелой. Нечунг Оракул предсказал успех, но позже обвинил в неудаче свою некомпетентность; [ 44 ] Лобзанг Гьяцо также раскритиковал его за невыполнение согласованного плана. Поскольку он продолжал использовать трусливую тактику проволочек, его армия постепенно истощалась из-за болезней. [ 45 ] [ 40 ] Бутанцы использовали партизанскую тактику, чтобы подорвать боевой дух, и после целого года неэффективной кампании в негостеприимном климате и густых джунглях Норбу отступил в Тибет и разбил лагерь недалеко от границы в Пхагри, не в силах принять решение. [ 44 ]
Внутренние разногласия также возникли из-за плохого руководства Норбу. Два монгольских принца со своими войсками, Далай Батур ( da la'i bA thur ) и Мачик Тайджи ( ma gcig tha'i ji ), поссорились с Норбу из-за его трусливой тактики, и, как говорят, Норбу отравил последнего после того, как он жестоко раскритиковал политику Норбу. Один из людей Норбу, Таглунг Ментронгпа ( stag lung sman grong pa ), написал Сонаму Раптену, защищая Норбу и обвиняя монголов, заявляя, что им будет все равно, если все в Тибете умрут. Лобзанг Гьяцо, однако, не согласился и защищал монголов и их хороший характер; им просто было слишком стыдно отступать из боя по приказу Норбу. [ 46 ]
С оракулом Самье заранее проконсультировались и посоветовали воздержаться от вторжения. Когда его снова спросили, следует ли армии отступить или наступить, оно ответило, что, поскольку они раньше не последовали его совету, им не следует спрашивать снова. Там советовали спросить «геше», так как он, оракул, понятия не имел. [ 26 ]
Поведение Норбу было сомнительным; он позволил себе разгромиться, и его армия с позором отступила из Фагри после катастрофической кампании. [ 47 ] В конце концов, Панчен-лама и другие заключили мирный договор, позволяющий бутанцам освободить заключенных. Так закончилась третья война Гелук-Бутан с участием Норбу. [ 48 ]
Было много случаев неудачного руководства Норбу, но он никогда не привлекался к ответственности, а его брат Сонам Раптен делал вид, что не слышал об этом. В конце концов, однако, распространение негативных репортажей о его пребывании в Шигадзе и его нечестной деятельности стало настолько печально известным, что он подвергся публичному осуждению. [ 26 ]
Назначен регентом, 1659 г.
[ редактировать ]Сонам Раптен умерла весной 1658 года. [ 49 ] но Лобсанг Гьяцо держал это в секрете, чтобы сдержать политическую нестабильность. [ 50 ] в то время как он организовал преемственность Норбу, наследника, таким образом, чтобы Норбу не мог доминировать над ним. [ б ] [ 54 ] В течение 13 месяцев сохранялось это притворство, пока проводились молитвы и ритуалы, якобы посвященные возвращению Сонам Раптен к здоровью. [ 55 ] до весны 1659 года, когда было объявлено о смерти и были проведены похоронные обряды в честь Сонама Раптена. [ 56 ]
Вскоре Лобзанг Гьяцо назначил Депа Сепо ( sde pa sras po ), друга и соратника Норбу, на место Норбу на посту губернатора Шигадзе; [ 23 ] Затем он провел восемь дней в тайных переговорах с «Двумя королевскими братьями», монгольскими преемниками Гушри-хана, Тендзином Даяном Гьялпо (bstan 'dzin da yan rgyal po) и Тендзином Далай Ханом (bstan 'dzin da la'i tan rgyal po) , чтобы обеспечить и организовать их поддержку в случае необходимости, возможно, составляя планы на случай непредвиденных обстоятельств, если Норбу выйдет из-под контроля после своего повышения. Монголы покинули Лхасу, чтобы стоять на своих пастбищах в Даме ( «плотине ») на севере, как раз перед тем, как Норбу прибыл из Шигадзе. Лобзанг Гьяцо заметил, что Норбу оказался «впечатляюще прирожденным лидером», но было ли это отмечено насмешливо или нет, неясно. [ 57 ]
Две недели спустя, 16-го числа 6-го месяца года Земляной Свиньи (то есть примерно в конце июля 1659 года), Лобзанг Гьяцо велел своему камергеру пойти и сообщить Норбу, что он будет назначен регентом, чтобы стать преемником покойного Сонама Раптена. . Удивленный камергер помедлил, сказав, что, если бы это был просто тактичный жест, он рисковал бы быть принятым Норбу, что было бы неуместно. Но Лобзанг Гьяцо настаивал на своей серьезности, послание было доставлено, и Норбу принял его. На следующий день Лобзанг Гьяцо отправил Норбу второе сообщение, отругав его за то, что в прошлом он не смог хорошо выполнить свой долг. Затем он ограничил полномочия Норбу в отношении официальной резиденции регента, не позволив ему использовать ее в личных целях. Все это было бы тяжело вынести Норбу, который привык безнаказанно делать все, что хотел, под защитой теперь уже покойного брата. [ 58 ]
Церемонии инаугурации не проводилось, за исключением собрания важных учителей и монахов в Потале, чтобы выразить почтение Норбу. Лобзанг Гьяцо высмеивал эту элиту как образованную в религии, но неосведомленную в мирских делах, предполагая, что, возможно, в назначении Норбу было нечто большее, чем казалось на первый взгляд. Очевидно, ожидалось, что будет обмен подарками, но Норбу, писал он, был столь же эгоистичен, как и казначей Таглунга: они просто обменивались вазами с водой. [ 58 ]
Царствование регентом, 1659 г.
[ редактировать ]О деятельности Норбу на своем посту нет никаких сведений, но Лобзанг Гьяцо описывает, как позже тем летом он сам принимал имперских посланников и вел с ними переговоры относительно подарков и дипломов, которые они хотели предложить старому королю Ярлунга. [ 59 ] Затем, на восьмом месяце, Лобзанг Гьяцо организовал проектную мастерскую по созданию новой короны для особой статуи Ченрезига ( spyan ras gzigs ), называемой Рангджон Нгаден ( rang byon lnga ldan ). Ранее Сонам Раптен помешала ему сделать это, и он был вынужден отложить проект, но теперь он сделал это, не ссылаясь на Норбу. [ 60 ]
В том же месяце Лобзанг Гьяцо отмечает задержку согласованного отъезда предыдущих жильцов официальной резиденции Гекхасы, что не позволяет Норбу переехать туда. Он также отмечает, что это было время, когда Нгодруп ( dngos grub ), Треганг Церинг ( bkras sgang tshe кольцо ) и другие близкие соратники Норбу собирались затеять против него заговор. [ 10 ]
Восстание 1659-60 гг.
[ редактировать ]Накануне Нового года Земляной Свиньи (1659 г.) духи серьезно нарушили обряды конца года, и Лобзанг Гьяцо писал, что это предвещает предстоящий конфликт с Норбу и его соратником Нгодрупом. [ 61 ]
В 9-м месяце 1659-1660 годов он посоветовался с Ноджином Ченпо ( gnod sbyin chen po ), гневным духом, который был связан клятвой и установлен в монастыре Самье Падмасамбхавой ( orgyan Padma 'byung nas ) 800 лет назад. Дух предупредил его: «Если ты не заботишься о Норбу, это будет так, как если бы ты не смог действовать, когда коза находится в загоне; не поймаешь его, [он будет] как кабарга, убегающая по камням». [ 10 ]
На 10-м месяце заговор начал сгущаться. Родственники и ближайшие соратники Норбу, его племянник Нгодруп и семья попросили разрешения посетить горячие источники в Цанге. Лобзанг Гьяцо позволил это, хотя и с подозрением относился к их мотивам. [ 10 ] Затем, при попустительстве нового губернатора Шигадзе Депа Сепо, они и другие сообщники, такие как Трегангпа ( bkras sgang pa ), захватили и оккупировали форт Шигадзе в открытом акте восстания против правительства Гаден Пходранга. Мелкие чиновники, не желавшие присоединяться к восстанию, были уволены и изгнаны из форта. В Лхасе у Лобзанг Гьяцо было много посетителей, выражавших сочувствие и поддержку, а дух-защитник Нечунг ( gnas chung ) предупредил, что сам Норбу сбегает, в соответствии с предсказанием духа Ноджина Ченпо. Затем сборщики налогов на юге сообщили, что видели, как Норбу направлялся на запад. Очевидно, он покинул свой пост и отправился к своим сообщникам в Цанг. [ 62 ]
Восстание Норбу поддержала знать Цанг, иерарх Сакья и Четвертый Друкчен Падма Карпо. Тесная связь Шигадзе с режимом Цангпа, предыдущими правителями центрального Тибета и с традицией Карма Кагью сделала его идеальным местом для поднятия восстания против правительства Гелуков. [ 40 ] Любое беспокойство в Цанге не могло не вызвать тревогу. [ 41 ] Еще одним предательством было то, что сообщник Норбу Трегангпа был отправлен на юг, чтобы убедить бутанского врага послать свою армию на территорию Тибета и присоединиться к повстанческой армии против правительства Лхасы. [ 63 ]
Лобзанг Гьяцо отправил следователей проверить ситуацию в Шигадзе. Они сообщили, что Депа Сепо незаконно уволил всех чиновников, не желавших присоединиться к восстанию, Трегангпа запугал Ташилунпо и сборщиков налогов, а Норбу и Нгодруп захватили контроль над фортом. [ 64 ] Услышав это, Лобзанг Гьяцо созвал своих верных министров и генералов, в том числе Джайсанга Депа и Дроньер Друнгпа, на военный совет. Было решено немедленно послать в Шигадзе экспедиционный корпус. Тайцзи из Ухере, монгольский принц, который только что прибыл с севера с сотней солдат и подарками в виде золота, серебра, шелка и фарфора, согласился немедленно отправить своих людей в Шигадзе, и Дроньер Друнгпа был назначен сопровождать его. Были назначены два командующих армиями и отданы приказы о быстрой мобилизации и отправке дополнительных сил. [ 65 ] [ 66 ]
Ритуалы подавления и освобождения, основанные на жестоком обряде Джампел Лайшин Мармо ( 'Jam dpal las gshin dmar mo ), проводились под руководством главного исполняющего обязанности прелата Нгагрампы Лобзанг Дондруба ( sngags ram pa blo bzang don grub ), и появились признаки успеха Тем временем произошли чиновники форта Шигадзе и Лобзанг Гелег ( бло бзанг дже ноги ), Казначей Ташилхунпо, всех изгнанных Депа Сепо, держал Лхасу в курсе происходящего в форте и сообщил, что Траши Цепа из Шанга ( shangs bkra shis rtse pa ), недалеко от Шигадзе, оказался очень полезным, предоставив армию полезными советами и информацией. [ 67 ]
Другие, однако, перешли на сторону повстанцев. 89-летний Панчен-лама, все еще находившийся в Шигадзе и пытавшийся достичь компромисса, переписывался с Лобзангом Гьяцо, который после обсуждения пришел к выводу, что надвигающийся конфликт с повстанцами Норбу нельзя откладывать. Тем временем проводились новые ритуалы, чтобы свергнуть Норбу. [ 66 ] с признаками успеха: когда торма была отброшена на запад, поднялась буря, торма вспыхнула и раскололась. [ 68 ]
Когда Панчен-лама послал переговорщиков лоббировать подкуп Норбу и его повстанцев фортами и поместьями, тем самым избежав применения силы, Лобзанга Гьяцо это не впечатлило. Насмешливо рассказывая переговорщикам историю злодеяний Норбу, он резко высмеивал и пренебрежительно отвергал их предложения. Они пытались его запугать, но это было «все равно, что показать ребенку маску»; его это не впечатлило, и он обращался с переговорщиками «как с болезнью», прежде чем отослать их. Лобзанг Гьяцо решил «объединить две традиции»: демонстрацию военной силы, чтобы напугать повстанцев, и серию магических ритуалов, возможно, предназначенных для того, чтобы запугать наиболее суеверных из них. [ 69 ]
На 11-м месяце настоятель монастыря Ганден Дамчо Намгьял ( byang rtse chos rje dam chos rnam rgyal ) в сопровождении выдающейся делегации, в том числе бывшего Ганден Трипы, получил аудиенцию у Лобзанг Гьяцо, утверждая, что он брат Норбу, и лоббируя его интересы. Он даже потребовал присуждения некоторой собственности, помещичьих поместий, если не себе, то Норбу и его приспешникам. Это сильно разозлило Лобзанг Гьяцо, и, прекрасно зная, что у Норбу такого брата нет, после высмеивания прошения настоятеля по разным причинам он с презрением отклонил его. [ 70 ]
Тем временем Тайджи из Укхере достиг форта Шигадзе и обнаружил, что Трегангпа вернулся со своей миссии в Бутан и укрепил территории вокруг замка. В последовавших за этим столкновениях, когда люди Тайцзи пытались высвободить защитников, Трегангпа был схвачен и выведен «как ягненок на заклание». План по отвоеванию форта был реализован. [ 71 ]
Во-первых, два королевских монгольских брата, Тендзин Даян Гьялпо и Тендзин Далай Хан, теперь прибыли на место происшествия в Шигадзе со своими войсками. [ 71 ] Казалось бы, это было не случайно. Незадолго до того, как Норбу прибыл в Лхасу из Шигадзе несколькими месяцами ранее, они встретились с Лобзангом Гьяцо и провели восемь дней подробных бесед о лидерстве, истории и «вопросах, беспокоящих монголов». [ 57 ] Учитывая несовместимость и враждебность между Норбу и монголами после трех военных поражений в Бутане, вполне вероятно, что они готовили планы действий на случай, если дела с Норбу пойдут наперекосяк после его ожидаемого повышения до Дези. Они ушли на свои пастбища в Дам, прибыл Норбу и был назначен, позже он дезертировал и сделал Шигадзе базой своего восстания, и теперь монголы появились там со своими армиями, как будто они были готовы и ждали этого. При поддержке своих вооруженных сил они взяли на себя роль беспристрастных посредников. Норбу и Нгодруп заверили их, что они, братья, были обмануты помощниками Лобзанга Гьяцо, и, чтобы сохранить свой статус посредников, братья притворились, что поверили этому. [ 71 ]
Также разворачивалась вторая часть стратегии – магический ритуал. Лобзанг Гьяцо подробно рассказал главному правительственному ритуальному исполнителю, Ньингмапе Трулку Дорджедрагу Ригдзину ( rdo rje rig 'dzin ) 4-му и его команде из 30 помощников, чтобы они отправились в Гонгкар ( gong dkar ) и совершили обряд ветрового колеса для реализации стратегической политики. поражение восстания Норбу путем подавления и разрушения. Был признак успеха: ветровое колесо быстро произвело пламя. Подобный успех был отмечен Трулку после того, как он провел такие же обряды людьми Палри ( dpal ri ) в Чонгье (' phyong rgyas ). Врач Лобсанг Норбу Палден из Пусанга ( sbus srang drung 'tsho ba blo bzang nor bu ) затем жестоко проклял Норбу и Нгодрупа во время выполнения обряда искупления Палдена Дунгкёнмы ( dpal ldan dung skyong ma ). [ 71 ]
Затем Лобзанг Гьяцо обратился через своего оракула к «Царю духа» Чангпа Дунгтхочену ( tshang pa dung thod can ), чтобы узнать, что он предлагает. Чтобы победить восстание Норбу и повысить лояльность к правительству, он определил ритуал Ду-дог ( Бдуд бзлог ), который должен был выполняться всеми членами учреждений Гелук, которые носили философский характер, а Тор-дог ( Гтор бзлог остальные - ). В контексте этого восстания цель публичного поощрения таким образом лояльности к тибетскому правительству, в том числе в Монголии, кажется ясной: любые суеверные представители тибетской общественности, симпатизировавшие Норбу и его повстанцам, могли бы передумать, если бы угроза в уравнение было включено сверхъестественное возмездие. Ламам и управляющим двухсот пятидесяти монастырей было приказано осуществлять эти службы без перерыва, а правительство финансировало чаепитие всех участников три раза в день. [ 72 ]
Лхацун Кунзанг Намгьял из Дзогчена ( rdzogs chenpa lha btsun kun bzang rnam rgyal ) раскрыл ритуальный цикл Ижина Норбу Саи Ньингпо ( yid bzhin nor bu sa'i snying po ) в Демоджонге ( 'bras mo ljongs ), Сикким, и отправил соответствующие сообщения Лобзангу Гьяцо. Последний уполномочил монахов монастыря Намгьял совершить обряд Ноджин Бегце ( gnod sbyin beg tse ), изначально добуддийского женского гневного божества и владыки войны монголов, носящего кольчугу, и начал совершать его разрушительный обряд. сам. Это включало в себя бросок ветрового колеса, и торма, которая двигалась как злобная торма, неоднократно вспыхивала, самопроизвольно загоралась и производила различные другие замечательные признаки успеха. [ 72 ]
Лобзанг Гьяцо снова призвал Ноджин Ченпо, и дух ответил через своего оракула, заявив, что они, восемь категорий высокомерных божеств-демонов, хотят отправиться в Ньянгме ( ньянг смад ) [нижнюю долину Ньянг Чу, то есть область Шигадзе] для битвы и что необходимы благоприятный знак, ритуальные доспехи, оружие и музыкальные инструменты. Их было достаточно, и Лобзанг Гьяцо призвал их принять меры и превратить повстанцев Норбу, Нгодрупа и Трегангпу в свою «красную еду». С этой целью он также написал письмо духу. [ с ] Имена восставших были помещены в чашу-череп Дордже Пхагмо ( rdo rjepag mo ). Также было призвано божество Цен-го Тавара ( btsan rgod rta ba ra ), которое потребовало и получило в дар ритуальные доспехи и оружие, а также шарф. [ 72 ]
Лобзанг Гьяцо собирался совершить разрушительный обряд, основанный на Намчаг Урмо ( Gnam lcags ur mo ), когда пришел посланник от Драгна Чойе ( brag sna chos rje ), Мастера Дхармы или Мастера ритуалов Чангчуба Линга ( gsang sngags byang chub gling ), монастырь Ньингма в Чушуре, основанный Лобзангом Гьяцо в 1651 г., чтобы поддерживать ритуальные практики в его отсутствие. Он ожидал, что сообщение будет о том, как провести разрушительный обряд, но вместо этого это было длинное сообщение, в котором говорилось, что Норбу и Нгодруп были правы. Лобзанг Гьяцо, явно разгневанный, отказался даже ответить, и, вопреки обычаю, гонца отправили обратно, не накормив его едой. [ 73 ]
Были предприняты новые ритуалы, с частыми признаками успеха: внезапные бури, загорание ритуальных колес, сверкание торма и тому подобное. В Кийсё, долине Лхасы, усилилось выполнение ритуалов. Известные тантрические маги, такие как Чингпа Нгагрампа ( bying pa sngags ram pa ), были уполномочены Лобзангом Гьяцо усилить давление на повстанцев. Художники Ньингма Агур ( гур ) из Жикашара ( gzhis ka shar ) и его брат Нгагванг Тринле ( ngag dbang 'phrin las ) нарисовали ветровые колеса Лунгмара ( rlung gmar ) (божества «Красного ветра») и Бегце, и обряд был выполнен безупречно; также в Лупхуге ( klu phug ). Других послали расстрелять торма Лунгмара в направлении Цанга, где был установлен Норбу, и разместить колесо Бегце в углу храмового зала Поталы. Как только они начали обряд колеса, каждый день разражалась сильная буря. Даже там, где велись переговоры в Шигадзе, бурей едва не перевернула войлочную палатку. Другие сообщили, что им приходилось есть задолго до полудня, поскольку с полудня до заката из-за шторма единственное, что они могли сделать, это снести нижние части палатки и удерживать их тяжелыми предметами. Подобные эффекты продолжали происходить: бури и т. д. приписывались присутствию гневных божеств и духов, проявляющих свою силу и намерения. В поддержку тантрических обрядов тысячи монахов трех великих монастырей и других, которым правительство предоставило чай и пайки, читали сутры. Другие обряды, как тантрические, так и сутрические, описываются Лобзангом Гьяцо как происходящие где-то еще, и все они направлены на мирное разрешение конфликта. Все это, должно быть, породило огромное количество сплетен и спекуляций среди суеверного населения, размышлявшего о том, что произойдет с повстанцами под этим огромным натиском разрушительных ритуалов. [ 74 ] Действительно, Лобзанг Гьяцо лаконично отметил, что, поскольку повстанцы и чиновники в форте были глубоко суеверны, они «соответственно воспринимали беспорядки». [ 75 ]
Суеверные взгляды и страх перед духами, возможно, не только ослабили поддержку повстанцев со стороны жителей Цанга и Бутана, но также заставили самих повстанцев пасть духом, начать переговоры и покинуть форт Шигадзе. Во втором двенадцатом месяце монахи во главе с Драгна Чойе ( brag sna chos rje ), мастером ритуалов Дрепунга, совершали обряды защиты, отвращения, освобождения и подавления, основанные на божестве Джампал Мэй Путри ( 'jam dpal me'i spu gri ). Идея подкупа повстанцев земельной собственностью повторилась снова. Ходили слухи, что Норбу, вероятно, получит форт Харце ( mkhar rtse ) в Феньюле ( phen yul ), а форт Мальдро Гунгкара ( mal gro gung dkar ) отправится в Нгодруп. Переговорное урегулирование, казалось, было на карту, как вдруг просто заявили, что Норбу и Нгодруп, сдав форт командирам правительственных войск, уехали в Самдруп Дечен ( bsam grub bde chen ) в Даме. Дамба — это область пастбищ, излюбленная монголами, примерно в двухстах километрах к северу от Лхасы, к юго-востоку от озера Намцо. Это было примерно в марте 1660 года, и восстание закончилось менее чем через три месяца после его начала. Тибетские солдаты разошлись. [ 76 ]
Внезапный отъезд Норбу и повторный захват форта правительством Лобзанг Гьяцо связывает с обрядом, проведенным Драгна Чойе. Капитуляция повстанцев произошла, когда Лобзанг Нгаванг ( blo bzang ngag dbang ), Драгна Чойе, с несколькими монахами практиковали обряд колеса изгнания и в качестве ритуала отправили ритуальный предмет, изображающий повстанцев, на северную равнину. жест изгнания. Норбу и Нгодруп сразу же приняли предложение, лежавшее на столе, покинули форт и сами направились на север. [ 77 ]
Затем два королевских брата вернулись в Лхасу, чтобы сообщить, что Норбу и Нгодруп договорились с Бутаном послать туда свою армию. поддержка их восстания, и что эта армия пересекла границу с Тибетом и достигла Пхагри. Однако эта опасность была предвидена, и в Фагри были отправлены силы для отражения вторжения, хотя о реальных боевых действиях не сообщается. Это произошло в тот же день, когда ритуальный торма божества Джампала Дудры ( 'jam dpal dus dgra ) был вынесен из Поталы и брошен. Услышав известие о выводе бутанской армии из Пхагри, Норбу и Нгодруп потеряли надежду и сдали форт. [ 78 ]
В любом случае все восстание закончилось без значительного насилия; Судя по рассказу Лобзанг Гьяцо, с ним в основном сражались боги и демоны на духовном плане. [ 79 ]
Беглец, 1660 г. и изгнание
[ редактировать ]Норбу и Нгодрупу, главарям повстанцев, Два Королевских Брата пообещали форты и земли. Лобзанг Гьяцо был совсем не рад таким образом вознаградить их за предательство, но из уважения к монголам он неохотно принимал меры по уступке им некоторых подходящих территорий. Тем временем Норбу и Нгодрупа сопровождали в Лхасу из Дама, когда на полпути они запаниковали, сбежали и искали убежища в качестве беглецов в монастыре Таклунг ( олень грва тшанг ). [ 53 ]
Монголы восприняли этот поступок как предательство доверия и лишили их поддержки; их предложение фортов и земель теперь было снято с рассмотрения. Норбу и Нгодрупа затем содержали под залог в монастыре Таглунг, и это последнее, что рассказал о Норбу Лобзанг Гьяцо. [ 53 ] ) далее упоминает Норбу Однако тибетский историк Дунгкар ( dung-dkar как человека, в конечном итоге отвернувшегося от Лобзанг Гьяцо и сбежавшего в изгнание в Бутан. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Поскольку в обычных книгах по истории о Норбу написано очень мало, большая часть того, что известно о нем, взята из автобиографии Пятого Далай-ламы (против которого он восстал), в которой он регулярно фигурирует. Таким образом, жизнь Норбу в основном изображается через анекдоты и мемуары, взятые из личного опыта и точки зрения Пятого Далай-ламы, которые не часто сочувствуют этому предмету, но, как и остальной исторический материал в его автобиографии, очевидно, довольно точны и основаны на фактах.
- ↑ Указ Пятого Далай-ламы, изданный 20 лет спустя, в 1679 году, о назначении Сангье Гьяцо своим шестым регентом, указывает на то, что наследование ближайшими родственниками, по-видимому, было традицией: в преамбуле он объясняет, как еще в 1660 году «как все члены [Сонам Семья Раптена умерла, и я назначил [неродственного] Тринле Гьяцо и других подряд регентами вместо них. [ 51 ] [ 52 ] Что осталось невысказанным в этой преамбуле, так это то, что Пятый Далай-лама фактически назначил Депа Норбу преемником Сонама Раптена на посту регента в 1659 году перед Тринле Гьяцо и что он прослужил в этом качестве несколько месяцев, прежде чем восстать против правительства. Норбу действительно был еще жив в 1660 году, но дисквалифицировал себя из-за своего восстания. [ 53 ]
- ↑ Текст этого письма вызвал споры в 1996 году, когда тибетолог профессор Эллиот Сперлинг принял его за приказ генералу убить повстанцев, их семьи и слуг, и издательство Wisdom Publications опубликовало его как таковое; в результате Пятый Далай-лама был ошибочно обвинен в массовом убийстве в различных других публикациях и в Википедии. см . в разделе «5-й спор о Далай-ламе» . Подробности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дунгкар 2002, с. 1205
- ^ Кармай 2014, с. 3, с. 5
- ^ Jump up to: а б с Триджанг Ринпоче 1967, Гьялчен Тодрел ( rGyal chen bstod'grel )
- ^ Цехуаджия и Цехуаджия (21 декабря 2010 г.). «Введение в Дхитса Нангсо» . Тибетская и Гималайская библиотека . Проверено 28 марта 2017 г.
Чжао, Гобин. Хуалун шан ши зу ту гуань анг суо цзи люэ [Краткий отчет о местном лидере Нангсо, лидере десяти верхних кланов в Хуалуне]. Хуалун вэнь ши цзы ляо цзюань [Тома литературных и исторических материалов Хуалуна], том. 8-9, 14-16.
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 68-4
- ^ Jump up to: а б Кармай 2014, с. 68
- ^ «Восемь Ступ» . Ригпа Шедра . Ригпа . Проверено 1 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кармай 2014, с. 135
- ^ Швайгер 2015, с. 39
- ^ Jump up to: а б с д Кармай 2014, с. 405
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 66, 403, 409 и т. д.
- ^ Бултрини 2013, Часть 4
- ^ Кармай 2014, с. 270
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 335-336
- ^ Кармай 2014, с. 362
- ^ Кармай 2014, с. 363-365
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 158-159
- ^ Кармай 2014, с. 175
- ^ Шакабпа 2010, с. 348
- ^ Кармай 2014, с. 185
- ^ Кармай 2014, с. 187
- ^ Ричардсон 1998, стр. 448-449.
- ^ Jump up to: а б Кармай 2014, с. 401
- ^ Арис 1980, с. 224
- ^ Шакабпа 1984, с. 112
- ^ Jump up to: а б с Шакабпа 2010, с. 361
- ^ Выставка 2013, с. 207-238
- ^ Арис 1979, стр. 201-226.
- ^ Выставка 2013, с. 240
- ^ Jump up to: а б Арис 1980, стр. 224-226.
- ^ Шакабпа 2010, стр. 350-351.
- ^ Выставка 2013, с. 241-242
- ^ Арис 1980, с. 226
- ^ Выставка 2013, с. 244-247
- ^ Шакабпа 1984, с. 113
- ^ Шакабпа 2010, с. 352
- ^ Кармай 2014, с. 215
- ^ Арис 1979, с. 227
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 5,
- ^ Jump up to: а б с Туччи 1949, с. 71
- ^ Jump up to: а б Ричардсон 1998, с. 450
- ^ Выставка 2013, с. 261-262
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 368-369
- ^ Jump up to: а б с Выставка 2013, с. 262
- ^ Кармай 2014, с. 374
- ^ Кармай 2014, с. 375
- ^ Туччи 1949, с. 70
- ^ Выставка 2013, с. 263
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 383-384
- ^ Дхондуп 1984, с. 32
- ^ Ричардсон 1998, с. 444
- ^ Гьяцо 1679, fo. 128а
- ^ Jump up to: а б с Кармай 2014, с. 424
- ^ Лето 2014 г., с. 384 и последующие.
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 384-3
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 395-399
- ^ Jump up to: а б Кармай 2014, с. 402
- ^ Jump up to: а б Кармай 2014, с. 403
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 403-4
- ^ Кармай 2014, с. 406
- ^ Кармай 2014, с. 391
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 410-4
- ^ Кармай 2009, с. 514
- ^ Кармай 2014, с. 411
- ^ Кармай 2014, с. 412
- ^ Jump up to: а б Туччи 1949, с. 72
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 412-4
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 413
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 413-4
- ^ Кармай 2014, с. 414
- ^ Jump up to: а б с д Кармай 2014, с. 415
- ^ Jump up to: а б с Кармай 2014, с. 416
- ^ Кармай 2014, с. 417
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 417-418
- ^ Кармай 2014, с. 430
- ^ Кармай 2014, стр. 107-1. 418-419
- ^ Кармай 2014, с. 419
- ^ Кармай 2014, с. 420
- ^ Кармай 2014, глава
Источники
[ редактировать ]- Арис, Майкл (1979). Бутан: Ранняя история Гималайского королевства . Уорминстер, Великобритания: ISBN Aris & Philips Ltd. 0856680826 .
- Бултрини, Раймондо (перевод Марии Симмонс) (2013). Далай-лама и король демонов . Нью-Йорк: Тибетский дом США . ISBN 9780967011523 .
- Дхондуп, К. (1984). Водяная Лошадь и другие годы . Дхарамсала: Библиотека тибетских произведений и серия исторических архивов.
- Дунгкар Лосанг Хринли (2002). Дунгкарский большой тибетологический словарь . Пекин: Китайское издательство тибетологии. п. 1205. ISBN 7-80057-540-3 .
- Лобсанг Гьяцо , нгаг дбанг бло бзанг ргья мтшо , Пятый Далай-лама (1679 г.). Автобиография, Хорошая шелковая ткань, 3 тома, rang rnam du kü la'i gos bzang , TBRC W175. Том III, ф. 128a, Прокламация отпечатка руки на тройных ступенях дворца Потала, rtse pho brang po tā la'i gsum skas 'go'i rtsi tshig phyag rjes ma .
- Кармай, Самтен Г. (2009). Стрела и веретено, Исследования по истории, мифам, ритуалам и верованиям в Тибете . Переработанное издание. Катманду, Непал, Книжный пункт Мандала. ISBN 9789994655106 .
- Кармай, Самтен Г. (переводчик) (2014). Трулвай Ролцай; Призрачная пьеса [«Дукула»]: Автобиография Пятого Далай-ламы . Публикации Сериндии. Чикаго. ISBN 978-1-932476675 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - Лобсанг Гьяцо, пятый Далай-лама (1652 г.). Биография Йонтена Гьяцо, четвертого Далай-ламы. " Jig rten dbang phyug thams cad mkhyen pa yon tan rgya mtsho dpal bzang po'i rnam par thar pa nor bu'i 'phreng " ba Тибетский буддийский ресурсный центр. W294-1813-eBook.pdf
- Пхунцо, Карма (2013). История Бутана . Винтажные книги/Random House, Индия. ISBN 978-8184004113
- Ричардсон, Хью Э. (1998) Высокие Пики, Чистая Земля; Сборник сочинений по истории и культуре Тибета . Публикации Сериндии, Лондон. ISBN 0906026466
- Питер Швайгер (2015). Далай-лама и император Китая: политическая история тибетского института реинкарнации . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 39. ИСБН 9780231168526 .
- Шакабпа , Цепон В.Д. (1967), Тибет: политическая история . Нью-Йорк: Издательство Йельского университета и (1984), Сингапур: Публикации Потала. ISBN 0961147415 .
- Шакабпа, Цепон В.Д. (2010). Сто тысяч лун. Продвинутая политическая история Тибета (перевод: Дерека Ф. Махера) (2 тома) . Лейден (Нидерланды), Бостон (США): Библиотека тибетских исследований Брилла. ISBN 9789004177321 .
- Триджанг Ринпоче . (1967). Обширный комментарий к умилостивительному тексту Шугдена, Гьялчен Тодрел (Уайли: rGyal chen bstod 'grel).
- Туччи, Джузеппе . 1949. Тибетские расписные свитки. Рим: La Libreria dello Stato, Том 1 из 3.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рецензируемая биография Депа Норбу в «Сокровищнице жизней» Шона Джонса https://treasuryoflives.org/biographies/view/Depa-Norbu/13614
- Поммаре, Франсуаза , изд. (2003) Лхаса в 17 веке; Столица Далай- лам Брилл. Лейден, Нидерланды. ISBN 9004128662
- Штейн, Р.А. (1972). Тибетская цивилизация (перевод Джона Э. Драйвера) (английское издание). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Нажимать. ISBN 0-8047-0901-7 .