Безупречный
Матакоре был маори вождем Нгати Маниапото в племенной конфедерации Тайнуи из региона Вайкато , Новая Зеландия . Он является предком хапу Нгати Матакоре (подплемени) Нгати Маниапото и южной ветви Нгати Раукава . Вероятно, он жил в начале семнадцатого века. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Матакоре был третьим сыном Ререаху , который был прямым потомком Хотуроа (командира каноэ Тайнуи ), и его первой жены Ранги-анева, дочери Тамайо . [ 4 ] Его матерью была Хине-ау-Пунаму, вторая жена Ререаху, чьими родителями были Ту-а-тангироа из Тайнуи и дочь вождя Нгати-Ха Ха-куха-нуи. [ 5 ] У Матакоре был старший сводный брат Те Ихинга-а-ранги , пять родных братьев ( Маниапото , Ту-вакахекао, Туронго-тапу-арау, Те Ио-вананга или Те Аио-вананга, Каху-ариари) и две сестры ( Кинохаку и Те Ронгорито), многие из которых были предками хапу (подплемен) Нгати Маниапото. [ 6 ]

Матакоре и Маниапото поселились на болоте Мохоао-нуи, к востоку от Отороханги . [ 7 ] Они оба решили построить дома в Вайпонге на северном берегу реки Вайпа, немного восточнее Отороханги. Матакоре нашел в Мангаверо высокий кахикатеа , который он срубил и принес туда, чтобы использовать в качестве тахуху (коньковой балки) своего дома, но Маниапото сообщил ему, что его длина означает, что он может расколоться, и посоветовал обрезать его короче. Тогда Маниапото пошел в лес и срубил себе кахикатеа повыше, чтобы получить дом побольше. Дом Матакоре назывался Мата-керету, а дом Маниапото — Мата-вайора. По состоянию на 1898 год их фундамент все еще был виден. [ 8 ]
Когда Ререаху лежал на смертном одре, он решил отдать свою ману Маниапото, а не Те Ихинга-а-ранги, потому что считал, что младший брат показал себя лучшим лидером. [ 9 ] Это привело к конфликту между Маниапото и Те Ихинга-а-ранги, в котором Матакоре поддержала Маниапото. В результате после своей победы Маниапото высоко оценил Матакоре и предоставил ему контроль над всеми своими землями к югу от реки Вайпа и в хребте Рангитото . [ 10 ] Таня Каай называет отношения между двумя братьями образцовым примером «взаимоприемлющих отношений», ожидаемых между туаканой («старшим братом») и тейной («младшим братом») в культуре маори. [ 11 ]

Матакоре провел остаток своей жизни в мире и процветании. Из-за его великой маны у людей было принято предлагать ему первую часть всего, что они поймали в реке или в горах. Традиция Тайнуи сообщает, что однажды люди принесли эти подношения, когда он спал, но когда они его разбудили, он посмотрел на еду, а затем снова заснул, сказав: «Если ты меня разбудишь, пусть это произойдет». будь для вату турей Руа». Whatu turei — это пирог из ягод хинау , но эта фраза имеет двойной сексуальный подтекст . Эта история контрастирует с прожорливым поведением некоторых других вождей, и фраза Матакоре стала пословицей маори ( вакатауки ). [ 10 ] [ 12 ]
Семья
[ редактировать ]Матакоре вышла замуж за Вай-Харапепе, потомка Хекемару, сына Те Арава вождя Пикиао , и у них родился сын: [ 13 ]
- Мания-такамайвахо , женившийся на Торе-кауаа, дочери Ту-те-ао-марама .
Он также женился на Туки-тауа, дочери Вайрере , и у него родилась дочь:
- Вайко-хика, вышедшая замуж за Те Канава- старшего и родившая двух дочерей: Паренга-опе и Тира-ману-вири. [ 14 ]
Потомки Матакоре, Нгати Матакоре, делят семь мараэ на юге Вайкато с различными другими хапу Нгати Маниапото и одно мараэ в Манавату с хапу Нгати Раукава и Нгати Тоа . [ 1 ] [ 2 ]
Источники
[ редактировать ]Пей Те Хуринуи Джонс рассказывает о жизни Матакоре, основываясь на рассказах, которые он слышал от старейшин Тайнуи. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лагерь Раша. «Тайнуи: Маниапото: Стадо представителей» . Стадо представителей . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Лагерь Раша. «Море Раукава: Нгати Раукава ки те Тонга» . Стадо представителей . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 188.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 170–171.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 100–101, 170–171.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 177.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 174–175.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 374–375.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 170–173.
- ^ Jump up to: а б Джонс и Биггс 2004 , стр. 194–195.
- ^ Каай, Таня (2004). Ки те вайао: введение в культуру и общество маори . Окленд, Новая Зеландия: Пирсон Лонгман. п. 95. ИСБН 9780582545724 .
- ^ Брум, AE; Рид, AW; Кард, Тимоти (2018). Книга пословиц маори Раупо: сборник пословиц Раупо . Лондон. ISBN 9781742532639 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 184–175.
- ^ Уайт 1888 , стр. 103–104.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 188 №1.
Библиография
[ редактировать ]- Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. ISBN 1869403312 .
- Уайт, Джон (1888). Древняя история маори, его мифология и традиции: Тай-Нуи . Том. 4. Веллингтон: Правительственная типография.