Астрономия
Те Ихинга-а-ранги был рангатирой Нгати (вождем) маори Раукава в племенной конфедерации Тайнуи из региона Вайкато , Новая Зеландия , и является предком Нгати Хауа и Нгати Короки Кахукура иви и Те Ихинга-а-ранги хапу. Нгати Маниапото . Вероятно, он жил в первой половине семнадцатого века. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Те Ихинга-а-ранги был первенцем Ререаху , который был прямым потомком Хотуроа (командира каноэ Тайнуи ), и его первой жены Ранги-анева, дочери Тамаио . [ 2 ] Он родился в деревне под названием Тихикоорео, рядом с Ваймихой . [ нужна ссылка ] После его рождения Ререаху снова женился на Хине-о-Пунаму и имел несколько детей, в том числе Маниапото . [ 3 ] Когда он вырос, Те Ихинга-а-ранги поселился в Онгараху, к юго-востоку от Отороханги . [ 4 ]
Конфликт с Маниапото
[ редактировать ]Когда Ререаху лежал на смертном одре, он решил отдать свою ману Маниапото, а не Те Ихинга-а-ранги, потому что считал, что младший брат показал себя лучшим лидером. Поэтому он велел Те Ихинга-а-ранги пойти к туаху (алтарю) и совершить ритуалы, пообещав передать ему ману, когда он вернется. Пока его не было, он позвал к себе Маниапото, покрыл его голову красной охрой и велел ему кусать макушку, передавая ему большую часть маны. Маниапото возражал, но Ререаху заявил, что Те Ихинга-а-ранги в каком-то смысле незаконен. [ 5 ] Пей Те Хуринуи Джонс предполагает, что это произошло потому, что Ререаху уже планировал жениться на Хине-пунаму, когда был зачат Те Ихинга-а-ранги, и / или потому, что Хине-моана была генеалогически старше Ранги-анева. [ 4 ] [ 6 ] Маниапото принял власть, и к тому времени, когда Те Ихинга-а-ранги вернулся, Ререаху был мертв.
Одним из гостей, приехавших из Кавиа (похороны) Ререаху на тангихангу , был Ту-тарава, брат матери Маниапото и чей сын был женат на правнучке Те Ихинга-а-ранги, Хине Ватихуа. Он посетил Те Ихинга-а-ранги, который подал ему еду из птичьего мяса, отдав Ту-тараве худшую часть (головы), а остальное оставив себе. Те Инхинга-а-ранги сообщил, что намеревался убить Маниапото. [ 4 ] После этого Ту-тарава посетил дом Маниапото, Хикуранги, в Мохоао-нуи, немного к северо-западу. Маниапото также подал своему дяде птичье мясо, но дал ему лучшую порцию, поэтому он рассказал Маниапото о намерениях Те Ихинга-а-ранги. [ 7 ]
Маниапото велел Ту-тараве вернуться в Те Ихинга-а-ранги и сообщить ему, что Маниапото решил покинуть Мохоао-нуи и поселиться где-нибудь на востоке. Затем Маниапото и его люди покинули деревню, направились на восток, прежде чем кружить вокруг и скрываться на берегу реки к западу от деревни. Подумав, что деревня заброшена, Те Ихинга-а-ранги собрал там группу и попал в засаду. Большая часть людей Те Ихинга-а-ранги была убита, но он был схвачен живым и доставлен к Маниапото, который плюнул ему на голову, опозорив Те Ихинга-а-ранги и обеспечив себе превосходство. [ 7 ]
Отъезд и смерть
[ редактировать ]После этого поражения Те Ихинга-а-ранги покинул регион и переехал со своей семьей в Те Тики-о-Те-Ихинга-а-ранги, к западу от современного Кембриджа . Он умер несколько лет спустя, и его дети похоронили его кости в пещере Туту-хаухау недалеко от Тироа . [ 7 ]
Семья
[ редактировать ]Те Ихинга-а-ранги женился на Хаэте и имел трех сыновей: Кахуи-ао, Уэ-хаэроа и Тураки-вай. [ 8 ] Эти трое старших детей родились до того, как он покинул Онгараху и после его смерти поселился в Онгаруэ и Ваймихи, став предками Те Ихинга-а-ранги хапу из Нгати Маниапото, который до сих пор базируется в этом регионе. [ 9 ]
После того, как Те Ихинга-а-ранги переехал в Те Тики-о-Те-Ихинга-а-ранги, у него родился четвертый сын Кури от второй жены Ринга-арикура. Кури остался в этом регионе после смерти своего отца, и его потомками являются Нгати Хауа (у которого есть мараэ в Гамильтоне , Таухаре , Морринсвилле и Вахароа ). [ 10 ] и Нгати Короки Кахукура (у которого есть мараэ в Маунгатаутари и Арапуни ). [ 11 ]
Также у него была дочь Хине-мапухия, которая была предком Хоту-мауэа . [ 12 ]
Источники
[ редактировать ]История Те Ихинга-а-ранги и его конфликта с Маниапото записана Пей Те Хуринуи Джонсом на основе устных рассказов, которые он услышал от неуказанных старейшин Тайнуи. [ 13 ] Эту историю процитировали старейшины Нгати Маниапото во время конфликта по поводу статуса племени Ререаху в Нгати Маниапото в 2016 году. [ 14 ]
Семейное обследование
[ редактировать ]Область Те Ихинга - а-ранги хапу сосредоточена в районе Ваймиха, где есть мараэ, называемое Ваймиха, и варенуи, называемое Те Ихингаранги. Они также делят мараэ Мангапихи / Ререаху варенуи возле Маниаити / Беннидейла и мараэ Те Хапе / Те Каха Туатини варенуи возле Пуреоры с племенной группировкой Ререаху . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 170.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 170–171.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 100–101, 170–171.
- ^ Jump up to: а б с Джонс и Биггс 2004 , стр. 172–173.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 170–173.
- ↑ Отец Хине-ау-Пунаму, Ту-а-тангироа, был сыном Уэнуку-тухату Уэтапу, старшего брата деда Ранги-анева, Уэнуку-те-ранги-хока. Джонс и Биггс 2004 , стр. 100–101, 170–171
- ^ Jump up to: а б с Джонс и Биггс 2004 , стр. 174–175.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 174–175, 177.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , стр. 174–177.
- ^ Лагерь действий. «ТКМ: Племя: Нгати Хауа» . Стадо представителей . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Лагерь действий. «ТКМ: Племя: Нгати Короки Кахукура» . Стадо представителей . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 379.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 170 н.1.
- ^ Forbes, Михингаранги (13 октября 2016 г.). «Королевская страна сделает шаг к урегулированию» . РНЗ . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Лагерь действий. «ТКМ: Племя: Маниапото» . Стадо представителей . Проверено 6 марта 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. ISBN 1869403312 .